Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / МУЗЫКАНТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пригодич Елена Олеговна, Поморцева Нина Владимировна

На современном этапе развития общества большое значение приобретает высшая школа как социальный институт, цель которого не только формирование компетентного специалиста, но и полноценной личности, обладающей физическим и духовным здоровьем. Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс подготовки музыканта-исполнителя неоспоримо важно, поскольку снижение уровня успеваемости обучающихся является одной из основных проблем, вызванных общесоматическими и профессиональными заболеваниями. Целью данного исследования является разработка предложений по совершенствованию подготовки музыкантов-исполнителей в вузе с применением здоровьесберегающих технологий. Для достижения поставленной цели применялись такие методы исследования, как анализ, сравнение, систематизация и обобщение научных данных в области методики музыкального образования, педагогики и психологии. Автор предлагает сгруппировать здоровьесберегающие технологии для студентов-музыкантов вуза в виде модульной системы, предполагающей полноценное функционирование в вузе в условиях охраны здоровья. Основные составляющие этой системы: здоровьесберегающая структура образовательного учреждения, физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа с обучающимися, просветительская и методическая работа с преподавателями вуза, создание рекреационной системы вуза, оптимизация работы психологической службы, рациональная организация учебного процесса. Отдельное внимание автор уделяет разработке рекомендаций по организации практических занятий со студен-тами-музыкантами. Результатом применения здоровьесберегающих технологий обучения музыкантов наряду с подготовкой высококвалифицированного специалиста в области музыкального искусства должны стать укрепление и охрана здоровья, повышение работоспособности и качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пригодич Елена Олеговна, Поморцева Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF EDUCATION OF A PERFORMING MUSICIAN

At the present stage of development of society, higher education as a social institution is of greater importance, the purpose of which is not only the formation of a competent specialist, but also a full-fledged personality with physical and spiritual health. The introduction of health-saving technologies in a process of training the musician-performer is indisputably important, since a decrease in the level of student achievement is one of the main problems caused by general somatic and occupational diseases. The purpose of this study is to develop proposals for improving the training of musicians-performers at the university using health-saving technologies. To achieve this goal, such research methods as analysis, comparison, systematization and generalization of scientific data in the field of methods of music education, pedagogy and psychology empirical observation, analysis of the activities of educational organizations were used. The authors propose to group health-saving technologies for students-musicians of the university in the form of a modular system that involves the full functioning of the university in the conditions of health protection and educational activities of students. The main components of this system: health-saving structure of the educational institution, physical culture, health and educational work with students, educational and methodological work with university teachers, creation of a recreational system of the university, optimization of the psychological service, rational organization of the educational process. The author pays special attention to the development of recommendations for the organization of practical classes with student musicians. The result of the use of health-saving technologies for training the musicians, along with training of a highly qualified specialist in the field of musical art, should be strengthening and protection of health, increasing the working capacity and quality of life.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ»

20. Khorina V.V. Tekhnologii publikatsionnoy effektivnosti uchenogo. Postroenie lichnoy publikatsionnoy strategii prep-odavatelya vuza [Technologies of publication efficiency of a scientist. Building a personal publication strategy for a university teacher]. Informatizatsiya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: materialy IMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Informatization of education and e-learning methods. Materials of the I International Scientific Conference]. Krasnoyarsk, SibFU Publ., 2016, pp. 151-156. (In Russ.).

21. Feekery A.J., Chisholm K., Jeffrey C., Diesch F. Enhancing Students' Professional Information Literacy: Collaboratively Designing an Online Learning Module and Reflective Assessments. Journal of Information Literacy, 2021, vol. 15, iss. 2, pp. 150-165. (In Engl.), doi: 10.11645/15.2.2856.

22. Nierenberg E., Lag T., Dahl T.I. Knowing and Doing: The Development of Information Literacy Measures to Assess Knowledge and Practice. Journal of Information Literacy, 2021, vol. 15, iss. 2, pp. 78-123. (In Engl.), doi: 10.11645/15.2.2795.

23. Rapchak M. Introducing Critical Librarianship to Information Professionals: Using Critical Pedagogy and Critical Information Literacy in an LIS Graduate Course. Communications in Information Literacy, 2021, vol. 15, iss. 1, pp. 139-157. (In Engl.), doi: 10.15760/comminfolit.2021.15.1.8.

24. Sun J., Yang Sh.Y., Han X.A. Framework and Indicators for Information Literacy of Vocational School Students. Tenth International Conference of Educational Innovation through Technology, 2021, pp. 261-265. (In Engl.), doi: 10.1109/EITT53287.2021.00058.

УДК 371

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-228-238

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Пригодич Елена Олеговна, доцент кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: prigodich@yandex.com

Поморцева Нина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: musiclogist@mail.ru

На современном этапе развития общества большое значение приобретает высшая школа как социальный институт, цель которого не только формирование компетентного специалиста, но и полноценной личности, обладающей физическим и духовным здоровьем.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс подготовки музыканта-исполнителя неоспоримо важно, поскольку снижение уровня успеваемости обучающихся является одной из основных проблем, вызванных общесоматическими и профессиональными заболеваниями.

Целью данного исследования является разработка предложений по совершенствованию подготовки музыкантов-исполнителей в вузе с применением здоровьесберегающих технологий. Для достижения поставленной цели применялись такие методы исследования, как анализ, сравнение, систематизация и обобщение научных данных в области методики музыкального образования, педагогики и психологии.

Автор предлагает сгруппировать здоровьесберегающие технологии для студентов-музыкантов вуза в виде модульной системы, предполагающей полноценное функционирование в вузе в условиях охраны здоровья. Основные составляющие этой системы: здоровьесберегающая структура образовательного учреждения, физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа с обучающимися, просветительская и методическая работа с преподавателями вуза, создание рекреационной системы вуза, оптимизация работы психологической службы, рациональная организация учебного процесса. Отдельное внимание автор уделяет разработке рекомендаций по организации практических занятий со студентами-музыкантами.

Результатом применения здоровьесберегающих технологий обучения музыкантов наряду с подготовкой высококвалифицированного специалиста в области музыкального искусства должны стать укрепление и охрана здоровья, повышение работоспособности и качества жизни.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, модульная система, музыкант-исполнитель, психологическое здоровье, соматические заболевания.

HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF EDUCATION OF A PERFORMING MUSICIAN

Prigodich Elena Olegovna, Associate Professor of Department of Musicology and Applied Musical Arts, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: prigodich@yandex.com

Pomortseva Nina Vladimirovna, PhD of Art History, Associate Professor, Department Chair of Musicology and Applied Musical Arts, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: musiclogist@mail.ru

At the present stage of development of society, higher education as a social institution is of greater importance, the purpose of which is not only the formation of a competent specialist, but also a full-fledged personality with physical and spiritual health.

The introduction of health-saving technologies in a process of training the musician-performer is indisputably important, since a decrease in the level of student achievement is one of the main problems caused by general somatic and occupational diseases.

The purpose of this study is to develop proposals for improving the training of musicians-performers at the university using health-saving technologies. To achieve this goal, such research methods as analysis, comparison, systematization and generalization of scientific data in the field of methods of music education, pedagogy and psychology empirical observation, analysis of the activities of educational organizations were used.

The authors propose to group health-saving technologies for students-musicians of the university in the form of a modular system that involves the full functioning of the university in the conditions of health protection and educational activities of students. The main components of this system: health-saving structure of the educational institution, physical culture, health and educational work with students, educational and methodological work with university teachers, creation of a recreational system of the university, optimization of the psychological service, rational organization of the educational process. The author pays special attention to the development of recommendations for the organization of practical classes with student musicians.

The result of the use of health-saving technologies for training the musicians, along with training of a highly qualified specialist in the field of musical art, should be strengthening and protection of health, increasing the working capacity and quality of life.

Keywords: health-saving technologies, modular system, musician-performer, psychological health, somatic diseases.

Музыка как самый эмоциональный вид искусства имеет огромное влияние на человека. С древних времен многие ученые неоднократно доказывали взаимосвязь эмоционального состояния личности и ее внутреннего мира с предпочтениями звуковой палитры и метроритмики. Многие проведенные исследования в ХХ веке подтвердили факт благотворного воздействия музыки на душевное состояние человека, способной

излечить или скорректировать его психические отклонения и течения болезни. Но возникает закономерный вопрос о музыкантах, которые тоже люди и тоже обладают рядом психофизиологических особенностей. Поскольку человек данной профессии является непосредственным транслятором музыкального содержания произведения через призму своего внутреннего мира и жизненного опыта, то осознание исполнительской

интерпретации приводит к мысли, что каждый музыкант вносит в музыкальное произведение нечто свое в стремлении разгадать тайный замысел композитора. Поэтому можно констатировать факт: богатство и гармоничность духовного мира исполнителя, его готовность к пониманию и осмыслению нотной партитуры связаны не только с творческим опытом и техническим мастерством, но и с психоэмоциональными и физическими особенностями здоровья.

В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть способы организации учебного процесса в вузе с использованием здоровьесбе-регающих образовательных технологий, содействующих формированию у музыкантов-исполнителей осмысленного отношения к своему здоровью как в период обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Сила воздействия музыкального произведения на слушателя зависит от уровня профессионализма исполнителя. Поэтому для музыканта, особенно в годы обучения, так важен период освоения и развития исполнительской техники. В этот момент и возникает проблема необдуманного погружения музыканта в творческий процесс, приводящего впоследствии к проблемам со здоровьем. В погоне за успешностью и виртуозностью исполнитель забывает о важности соблюдения здоровьесберегающих технологий, которые помогают сбалансировать его затраченные силы, приобретенные исполнительские навыки и внутренние резервы здоровья. Например, небезызвестен биографический факт из жизни Роберта Шумана, который подтверждает безудержное желание некоторых музыкантов стать более техничными и виртуозными исполнителями в ущерб своему психофизиологическому здоровью. Для того чтобы не повторить представленный печальный опыт, надо соблюдать тонкую грань между нарабатываемым музыкально-исполнительским мастерством и работоспособностью, связанной со здоровьем и хорошим самочувствием музыканта. Однако, отойдя от рассуждений к практике, можно увидеть, что соблюдать границу названного равновесия непросто: специфика музыкально-исполнительской деятельности подразумевает регулярные и длительные занятия за инструментом, а сложные, с психологической точки зрения, концертные выступления истощают внутренние

ресурсы организма. Поэтому реальная практика музыкально-исполнительской деятельности показывает, что необдуманные большие физические и эмоциональные нагрузки в дальнейшем приводят к проблемам здоровья музыканта и обесточивают его «творческое горение». Подтверждает данную мысль и существующая статистика о том, что профессиональными заболеваниями страдают около 90 % музыкантов по всему миру, при этом из них 72 % являются людьми моложе 25 лет [4, с. 458].

В стремлении найти выход из сложившейся ситуации обратимся к исследованиям ученых из Института здоровья музыкантов в Берлине имени Курта Зингера в Берлине (Kurt Singer Institute for Music Physiology and Musicians' Health) и научно-исследовательского института имени Петера Оствальда при Кельнской консерватории (Hochschule für Musik Köln) [5, с. 90]. В данных учреждениях глубоко изучаются проблемы профессиональных заболеваний музыкантов, разрабатываются методики их лечения и профилактики, основанных на технике правильного дыхания, психологического расслабления, гимнастических упражнений для профилактики и коррекции проблемных зон организма. По данным представленных институтов, предпосылками возникновения профессиональных заболеваний музыкантов-исполнителей становятся такие факторы, как:

- длительные занятия за инструментом, физическая и психологическая перегрузка;

- бесчисленное количество однообразных движений;

- сильнейшее физическое перенапряжение

рук;

- отсутствие полноценного отдыха или перерыва во время репетиций;

- статичное положение тела;

- большая психоэмоциональная нагрузка;

- слабая физическая форма;

- повышенный уровень шума;

- информационная перегрузка;

- отсутствие времени на занятия физкультурой и спортом.

Как следствие, к распространенным профессиональным заболеваниям музыкантов-исполнителей можно отнести:

- зажимы нервов, возникающие в результате длительного нахождения в неестественном и неудобном положении;

- судороги и спазмы мышц, связанные с однообразным движением рук, игрой без перерывов, неправильной постановкой игрового аппарата;

- нарушения опорно-двигательного аппарата (остеохондрозы, кифозы, сколиозы, плоскостопие), обусловленные неудобным положением тела во время игры;

- тендовагиниты встречаются практически у всех музыкантов-исполнителей, но их локализация зависит от инструмента. Пианисты, как правило, больше подвержены воспалительным заболеваниям и травмам в области запястья, которые возникают вследствие длительной нагрузки на кисть при работе над крупной техникой (аккорды и октавы в быстром темпе);

- ганглии (скопления суставной жидкости под мышцами и связками в виде припухлостей или узелков);

- потеря слуха (снижение слуха у музыкантов происходит постепенно, и сами музыканты-исполнители могут часто его не замечать);

- координационный невроз (состояние запредельного торможения, возникающее в центральной нервной системе в ответ на переутомление).

Перечисленные заболевания при своевременной диагностике и лечении могут предотвратить профессиональную инвалидность и повысить качество жизни музыканта-исполнителя. Однако для того чтобы избежать даже первичных признаков названных заболеваний, педагогу необходимо с первых дней обучения музыкально-исполнительскому искусству приучать будущего профессионала к соблюдению здоровьесберегающих технологий в процессе репетиционной деятельности. Поэтому на всех этапах профессиональной подготовки музыканта-исполнителя перед педагогом стоит задача не только передать начинающему музыканту свой богатый опыт исполнительского мастерства, но и научить заботиться о своем психофизическом состоянии, соблюдая здоровьесбе-регающие образовательные технологии.

К. А. Микурова считает, что на систему образования в целом и вузы в частности как на государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач, ложится и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья обучающихся (см. [3, с. 101]). Другими словами, вуз должен формировать культуру здоровья молодого

поколения, мотивировать у обучающихся потребность вести здоровый образ жизни, быть физически активными и заинтересованными в вопросах здорового образа жизни.

По мнению многих исследователей, начало обучения в вузе провоцирует усиление академической активности, что приводит к снижению свободного времени, в том числе сокращается возможность проводить время на открытом воздухе, у студентов происходит повышение гиподинамии, наблюдается рост ожирения и, как следствие, ухудшается состояние здоровья. В. Д. Иванов считает, что основными источниками подрыва здоровья в период обучения в вузе могут быть информационные стрессы, нерациональное питание, эмоциональные срывы во время подготовки и сдачи экзаменов, гиподинамия, отсутствие правильного режима труда и отдыха, появление и закрепление вредных привычек [2, с. 123]. Поэтому С. А. Литвинов подтверждает мысль и важности здоровьесберегающих технологий, которые призваны помочь обучающемуся в улучшении физического самочувствия, в подготовке и повышению уровня морфофункцио-нального состояния организма во время учебных занятий и в часы досуга [6, с. 76]. Также исследователи, как, например, М. Г. Янова, подчеркивают коренящуюся проблему в пренебрежении среди студентов к соблюдению здоровьесберегающих технологий, которое идет от преподавателей, не уделяющих достаточного внимания этому вопросу [9, с. 79]. Следовательно, назревает важный вопрос о внедрении в современный образовательный процесс вуза здоровьесберегающих технологий, которые помогут вырастить полноценного человека, отвечающего социальным и профессиональным запросам общества.

Большинство исследователей (Г. А. Степанова, Г. А. Булатова, Л. О. Артемьева Р. М. Гимазов и др.) под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую оптимальные условия для сохранения и укрепления физического, интеллектуального, духовного и эмоционального здоровья обучающихся. В качестве синонима термина «здоровьес-берегающие технологии» в литературе нередко употребляется понятие «здоровьеформирующие образовательные технологии» [1 с. 97]. С другой точки зрения, такие технологии - это сово-

купность определенных принципов, методов и приемов работы, которые, дополняя традиционные образовательные и воспитательные технологии, наделяют их признаками здоровьесбереже-ния [7, с. 25].

Здоровьесберегающая технология является качественной характеристикой любой образовательной технологии, демонстрирующей важность сохранения здоровья и студентов, и преподавателей в рамках учебного процесса. Поэтому разработка и применение педагогических условий, которые содействуют укреплению и сохранению физического, духовно-нравственного и психологического здоровья обучающихся, являются одной из важных составляющих образовательного процесса вуза.

Реализация здоровьесберегающих технологий возможна при соблюдении следующих условий:

- государственная политика, направленная на формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции в области укрепления и сохранения своего здоровья;

- внедрение в учебный процесс здоровье-сберегающих технологий;

- организация и систематическое проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;

- организация медико-психологического сопровождения образовательного процесса;

- формирование у всех участников образовательного процесса ценностной ориентации на сохранение не только своего здоровья, но и здоровья окружающих.

Здоровьесберегающее образование должно опираться на следующие принципы:

- комплексный подход (взаимодействие различных структур образовательного учреждения);

- гуманизация образовательной среды (формирование доброжелательных и справедливых отношений в коллективе);

- принцип творчества во всех сферах деятельности (обучение без возможности творчества становится насилием над личностью обучающегося);

- учет индивидуально-возрастных особенностей (дифференциация целей, задач, методов, средств и результатов сохранения здоровья во всех сферах деятельности обучающегося);

- ценностная ориентация на здоровье как необходимое условие дальнейшей самореализации;

- содействие самореализации и самоутверждения (учебный план должен включать учебные дисциплины и внеурочные занятия по выбору обучающихся, которые соответствуют их интересам, способностям и склонностям);

- соблюдение санитарно-гигиенических требований и норм к организации учебного процесса (нормирование учебной нагрузки, профилактика переутомлений);

- коррекция соматического здоровья (оздоровительные и медицинские мероприятия, проводимые без отрыва от учебного процесса);

- педагогическая поддержка (разработка и реализация программ по формированию здоровья, отказа от вредных привычек, мотивации здорового образа жизни);

- здоровое питание (организация и контроль качества питания в образовательном учреждении).

Авторы-исследователи (Г. К. Айзман, Н. П. Абаскалова, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Э. Чарльстон и др.) предлагают различные классификации здоровьесберегающих технологий и моделей их внедрения и реализации. Мы будем придерживаться классификации, разработанной Н. К. Смирновым [8, с. 60]. Так, согласно этой классификации, здоровьесберегающие технологии подразделяются на медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровьесберегающие образовательные технологии.

Медико-гигиенические технологии находится в ведении медицинской службы вуза, которая помогает проводить своевременную диагностику общесоматических и профессиональных заболеваний, принимать меры по их профилактике и устранению без промедления (систематические медицинские осмотры студентов, преподавателей и сотрудников вуза, оказание неотложной и консультативной помощи обратившимся в медицинский пункт, плановое проведение вакцинации, санитарно-гигиеническое просвещение обучающихся, профилактические мероприятия в период эпидемий и карантинов), а также контролировать обеспечение надлежащих санитарно-гигиенических условий в различных подразделениях вуза.

Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья, осуществляются на занятиях физической культурой, спортивных и оздоровительных мероприятиях, в секциях вуза, а также в процессе самостоятельной физической активности обучающихся.

Экологические технологии предполагают соблюдение природосообразных, экологически благоприятных условий жизни и деятельности обучающихся и преподавателей, гармоничных взаимоотношений с природой.

Реализацией технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности занимаются инженерно-технические службы вуза, специалисты по охране труда и защите в чрезвычайных ситуациях, приглашенные службы пожарного, санитарно-эпидемиологического надзора. Требования и рекомендации всех профильных специалистов подлежат обязательному учету и должны быть своевременно интегрированы в общую систему здоровьесберегающих технологий вуза.

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на организационно-педагогические, психолого-педагогические и учебно-воспитательные технологии:

- организационно-педагогические технологии связаны с соблюдением в ходе учебного процесса удобного режима работы студентов и педагогов, предотвращающего состояние переутомления, гиподинамии и прочих дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии осуществляются в ходе занятий, основанных на соблюдении здорового микроклимата психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;

- учебно-воспитательные технологии включают разработку и проведение организационно-воспитательных мероприятий, которые содействуют формированию осмысленного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, направлены на воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни.

Помимо перечисленных, необходимо отметить две группы технологий, осуществляемых во время внеурочной работы вуза:

- социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии призваны формировать и укреплять психологическое здоровье обучаю-

щихся; повышать адаптивные способности личности (социально-психологические тренинги, мероприятия и программы семейной и социальной педагогики);

- лечебно-оздоровительные технологии относятся к самостоятельной медико-педагогической области знаний, включают лечебную физкультуру и лечебную педагогику, призваны обеспечивать восстановление физического здоровья обучающихся.

Все вышеперечисленные здоровьесберега-ющие технологии, принципы и условия их реализации необходимо использовать системно и комплексно. Самочувствие обучающихся не должно зависеть от рейтинга вуза, его удаленности от больших городов, объема его финансирования и компетентности администрации в вопросах здоровьесохранения и здоровьесбережения. Все структуры учебного заведения и сотрудники вуза должны выстраивать свою деятельности, применяя здоровьесберегающие технологии.

Предлагаемая нами модель системной комплексной работы вуза по сохранению и укреплению здоровья музыкантов-исполнителей включает 8 модулей.

I модуль - здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения. Модуль включает:

- состояние и оснащение учебных корпусов и общежития вуза в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими нормами;

- звукоизоляция аудиторий для практических музыкальных занятий;

- наличие медицинского кабинета, необходимого медицинского оборудования, укомплектованность медицинского персонала;

- наличие в учебных корпусах аптечек первой медицинской помощи;

- оснащение спортивных залов и исправное состояние оборудования и инвентаря;

- наличие студенческой столовой, организация полноценного питания обучающихся;

- своевременное обучение преподавателей и сотрудников вуза навыкам оказания первой медицинской помощи и технике безопасности;

- наличие психологической службы;

- укомплектованный штат преподавателей и сотрудников учебно-вспомогательного состава.

Ответственность и контроль реализации первого модуля осуществляет администрация вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II модуль - физкультурно-оздоровительная работа с обучающимися. Модуль предполагает рациональную организацию двигательного режима обучающихся, способствует нормальному физкультурному развитию, повышает адаптивные возможности организма, развивает двигательные навыки, которые будут необходимы для успеха в будущей профессиональной деятельности, приобщает обучающихся к систематическим физкультурным занятиям, активному участию в спортивных мероприятиях, оказывает влияние на нравственное и эстетическое развитие личности студента. Модуль включает:

- занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» с учетом индивидуальных медицинских показаний;

- наличие спортивных секций;

- организация динамических перемен;

- регулярное проведение спортивных и спортивно-оздоровительных мероприятий.

III модуль - воспитательная работа с обучающимися. Работа данного модуля направлена на формирование ценностной ориентации на здоровье и ведение здорового образа жизни. Модуль включает:

- лекции, консультации, беседы с медиками и психологами по проблемам сохранения здоровья, профилактике и избавления от вредных привычек;

- дни здоровья и другие просветительско-оздоровительные мероприятия;

- мониторинг физического и психологического состояния обучающихся посредствам медицинских осмотров, а также психологических консультаций и тестирований.

Значительную помощь в формировании правильного отношения к собственному здоровью у молодого поколения могут оказать специальные дисциплины, которые дают теоретические и практические знания, касающиеся личной гигиены, правильной организации соблюдения режима сна и отдыха, борьбы с вредными привычками, организации полноценного и правильного питания. Этими дисциплинами являются ОБЖ и валеология.

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в российских ву-

зах с 1995 года. Курс отражает государственную политику в области защиты от чрезвычайных ситуаций, формирует у обучающихся компетенции, предполагающие ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Валеология как наука о здоровье появилась в конце 70-х годов XX столетия. Предметом изучения дисциплины «Валеология» в вузе являются: здоровье как категория медицинской и социальной науки, механизмы формирования и укрепления здоровья, методы оценки состояния здоровья, способы укрепления и сохранения здоровья.

IV модуль - просветительская и методическая работа с профессорско-преподавательским и учебно-вспомогательным составом вуза. Модуль включает:

- повышение квалификации преподавателей

вуза;

- лекции, консультации, семинары, курсы по вопросам здоровьесбережения;

- наличие научно-методической литературы по вопросам здоровьесбережения в фондах библиотеки и ЭБС вуза;

- участие преподавателей и кураторов в спортивных и спортивно-оздоровительных мероприятиях вуза.

V модуль - профилактика и наблюдение за состоянием здоровья обучающихся в динамике. Модуль включает:

- профилактические мероприятия (витаминизация, профилактика слуховых перегрузок, нарушения осанки и зрения);

- регулярный анализ физического здоровья обучающихся преподавателями и кураторами;

- систематическая психологическая и социальная помощь студентам;

- участие медицинских работников во всех компонентах работы вуза по - сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

- диспансеризация.

VI модуль - психологические знания и психологические методики. Современная социально-экономическая ситуация, уровень жизни, экологическая обстановка сказываются не только на физическом, но и на психическом здоровье обучающихся. В этой связи необходимо внедрение инновационных технологий сохранения психического здоровья обучающихся вуза. Согласно

данным некоторых социально-психологических исследований, почти 90 % первокурсников отмечают затруднения в учебной деятельности (немотивированные страхи, тревожность, ухудшение памяти). Отдельная проблема - алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, туберкулез, суициды и др.

В качестве инновационных методов решения задач по развитию психического адаптационного ресурса предлагаем использовать следующие формы работы:

- индивидуальное консультирование психолога;

- обучающие тренинги по саморегуляция, подготовки к сценическим выступлениям и экзаменами, управление эмоциональным состоянием, конфликтология, социальная активность и т. д.;

- дистанционное консультирование обучающихся психологами и психиатрами посредством сети Интернет;

- комплексная психологическая диагностика личности (индивидуально-психологические свойства, уровни развития когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, коммуникативной сфер деятельности и - степень дезадаптации студента;

- профилактика эмоциональных нарушений и нарушений поведения;

- организация кабинетов релаксации (музыкальная терапия, ароматерапия, фитотерапия и т. д.).

VII модуль - рекреационная инфраструктура вуза и рекреационные мероприятия. Рекреационную систему можно разделить на два уровня. Первый уровень - рекреационные мероприятия на государственном, вузовском, профсоюзном уровнях (дома отдыха, санатории, курорты). Второй уровень - это индивидуализированная рекреационная система, которая ориентируется на сохранение оптимального психологического состояния студентов и требует присутствия специалиста по применению специальных методик преодоления утомления и поддержания энергии (лечебный сон, аутотренинг, медитация и др.).

VIII модуль - рациональная организация учебного процесса. Реализация этого модуля создаст условия повышения эффективности учебного процесса, направлена на снижение напряжения

и утомляемости обучающихся. Модуль включает:

- соблюдение гигиенических норм, требований и рекомендаций к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки;

- соблюдение рекомендаций и требований к использованию технических средств обучения (компьютеры, проекторы, мультимедийная, звуковоспроизводящая аппаратура);

- организация уроков физической культуры и других занятий активно-двигательного характера с соблюдением соответствующих норм и требований;

- использование методик и методов обучения, соответствующих возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям обучающихся;

- индивидуальный подход к обучающимся (учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей обучающихся).

Для того чтобы избежать проблем со здоровьем и не поставить под угрозу карьеру музыканта, преподаватели практических дисциплин должны выстраивать аудиторную нагрузку и помогать организовывать самостоятельные занятия со студентами, придерживаясь следующих рекомендаций:

1. Постепенное увеличение нагрузки. Нельзя допускать многочасовые занятия после длительного перерыва, болезни или каникул. Резкое возрастание часов занятий может привести к травмам мышц, сухожилий и связок. Нельзя допускать также многочасовой репетиционный марафон перед экзаменами или выступлениями.

2. Включение физической разминки перед занятием за инструментом или выступлением. Традиционному разыгрыванию на инструменте должна предшествовать небольшая физическая разминка, которая будет способствовать согреванию мышц и приведению в готовность всего игрового аппарата музыканта.

3. Постоянный контроль правильности положения тела во время игры, постановки игрового аппарата. Смена положения тела исполнителя во время занятия (например, в то время, когда педагог осуществляет показ за инструментом или идет обсуждение исполнения).

4. Физические упражнения в перерывах между занятиями и динамические паузы во вре-

мя урока. Кратковременные физические упражнения вызывают возбуждение других отделов мозга, тем самым усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбужденных отделов. После такого короткого, но активного отдыха повышается внимание обучающихся и значительно улучшается восприятие материала. В качестве примера приведем упражнение «Аист». С помощью него тренируется вестибулярный аппарат, развивается координация движений, формируется правильная осанка, укрепляются мышцы ног.

5. Включение элементов самомассажа во время подготовки к занятиям и в перерывах между ними способствует нормализации кровообращения и лимфооттока, которые замедляются из-за постоянного нахождения в одной позе.

6. Контроль состояния игрового аппарата во время занятия. Не допускать мышечные зажимы во время исполнения ни во время урока, ни во время самостоятельной подготовки. Всегда играть расслабленными руками. После сложных технических эпизодов уметь быстро расслабить аппарат и сбросить напряжение.

Для преодоления мышечного перенапряжения можно использовать следующие упражнения:

- сложить кисти рук ладонь на ладонь, поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее.

- сжать пальцы в кулак, одновременно двумя руками выполнять круговые движения кистью вправо, затем влево.

- сильно сжимать и разжимать пальцы обеих рук до состояния легкой усталости.

- выпрямить пальцы, выполнять круговые движения большим пальцем сначала вправо, затем влево.

- руки поставить друг напротив друга, выпрямить пальцы, на двух руках одновременно сжимать и разжимать первые две фаланги.

- сжать пальцы в кулак, выполнять разгиба-тельные и сгибательные движения каждым пальцем.

7. Включать элементы вокалотерапии во время работы над сложными полифоническими или кантиленными фрагментами. Переключение внимания с рук на голос позволяет частично снять

мышечное напряжение с игрового аппарата и дать возможность расслабления мышцам.

8. Включение элементов ансамблевой игры, импровизации в ход занятия. Как правило, использование этих приемов работы позволяет сбросить не только мышечное, но и эмоциональное напряжение.

9. Включение гимнастики для глаз во время чтения с листа, разбора произведений и других этапов работы над произведением с использованием нот. Можно использовать следующий комплекс упражнений:

- крепко зажмурить глаза на 3-5 с, считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время;

- быстро моргать в течение 60-120 с;

- круговые движения глазами (при этом голова не вращается);

- голову держать прямо, отводить глаза как можно дальше вправо (не моргая), посмотреть прямо (несколько раз моргнуть), закрыть глаза и сделать паузу. Затем выполнить данное упражнение в противоположную сторону.

- смотреть на конкретный предмет, находящийся прямо перед собой, при этом поворачивать голову влево и вправо, не отрывая взгляда от данного предмета.

- смотреть в окно вдаль не менее одной минуты.

Для снятия усталости глаз и укрепления глазных мышц можно использовать стереограммы. Их применение основывается на определении изображения, спрятанного на рисунке. Для этого используются карточки со специальным изображением. Необходимо соблюдать следующие требования к изображению:

- шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт;

- количество цветов на рисунке не больше трех;

- цвета шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы имеющийся текст хорошо читался;

- текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления;

10. Дыхательная гимнастика способствуют насыщению организма кислородом. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. В качестве примера

можно использовать простое упражнение: вдох (5 с) - задержка дыхания (3 с) - выдох (5 с) - задержка дыхания (3 с). Медленный выдох способствует расслаблению, успокоению, помогает справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательные упражнения особенно эффективны перед выступлением на сцене (концерты, экзамены).

11. Добиваться оптимального состояния перед концертными выступлениями. Оптимальное концертное состояние складывается из трех важнейших компонентов:

- физическая форма поддерживается ежедневными занятиями и дополняется полноценным отдыхом и сном накануне выступления;

- эмоциональный компонент складывается из ощущения эмоционального подъема, желания играть для других людей и приносить им своим искусством радость;

- мыслительный (когнитивный) компонент складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых слуховых образов. Моделирование различных ситуаций на уроке в игровой форме помогает проверить степень влияния сценического волнения на исполнение.

12. Создание благоприятного психологического климата на занятиях. Доброжелательное отношение педагога к обучающемуся, хорошее настроение участников урока помогают повысить продуктивность работы.

13. Формирование педагогом положительной мотивации к процессу обучения помогает снижать эмоциональную напряженность, улучшает взаимоотношения всех участников образовательного процесса. Включение учебной деятельности в более широкий современный и исторический контекст (предоставление возможности обучаю-

щимся участвовать в конкурсах, фестивалях, смотрах, посещать концерты и мастер-классы) также способствует поддержанию положительной мотивации к занятиям музыкальным исполнительством.

14. Мотивация вести активный образ жизни. Музыкантам-исполнителям рекомендуется заниматься циклическими (бег, плавание) или игровыми (теннис, футбол) видами спорта.

15. В свободное от аудиторной работы время использовать естественные факторы (воздух, вода) в качестве физкультурно-профилактических средств. Рационально составлять расписание труды и отдыха.

Таким образом, описанная модель здоровьес-берегающих образовательных технологий может применяться в ходе подготовки музыкантов-исполнителей, но не исключает своей гибкости в развитии. Управление качеством образования предполагает дальнейшее совершенствование уже существующих и разработку новых технологий, которые могли бы заложить основы физического и духовного здоровья обучающихся высшей школы.

В процессе реализации предлагаемой модели следует обратить внимание на два основных момента. Во-первых, ее успешность возможна только в системном и регулярном применении. Во-вторых, не только обучающиеся, но и преподаватели, учебно-вспомогательный состав вуза должны поддерживать и доказывать важность соблюдения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Мониторинг вузов культуры показывает, что наиболее жизнеспособными оказываются те образовательные учреждения, которые активно внедряют технологии по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и формированию у них мотивации здорового образа жизни в свои структуры.

Литература

1. Горлова Ю. И. Актуальные здоровьесберегающие технологии в образовательной среде вуза // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. - Орел, 2016. - Т. 4, № 4. - С. 95-101.

2. Иванов В. Д., Кокорева Е. Г., Матина З. И., Худяков Г. Г. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физическому воспитанию в вузе // Paradigmata poznani. - Прага, 2014. - № 2. - С. 122-130.

3. Ивахненко Г. А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник института социологии. -2013. - № 6. - С. 99-111.

4. Конькова И. П. Физическая культура музыканта // Молодой ученый. — Казань, 2019. - № 50 (288). -С. 458-460. - URL: https://moluch.ru/archive/288/65365 (дата обращения: 23.06.2022).

5. Коняева М. А. Исследование профессиональных заболеваний как существующей реальности и внутреннего фактора к формированию здоровьесберегающих компетенций в стратегиях жизни студентов музыкальных вузов // Здоровье и образование в XXI веке. - Калининград, 2016. - № 4. - С. 89-94. - URL: https://rucont.ru/ efd/429529 (дата обращения: 23.06.2022).

6. Литвинов С. А. Инновационные здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания в вузе // Теория и практика общественного развития. - Краснодар, 2014. - № 8. - С. 76-78.

7. Новоселова Г. А., Фоменко Е. Г., Колькина Е. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. - М., 2019. - № 5. - С. 24-32. - URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=29185 (дата обращения: 23.06.2022).

8. Смирнов Н. К. Актуальные проблемы здоровьесберегающего образования // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2012. - № 9. - С. 59-65.

9. Янова М. Г. Здоровьесберегающие технологии в транзитивном образовании: традиции и инновации // Современные проблемы науки и образования. - М., 2015. - № 6. - С. 379. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=25389960 (дата обращения: 23.06.2022).

References

1. Gorlova Yu.I. Aktual'nye zdorov'esberegayushchie tekhnologii v obrazovatel'noy srede vuza [Actual health-saving technologies in the educational environment of the university]. Aktual'nye problemy estestvennonauchnogo obrazovaniya zashchity okruzhayushchey sredy i zdorovya cheloveka [Actual problems of natural science education, protection of the environment and human health]. Orel, 2016, vol. 4, no. 4, pp. 95-101 (In Russ.).

2. Ivanov V.D., Kokoreva E.G., Matina Z.I., Khudyakov G.G. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii na zanyatiyakh po fizicheskomu vospitaniyu v vuze [Health-saving technologies at classes on physical education in the university]. Paradigmatapoznani [Paradigmatapoznani]. Praga, 2014, no. 2, pp. 122-130. (In Russ.).

3. Ivakhnenko G.A. Issledovanie professional'nykh zabolevaniy kak sushchestvuyushchey real'nosti i vnutrennego faktora k formirovaniyu zdorov'esberegayushchikh kompetentsiy v strategiyakh zhizni studentov muzykalnykh vuzov [Health-saving technologies in Russian universities]. Vestnik instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology], 2013, no. 6, pp. 99-111. (In Russ.).

4. Konkova I.P. Fizicheskaya kul'tura muzykanta [Physical culture of a musician]. Molodoy uchenyy [Molodoi scientist]. Kazan, 2019, no. 50 (288), pp. 458-460. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/288/65365 (accessed 23.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Konyaeva M.A. Issledovanie professionalnykh zabolevaniy kak sushchestvuyushchey real'nosti i vnutrennego faktora k formirovaniyu zdorov'esberegayushchikh kompetentsiy v strategiyakh zhizni studentov muzykal'nykh vuzov [Research of professional diseases as an existing reality and internal factor to the formation of health-saving competencies in the strategies of life of students of musical universities]. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Health and education in the XXI century]. Kaliningrad, 2016, no. 4, pp. 89-94. (In Russ.). Available at: http: https://rucont.ru/ efd/429529 (accessed 23.06.2022).

6. Litvinov S.A. Innovatsionnye zdorov'esberegayushchie tekhnologii v sisteme fizicheskogo vospitaniya v vuze [Innovative health-saving technologies in the system of physical education in the university]. Teoriya ipraktika obshchest-vennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. Krasnodar, 2014, no. 8, pp. 76-78. (In Russ.).

7. Novoselova G.A., Fomenko E.G., Kolkina E.A. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii v sovremen-nom vuze [Health-saving educational technologies in a modern university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. Moscow, 2019, no. 5, pp. 24-32. (In Russ.). Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29185 (accessed 23.06.2022).

8. Smirnov N.K. Aktual'nye problemy zdorov'esberegayushchego obrazovaniya [Actual problems of health-saving education]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Sibirskiipedagogicheskii zhurnal]. Novosibirsk, 2012, no. 9, pp. 59-65. (In Russ.).

9. Yanova M.G. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v tranzitivnom obrazovanii: traditsii i innovatsii [Health-saving technologies in transitive education: traditions and innovations]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. Moscow, 2015, no. 6, p. 79. (In Russ.). Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=25389960 (accessed 23.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.