Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ АРТ- ТЕРАПИЯ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ФОРТЕПИАННЫЕ ПРИЕМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тагариева Ирма Рашитовна, Дайнова Гузель Закуановна, Камалиева Гульнара Раильевна

В статье рассматриваются вопросы здоровьесберегающих технологий, которые используются в процессе подготовки будущих учителей музыки. Профессиональная подготовка будущего учителя музыки на современном этапе приобретает новые векторы, связанные с модернизацией процесса образования в целом. Инструментальная подготовка при этом является важнейшим направлением развития профессионального мастерства будущего учителя музыки. Проанализированы работы авторов, изучающих воздействие музыкальных произведений на человеческий организм. В исследовании обосновываются различные формы работы на практических занятиях со студентами в процессе их вузовского обучения, связанные с музыкотерапией. Исследуя воздействие музыкотерапии, авторы определяют положительное влияние музыкальных выразительных средств на профессиональное развитие и формирование компетенций будущего учителя музыки у студентов, обучающихся по направлению «Музыкальное образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES AT CLASSES ON INSTRUMENTAL PREPARATION FUTURE MUSIC TEACHERS

The article deals with the issues of health-saving technologies that are used in the process of training future music teachers. The professional training of the future music teacher at the present stage is acquiring new vectors related to the modernization of the education process as a whole. At the same time, instrumental training is the most important direction in the development of professional skills of the future music teacher. The works of authors studying the impact of musical works on the human body are analyzed. The study substantiates various forms of work in practical classes with students in the process of their university education related to music therapy. Exploring the impact of music therapy, the authors determine the positive impact of musical expressive means on the professional development and formation of the competencies of the future music teacher among students studying in the direction of “Music Education”.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ»

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по инструментальной подготовке будущих учителей музыки

Тагариева Ирма Рашитовна,

доктор педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя научно-исследовательского института стратегии развития образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы E-mail: irma_levina@mail.ru

Дайнова Гузель Закуановна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкального и хореографического образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы E-mail: dainovagz@yandex.ru

Камалиева Гульнара Раильевна,

Преподаватель, преподаватель кафедры музыкального и хореографического образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы E-mail: lyabemol@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы здоровьесберегающих технологий, которые используются в процессе подготовки будущих учителей музыки. Профессиональная подготовка будущего учителя музыки на современном этапе приобретает новые векторы, связанные с модернизацией процесса образования в целом. Инструментальная подготовка при этом является важнейшим направлением развития профессионального мастерства будущего учителя музыки. Проанализированы работы авторов, изучающих воздействие музыкальных произведений на человеческий организм. В исследовании обосновываются различные формы работы на практических занятиях со студентами в процессе их вузовского обучения, связанные с музыко-терапией. Исследуя воздействие музыкотерапии, авторы определяют положительное влияние музыкальных выразительных средств на профессиональное развитие и формирование компетенций будущего учителя музыки у студентов, обучающихся по направлению «Музыкальное образование».

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, музыкальная арт- терапия, будущие учителя музыки, исполнительские фортепианные приемы звукоизвлечения.

Современное высшее образование предполагает подготовку и формирование высококвалифицированных специалистов педагогического направления в области музыкального образования. «Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан» [1, с. 20]. В самостоятельной профессиональной педагогической деятельности современные учителя музыки смогут внедрять инновационные педагогические технологии, объединяющие достижения различных наук таких как педагогика, психология, философия, медицина. Процесс обучения и подготовки будущих учителей музыки сопряжен с развитием их индивидуальных способностей, которые помогают формированию их как креативных личностей [6]. Благодаря новому типу мышления, подразумевающего оригинальные пути решения проблем, происходит саморазвитие и самореализация студентов, будущих учителей музыки. В основе образовательного процесса содержатся разнообразные факторы, связанные с эмоциональной образной сферой, способствующей формированию художественного образа и возможности создания творческой индивидуальности будущих учителей музыки.

Вопросы развития креативных способностей, а также появления образного мышления и многостороннего личностного развития посвящены труды таких исследователей как В. Петрушин, В. Фе-доришин, А. Козирь, Г. Эржемский, О. Полякова, Т. Рейзенкинд [5]. Подготовка будущих учителей музыки представляет собой комплексный процесс, основанный на таком взаимодействии и общении между собой преподавателей и обучающихся, в результате которого происходит развитие и формирование музыкально-художественных представлений каждой личности, не присущие ей раньше. При этом важную роль играют погружение в мир «композиторского творчества», ведь «Музыкальные образы рождаются в сознании композитора и посредством музыкальных звуков передаются слушателю, причем выражая не только те события, которые окружают художника, но и его отношения к ним. Все это можно обозначить понятием творческая деятельность музыканта, которая таким способом и передает оценку автора к социальным явлениям мира и общества» [2, с. 25]. В процесс обучения будущих учителей музыки

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

должны включаться использование нетрадиционных методов, таких как арт-терапия [6]. Музыкальная терапия относится к одному из видов арт-терапии. Изучая воздействие музыкальной терапии Е. Отич, В. Орлов, О. Фурса пришли к заключению, что внедрение музыки необходимо для психической коррекции негативных душевных состояний. Терапевтический эффект музыкальных произведений при подготовке будущих учителей музыки способствует их самовыражению через проявление различных настроений, чувств и состояний. Музыкальная терапия состоит из нескольких видов музыкальной деятельности таких как слушание музыки, анализ прослушанных произведений, импровизация на музыкальных инструментах [9]. В результате внедрения и реализации данных видов музыкальной терапии возможны контакты и общения между преподавателями и студентами, а также авторами произведений, исполнителями, слушателями и инструментами.

Современные исследователи, изучающие воздействие музыкальных произведений на человеческий организм и, в частности, на головной мозг пришли к выводу, что в процессе эволюции человечества не существовало ни одной эпохи или формации без музыкальной культуры [9]. Известный педагог Г. Пихт считал, что только благодаря наличию музыки происходило формирование человеческого, гуманного внутри каждого человека. Именно музыкальное искусство может защитить современного человека от негативного воздействия разрушительных процессов, связанных с дисгармонией внешнего и внутреннего миров. Следовательно, музыкальная арт-терапия не только увеличивает эстетические потребности каждого человека, но и способствует познанию самого себя и своего индивидуального потенциала, управляет эмоциональным состоянием и выстраивает межличностные взаимоотношения, устраняет конфликтные и кризисные ситуации и обстоятельства [8].

В исследованиях К. Яцкевича указываются две основные формы музыкальной терапии - это рецептивная и активная формы. Рецептивная форма применяется для устранения нервного, психического перенапряжения и восстановления коммуникативных взаимоотношений. Активная форма музыкотерапии реализуется через воспроизведение и импровизацию музыкальных произведений на музыкальных инструментах. Инструментальная импровизация способствует раскрытию и самовыражению творческого потенциала. По мнению Г. Деккера-Фойгта человек выбирает определенный инструмент, исходя из своего внутреннего состояния и мировоззрения [2]. Внедрение инструментальной импровизации в музыкальную педагогическую деятельность формирует ассоциатив-5 ное и образное мышление для самореализации о будущих учителей музыки. Благодаря направлен-й ному воздействию разнообразных раздражителей ° на органы чувств, а особенно звуковых, происходи дит эмоциональная реакция человека. К наиболее

воздействующим на человека музыкальным выразительным средствам относятся ритмический рисунок, динамические оттенки, звуковысотность, ладовая окраска, приемы звукоизвлечения, форма произведения.

Исследую воздействия музыкальных произведений на эмоциональное самовыражение человека Г. Деккер-Фойгт разграничил музыку на две составляющие, а именно, эрготропную и тро-фотропную [2]. Характерными чертами эрготроп-ной музыки выступают мажорный лад, ритмический рисунок с пунктиром, четный размер, темповые ускорения, яркие динамические оттенки, использование акцентов, штрих staccato, звучания диссонансов. Такие музыкальные выразительные средства способствуют к стимулированию и активизации напряжения. Исполнение маршеобраз-ных произведений, имеющих четырехдольный ме-троритм, пунктирный ритмический рисунок, динамические оттенки «f» и «ff» воздействует на вегетативную нервную систему человека и на подсознательном уровне активизирует его действия. Комбинация определенных ритмических рисунков в сочетании с яркой громкостью оказывают воздействие на часть головного мозга, отвечающую за обработку внешней информации и снижающую чувствительность. Трофотропная музыка способствует расслаблению и раскрепощению человека. Характерными чертами такой музыки является минорная окраска, гармонические консонансы, негромкие динамические оттенки, равномерный ритмический рисунок. Данная музыка воздействует на внутренний мир человека и управляет его состоянием изнутри. Основной исполнительский прием звукоизвлечения legato, то есть прием исполнения кантиленных жанров, требующих певучего звучания, озвученного мягкого «p», очень выразительного интонирования музыкальной ткани.

В исследовательских работах В. Девуцко-го определяются основные факторы, влияющие на музыкальное воздействие, к которым относятся звуковысотная и регистровая характеристики, метрическая пульсация, ритмическое чувство, динамика. Например, более громкая динамика интенсивнее раздражает слуховые рецепторы, так как акустической энергии при этом вырабатывается больше, поэтому более длительное звучание повышенной громкости может оказать негативное воздействие на состояние человека на подсознательном уровне [5]. Огромное значение имеет расположение звуков и их регистровое звучание. Звуки среднего регистра наиболее часто задействованы в музыкальной ткани. Их звучание не такое яркое как у звуков крайних регистров, поэтому они воспринимаются слухом более приятно и не вызывают отрицательных последствий.

Основной задачей для музыкальной арт-терапии Г. Деккер-Фойгт определяет согласованность внутреннего и внешнего миров каждого человека [2]. К такому же выводу в своих научных трудах приходят В. Орлов, О. Фурса, Е. Отич утверждающие, что решение конфликтных ситуаций, бла-

годаря регулированию эмоционального состояния возможно через самовыражение в музицировании. Имея собственную частоту вибраций, каждый звук оказывает воздействие на каждую клетку человеческого организма. В результате возникающего резонанса между вибрациями музыкальных звуков и вибрациями человеческого тела, происходит гармонизация человеческого сознания и внутренних физиологических процессов [6].

Музыкальные произведения позволяют пережить все происходящие события во внутреннем и во внешнем мирах человека, которые возможно отразить различными средствами музыкальной выразительности [10]. Композиторы, используя различный музыкальный инструментарий, воплощают собственное мировоззрение, эмоции, чувства, впечатления в музыкальных произведениях. В фортепианном произведении башкирского композитора Р. Яхина «Вальс-экспромт», композитор одновременно сочетает эрготропную и тро-фотропную направленность. Использование данного произведения в наших экспериментальных исследованиях, связанных с внедрением здоро-вьесберегающих технологий благодаря музыкальной арт-терапии показало, что «Вальс-экспромт» оказывает благоприятное воздействие на человеческое сознание и подсознание.

«Вальс-экспромт» состоит из нескольких разделов. Произведение написано в мажорном ладу, в трехдольном размере. В первом разделе ритмический рисунок представлен четвертными и половинными длительностями. Такой ритмический рисунок более крупными длительностями придает равномерное движение музыкальной мысли, а трехдольный размер способствует более легкому восприятию такого ритмического рисунка. Мажорный лад, приятный для слухового восприятия, формирует позитивные эмоции и положительные впечатления. Основной динамический оттенок «p» успокаивает и настраивает нервную систему на отдых и расслабление. Основной прием звукоизвлечения legato позволяет исполнять мелодию и аккомпанемент певуче, а гибкая линия развития способствует более выразительному звучанию, формирующему душевное равновесие от наслаждения музыкальными интонациями [10]. В процессе разучивания данного музыкального фрагмента, решая исполнительские задачи, студент-музыкант испытывает положительное терапевтическое воздействие, которое имеет благоприятные последствия для человеческого организма.

В следующем разделе движение ускоряется и появляются более мелкие длительности. Музыкальный материал партии правой руки строится на восходящем и нисходящем движениях восьмыми длительностями. Равномерный ритмический рисунок в партии правой руки восьмым длительностями, а в партии левой руки четвертными длительностями закладывает ощущение стабильности. Пассажи в партии правой руки исполняются мягким прикосновением «подушечками» пальцев к клавишам, в результате которого появляется

легкое звучание и приятная выразительная мелодия, формирующие светлый образ и правильный исполнительский аппарат [10]. В качестве здоро-вьесберегающей технологии выступает звукоиз-влечение на legato, объединяющее одновременное движение пальцами с подключением пластичного запястья. Благодаря правильным движениям и действиям исполнительского аппарата, студент-музыкант сохраняет его работоспособность длительное время без повреждений и добивается легкого звучания фортепианной фактуры, которое создает ощущение кружения в вальсе, то есть рисует в представлениях человека картину прекрасного танцевального момента.

В следующем разделе меняется темп, движение становится менее подвижным. Появляется аккордовая фактура и в партии правой руки, и в партии левой руки. Динамика звучания становится насыщенной. Исполнение аккордов усилено использованием акцентов и «клиньев». Развитие музыкальной мысли построено на восходящем движении и звучании фактуры в результате этого в третьей октаве, струны которой гораздо тоньше, благодаря чему звуки верхнего регистра очень звонкие и пронзительные. Для исполнения данной фактуры к работе пальцев подключаются крупные мышцы спины и всего исполнительского аппарата. Здесь на исполнителя и слушателя воздействуют яркие динамические оттенки, объемное звучание, которое способствует не расслаблению, а наоборот, мобилизации и работоспособности. Использование пунктирного ритмического рисунка еще острее подчеркивает такую тенденцию. Прием звукоизвлечения staccato усиливает данное воздействие своим отрывистым звучанием. Создавая такое напряжение в звучании, студент-музыкант сбрасывает через мышечную работу опорно-двигательной системы напряжение, накопившееся у него внутри и в этом проявляется здо-ровьесберегающее действие исполнительского процесса [4].

В следующем разделе меняется тональный план и появляется минорный лад. Для этого раздела характерны более спокойное движение и многочисленные темповые отклонения. Использование тихих динамических оттенков, развитие музыкальной мысли четвертными и половинными длительностями придают размеренное движение и умиротворение [5]. Выразительное интонирование все фактурных слоев и певучее звукоизвлече-ние на legato создают релаксирующий эффект, который у студента-музыканта устраняет душевное перенапряжение.

Далее происходит чередование этих разделов и возвращение первоначального музыкального материала. Заключительный раздел отличается разнообразием фортепианных фактурных элементов. Начинается этот раздел на «p» пассажами в партии правой руки и аккомпанементом в партии левой руки, состоящим из выдержанного баса и аккордов на его фоне. Стремительное движение восьмыми длительностями приводит к развитию

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

музыкальной ткани и звучанию ее в третьей октаве. Дальнейшее развитие связано со сменой фактуры и одновременным исполнением интервалов двумя руками вместе на staccato, с постепенным увеличением звучания, начиная с «mf» до «sff». При исполнении заключительного раздела участие принимают разнообразные группы мышц опорно-двигательной системы. Решая исполнительские задачи, студент-музыкант приводит в действие все зоны исполнительского аппарата и на физиологическом уровне в результате происходит взаимодействие всех структурных участков от кончиков пальцев до центральной нервной системы. Работая над исполнением приемов звуко-извлечения и звучанием в заключительном разделе, будущие учителя музыки оказывают воздействие на процесс передачи импульсов, на скорость передачи информации, на воспроизведение действий [10]. Различные фортепианные исполнительские элементы, которые использованы композитором в заключительном разделе и различные приемы звукоизвлечения, необходимые для их исполнения, формируют здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению здоровья, а также развитию не только опорно-двигательной системы, но и структурных составляющих частей и элементов головного мозга будущих учителей музыки.

Таким образом, уникальностью фортепианного произведения «Вальс-экспромт» Р. Яхина является содержание в одном произведении характерных музыкальных средств выразительности для эрготропной и трофотропной музыки. Процесс изучения студентами музыкального направления, будущими учителями музыки, данного произведения показал, что музыкальная арт-терапия способствует возникновению психологического равновесия и душевной гармонии [8]. Работая над инструментальным исполнительским мастерством, используя исполнительские приемы звукоизвлече-ния в качестве здоробесберегающей технологии, возможно влиять на эмоциональную, образную сферу будущих учителей музыки и, формировать и направлять их креативную деятельность [7]. Развивая способности к самореализации каждой личности, музыкальная арт-терапия повышает уровень эстетического восприятия и эмоциональной реакции на произведения культуры и искусства.

Последние исследования, проводимые в области музыкальной арт-терапии подтвердили гипотезу о положительном воздействии музыки на нервную и психическую системы человеческого организма, а также о звуковом взаимодействии, вызывающем ответные вибрации в человеческом организме и возникающих энергетических потоках [6]. Инструментальное фортепианное исполнительство, подразумевающее использование всех о пальцев рук, способствует постоянным контактам Ы и взаимодействию рук и мозга, которые помогаем ют гармонизировать тело и разум, раскрывают потенциал и оказывают позитивное влияние на ин-z теллектуальную деятельность. Благодаря очень

тесной взаимосвязи между функциональной работоспособностью опорно-двигательной системы и центральной нервной системы, огромное значение приобретают здоровьесберегающие технологии, внедряемые в образовательный процесс и реализуемые в блоке инструментальных дисциплин во время индивидуальных занятий со студентами-музыкантами, будущими учителями музыки [4]. Совершая неоднократные манипуляции пальцами и руками, будущие учителя музыки не только сохраняют свое здоровье, но и способствуют развитию отделов головного мозга. Современная жизнь требует быстрого темпа мышления. Сейчас это необходимо как специалистам в интеллектуальной сфере, так и профессионалам творческих направлений. Для ускорения мыслительного процесса каждый человек должен осознанно выбирать способы саморазвития. Для того, чтобы быстрее думать, необходимы ежедневные тренировки и инструментальное исполнительство позволяет систематически в процессе разучивания и исполнения музыкальных произведений обеспечивать умственную работу [7]. Предполагая умственную и психологическую настройку, своевременное переключение приемов звукоизвлечения, постоянный анализ исполнительской деятельности, инструментальное исполнительство как вид музыкальной арт-терапии создает условия для формирования интеллектуального мышления у будущих учителей музыки.

Литература

1. Гуров В.Н., Гурова Е.В., Левина И.Р Институт педагогики в контексте новых вызовов времени: новая школа и инновационные специалисты //Инновации в образовании, 2012. - № 7. -С.19-32.

2. Деккер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию/ Г.Г.Деккер-Фойгт. - -С.Пб.: Питер, 2003. - 208 с.: ил. - (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

3. Левина И.Р. Психолого-педагогические факторы развития социального интеллекта педагога-музыканта //Образовательный вестник Сознание, 2020. - Т. 22. - № 4. - С. 23-27.

4. Надеева М.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе//Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 14-18.

5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. - М., 2008. - 36 с.

6. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг/Под ред.А.И.Копытина. -М.:»Когито-Центр», 2017. - 288 с.

7. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: «Классика-XXI», 2017. - 184 с.

8. Хеммель П.М. Через музыку к себе. Как мы познаеми воспринимаем музыку. - М.: «Классика-XXI», 2017. - 248 с.

9. Чернега А.А. Лекарство, которое слушают, или как укрепить здоровье детей при помощи му-

зыкотерапии?//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 68-71. 10. Юдовина-Гальперина Т. Музыка и здоровье. Ранняя диагностика функциональных заболеваний. - СПб.: Изд-во «Союз художников», 2002. - 40 с.

USING HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES AT CLASSES ON INSTRUMENTAL PREPARATION FUTURE MUSIC TEACHERS

Tagarieva I.R., Dainova G.Z., Kamalieva G.R.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

The article deals with the issues of health-saving technologies that are used in the process of training future music teachers. The professional training of the future music teacher at the present stage is acquiring new vectors related to the modernization of the education process as a whole. At the same time, instrumental training is the most important direction in the development of professional skills of the future music teacher. The works of authors studying the impact of musical works on the human body are analyzed. The study substantiates various forms of work in practical classes with students in the process of their university education related to music therapy. Exploring the impact of music therapy, the authors determine the positive impact of musical expressive means on the professional development and formation of the competencies of the future music teacher among students studying in the direction of "Music Education".

Keywords: health-saving technologies, musical art therapy, future music teachers, performing piano sound production techniques.

References

1. Gurov V.N., Gurova E.V., Levina I.R. Institute of Pedagogy in the Context of New Challenges of the Time: New School and Innovative Specialists // Innovations in Education, 2012. - No. 7. -P. 19-32.

2. Dekker-Voigt G.G. Introduction to music therapy / G.G. Dekker-Voigt.- - St. Petersburg: St. Petersburg, 2003. - 208 p.: ill. -(Series "Golden Fund of Psychotherapy").

3. Levina I.R. Psychological and pedagogical factors in the development of the social intelligence of a teacher-musician // Educational Bulletin of Consciousness, 2020. - V. 22. - No. 4. -P. 23-27.

4. Nadeeva M.S. Health-saving technologies in elementary school//Experiment and innovations at school. 2012. No. 1. pp.14-18.

5. Petrushin V.I. Musical psychotherapy: theory and practice. - M., 2008. - 36 p.

6. Practical art therapy: Treatment, rehabilitation, training / Under the editorship of AI Kopytin. - M.: "Kogito-Center", 2017. -288 p.

7. Razhnikov V.G. Dialogues about musical pedagogy. - M.: "Classics-XXI", 2017. - 184 p.

8. Hemmel P.M. Through music to yourself. How do we perceive music. - M .: "Classics-XXI", 2017. - 248 p.

9. Chernega A.A. The medicine that people listen to, or how to improve the health of children with the help of music therapy?// Municipal education: innovations and experiment. 2012. No. 5. pp.68-71.

10. Yudovina-Galperina T. Music and health. Early diagnosis of functional diseases. - St. Petersburg: Publishing House "Union of Artists", 2002. - 40 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.