Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ-ИНТОНИРОВАНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ'

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ-ИНТОНИРОВАНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
218
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНЕНИЯ-ИНТОНИРОВАНИЯ / ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ / ИСПОЛНЕНИЕ-ИНТОНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маряч Анастасия Юрьевна

Цель исследования - выявить интонационно-стилистическую специфику исполнения-интонирования фортепианной музыки периода венского классицизма. Актуальность исследования основана на существующей потребности сохранения, изучения и преемственности традиций, а также поиске инновационных технологий освоения музыкально-педагогического репертуара классической музыки. Методология исследования базируется на результатах экспериментальной работы по теме исследования; систематизации научно-педагогических и научно-теоретических знаний в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования фортепианной музыки классического стиля. Научная новизна заключается в систематизации представлений о музыкальном искусстве и педагогике музыкального образования классической эпохи, специфике фортепианного исполнения-интонирования классической музыки. В результате предпринятого исследования разработана методика воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования фортепианных произведений композиторов венской классической школы. Сделан вывод, что воспитание культуры фортепианного исполнения-интонирования фортепианных произведений классической школы невозможно без основательного овладения знаниями в области специфики выразительных средств, применяемых композиторами классиками, интонационно-стилистических особенностей исполнения классической музыки, технологий культуры исполнения-интонирования музыки классического стиля. Полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Маряч Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE SPECIFICS OF THE PERFORMANCE-INTONATION OF THE PIANO MUSIC OF THE VIENNESE CLASSICS

The purpose of the study is to identify the intonation and stylistic specifics of the performance-intonation of piano music of the Viennese classicism period. The relevance of the research is based on the existing need for the preservation, study and continuity of traditions, as well as the search for innovative technologies for mastering the musical and pedagogical repertoire of classical music. The research methodology is based on the results of experimental work on the research topic; systematization of scientific-pedagogical and scientific-theoretical knowledge in the field of education of piano performance culture-intonation of classical piano music. The scientific novelty lies in the systematization of ideas about the musical art and pedagogy of music education of the classical era, the specifics of piano performance-the intonation of classical music. As a result of the undertaken research, a method of educating the culture of piano performance-intonation of piano works by composers of the Vienna classical school-has been developed. It is concluded that the education of the culture of piano performance-intonation of classical piano works is impossible without a thorough knowledge of the specifics of the expressive means used by classical composers, intonation and stylistic features of classical music performance, technologies of performance culture-intonation of classical music. The results obtained can be used in the professional activity of a teacher-musician.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ-ИНТОНИРОВАНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ»

> <

X Ui

s: *=c о

Ш T

s

<

CI Ш

с

354

ON THE QUESTION OF THE SPECIFICS OF THE PERFORMANCE-INTONA TION OF THE PIANO MUSIC OF THE VIENNESE CLASSICS

Maryach Anastasia Yuryevna, Assistant, Penza State University; Postgraduate student, Tambov State Music and Pedagogical institute named after S. V. Rachmaninov, Penza

The purpose of the study is to identify the intonation and stylistic specifics of the performance-intonation of piano music of the Viennese classicism period. The relevance of the research is based on the existing need for the preservation, study and continuity of traditions, as well as the search for innovative technologies for mastering the musical and pedagogical repertoire of classical music. The research methodology is based on the results of experimental work on the research topic; systematization of scientific-pedagogical and scientific-theoretical knowledge in the field of education of piano performance culture-intonation of classical piano music. The scientific novelty lies in the systematization of ideas about the musical art and pedagogy of music education of the classical era, the specifics of piano performance-the intonation of classical music. As a result of the undertaken research, a method of educating the culture of piano performance-intonation of piano works by composers of the Vienna classical school-has been developed. It is concluded that the education of the culture of piano performance-intonation of classical piano works is impossible without a thorough knowledge of the specifics of the expressive means used by classical composers, intonation and stylistic features of classical music performance, technologies of performance culture-intonation of classical music. The results obtained can be used in the professional activity of a teacher-musician.

Keywords: culture of piano performance-intonation; piano creativity of Viennese classics: J. Haydn, W. A. Mozart, L. van Beethoven; performance-intonation of classical music works.

DO I 10.24923/2222-243X.2021 -39.61

УДК 372.878 ВАК РФ 13.00.02

©МарячА.Ю.,2021

КВОПРОСУО СПЕЦИФИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ-ИНТОНИРОВАНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ВЕНСКИХ КЛА С СИКОВ

Цель исследования - выявить интонационно-стилистическую специфику ис-полнения-интонирования фортепианной музыки периода венского классицизма. Актуальность исследования основана на существующей потребности сохранения, изучения и преемственности традиций, а также поиске инновационных технологий освоения музыкально-педагогического репертуара классической музыки. Методология исследования базируется на результатах экспериментальной работы по теме исследования; систематизации научно-педагогических и научно-теоретических знаний в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования фортепианной музыки классического стиля. Научная новизна заключается в систематизации представлений о музыкальном искусстве и педагогике музыкального образования классической эпохи, специфике фортепианного исполнения-интонирования классической музыки. В результате предпринятого исследования разработана методика воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования фортепианных произведений композиторов венской классической школы. Сделан вывод, что воспитание культуры фортепианного исполнения-интонирования фортепианных произведений классической школы невозможно без основательного овладения знаниями в области специфики выразительных средств, применяемых композиторами классиками, интонационно-стилистических особенностей исполнения классической музыки, технологий культуры исполнения-ин-тонирования музыки классического стиля. Полученные резуль та ты могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога-музыканта. Ключевые слова: культура фортепианного исполнения-интонирования; фортепианное творчество венских классиков: Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена; исполнение-интонирование музыкальных произведений классического стиля.

МАРЯЧ Анастасия Юрьевна, ассистент, Пензенский государственный университет, аспирант, Тамбовский государственный музыкально-педагоги-ческий институт им. С.В. Рахманинова, Пенза

Введение

Воспитание культуры фортепианного исполнения-интонирова-ния - одна из главных, ставшая уже традиционной и никогда не теряющая свою актуальность, задач фортепианной педагогики. Развитие профессиональной компетентности студента-музыканта педагогического вуза в области культуры фортепианного исполнения-интонирования - необходимый этап профессионального становления и самоопределения педагога-музыканта. Музыка класси-

ческого стиля - обязательная составляющая музыкально-педагогического репертуара каждого педагога-музыканта, именно поэтому так важна работа, направленная на воспитание культуры фортепианного исполнения-интонирования классических произведений студентов-музыкантов профильных музыкально-пе-дагогических и педагогических вузов. Очень часто студенты-музыканты выбирают своей профессиональной деятельностью работу в общей образовательной школе. Грамотный, уверенный в себе педагог, владеющий культурой фортепианного, вокального исполне-ния-интонирования, знанием музыкально-пе-дагогического репертуара в соответствии с программой предметной линии "Музыка" для общей образовательной школы, обладающий тактом и обаянием, способен вызвать восторг и уважение своих юных воспитанников, что является хорошим залогом успешности и качества учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому в процессе обучения студентов-музыкантов так важно помочь им сформировать и накопить необходимый багаж знаний, в том числе и в области искусства исполнения-интонирования на фортепиано. Изучение классического музыкального репертуара - одна из необходимых и существенных составляющих музыкального кругозора студента-музыканта, будущего учителя музыки. Обозначенная проблема составила актуальность настоящего исследования.

Основная задача преподавателя в процессе работы по дисциплине "музыкально-инструментальная подготовка" со студентами-музы-кантами педагогического вуза сформировать компетенции в области культуры фортепианного исполнения-интонирования: трепетное отношение к классической музыке, умение поэтично, образно, вдохновенно исполнять-интонировать музыку классического стиля, что называется "заражать" собственным исполнением, сформировать представления об инто-национно-стилевой специфике исполнения-интонирования классической музыки, способствовать накоплению музыкально-педагогического репертуара музыки классического стиля.

Целью исследования вопросов исполнения музыки классического стиля стало желание систематизировать представления о технологиях воспитания культуры фортепианного исполнен ия-интон и рова ни я классической музыки, стремление разработать эффективную методику интонационно-стилевого освоения фортепианных произведений композиторов-

классиков, стимулировать музыкальный познавательный интерес студентов-музыкантов к изучениютрадиций классической музыкальной школы и накоплению музыкально-педа-гогического репертуара в обозначенной области.

Практической базой для воспитания культуры исполнения-интонирования музыки классического стиля у студентов-музыкантов педагогических вузов послужила комплексная система взаимоинтегрированных методов, направленных на овладение технологиями пластического интонирования: педагогическая беседа, исполнительский показ, поиск верной интерпретации, повторение пройденного, многократные репетиции, самоанализ.

Теоретическую базу исследования составили некоторые положения концепции музыки как интонационно-смыслового искусства

A.Б. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назай-кинского, Л.А. Мазеля; понимание музыки как канонического и эвристического искусства

B.Н. Холоповой; учение о фортепианном интонировании A.B. Малинковской; работы, посвященные классической музыке и творчеству композиторов-классиков Е. и П. Бадура-Скоды, М. Бариновой, П. Казальса, Л.В. Кириллиной.

Методические рекомендации воспитания культуры исполнения-интонирования музыки классического стиля для студентов-музыкантов педагогического вуза обосновывают практическую значимость исследования.

Основная часть

XVII век - время зарождения классического стиля в музыке. Сосуществуя параллельно с барокко, классический стиль был весьма популярен до начала XIX века и оказал существенное влияние на культурную и общественную жизнь стран Западной Европы и России. Наиболее популярные представители венской классической школы, оказавшие значительное влияние на историю развития европейской музыки

- К.В. Глюк, И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Менее известные композиторы-классики

- И. Альбрехтсбергер, К.Ф.Э. Бах, И.Х. Бах, Л. Керубини, М. Клементи, Л. Моцарт, А. Сальери.

Период венского классицизма - время, скажем так, достаточно неоднозначное. Согласимся с мнением A.B. Малинковской [12], что это переломная эпоха в инструментальном мышлении - осознание традиций предшествующих эпох и неутомимый поиск нового. Эпоха классицизма - время появления новых инструментов (орган, клавесин, клавикорд уступают первенство фортепиано), что, безусловно, является одной из причин новаторского духа,

> <

X ш

з: *=с о

ш т

<

С! ш

с

356

свойственного данной эпохе. Формирование гомофонно-гармонического стиля мышления, становление и развитие сонатно-симфоничес-кого цикла - задали новый вектор развития европейской культуры. Одним из ведущих принципов музыкального развития классической музыки становится диалектика.

В XVIII веке - классическое искусство обретает второй расцвет, вторую жизнь во всех своих проявлениях. Период Классицизма совпал с эпохой Просвещения, однако, по мнению Л.В. Кириллиной, классическая эстетика гораздо шире идеологии Просвещения. Рациональные идеи и свободомыслие, свойственные Просвещению несомненно сказались и на творческих воззрениях и устремлениях венских классиков. Утрачивание веры в авторитет религиозных догм, тяга к разуму как основополагающему способу познания, господство волевого начало над чувствами - тенденции, свойственные и классическому искусству, и эпохе Просвещения в целом. Так же как ученые популяризировали науку, музыканты занимались музыкально-просветительской деятельностью, распространяя музыкальное искусство и культуру по всему миру. В эпоху Просвещения, музыкальное искусство, наравне с различными областями знаний, становится не привилегией избранных, а доступным всем опытом, несущем в себе к тому же и практическое благо.

Классический стиль в музыкальном искусстве, по мнению В.В. Медушевского, тяготеет к ясности, порядку. Исследователь формулирует аксиоматическое положение: "классицизм - золотой век композиционных норм" [13, с. 179], проводит аналогию между классической музыкальной формой и ярким переливающимся кристаллом. Классические музыкальные произведения по-праву считают эталонными образцами совершенства в области гармонии, формы, эстетики. По мнению Б. Асафьева, именно в классическую эпоху музыки, зарождается идеи конструктивизма, ярким воплощением которого становится интонация - как ведущий "закон формования" музыкального произведения [3, с. 92].

Л.В. Кириллина отмечает, что классическое музыкальное мышление стремится к универсальности: раскрытию эстетических категорий добра, истины, красоты. Фундаментом классического стиля, по мнению исследователя, является риторическое искусство. Основная идея классической эпохи, по словам Л.В. Кириллиной, - соответствие "естественности" и "согласию с природой" [11, с. 35]. В инструменталь-

ной музыке эпохи классицизма принцип согласия с природой" проявлялся в подчинении музыкальной формы законам мироздания -"симметрии, цикличности, стадиальности, разнообразию в единстве" [11, с. 36]. Классическое искусство, по мнению исследователя, глубоко антропоцентрично, что проявляется в трёх ипостасях:

- выбор тематики сюжетов: главный герой классических музыкальных произведений - человек, со всеми его чувствами и поступками, поэтому все жанры классической эпохи ориентированы на человека, его бытиё, страсти и переживания;

- идея музыкального произведения: как правило это проблемы нравственности и добра, поиск выхода из сложных ситуаций, вопросы просветительства, поучение и наставление общественных нравов;

- коммуникация: классическое искусство контактно и открыто, направленно на тесную связь со слушателем.

По мнению В.Н. Холоповой, классицизму свойственны эвристические черты, в основе которых - "эстетика игры". "Выдумка, изобретательность, любовь к сюрпризам сказываются у них [венских классиков - А.М.] в блестящей, остроумной игре мотивами, тональностями, регистрами, композиционными перипетиями: "обманными" ходами, ложными репризами, непредвиденными паузами, отодвиганием ожидаемого результата, внезапной компенсацией и т.д." [16, с. 105].

Все перечисленное выше, безусловно, относится к композиторскому творчеству - искусству сочинения музыки. Каковы же педагогические установки классической эпохи? Рассмотрим далее...

XVIII век многие исследователи считают веком рождения европейского музыкознания как науки о музыке. К.Ф.Э. Бах говорит о трёх незаменимых составляющих подлинного исполнительского мастерства: "аппликатура, верные украшения и хорошее исполнение" [7, с. 20]. По мнению К.Ф.Э. Баха, на клавикорде следует учиться красивому туше, занятия на клавесине тренируют силу пальцев. Впервые для того времени композитор-педагог вводит обязательное требование к воспитанию музыканта - умение "мыслить певуче" [7, с. 104]. Несомненным достижением классической педагогики музыкального образования, по мнению А.Д. Алексеева, можно считать идею воспитания всесторонне развитого музыканта-уни-версала, склонного к исполнительской, педагогической, композиторской деятельности.

Из руководств эпохи классицизма можно отметить педагогические труды М. Клементи (лондонская исполнительская школа) и Л. Адама (парижская исполнительская школа). Классическая фортепианная педагогика, сменившая органно-клавирную школу, предъявляло новые требования к исполнителю и педагогу-музыканту: тонкость туше, нюансировки, мелодического интонирования; активная межпальцевая артикулляция.

Педагогические воззрения М. Клементи прослеживаются в методических пояснениях ком-позитора-педагога к "Methode pour le Piano-Forte" - фортепианной школе для начинающих; а также сборниках упражнений, этюдов, пьес, сонат и других многочисленных произведений. М. Клементи и его ученики-последователи заложили такие новаторские традиции, как использование техники двойных нот, октав, аккордов, репетиций; практику длительных упражнений; ритмическую определённость, интонационно выверенную контрастную динамику. Однако при этом придерживались консервативных взглядов, согласно которым подвижность пальцев сочеталась с достаточно статичными движениями рук.

Л. Адам находил целесообразным постигать певческое искусство, расширять общемузыкальные воззрения и развивать вкус, кроме того, в исполнении - оттачивать интонационную выразительность каждого мелодического пассажа. Технику Л. Адам считал зависимой от поставленных звуковых задач.

Для классической эпохи характерна направленность педагогики музыкального образования на принцип слушания вокального мастерства хороших певцов, для того чтобы, как пишет П. Бадура-Скода, "научиться думать пением", что означало воспитание "поющего мышления", понимаемого не как искусство игры canta bile, а как владение искусством "музыкальной декламации" в соответствии с законами риторики [5, с. 128]. Исследователь отмечает, что главным в пении была произносимая речь, поэтому воспитание "поющего мышления" означало воспитание умения в соответствии с художественными представлениями грамматически и синтаксически оформлять в процессе исполнения-интонирования музыкальное слово. Основополагающее положение классической музыкальной педагогики - "музыка должна говорить" [5, с. 129]. Идеал искусства исполне-ния-интонирования эпохи классицизма - ""говорящая" музыка и "говорящее" исполнение на инструментах" [5, с. 129].

Указанные выше положения классической педагогики музыкального образования не

только не потеряли актуальности в настоящее время, но, пожалуй, в век цифровой трансформации образования (в том числе и музыкального) приобрели ещё большую значимость. В XX - XXI веке формируются научно-теоретические представления о музыке как интонационно-смысловом искусстве (Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушев-ский, Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман), рождаются новые направления в педагогике и психологии музыкального образования: культура интонирования (М.М. Берлянчик), фортепианное интонирование (A.B. Малинковская), феномен интонирующего сознания (A.B. Торопова); в музыкознании - теория музыкальных стилей (М.К. Михайлов), концепция музыки как каноничного и эвристического искусства (В.Н. Хо-лопова), идеи интонационно-стилевого постижения музыки (А.И. Николаева). В связи с инновациями в музыкознании, педагогике и психологии музыкального образования формируется новый взгляд на интонационно-стиле-вое постижение классической музыки, в связи с чем наблюдается переосмысление традиционных подходов и технологий воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирова-ния музыкальных произведений компози-торов-классиков.

Формирование компетенций в области культуры фортепианного исполнения-интони-рования классической музыки у студентов-музыкантов педагогических вузов приобретает всё большую актуальность в современном мире. В процессе обучения в педагогическом вузе студенты-музыканты приобретают знания, умения и навыки, которые в дальнейшем помогут им реализовать свой педагогический потенциал в процессе работы в образовательных школах. Суметь увлечь своих воспитанников-школьников исполнительским мастерством, беседой о жизни и творчестве композиторов, рассказом о традициях, жизни и быте далёких эпох - всем этим должен владеть будущий педагог-музыкант, - исполнитель, лектор и артист в одном лице. На учителя музыки в образовательной школе возложена большая ответственность по воспитанию слушательской культуры школьников, формирование высоких эстетических идеалов и ценностей, понятий добра и нравственности, художественного вкуса к классической академической музыке, развитие начальных навыков исполнительской деятельности. Поэтому так важно воспитание культуры инструментального (фортепианного) исполнения-интонирования у студентов-музыкантов педагогических вузов,

iaC >

< X

LU

s: x. о

LU T

S

<

CI ш

с

358

будущих учителей образовательных школ. В процессе подготовки студентов-музыкантов к их будущей профессиональной деятельности целесообразно ориентироваться на музыкаль-но-педагогический репертуар, представленный в школьных программах по предмету "Музыка" (в частности, предметная линия учебников Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской, продолжающая традиции Д.Б. Кабалевского). Можно рекомендовать нижеследующую трёхэтапную модель системы воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования музыки классического стиля:

На первом этапе (1 семестр) знакомство с клавирным творчеством Й. Гайдна. Рекомендуемый репертуар: пьесы № 1, 2, 3, б из сб. "12 Маленьких пьес для фортепиано"; Пасторальная сонатина A-dur из сб. "б Лёгких сонатин"; первые части сонат: № 12 G-dur, №20 D-dur, Соната-партита № 22 B-dur, № 23 A-dur, Сона-та-дивертисмент № 43 C-dur.

Второй этап (2 семестр) предполагает знакомство с творчеством В.А. Моцарта. Возможный музыкально-педагогический репертуар: Менуэты № 1, № 3, № 4, № 6, № 7, № 9; Родно № 21 из Детской тетради; 12 вариаций на тему песни "Ах, Маман"; 12 вариаций на тему Allegretto B-dur; части сонат: C-dur К 279, F-dur К 280, Es-dur К 281, Es-dur К 282, G-dur К 283.

На третьем этапе (3 семестр) знакомство творчеством Л. ван Бетховена. Возможные произведения для изучения: Багатели № 1 g-moll, № 3 D-dur, № 9 a-moll ор.119; б экоссезов Es-dur; Соната ор. 49 № 2 G-dur; б вариаций на тему из оперы Дж. Паизиелло "Моя прекрасная мельничиха" WoO 70.

Система ориентирована на студентов-му-зыкантов педагогических вузов и рассчитана на первые полтора года занятий. Освоение музыкальных стилей композиторов-классиков на каждом этапе предполагает занятия в течение одного семестра. Целесообразно выбрать одно более сложное произведение для разучивания к итоговой аттестации и три-пять более простых для ознакомления с творческим подчерком композитора.

Воспитание культуры исполнения-интонирования фортепианных произведений классического стиля - фундаментальная основа классического академического музыкального образования. Умение исполнять-интонировать классические произведения, что называется "лакмусовая бумажка" - показатель владения культурой интонирования для любого педагога-музыканта. Обратимся к интонацион-но-стилевым особенностям исполнения-инто-

нирования фортепианной музыки композиторов-классиков; технологиям воспитания культуры исполнения-интонирования классической музыки...

Кпавирному творчеству австрийского композитора Й. Гайдна (31.03.1732-31.05.1809), безусловно, присущи такие эстетические особенности венской классической школы, как: разумность в понимании картины мира, стройность форм, идеальное в интерпретации мироустройства и миропорядка. Как отмечает М. Баринова, музыка Й. Гайдна "прозрачна, грациозна, свежа, местами по-детски наивна и шутлива". Й. Гайдн - это скорее галантный стиль в музыке, поэтому звук "не должен быть излишне глубоким: даже певучесть в исполнении legato не требует излишней сочности. Технические пассажи и украшения должны исполняться лёгким, прозрачным звуком, иногда в тончайшем leggiero-..Вся выразительность базируется на тончайших модуляциях динамики, без участия агогических подчёркнутостей декламации" [6, с.17]. Именно "детская простота в соединении с изяществом, грацией, иногда известной вычурностью" [б, с.17] и составляют, по мнению исследователя, исполнительскую трудность. Б. Асафьев отмечает такие черты стиля композитора, как "мягкий свет, ясность контуров и лёгкость конструкций,а в психологическом плане - наивное чувство и неприхотливый юмор". Исследователь отмечает находчивость, творческое озорство композитора в применении различного рода "звуковых иллюзий: неожиданных поворотов, лукавых отводов в сторону, забавных концовок, суровых нарастаний, приводящих к игровой и шаловливой теме шуточных выступлений инструментов под маской серьёзности, многообещающих приготовлений, кончающихся взрывом хохота" [2, с.19]. По интересному замечанию П. Казальса, "сила Гайдна - в его фантастической изобретательности" [9, с. 22].

Можно отметить следующие интонационно-стилистические особенности исполнения-интонирования клавирных произведений Й. Гайдна:

- оркестральность композиторского мышления. В фортепианных произведениях часто встречается противопоставление tutti и солирующих инструментов; в мелодических линиях можно найти тембры виолончели, фагота, скрипки, гобоя;

- динамика классических произведений. Следует избегать форсированности звучания, т.к. фортепиано эпохи классицизма отличается от современных инструментов более лёгкой клавиатурой, более прозрачной и тихой звуч-

ностью. Часто встречается эффект "эхо-дина-мики";

- темпы сонат И. Гайдна могут быть довольно быстрыми;

- произведениям композитора свойственна ритмическая устойчивость, агогика требует чувства меры, опыта и художественной интуиции.

Клавирные произведения В.А. Моцарта (27.01.1756 - 5.12.1791) отличает грация и изящество, нежность и мягкость. Им свойственна легкость, естественность и непосредственность, простота и безукоризненность, совершенство и изящество форм, солнечная лучезарная гармония. Е. и П. Бадура-Скода отмечает дар композитора "улыбаться сквозь слёзы" [4, с. 316], уточняя, что "даже самым трагическим и печальным произведениям В.А. Моцарта не чуждо обаяние" [4, с. 316]. Именно к моцартов-скому стилю, П. Бадура-Скода относит известную среди музыкантов поговорку: "самое трудное - быть простым и понятным" [4, с. 370]. Е. и П. Бадура-Скода отмечает такие особенности исполнения-интонирования моцартовской музыки, как легкость туше, светлая окраска звука, "но без нарочито резкой "стеклянной" игры"[4,с.371],эластичный поющий раскованный звук, способный трогать сердца, искромётное non legato, постепенное усиление или ослабление динамики, "певучее allegro" [4, с. 20], тонкость в выборе "объёма звучности" [4, с. 52]. Исполнение музыки В.А. Моцарта, по мнению исследователей, - "пробный камень хорошего вкуса" [4, с. 9]. Звучность фортепиано в эпоху В.А. Моцарта "кажется необыкновенно прозрачной, отчётливой, "серебристой" [4, с. 19]. Фортепиано тех времён были "более хрупкими, струны и дека - более тонкими; несильный, но красивый звук был богат обертонами" [4, с. 19].

Из интонационно-стилистических особенностей исполнения музыки В.А. Моцарта можно отметить:

- необходимость воспитания умения вслушиваться в детали исполнения;

- художественное осмысление фразировки, штрихов;

- внимательное отношение к паузам, необходимым цезурам;

- в основе мелодики фортепианных произведений В.А. Моцарта - оперно-вокальное начало, поэтому даже быстрое пассажи - мело-дизированы, что требует воспитание культуры "певучего" исполнения-интонирования;

- продумывание концепции исполнения: поиск смысловых акцентов внутри фраз, мотивов; кульминаций частей и целого;

- артикуляция мелодики сочетает штрихи legato и staccato;

- оркестральность письма: в некоторых мелодических линиях можно услышать тембры виолончели и скрипки;

- особенность звукоизвлечения - "жемчужная игра";

-темпы без преувеличений: композитор не любил предельных темпов;

- музыке В.А. Моцарта свойственно очень тонкое rubato.

По мнению Л.В. Кириллиной, в массовом сознании утвердился "образ Л. ван Бетховена (16.12.1770 - 26.03.1827), как титана, громовержца, пророка и мученика" [10, с. 220]. По словам Л.В. Кириллиной, "фортепианный стиль Бетховена по-органному плотен, по-живопис-ному сочен и необычайно весом" [10, с. 211]. Л.В. Кириллина упоминает высказывание И.В. фон Гёте, услышавшего исполнение переложение одной из симфоний композитора на фортепиано: "кажется, будто сейчас рухнет дом" [10, с. 211]. Для фортепианного творчества композитора, по мнению исследователя, характерен "избыток идей" [10, с. 211]: аккордовая многозвучность, форсированные октавные унисоны, резкие зигзаги пассажей, оркестровые приёмы, гипертрофированно по-театральному контрастные темы, яркие тональные сопоставления. Б. Асафьев сравнивает музыку Л. ван Бетховена с поэзией У. Шекспира.

Несомненно, что в творчестве Л. ван Бетховена основные дилеммы закона диалектики -"единства и борьбы противоположностей", -обрели особенную яркость, что нашло отражение в тематизме музыкальных произведений: изначально заложены противоположные грани, т.е. разные музыкальные и художественные, (гармонические, тональные) краски одного и того же, несущие в себе различныетенденции и перспективы для музыкального развития в дальнейшем. Взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, развитие тем составляет противоречие, являющееся в тоже самое время начальной точкой как музыкального образа, так и музыкальной концепции произведения в целом.

По мнению К.В. Зенкина, Л. ван Бетховен -один из основоположников миниатюры. Пье-сы-миниатюры в творчестве композитора представлены многочисленными багателями, экоссезами, вальсами, менуэтами и т.д. Это своего рода творческий эксперимент, неутомимый поиск нового. По мнению исследователя, им свойственна многомерность и самодостаточность. [8]

iaC >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< X

LU

s: x. о

LU T

S

<

CI LU

С

360

Культура исполнения-интонирования фортепианных произведений Л. ван Бетховена необычна и сложна в какой-то степени уже тем, что в рамках творчества композитора прослеживается глобальная эволюция фортепианного стиля: от интонационно-стилистических особенностей раннего классицизма Й. Гайдна, до характерных черт, свойственных раннему романтизму Ф. Шуберта, Ф. Л иста, Р. Шумана. В фортепианном творчестве Л. ван Бетховена можно найти отголоски, предвосхитившие появление позднего романтизма и постромантизма Й. Брамса, М. Регера, А. Шёнберга; искусства XX века Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Как пишет Е.М. Орлова, значение творческих изысканий Л. ван Бетховена весьма значимо и велико: "синтезировав разнонациональные достижения XVIII столетия, Бетховен одновременно стал и мощным стимулом не только для искусства XIX века, но и во многом XX столетия" [15, с.41].

Интонационно-стилевой специфике фортепианного стиля Л. ван Бетховена свойственно:

- сочетание силы, мощи и филигранной мелкой техники, мягкости исполнения-интонирования;

- стиль пианизма - фресковая манера игры, героика и стихия в исполнении;

- можно отметить свойственную произведениям композитора контрастную динамику, приёмы внезапности и неожиданности эр и вГ, акценты; диапазон динамики от легчайшего ррр до мощного Ш;

- фортепиано Л. ван Бетховена - это целый оркестр, со всей тембральной и динамической палитрой его звучности.

Каковы же технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирова-ния музыки эпохи венского классицизма? Рассмотрим более подробно... Прежде всего, это работа над звукоизвлечением, тембральной окраской туше. Отталкиваясь от знаменитого изречения Г.Г. Нейгауза "Музыка - искусство звука" [14, с. 66] и её современного понимания как глубоко интонационного-смыслового вида искусства, в занятиях с обучающимися необходимо исходить из понимания и постижения художественного содержания и образа музыкальных произведений. Попутно решая возникающие технические сложности: осознание механики звукоизвлечения, собственных мы-шечно-двигательных ощущений, поиск и осознание свободы положения рук и корпуса, нормализация дыхания в процессе игры, моменты самовнушения и самомотивации. На некоторые особо трудные и неудобные места можно

придумать упражнения, основанные на материале данного музыкального произведения (секвенционные построения, упражнения на переносы, скачки, позиционную игру). Кроме того, это работа над временными ощущениями: метро-ритмом, агогикой, ритмической пульсацией. К данному виду работ можно отнести воспитание исполнительской интуиции, накопления опыта исполнительской интерпретации и др. Работа над динамической шкалой звучности инструмента: воспитание умения исполнять-интонировать музыку, начиная с самой тихой звучности ррр и до громогласного fff. Работа над пониманием нотного текста; того, что собственно имел ввиду непосредственно сам композиторов: авторские обозначения штрихов, фразировки, динамики, темпа - воспитание исполнительского внимания к самым мельчайшим указаниям автора в нотном тексте. Работа над воспитанием тембрового слуха, умения видеть и слышать в фортепианных произведениях инструменты оркестра: флейту, скрипку, гобой, виолончель, фагот; сопоставления tutti и соло. Работа над художественной концепцией звучания произведения в целом.

В рамках предлагаемого исследования была проведена беседа на тему: "Классическое музыкальное искусство - преемственность традиций, инновационные технологии изучения, опыт познания". Представителям научно-педа-гогического сообщества и студенческой молодёжи были предложены для обсуждения вопросы: Какие классические традиции актуальны в наше время? Можно ли, по вашему мнению, применительно к классическим произведениям использовать такие эпитеты, как "гармоничность", "диалектичность", "свободомыслие"? Каковы на ваш взгляд, сегодня методы и приёмы освоения культуры исполнения-интони-рования фортепианной музыки классического стиля? Чем для Вас является классическая музыка? Поделитесь своим опытом познания классической музыки. Ответы респондентов показали глубокую заинтересованность проблемами познания классического музыкального искусства:

- Значимым достижением классической эпохи можно считать формирование сонатной формы - главная композиционная находка в области музыкальной структуры... Свободомыслие не ярко выражено, потому что в роли заказчиков произведений музыкального искусства выступали не музыканты. "Золотой век" музыкальных форм - конечно, именно в эпоху классицизма происходит типизация музыкаль-

ных форм, т.е. музыкальные формы обретают свой эталонный облик. Гармоничность музыкального языка, эстетических установок на вечные идеалы "добра", "красоты", "совершенства" - безусловно. Диалектичность - разве что в противопоставлении "мужского - женского" начала, "зимы - лета". Безупречность на первом месте. Мелодизм всей музыкальной ткани - основа музыкального искусства, в том числе и инструментального. Опора на народный фольклор. Универсализм, практичность.

- Классицизму действительно свойственны строгие композиционные нормы: гармоничность, строгость, целостность, соблюдение пропорций. Диалектичность присутствует в сопоставлении контрастных образов в музыке. Свободомыслие также присутствует. Считается, что классическая музыка отрицает любое постороннее воздействие на сознание и мышление человека, в том числе и творческое.

- Музыка эпохи классицизма в высшей степени интеллигента и аристократична. В ней много света и огня, классическая музыка обращена к людям. Именно в эпоху классицизма зарождается просветительская деятельность музыкантов-исполнителей, положившая начало целой отрасли и музыкальной индустрии.

- Классические традиции - это прежде всего бережное отношение к тексту автора - это первое, что должен и может сделать исполнитель. Культура интонирования - через скрупулёзный труд наставника: слышишь, что не получается у обучающегося, и понимаешь, как добиться нужного звучания, каким приёмом реализовать задуманное. Для меня опыт познания классической музыки, в первую очередь, через звуковую среду: то, что слышишь и тронуло сердце интонационно, хочется "пощупать" своими руками.

- На мой взгляд, классические традиции сегодня - это воспитание культуры пения на инструменте, то есть культура игры сап1аЫ1е. Певучее интонирование не только песенной мелодии, но и быстрых пассажей, всей многоголосной фактуры музыкального произведения, - сегодня это приоритетное направление педагогики музыкального образования именно российской фортепианной школы XXI века.

- Как мне кажется, элементы культуры ис-полнения-интонирования классической музыки складываются поэтапно. Первоначально, это знакомство с композитором (временем, культурой той поры; странами, в которых прошли его жизнь и творчество и прочее). Затем познание жанровой стороны изучаемых музыкальных произведений (специфика жанра во-

обще, и преломление непосредственно в конкретном произведении), как следствие - формирование понимание художественного образ исполняемого произведения. И, "харизма" самого исполнителя (студента), которая привносит что-то своё.

- Мой опыт познания классической музыки складывался в три этапа: Первый этап: классическое образование в школе (фортепиано), училище и вузе - воспитание любви к классическому искусству и художественного вкуса к музыкальному наследию той поры, работа над техникой (беглостью, звукоизвлечением, динамикой, фразировкой); работа над интонированием ....особенно в процессе исполнения мелодии. Второй этап - работа в студии звукозаписи. Искусство игры на цифровом фортепиано, воспитание динамики исполнения на электронных инструментах, критический анализ собственной игры, выявление и исправление (многократная перезапись) НЕ-интонаци-онной игры. Третий этап - знакомство с эталонными образцами аранжировки классической музыки известных композиторов, пианистов, аранжировщиков сегодняшнего времени. Подход к музыкальному произведению не только традиционный (акустическое исполнение многоголосной ткани музыкального произведения), но и творческий (аранжировка на электронном цифровом инструменте), что, с одной стороны, выявляет взгляд исполнителя на интерпретацию (в том числе); с другой - это привлечение широких слушательских масс к классическому искусству. Так, в три этапа сложилось собственное "видение" и понимание классической музыки. На мой взгляд, цифровая музыка в дальнейшем, одна из возможных, сфера существования классического искусства.

Показательно, что среди студенческой молодёжи 35% респондентов считают, что "классицизм - фундамент всей академической музыки, изучение классического искусства -обязательная веха в обучении"; 40% обратили внимание, что "классическая музыка является незаменимой основой искусства будущего"; 25% - подчеркнули, что "музыкальное искусство классицизма является "золотым веком" в истории музыки, - это век И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена".

Проведённая беседа показала актуальность темы как в профессиональном сообществе педагогов-музыкантов, так и в студенческой среде. Педагогическое сообщество интересуют вопросы интонационно-стилевого понимания классического музыкального искусства; про-

iaC >

<

X Ui

s: x. о

ш T

s

< ct

Ш

с

362

блемы воспитания культуры исполнения-инто-нирования клавирной музыки композиторов-классиков. Музыка композиторов-классиков по-прежнему весьма популярна и составляет основу классического академического музыкального образования.

Заключение

Проделанная аналитическая и опытно-экс-периментальная работа по изучению специфики исполнения-интонирования фортепианной музыки венских классиков позволила резюмировать следующие выводы.

Воспитание культуры исполнения-интони-рования фортепианной музыки классического стиля - это, прежде всего, воспитание хорошего художественного вкуса к произведениям искусства. Классическая музыка - эталон музыкального искусства, образец совершенства во все времена. Поэтому так важно стимулировать познавательный интерес к изучению музыкального наследия классической эпохи у студентов-музыкантов педагогического вуза. Не теряют своей актуальности технологии воспитания культуры исполнения-интонирова-ния музыки классического стиля: постановка игрового аппарата, методы работы над культурой звукоизвлечения, беглостью, аккордовой техникой, достижение гибкости, свободы исполнения-интонирования, культура владения педализацией, метро-ритмом, беседы о концепции интерпретации, приёмы самомобилизации, самовнушения и рефлексии, ин-тонационно-стилевой и полихудожественный анализ музыкальных произведений, междисциплинарный подход к изучению художественной и музыкальной культуры эпохи классицизма.

Перспективными направлениями дальнейших исследований в области культуры фортепианного исполнения-интонирования классической музыки могут быть:

- актуализация рабочих программ, учебно-методических комплексов для студентов-музыкантов педагогических вузов в соответствии с новейшими достижениями в области культуры фортепианного исполнения-интонирования;

- составление индивидуальных образовательных маршрутов и педагогических программ воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования, основанных, в том числе, и на музыкально-педагогическом репертуаре произведений классического сти-

ля, с учётом специфики обучения в педагогическом вузе;

- исследование традиций и инноваций в области технологий воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования музыки классического стиля;

- обмен научно-педагогическим и методическим опытом по проблемам исполнения-интонирования классической музыки в профессиональном педагогическом сообществе и в студенческой молодёжной среде.

Литература:

1. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струн-ных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). Хрестоматия. - Киев : Музична Украина, 1974.-163 с.

2. Асафьев Б.В. Гармоничность мировоззрения Гайдна // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. - М.: Классика-ХХ1, 2009. - С. 18-20.

3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: кн. 1 и 2. - СПб.: Музыка, 1971. - 376 с.

4. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта: как исполнять его фортепианные сочинения. -М.: Музыка, 2011.-464 с.

5. Бадура-Скода П. Интерпретация Гайдна. Исполнительский комментарий. // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. - М.: Классика-ХХ1,2009. -С. 123-130

6. Баринова М. Исполнение Гайдна и Моцарта в галантном стиле. // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. - М.: Классика-ХХ1,2009. - С. 16-18

7. Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. - Кн. I. - СПб.: БИОНТ, 2005. - 173 с.

8. Зенкин K.B. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма: учебник для вузов. -М.: ЮРАЙТ, 2019. - 410 с.

9. Казальс П. Многие не понимают Гайдна - познание его глубины только начинается // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. - М.: Клас-сика-ХХ1,2009. - С. 20-22.

Ю.Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество.

- М.: НИЦ Московская консерватория, 2009. - Т. 1. -536 с.

П.Кириллина JI.B. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика. - М.: МГК, 1996. - 192 с.

12.Малинковская А.В.Фортепианно-исполнитель-ское интонирование. Методики XVI - XX веков: учеб. пособие для СПО. - М.: ЮРАЙТ, 2018. - 232 с.

13.Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993. - 268 с.

14.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. - М.: Кпассика-XXI, 1999. - 232 с. 15.Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. - М.: Музыка, 1984.-302 с.

16.Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие. - 4-е издание / В.Н. Холопова. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.