Научная статья на тему 'Здоровьесберегающее поведение человека: социально-психологический дискурс'

Здоровьесберегающее поведение человека: социально-психологический дискурс Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1105
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВИТАЛЬНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Н. В.

В статье приведен анализ основных концеп-туальных социально-психологи-ческих моделей здоровьесберегающей деятельности как акта принятия решения, стадиального процесса и деятельности. Рассматриваются преимущества и недостатки концептуализаций. Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области (проект НФ №13-16-62001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающее поведение человека: социально-психологический дискурс»

УДК 159.99 © Яковлева Н.В., 2013 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация. В статье приведен анализ основных концептуальных социально-психологических моделей здоровьесберегающей деятельности как акта принятия решения, стадиального процесса и деятельности. Рассматриваются преимущества и недостатки концептуализаций. Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области (проект НФ №13-1662001).

Ключевые слова: образ жизни, витальная жизнедеятель-

ность, здоровьесберегающее поведение.

© Yakovleva N.V., 2013 HEALTH-HUMAN BEHAVIOR: SOCIO-PSYCHOLOGICAL DISCOURSE

Abstract. The artical presents a conceptual analysis of the major socio-psychological models of health-human activity as an act of decision-making process by stages and activities. There is discusses the advantages and disadvantages of conceptualization. The study was conducted with the financial support of the Russian Humanitarian Science Foundation (RHSF) and the Government of the Ryazan region (project NF № 13-16-

62001).

Key words: way of life, vital livelihoods, health-human behavior.

Комплексные исследования причин, детерминирующих состояние здоровья, свидетельствуют о ведущей роли образа жизни в сохранении здоровья [6, 9, 17, 18, 21 ,23, 24]. Однако само понятие образа жизни (лат. modus vivendi) размыто и многозначно. В современной прикладной

социологии нет однозначного понимания данной категории. В онтологическом плане образ жизни выступает как эмпирическая фиксация обыденной жизнедеятельности людей; устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах [7]. Иногда образ жизни рассматривается в формально-аналитическом плане как сумма специфичных условий жизни. Новейший философский словарь определяет образ жизни как понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры жизнедеятельности социальных субъектов [7]. Оба определения мало что дают для исследования образа жизни как базового фактора здоровья.

В медицинских исследованиях чаще используется формальноаналитическая трактовка понятия. «Образ жизни - базовый фактор, влияющий на здоровье и представляющий собой совокупность социальных условий, на фоне которых развивается жизнь человека» [21]. В фундаментальных отечественных исследованиях в качестве условий (факторов), влияющих на здоровье под объединенной категорией «образ жизни» выделяются неудовлетворительные материальные, производственные и семейно-бытовые условия, несбалансированное питание, низкий культурный уровень, психологическое перенапряжение [9, 18]. Опираясь на классификацию образа

жизни И.В. Бестужева-Лады, Ю.П. Лисицын выделяет в составе понятия «образ жизни» четыре элемента: уровень жизни (экономические условия жизни), качество жизни (социальные условия жизни), стиль жизни (социальнопсихологический условия жизни) и уклад жизни (социально-экономические условия жизни). В силу сложности организации полидисциплинарных и междисциплинарных исследований, в прикладных медицинских работах понятие «образ жизни» чаще всего упрощается и заужается. Образ жизни сводится к конструкту «качество жизни» [13, 15], иногда к конструкту «стиль жизни» [6, 17].

Качество жизни - это комплексная оценка экономических, социальных, политических, идеологических и духовно-культурных факторов, которые характеризуют все стороны жизни и положение человека в обществе. Европейская экономическая комиссия ООН выделяет восемь основных групп КЖ: здоровье, качество рабочего места, приобретение товаров и бытовые услуги, возможности для проведения свободного времени, чувство социальной уверенности, шансы развития личности, качество окружающей среды, возможность участия в общественной жизни. Стиль жизни - совокупность образцов поведения, привычек индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь. Стиль жизни формируется как результат адаптации индивидуальности человека к конкретным социальным и историческим условиям. Наиболее распространенный диагностический инструмент для исследования поведенческих факторов здоровья - опросник качества жизни (SF36), адаптированный в России А.А. Новиком и Т.И. Ионовой [15].

В современной медицинской науке слабо теоретически разработаны понятия «образ жизни», «качество жизни» и «стиль жизни». При этом количество клинических исследований и публикаций по данной тематике увеличивается год от года. А.Ю. Ненарокомов, Д.Л. Сперанский, Э.В. Аревшатов, А.Ю. Мудрый говорят о лавинообразном росте научных публикаций по фундаментальным исследованиям образа и качества жизни, который мало коррелирует с эффективностью научной разработки тематики [13]. На наш взгляд, причина в ограниченности возможностей использования социологического теоретического конструкта «образ жизни» и заложенных в нем методических возможностях исследования. Ряд авторов стал в последнее время заменять традиционное понятие «образ жизни» более методологически грамотными, но еще менее разработанными понятиями «поведенческие факторы здоровья» (behavioral determinants of health), «здоровый стиль жизни» (healthy lifestyle), являющимися прямым переводом рабочих конструктов

зарубежных исследований [11].

Научным прорывом в решении данной проблемы может стать междисциплинарная интеграция клинических исследований здоровья на базе современной социальной психологии. Развитие психологической категории субъекта и психологической теории деятельности, использование

возможностей метасистемного подхода позволяют решить главную проблему междисциплинарных исследований здоровья - проблему адекватной методологии [8, 23]. Базовым объектом исследований становится не формализованный конструкт «образ жизни», а онтологический конструкт «витальная жизнедеятельность» [23]. Определенные заделы такого

понимания предмета встречаются в работах ряда отечественных исследователей. Так, А.А. Парфенова определяет образ жизни как исторически обусловленный тип жизнедеятельности людей, цель которой - забота о здоровье как высшей ценности [17]. Ряд исследователей говорят о необходимости рассмотрения образа жизни с позиций активности личности. По И.А. Тихомировой, здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций [21]. Витальная жизнедеятельность рассматривается нами как активность человека, направленная на ресурсное обеспечение оптимального уровня здоровья субъекта и на избежание несовместимых с жизнью ситуаций [23, 24]. Она позволяет субъекту организовать познавательные, эмоционально-волевые и другие психические процессы таким образом, чтобы они протекали как можно лучше и как можно дольше.

В свою очередь, здоровьесберегающее поведение (health behavior) в современной социальной психологии здоровья рассматривают как акт

принятие решения, стадиальный процесс и деятельность.

Здоровьесбережение как акт принятия решений. Первый шаг на пути исследования этой проблемы был сделан в семидесятые годы прошлого века в социальной психологии созданием модели представлений о здоровье (health belief model) (Becker, Maiman, 1975, Sheeran, Abraham, 1996) [11]. Авторы предложили модель здоровьесберегающего поведения в качестве стратегии принятия решения, выполненную в рамках методологии когнитивного подхода. Модель описывает поведение субъекта как результат сложения индивидуальных когниций субъекта, связанных со здоровьем: воспринимаемый риск, представления о серьезности проблемы, возможные выгоды и препятствия на пути принятия данного образца поведения.

Другая популярная социально-психологическая модель - рrotection motivation theory (Rogers, 1983) - основана на принципе самоэффективности как уверенности человека в своей способности осуществить необходимое поведение. Эта модель дополняет health belief model и задает новый критерий оценки индивидуальных когниций: личную стоимость отказа от неадаптивного поведения. Современные социально-психологические представления о принятии человеком здоровьесберегающей стратегии поведения описывает модель планируемого поведения, базирующаяся на социально-психологической теории установок М. Фишбайна и А. Айзена (Fieshbein, Ajzen, 1975). Ключевым в этом процессе становятся такие факторы как оценка ожиданий, обоснованность действия, нормы, которыми руководствуется субъект, контроль воспринимаемого поведения (Ajzen, 1991).

Когнитивно-ориентированные модели здоровья - модели «одномоментного» принятия решений - хорошо зарекомендовали себя при анализе простых форм социального поведения, таких как отказ от вредной привычки, соблюдение правил здорового питания и т.п. Однако отсроченные исследования показывают низкую «выживаемость» подобных решений в

отдаленной временной перспективе. Мало принять решение один раз, нужно следовать ему в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних сторон жизненного пути: состояния здоровья, социальной ситуации,

субъективного жизненного опыта.

Здоровьесбережение как стадиальный процесс. В этом контексте оправдано появление стадиальных моделей здоровьесберегающего поведения. В них предполагается, что индивид должен пройти через ряд этапов, начиная с принятия решения и заканчивая действием, и что различные прогностические приемы приобретают значение в переходных точках от одной стадии к другой [по 11]. Стадии процесса представляют собой качественно различные виды поведения, представлений и переживаний. Факторы, опосредующие переходы между стадиями, меняются в зависимости того, на какой из них в данный момент находится индивид. Наиболее популярные модели: модель принятия мер предосторожности (precaution adoption process model; Weinstein, Sandmen, 1992) и транстеоретическая модель изменений поведения (Prochaska, 1992). Стадийная модель Прохазки, описывающая схему намеренного изменения поведения, называется транстеоретической, поскольку обобщает конструкты, взятые из различных психотерапевтических теорий.

Стадиальные модели имеют большую психологическую ценность, чаще используются в современной психологической коррекции.

Здоровьесбережение как деятельность. Витальная жизнедеятельность, как и другие формы активности человека, включает в себя уровни разной степени осознанности. Но, безусловно, ведущую роль в ней играет целенаправленная витальная активность человека - здоровьесберегающая деятельность, которая является базовым жизненным метапроцессом [24]. Здоровьесберегающая деятельность направлена на воспроизводство индивидуальных жизненных ресурсов, необходимых для освоения личностью жизненного пространства. В ее структуре можно обнаружить традиционные компоненты деятельности: мотив,

цель, система действий, контроль результата. Авторская концепция здоровьесберегающей деятельности созвучна более устоявшимся в литературе психологическим категориям, описывающим регуляцию, организацию и проектирование субъектом своей жизни [1, 2, 5, 10, 12, 16, 19, 20, 22]. В то же время здоровьесберегающей деятельности присущи специфические свойства: первичность, интегральность, системная оптимальность.

Метасистемный психологический подход к здоровьесберегающей деятельности позволяет выйти на качественно иной гносеологический уровень исследования. Данная методология «примиряет» взгляды сторонников социоцентристского подхода к здоровью («Я здоров настолько, насколько я умен и свободен») с традиционной парадигмой здоровья. Очевидно, что активность и способности человека целиком не определяют его индивидуальное здоровье, важнейшую роль здесь играют биологические факторы. Однако зрелость личности и качество управления индивидуальными жизненными ресурсами может влиять на уровень здоровья человека в рамках биологически заданных границ. С другой стороны, в социально-психологических исследованиях здоровья метасистемный подход позволяет выйти за пределы традиционного поиска отдельных психологических коррелятов здоровья и рассматривать витальную жизнедеятельность как особую активность человека по обеспечению качества жизни.

Выводы. Многообразие теоретических подходов и методических приемов исследования здоровьесберегающего поведения свидетельствуют о теоретической актуальности и практической востребованности работ в области социальной психологии здоровья. Выделение базовых подходов и уточнение ключевых дефиниций психологической теории здоровьесбережения позволяет сделать следующий шаг в психологическом понимании особенностей и механизмов здоровьесберегающего поведения личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

4. Гундаров И.А., Киселева Н.В., Копина О.С. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни. М.: НПО «Союзмединформ», 1989. 83 с.

5. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.

6. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. 240 с.

7. Иванников Ю.И. Образ жизни // Демографический энциклопедический словарь / гл. ред. Д.И. Валентей. М.: Советская энциклопедия. 1985. С. 292-293.

8. Карпов А.В. Психология сознания. Метасистемный подход. М.: Изд-во РАО, 2011. 1087 с.

9. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для ВУЗов. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 520 с.

10. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 103-109.

11. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997. 688 с.

12. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека: монография. М.: Наука, 2010. 519 с.

13. Ненарокомов А.Ю., Сперанский Д.Л., Аревшатов Э.В., Мудрый А.Ю. Современная концепция исследования качества жизни в онкологии [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2012. № 2 (часть 2). С. 421-425. ШЬ: www.rae.ru /£з /?sectюn=content&op=show_artide&artide_id=7982109 (дата обращения: 21.11.2013).

14. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с.

15. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М., 2007. 320 с.

16. Осницкий А.К. Самосознание и субъективная активность человека // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе / отв. ред. М.И. Воловикова. М.: ИП РАН, 1999. С. 117-118.

17. Парфенова А.А., Проскурнина М.В., Цой В.С. Образ жизни и здоровье

человека [Электронный ресурс] // Онлайн библиотека «Наука и философия». URL: http: // tomb-raider6. narod.ru/lib/mm/materialy_vtorogo_mezhdunarodnogo/ obraz_zhizni_i_zdorove_cheloveka.html (дата обращения: 20.11.2013).

18. Петраков Б.Д. Распространение пограничных психических расстройств среди различных социально-профессиональных групп населения // Пограничные психические расстройства (социальные и клинические аспекты). М., 1988. С. 90-99.

19. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЭР СЭ, 2002. С. 310-329.

20. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. 191 с.

21. Тихомирова И.А. Физиологические основы здоровья. Курс лекций по

валеологии. Ярославль, 2009. [Электронный ресурс] URL: http://cito-

web.yspu.org/link1/metod/met73/node12.html (дата обращения: 21.11.2013).

22. Толочек В.А. Стили деятельности: модели стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: МП Измайлово, 1992. 77 с.

23. Яковлева Н.В. Витальная метакомпетентность личности: теория и практика психологического исследования здоровья. Рязань: Полином, 2012. 285 с.

24. Яковлева Н.В. Здоровьесберегающая деятельность как базовый жизненный метапроцесс [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2013. № 1. С. 56-64. URL: http:// humjournal.rzgmu.ru / upload-files / 01_Yakovleva_N_2013_01.pdf (дата обращения: 21.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.