Научная статья на тему 'Психологическое исследование биографий и жизненного пути'

Психологическое исследование биографий и жизненного пути Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
992
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ / КОГЕРЕНТНОСТЬ / "ЗАГАДКА ПРЕДВИДЕННОЙ СМЕРТИ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шустов Д.И.

Статья посвящена современным биографическим исследованиям. Необходимость изучения жизненного пути человека, психологического времени личности, субъективного личностного восприятия «психологического возраста» и «трансспективы» продиктована слабым пониманием сущности человека, его роли в постоянно меняющемся мире. В статье рассматриваются концепции автобиографического нарратива Марии Терезы Тоси, опережающего отражения в деятельности мозга П.К. Анохина, жизненного пути Э. Берна. В статье освещены психоаналитический подход Лестер Люборски к анализу автобиографического нарратива, функциональная модель приема обратной афферентации, «загадки предвиденной смерти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование биографий и жизненного пути»

УДК 159.923.3

© Яковлева Н.В., Фаустова А.Г., Фролов А.И., 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к изучению мотивации здорового образа жизни в контексте базовых психологических теорий направленности личности и мотивации. Обоснован методологический и методический подход к исследованию мотивации здоровьесбе-режения. Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области (проект регионального конкурса «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» №14-16-62002 а(р)).

Ключевые слова: мотивация, направленность личности, здо-ровьесберегающее поведение, самодетерминация, диагностический комплекс исследования

© Yakovleva N.V., Faustova A.G., Frolov A.I.,

2014

PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCHING OF THE MOTIVATION HEALTHY LIFESTYLE

Abstract. The article deals with approaches of the study of motivation of a healthy lifestyle in the context of the basic psychological theories of personality orientation and motivation. Both methodological and methodical approaches to study of motivation of health preservation are concluded. The research was implemented with the financial support of the Russian Humanitarian Science Foundation (RHSF) and the Government of the Ryazan region (Project of the regional competition «Central Russia: Past, Present and Future» № 13-16-62001 a(r)).

Key words: motivation, personality orientation, health-preserving behavior, self-determination, diagnostic complex for study of motivation

мотивации здоровьесберегаю- health activity. щей деятельности.

Комплексные исследования детерминант состояния здоровья свидетельствуют о ведущей роли образа жизни в сохранении здоровья [15, 19, 25, 26, 29, 31, 35, 38]. Но само понятие «образ жизни», равно как и близкие понятия «качество жизни» и «стиль жизни», в современной медицинской науке слабо теоретически разработаны. Количество клинических исследований и публикаций по данной тематике увеличивается год от года. А.Ю. Ненарокомов, Д.Л. Сперанский, Э.В. Аревшатов, А.Ю. Мудрый говорят о лавинообразном росте научных публикаций по фундаментальным исследованиям образа и качества жизни, который мало коррелирует с эффективностью научной разработки тематики [24].

Достаточно популярны исследования здорового образа жизни студентов (Аграновский М.З. с соавт., 1990; Айрапетова Л.Г. с соавт., 1990; Бурак Е.Н. с соавт., 1990; Грошева М.Н. с соавт., 1990; Кондаков B.C. с соавт., 1994; Виноградов П.Б. с соавт., 1996; Заборовский Г.И. с соавт., 1996; Оруджев Л.С. с соавт., 1996; Дворецкий Э.Н., 1998 и др.). Анализируя медико-социальные исследования здорового образа жизни студентов медицинского вуза, Е.Г. Вершинин констатирует, что работы по проблеме здорового образа жизни носят преимущественно констатирующий характер и в меньшей степени рассматривают формирование направленности личности на ведение здорового образа жизни. Недостаточно анализируется ценностное отношение к здоровью, мало внимания уделяется мотивации, как определяющего фактора поведенческих паттернов относительно здорового образа жизни, не эксплицируется динамика отношений к здоровому образу жизни в процессе обучения в вузе, и лишь в единичных случаях рассматриваются возможные пути коррекции имеющихся диспропорций в сознании и деятельности [3]. Исследования, выполненные в психолого-педагогическом ключе, сориентированы на проблемы воспитанности и обу-ченности здоровому образу жизни и ограничиваются типологией. Так, А.Д.

Куправа выделяет три уровня сформированности воспитанности в отношении здорового образа жизни учащейся молодежи.

Низкий уровень соответствует безразличному отношению к своему здоровью, несоблюдению гигиенических навыков, отсутствию готовности к самостоятельным занятиям физической культурой и закаливанию, не выполнению правил культуры питания, не достаточными знаниями о здоровье и психической саморегуляции, не соблюдению режима дня, отсутствием действий по профилактике заболеваний, наличием вредных привычек, невнимательному отношению к нездоровым симптомам своего организма.

Средний уровень соответствует не достаточному вниманию к собственной гигиене, занятия физической культурой бессистемны, не регулярны, отсутствуют привычки и навыки закаливания, с правилами режима питания учащийся знаком, но выполняет их отчасти, не регулярно, при этом внимательно относится к болезненным симптомам организма, но профилактикой заболеваний не занимается.

Высокий уровень соответствует постоянному соблюдению гигиенических навыков, регулярным занятиям физической культурой и закаливанием, соблюдению правил культуры питания, способности к психической саморегуляции, соблюдению режима дня, осуществлению системы профилактики заболеваний. Проведенный опрос учащейся молодежи показал следующие результаты [14].

При всей актуальности проблемы такие исследования не вскрывают механизмов приверженности здоровому образу жизни и факторов, препятствующих жизненной реализации здоровьесберегающих паттернов. Причиной этого является в том числе и ограниченность возможностей использования теоретического конструкта «образ жизни» и заложенных в нем методических возможностей исследования. Ряд авторов в последнее время стали заменять традиционное понятие «образ жизни» более методологически грамотными понятиями «поведенческие факторы здоровья» (behavioral determinants of health), «здоро-

вый стиль жизни» (healthy lifestyle), являющимися прямым переводом рабочих конструктов зарубежных исследований. В психологии эта тематика представлена исследованиями здоровьесберегающего поведения (healthy behaviors) [7, 8, 10, 12, 34, 37]. Здоровьесберегающее поведение является особым видом субъектной активности, не сводимым к другим формам деятельности. Оно может быть рассмотрено также с различных точек зрения: как принятие решения, стадиальный процесс или конкретный вид деятельности. Вместе с тем в условиях каждой дефиниции вопрос о детерминирующем начале будет актуален и специфичен. Здоровьесберегающее поведение носит инструментальный характер, что связано с ресурсным характером, приписываемым здоровью. Здоровье представляет собой одновременно определенную ценность для каждого индивида и конкретный ресурс для реализации им же жизненных целей. Отсюда исходит и различная детерминация индивидуально-личностной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Жизненный масштаб, личностная зрелость и проработанность стратегии жизни определяет детальность представления мотивации здоровьесберегающего поведения в структуре общей мотивационной направленности личности. Таким образом, мы рассматриваем здоровьесберегающее поведения как специфический вид жизненной активности [34]. При исследовании здоровьесберегающего поведения особой актуальностью отмечена проблематика мотивации и направленности личности на здоровый образ жизни.

Для того чтобы рассмотреть особенности мотивации здоровьесберегаю-щего поведения, проанализируем базовые подходы к исследованию мотивации в психологии. В российской психологической науке принято рассматривать мотив и мотивацию как сложное интегральное (системное) психологическое образование (Е.П. Ильин) [11]. Соответственно, под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений (Л.И. Божович, Б.И. Додонов, С.Л. Рубинштейн) [2, 9, 27], которая

«определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане» (В.С. Мерлин) [22]. Среди отечественных ученых больших успехов в разработке теории мотивации достиг Л.С. Выготский, основатель культурно-исторического подхода в психологии [6]. Теория Л.С. Выготского постулирует наличие двух параллельных уровней развития психики человека - высшего и низшего, которые определяют как высокие, так и низкие потребности индивида, развиваются параллельно, а не иерархически, как у А. Маслоу [30].

В отечественной психологии также многие авторы рассматривали направленность личности в контексте общей теории мотивации деятельности. Направленность личности у разных авторов при этом понимается по-разному. Наиболее разработанной сферой исследования этой проблемы является анализ направленности как компонента мотивационной стороны личности (В.Г. Асеев, Л.И. Божо-вич, З.И. Васильева, Т.В. Ендовицкая, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, Г.И. Кузнецова, И.С. Неймарк, А.М. Рябченко, Л.Е. Токарская, В.Д. Харченко, В.Э. Чудиновский, Е.А. Якуба и др.). Направленность анализируется в их трудах как особое побуждение личности к деятельности [1, 2, 13, 30]. Значительный материал, накопленный в рамках этого подхода, а также широкие возможности для перевода теоретической информации в русло практических (педагогических, психологических и т.д.) исследований доказывают перспективность этого подхода. Значительную роль в литературе по направленности личности играет подход, рассматривающий это качество как обобщенную характеристику внутреннего мира личности (Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев) [21, 23]. Такой аспект изучения направленности представляется весьма плодотворным. Роль сознания личности в выборе своего жизненного пути, «своей» сферы социальной деятельности трудно переоценить. В конечном счете, человек сам решает, в каком направлении будет проходить его развитие, сам избирает пространство для самореализации. Но

и в этом подходе анализируется только один (психологический) срез проблемы направленности личности. Комплексным считается подход понимания направленности личности, при котором содержание рассматриваемого качества личности и соответствующего понятия выводится не только из субъективных показателей, но и из объективных характеристик бытия личности (В.К. Вилюнас, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев и др.) [4, 5, 13, 15, 33]. Этот подход принимает во внимание, что направленность определяется не только побуждениями или элементами сознания личности, но, прежде всего, обусловливается ее реальной практической деятельностью. С.Л. Рубинштейн понимает под направленностью «динамическую тенденцию» [27]. В.А. Сластенин и В.П. Каширин рассматривают направленность как систему ценностно-смысловых образований личности [29]. Тем не менее, все авторы видят в направленности ту или иную совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно не зависимых от наличной ситуации. В соответствии с имеющимися теоретическими и практическими исследованиями по проблеме изучения механизмов формирования мотивационной направленности личности правомерна постановка проблемы по изучению психологических особенностей отдельных составляющих мотива-ционной структуры личности и механизмов формирования данных структур, в частности, изучения психологических особенности формирования мотивацион-ной направленности студентов на развитие здоровьесберегающего поведения.

Здоровьесберегающая направленность личности представляет собой совокупность установок (ставших свойствами личности), обуславливающих целенаправленную (разного уровня осознанности) деятельность субъекта в анализируемом ключе. Направленность всегда социально обусловлена, формируется в процессе воспитания, в том числе под влиянием паттернов родительского поведения.

Традиционные направления в изучении направленности мотивационной сферы человека и ее отдельных компонентов определились в начале ХХ века. Среди популярных психологических подходов принято выделять: содержатель-

ные теории мотивации (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макклеланд), нацеленные на установление иерархической структуры потребностей индивида без учета дополнительных (внешних) факторов; процессуальные теории мотивации (В. Врум), рассматривающие условия, способствующие формированию конкретного уровня мотивации для достижения конкретных целей; теории, в основе которых лежит соотношение между вознаграждением и результатами (Д. Макгре-гор, Л. Портер и Э Лоулер) [32].

В целом они не противоречат друг другу, обращая внимания на отдельные компоненты изучаемого феномена - мотивационной сферы личности. Поскольку многими авторами отмечается взаимозависимость и взаимообусловленность мо-тивационного и ситуационного компонентов, будет справедливым замечание о динамичности методологических и методических представлений относительно ведущей роли конкретного подхода. В зависимости от исследовательской ситуации на первый план может выходить то или иное представление о структуре и функциях мотивационной направленности личности. Однако наличие трех ключевых подходов, объединяющих более десятка психологических теорий развития и функционирования мотивационного ядра личности, на данном этапе развития научной и практической мысли иногда не может обеспечить специфические виды исследований, например, здоровьесберегающего поведения.

На наш взгляд, имеющиеся на данный момент психологические исследования мотивации здоровья и направленности здоровьесберегающего поведения могут объединены вокруг двух концептуальных векторов: феноменологического и онтологического [34].

1. Феноменологический анализ отдельных детерминант, обуславливающих организацию здоровьесберегающего поведения. А контексте этого подхода предмет исследования можно определить как здоровьесберегающая направленность личности. Теоретические и эмпирические исследования здоровьесбе-регающей направленности в структуре личностных образований («Я»- концеп-

ция, самосознание) являются популярным направлением в современной клинической психологии и психологии здоровья. В качестве таких мотивирующих начал можно рассмотреть и потребность в восстановлении здоровья после болезни, и стремление к поддержанию здоровья для успешности в иных сферах, и мотив сохранения здоровья как особой ценности. Одна из детерминант (или их совокупность) может выполнять организующую и направляющую здоровьесбе-регающее поведение функцию до того момента, пока высока их актуализиро-ванность для индивида. Подобные исследования сосредоточены на анализе отдельных феноменов либо в их непосредственной данности, либо в условиях специфической деятельности по сохранению, укреплению, восстановлению здоровья (например, деятельность во время периода реконвалесценции). Ценность данного подхода состоит, прежде всего, в описании психологического смысла здоровья как индивидуальной и общественной ценности, следовательно - значимости мотивированной здоровьесберегающего поведения с позиции конкретной личности и социума в целом. Однако остается без внимания жизненный масштаб осуществления здоровьесберегающего поведения, его мотива-ционная направленность и смысл с учетом жизненных перспектив. Анализ отдельных детерминирующих тенденций, которые носят больше инструментальный характер, уступает по своей методологической и методической эффективности исследованиям, посвященным личностным ресурсам, обуславливающим осознанную и стабильную здоровьесберегающую деятельность.

2. Онтологический план исследования здоровьесбережения задает другой теоретический конструкт - деятельностный. Здоровьесберегающая деятельность не может разворачиваться и приобретать актуальность только на конкретном отрезке жизни индивида и удовлетворяться полуосознаваемыми мотивами или даже автоматическими побуждениями. Она необходимо требует своего энергетического начала, активного включения своего мотивирующего фактора в сферу индивидуальных личностных смыслов. Онтологический план ис-

следования предполагает исследования мотивации здоровьесбережения как необходимого элемента осознанной здоровьесберегающей деятельности. В качестве мотивирующих тенденций здесь принято рассматривать ресурсные личностные образования - субъектная витальность, жизнестойкость, самоэффективность, смысложизненные ориентации. Концепция личностного потенциала, активно развиваемая в современной психологии личности, является необходимым методологическим основанием для исследования интегральных устойчивых компонентов мотивации здоровьесберегающего поведения. Акцентирование внимания на энергетическом динамическом компоненте в теориях личностного потенциала (С. Мадди, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Л.А. Александрова) ассоциировано с позитивным отношением к здоровью и рассмотрению его как «общего знаменателя» успешности и эффективности, в отличие от подходов, ориентированных на отсутствие болезней, равно как и подбор и использование нормативных показателей [16, 17, 20, 39].

Здоровьесберегающая деятельность, включаясь в репертуар ключевых видов деятельности конкретного индивида, требует не только наличия определенного инициирующего момента, но и динамического ресурса для поддержания необходимого уровня мотивации. Перспективным представляется использование теории самодетерминации для объяснения причин регулярного обращения субъектов к здоровьесберегающему поведению на протяжении всего жизненного пути.

Впервые с успехом теорию самодетерминации к рассмотрению мотивации здоровьесберегающего поведения применили ее создатели Э.Л. Деси и Р.М. Райан. Теория фокусируется на собственной активности индивида и его способности самостоятельно выбирать направление саморазвития. Уходя от традиционного понимания причинно-следственных взаимосвязей, авторы обращают внимание на активное личностное начало каждого субъекта в формировании осмысленных, глубинно-личностных установок на реализацию здоровьесбере-гающего поведения [36, 37, 39]. В своей работе, посвященной личностному по-

тенциалу и его компонентам, Д.А. Леонтьев органично увязывает теорию самодетерминации и концепции механизмов личностной саморегуляции, что активно применимо к реализуемому исследованию. Действительно, здоровьесбере-гающая деятельность, реализуемая по принципу самодетерминации, содержит смысл в самой себе, что требует наличия у такой системы свойства саморегуляции [17, 30].

Феноменологический и онтологический планы исследования мотивации синергично дополняют друг друга. Именно поэтому наше эмпирическое исследование мотивации здоровьесбережения выстроено с опорой на концепцию личностного потенциала и теорию самодетерминации, но с учетом учета общего вектора мотивационной направленности индивида на обеспечение сферы здоровья. Диагностический комплекс включает методики оценки уровня мотивации здоровьесберегающей деятельности (скрининг - методику оценки уровня мотивации здоровьесбережения Н.В. Яковлевой), сформированности отдельных компонентов здоровьесберегающей деятельности (тест здоровьесберегающей деятельности Н.В. Яковлевой), методики исследования самоотношения и личностных ресурсов (методику исследования самоотношения С.Р. Пантелеева, тест определения уровня самоэффективности Дж.Маддука и М. Шеер в адаптации Л.А. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского, Гиссенский опросник соматических жалоб, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева), саморегуляции (методику стилевой саморегуляции В. И. Моросановой).

Мы надеемся, что, соответствуя целям исследования и общей методологической направленности, данный психодиагностический комплекс позволит получить достаточный массив данных для анализа структуры мотивационной направленности молодежи, реализующей здоровьесберегающее поведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

3. Вершинин Е.Г. Мотивация ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов медицинского вуза: дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2003.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.,

1990.

6. Выготский Л.С. Педология подростка. М.-Л., 1931.

7. Гончарова С.Л. Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности автореф. ... дис. Канд. пед. наук. М., 2012.

8. Гурьянов М.С. Научное обоснование формирования здоровьесберегающего поведения медицинских работников (на примере Нижегородской области): автореф. ... дис. д-ра мед. наук. Рязань, 2011.

9. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4.

10. Здоровьесберегающее поведение жинщин современной России: проблемы гендерной психологии здоровья/ под ред. Н.В. Яковлевой. Рязань: Ряз-ГМУ, 2013.

11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006.

12. Ковылин В.С., Уланова Н.Н. Проблема исследования здоровьесберегающего поведения у медицинских работников [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014.

№ 1. Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=71 (дата обращения: 29.04.2014).

13. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.

14. Куправа А. Д. Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни в воспитании учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2005.

15. Лапкин М.М., Яковлева Н.В., Прошляков В.Д. Исследование психологический и физиологических детерминант успешности обучения в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 1. Режим доступа: http: //humj ournal .rzgmu.ru/art&id=69 (дата обращения: 29.04.2014).

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

17. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.

18. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рас-сказова Е.И. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Москва, 2005. С. 259-260.

19. Лисицин Ю.П. Слово о здоровье. М.: Просвещение, 1986.

20. Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011.

21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

22. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.

23. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Воронеж, 1995.

24. Ненарокомов А.Ю., Сперанский Д.Л., Аревшатов Э.В., Мудрый А.Ю. Современная концепция исследования качества жизни в онкологии [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2012. № 2 (часть 2). С. 421-425. Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7982109 (дата обращения: 29.04.2014).

25. Парфенова А.А., Проскурнина М.В., Цой В.С. Образ жизни и здоровье человека [Электронный ресурс] // Наука и философия: онлайн библиотека. Режим доступа: http://tomb-raider6.narod.ru/lib/mm/materialy_vtorogo_mezhdunarodnogo/ оЬгаг_7Ы7Ш^_zdorove_cheloveka.html (дата обращения: 29.04.2014).

26. Петраков Б.Д. Распространение пограничных психических расстройств среди различных социально-профессиональных групп населения // Пограничные психические расстройства (социальные и клинические аспекты). М., 1988. С. 90-99.

27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

28. Садовников Е.С. Здоровый образ жизни: мудрость заботы о себе // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2011. № 3 (15) С. 181-185.

29. Сластенин В.А. , Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001.

30. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

31. Судаков К.В. Диагноз здоровья. М.: ММА им. И.М. Сеченова, 1993.

32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986.

33. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: М.: МОДЭК: Институт практической психологии, 1998.

34. Яковлева Н.В. Витальная метакомпетентность личности: теория и практика психологических исследований здоровья. Рязань, РязГМУ, 2012.

35. 10 Tips on How to Stay Motivated to Live a Healthy Life [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uppercervicalcare.com/news/36/ (дата обращения: 29.04.2014).

36. Edward L. Deci and Richard M. Ryan. Facilitating Optimal Motivation and Psychological19, Well-Being Across Life's Domains. Canadian Psychology, 2008, Vol. 49, No. 1, 14-23.

37. Edward L. Deci and Richard M. Ryan. Self-determination theory in health care and its relations to motivational interviewing: a few comments [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ijbnpa.org/content/9/1/24 (дата обращения: 29.04.2014).

38. Greene, Alice. 5 Steps to Getting & Staying Motivated [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ahealthylifestyleworks.com/archives/3004 (дата обращения: 29.04.2014).

39. Pedro J. Teixeira, Marlene N. Silva, Jutta Mata, Antonio L. Palmeira and David Markland. Motivation, self-determination, and long-term weight control [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ijbnpa.org/content/9/1/22 (дата обращения: 29.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.