16. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.
17. Сочивко Д.В., Бурцев А.О. Проблема психо-патизации личности осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 30-41.
18. Сочивко Д.В, Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.
19. Сочивко Д.В, Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 60-75.
20. Сочивко Д.В, Савельева Т.И. Предимплозив-ное «Я»—фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 45-55.
21. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: от-
веты на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.
22. Сочивко Д.В., Щелкушкина Е.А. Проблема психодинамической типологии личности осужденных за убийство // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 6-21.
23. Тенета ЕЛ., Датий А.В. Некоторые аспекты характеристики ВИЧ-инфицированных осужденных в учреждениях ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 2. С. 32-34.
24. Фельдштейн Д.И. Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества. Доклад на заседании Правления Российского книжного союза. 2013. URL: http:// letidor.ru/article/70585/.
25. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ *
Н. В. Яковлева
Аннотация: в статье представлен анализ психологических исследований здоровья и предложен новый подход к здоровью как здоровьесберегающей деятельности. Описаны авторские методики исследования здоровьесберегающей деятельности личности.
Ключевые слова: психология здоровья, методологическая парадигма, здоровьесберегающая деятельность, психодиагностические методики.
Summary: the article presents an analysis of psychological research of health andoffers a new approach to health
as health activities. It describes the author's methods of health-research activities of the person.
Keywords: health psychology, methodological paradigm, health activities, psychodiagnostic techniques.
Здоровье человека — сложное, поли-детерминированное явление. Известно не менее ста авторских определений, делающих упор на различные аспекты здоровья, например на уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, резерв-
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Рязанской области. Проект регионального конкурса «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» № 13-16-62001а(р).
ные возможности функциональных систем, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты, личностные качества человека, стили поведения, удовлетворенность качеством жизни и т. д. Практически каждая из ведущих психологических школ рассматривала здоровье как предмет исследования в рамках своей научной парадигмы. В то же время анализ современных исследований в области психологии здоровья обнаруживает серьезную проблему рассогласования актуальности решаемых задач и возможностей используемой методологической парадигмы. Психология здоровья чаще всего представлена на уровне эмпирических междисциплинарных исследований, решающих частные практические задачи без выхода на уровень серьезного теоретического обобщения. Мы считаем, что для преодоления такого рассогласования следует рассматривать здоровье вне клинико-психологического контекста. Как общепсихологический феномен здоровье отражает функциональное качество системы индивидуального жизнеобеспечения личности. Методологический прорыв отечественной психологии конца XX—начала XXI века, связанный с разработкой психологической категории субъекта, развитием психологической теории деятельности и возможностями методологии системного и ме-тасистемного анализа интегральных феноменов человеческого бытия, позволит вывести психологию здоровья на принципиально иной уровень научных исследований [7, 9].
Условиями разработки современной психологической теории здоровья, на наш взгляд, выступают следующие положения:
1. Психологическую систему здоровья следует рассматривать в контексте общей жизнедеятельности человека и изучать ее в общепсихологическом и социально-психологическом дискурсе.
2. Несмотря на то что процесс здо-ровьесбережения включает процессы управления и регуляции разной степени осознанности, его базовым стержнем и высшей формой выступает целенаправленная деятельность субъекта по управлению здоровьем — здоровьесбе-регающая деятельность субъекта [7].
Исследование здоровьесбережения как особой формы саморегуляционной деятельности предполагает разработку специальных психодиагностических методик, позволяющих адекватно изучать феноменологию и онтологию осознанного управления собственным здоровьем. К сожалению, имеющийся методический аппарат психодиагностических исследований не позволяет осуществить поставленную задачу в полной мере. Большинство авторов рассматривает здоровье как объект исследования в рамках одной из трех распространенных парадигм. В рамках первой здоровье рассматривается как противоположность болезни, отсутствие патологических симптомов в состоянии, сознании и поведении человека. При использовании второй парадигмы здоровым считается человек, который по объективно измеренным параметрам — показателям основных систем организма соответствует своей возрастно-половой норме. Наконец, третий подход определяет здоровье как состояние оптимального взаимодействия с окружающей природной и социальной средой в сочетании с внутренней гармонией и чувством субъективного благополучия. Каждая из ука-
занных парадигм имеет существенные ограничения в качестве методологической базы исследования, описание которых выходит за рамки настоящей статьи, однако во множестве используется в этом качестве при разработке и применении психодиагностических методик. Например, авторы-составители самого объемного отечественного сборника по проблемам психодиагностики здоровья [2] включили в его состав методики на диагностику наличия или риска возникновения заболевания(например, экспресс-диагностику невроза, тест на алкоголизм, методику диагностики употребления наркотиков), методики оценки уровня психического, психомоторного и физического развития у представителей разных возрастно-половых групп, а также социального и внутреннего благополучия личности (например, методики диагностики уровня тревожности, самоактуализации и т. п.)
Нам представляется более перспективным выделение особой здоровьес-берегающей деятельности, которая по своей структуре соответствует принятой в отечественной психологии теории деятельности, но обладает специфическими по сравнению с другими видами целенаправленной активности субъекта особенностями. В ней, как и в любой другой деятельности, присутствуют процессы мотивации, оценки, программирования и целеполагания, реализации действий и контроля результата. В то же время здоровьесбережение — это деятельность особого инструментального характера. Она включена в структуру любой деятельности и в фоновые условия, необходимые для ее эффективной реализации [7]. При этом имеющегося методического инструментария для систем-
ной диагностики текущего и перспективного уровня процессов здоровьес-бережения оказывается явно недостаточно. В частности, за бортом исследования остаются мотивация здоровьес-берегающей деятельности, компоненты оперативного образа здоровья, складывающиеся в совокупности в его индивидуальную модель, оценка перспектив реализации здоровьесберегающих действий.
На протяжении ряда лет нами был разработан и апробирован на различных целевых выборках комплекс авторских методик исследования здоровьесбере-гающей деятельности субьекта, в состав которого входят структурированное интервью «Индивидуальная модель здоровья», методика незаконченных предложений (модифицированный вариант на тему отношения к здоровью»), проективная методика «Лицо здорового человека» [8], скрининг-методика оценки уровня мотивации здоровьесберегаю-щей деятельности и тест-опросник «Исследование здоровьесберегающей деятельности».
К достоинствам комплекса следует отнести возможность диагностики практических всех процессов, входящих в структуру здоровьесберегающей деятельности, причем некоторые из них, например мотивация, исследуются посредством нескольких методик. В основу отдельных методик положены разные методические принципы и процедуры (проекция, выбор одного из вариантов ответа, прямая самооценка, шкалирование, свободный самоотчет, свободные ассоциации), что позволяет повысить достоверность данных, полученных от испытуемых. При этом каждая из методик комплекса является совершенно са-
мостоятельным инструментом и может автономно использоваться для решения различных научно-исследовательских и прикладных задач.
Базовой методикой психодиагностического комплекса выступает структурированное интервью «Индивидуальная модель здоровья». Она относится к качественно-феноменологическим методам изучения смысловой сферы и предваряет дальнейшее исследование особенностей здоровьесберегающей деятельности. Схема интервью включает в себя четыре смысловых блока:
• общую оценку состояния своего здоровья;
• генезис индивидуальной модели здоровья;
• эталонные представления о параметрах здоровья;
• ценностно-смысловую характеристику индивидуальной модели здоровья.
Первые вопросы в каждом блоке содержат закрытую форму ответов (дихотомия либо выбор из перечня), последующие построены по принципу свободного ответа на заданную тему либо техники предельных смыслов по Д.А. Леонтьеву [4]. Это позволяет постепенно вовлечь респондента в анализ личностно значимых вопросов на тему индивидуального здоровья. Для получения достоверной информации исследователю рекомендуется придать интервью личностную форму обращения к респонденту и использовать техники активного слушания и релаксационных воздействий[5].
Обработка данных интервью включает в себя:
1) диагностику типа отношения к общему состоянию здоровья по данным первого блока;
2) контент-анализ данных второго
блока и описание индивидуального ге-неза модели здоровья;
3) кластерный анализ данных третьего блока и выявление индивидуальной психосемантики здоровья;
4) построение пространственной семантической модели данных четвертого блока и описание ценностно-смысловой характеристики индивидуального здоровья.
Авторская модификация проективной методики незаконченных предложений на тему отношения к здоровью направлена на выявление особенностей индивидуальной концепции здоровья личности. Компактность стимульно-го материала (всего 10 незаконченных предложений) позволяет отнести ее к экспресс-методикам диагностики мотивации, однако это не мешает провести полноценный контент-анализ завершений и дает возможность оценить особенности четырех структурных компонентов индивидуальной модели здоровья испытуемого, таких как:
• самооценка уровня здоровья;
• критерии здоровья;
• технологии здоровьесбережения;
• смысловая характеристика здоровья.
Цель методики «Лицо здорового человека» —исследовать социальные стереотипы восприятия здорового человека в различных целевых выборках.
На первом этапе испытуемым предлагается оценить по биполярной 7-балльной шкале уровень здоровья каждого из двадцати изображенных на фотографиях людей. На втором этапе анализируются критерии оценки здоровья и болезни. Оцениваются гендерные, возрастные и иные групповые предпочтения при оценке здоровья и болезни,
исследуются визуальные и социальные критерии здоровья.
Методика «Исследование здоровье-сберегающей деятельности» представляет собой тест-опросник, содержащий шесть шкал:
• мотивационно-ценностная сфера здоровьесберегающего поведения (10 пунктов);
• целеполагание в области здоро-вьесберегающего поведения (10 пунктов);
• эталоны здоровья (10 пунктов);
• самооценка уровня здоровья (22 пункта);
• здоровьесберегающее поведение (22 пункта);
• самоэффективность в области здоровьесберегающей деятельности (8 пунктов).
Скрининг-методика оценки уровня мотивации здоровьесберегающей деятельности состоит из 10 вопросов, ответ на каждый из которых предусматривает выбор одного из трех вариантов ответов. Оперативный подсчет баллов позволяет отнести мотивационные особенности здоровьесбережения испытуемого к одному из четырех уровней:
• высокий уровень здоровьесбере-гающей мотивации;
• средний уровень здоровьесбере-гающей мотивации;
• низкая мотивация здоровьесбе-режения;
• негативное отношение к здоро-вьесбережению, авитальная мотивация.
Общее число испытуемых, которые участвовали в апробации методик комплекса исследования здоровьесберега-ющей деятельности, к настоящему времени превысило 1200 человек в возрасте от 13 до 68 лет. В качестве це-
левых групп привлекались студенты медицинских и гуманитарных факультетов, пациенты клиник и оздоровительных центров, профессиональные спортсмены и спортсмены-любители, специализирующиеся на игровых видах спорта, врачи, учителя общеобразовательных школ, старшеклассники, включая подростков, демонстрирующих асоциальное поведение. В рамках гранта, выполняемого нами при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Рязанской области, методики психодиагностического комплекса применяются в исследовании особенностей здоровьесберегающего поведения женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы [1, 3]. Результаты обработки данных посредством статистических и качественных методов позволяют с высокой вероятностью оценить данный комплекс методик как универсальный и объективный инструмент диагностики особенностей здоровьесберегающей деятельности личности. Кроме того, полученные посредством применения комплекса методик данные об индивидуальных особенностях здоровьесбережения выступают в качестве основы для разработки психокоррекционных мероприятий. В частности, в авторском тренинге активного здоровьесбережения, проведенном в группе трудных подростков, у большинства его участников наблюдалась тенденция к снижению «асоциального преморбида», формировалось позитивное отношение к себе как уникальной психосоматической целостности и развивались базовые навыки регуляции здоровьесберегающего поведения [6, 10].
Литература
1. Датий А.В. Характеристика женщин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 68-75.
2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. 950 с.
3. Здоровьесберегающее поведение женщин современной России: проблемы гендерной психологии здоровья / под общ. ред. Н.В. Яковлевой. Рязань: РязГМУ, 2013. 272 с.
4. Леонтьев Д.А. Методика смысло-жизненных ориентаций. М.: Изд-во МГУ, 1996. 23 с.
5. Франселла Ф, Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. 234 с.
6. Яковлева Н.В. Особенности индивидуальных моделей здоровья подростков, склонных к асоциальному поведению // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 46-55.
7. Яковлева Н.В. Витальная метакомпетентность личности: теория и практика психологических исследований здоровья. Рязань: Полином, 2012. 285 с.
8. Яковлева Н.В. Психодиагностический комплекс «Статус Пси». Рязань: РязГМУ, 2012. 135 с.
9. Яковлева Н.В. Особенности и детерминация социальных стереотипов здоровьесбережения в современной России // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 4 (28). С. 110-116.
10. Яковлева Н.В. Коррекция здоровьесберегаю-щего поведения как направление коррекции асоци-альности подростков [Электронный документ]. URL: GlobalInternationalScientificAnalyticalProject(http:// gisap.eu/ru/node/7681]