Научная статья на тему 'Здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей на разных этапах профессионального становления'

Здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей на разных этапах профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЛЕЧЕНИЮ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / САМООЦЕНКА / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уланова Н.Н

Целью работы является изучение особенностей здоровьесбережения и приверженности лечению врачей, находящихся на разных этапах профессионального становления. Задачей исследования является выявление факторов и метапсихических процессов, которые оказывают влияние на формирование здоровьесберегающего поведения и приверженности лечению у студентов, интернов/ординаторов и врачей, имеющих стаж работы. Исследование проводилось с апреля по октябрь 2014 году в рамках внутривузовского гранта «Здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей на разных этапах профессионального становления»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уланова Н.Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей на разных этапах профессионального становления»

УДК 159.9.072.43:613 © Уланова Н.Н., 2014 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЛЕЧЕНИЮ У ВРАЧЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация. Целью работы является изучение особенностей здоровьесбережения и приверженности лечению врачей, находящихся на разных этапах профессионального становления. Задачей исследования является выявление факторов и метапсихических процессов, которые оказывают влияние на формирование здоровьесбере-гающего поведения и приверженности лечению у студентов, интернов/ординаторов и врачей, имеющих стаж работы. Исследование проводилось с апреля по октябрь 2014 году в рамках внутривузовского гранта «Здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей на разных этапах профессионального становления».

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающее поведе-

© Ulanova N.N., 2014 HEALTH-HUMAN BEHAVIOR AND ADHERENCE TO MEDICAL TREATMENT AMONG DOCTORS AT DIFFERENT STAGES OF THEIR PROFESSIONAL FORMATION

Abstract. The aim is to study the features of health preservation and adherence of doctors at different stages of professional development. The objective of this study is to identify factors and metapsychic processes that influence the formation of healthy behavior and adherence to medical treatment among students, interns/residents and doctors with experience. The study was conducted from April to October 2014 in the framework of a university grant «Health-human behavior and adherence to medical treatment among doctors at different stages of their professional formation».

Key words: health,, health-human behavior, adherence, atti-

ние, приверженность лечению, tude to health,, level of claims,

отношение к здоровью, уровень self-concept, self-efficacy in the

притязаний, самооценка, само- area of health-human activity. эффективность в области здо-ровьесбережения.

Состояние развития современного общества в настоящее время выдвигает проблему качества жизни как одного из приоритетных направлений исследования экономического сознания людей. Представления о благополучии современного человека не только основываются на определенном уровне материального благосостояния, но и подразумевают рассмотрение особенностей такой категории как здоровье [4]. Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях людей, а также изменяется и их представление о здоровье.

В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки, не уступающей таким направлениям, как проблема охраны природы, окружающей среды [2, 5].

Данная работа направлена на изучение здоровьесберегающего поведения и приверженности лечению у врачей, которые находятся на разных этапах профессионального становления. Эта тема является актуальной для современной системы здравоохранения и находится на начальной стадии разработки.

Отношение к здоровью - один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной

жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью - адекватного и неадекватного - практически невозможно [1].

Целью данного исследования явилось изучение особенностей здоровьес-берегающего поведения и приверженности лечению у врачей, находящихся на разных этапах профессионального становления.

Цель реализуется посредством следующих задач:

- Анализ научной литературы, посвященной проблемам здоровьесбере-жения и приверженности лечению.

- Организация и подготовка экспериментального исследования, посвященного проблеме проекта.

- Исследование здоровьесберегающего поведения у врачей, находящихся на разных этапах профессионального становления.

- Исследование особенностей приверженности лечению у врачей, находящихся на разных этапах профессионального становления.

- Анализ результатов, полученных в ходе исследования.

В своей работе мы предположили, что приверженность лечению и здо-ровьесберегающее поведение у врачей, находящихся на разных этапах профессионального становления, обусловлены влиянием разных факторов и метапси-хических процессов.

Объект исследования - здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей на разных этапах профессионального становления.

Предмет исследования - особенности здоровьесбережения и приверженности лечению у врачей, находящихся на разных этапах профессионального становления.

Для исследования особенностей здоровьесбережения и приверженности лечению у врачей на разных этапах профессионального становления мы использовали следующие методики:

- Методика Здоровьесберегающее поведение - направлена на изучение особенностей здоровьесбережения.

- Методика диагностики особенностей приверженности лечению Давыдова.

- Скрининг-методика диагностики мотивации к здоровьесберегающей деятельности.

- Методика стилевой саморегуляции поведения В.И. Моросановой. Цель данной методики - изучение различных аспектов индивидуальной саморегуляции.

- Методика Дембо-Рубинщтейн - для исследования уровня притязаний и самооценки.

- Методика УСК - позволяет изучить особенности субъективного контроля.

Выборки исследования составили следующие группы испытуемых:

1. Студенты 1 курса лечебного факультета Рязанского государственного медицинского университета - 30 человек.

2. Интерны и ординаторы первого и второго года обучения - 20 человек.

3. Врачи, имеющие стаж работы в медицинских учреждениях - 20 человек.

Из них 47 - женщины, 23 - мужчины.

Выбор этих групп связан с нашим представлением об этапах профессионального становления медицинского работника.

Становление профессиональной деятельность врача, на наш взгляд, проходит 3 этапа. Первый из них - это обучение в вузе, когда студенты начинают осваивать дисциплины, связанные с их будущей профессией. Второй этап -обучение в интернатуре/ординатуре, где выпускники вуза проходят специализацию по выбранному ими направлению. Третий этап - работа врачей в меди-

цинских учреждениях, приобретение опыта, применение знаний и умений, полученных на первых двух этапах.

Длительность исследования составляла в среднем 60 минут.

Психодиагностическая программа исследования предполагала несколько этапов сравнения.

1. Сравнение помогало выяснить отличия показателей здоровьесбере-гающего поведения и приверженности лечению на начальном и заключительном этапах профессионального становления врача.

2. Предполагался анализ психодиагностических показателей во всех трех группах.

Данное сравнение позволяет понять динамику приверженности лечению и здоровьесбережения в ходе профессионального становления врача.

Схема исследования:

В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты.

1. В группе студентов были выявлены следующие особенности (рис. 1): уровень притязаний влияет на самоэффективность в области здоровь-есберегающей деятельности. Чем ближе к среднему (оптимальному) уровень притязаний, тем выше показатель самоэффективности. Следовательно, оптимальное представление испытуемого о своих возможностях, о целях которые он

ставит перед собой свидетельствует о довольно высоком уровне самоэффективности в области ЗСД;

• уровень самооценки связан с целеполаганием в области здоровьесбе-режения. Высокий уровень самооценки способствует тому, что испытуемый стремится ставить перед собой высокие цели, направленные на поддержание и укрепление своего здоровья;

уровень самооценки связан с самооценкой здоровья. Высокий уровень самооценки свидетельствует о высоком показателе таковой и в плане здоровья;

уровень самооценки влияет на уровень гибкости регуляторных процессов. Высокая самооценка способствует развитию способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.Гибкость позволяет адекватно реагировать на быстрое измене-

ние событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска;

уровень мотивационно-ценностной сферы здоровьесберегающего по-

ведения связан с показателем приверженности лечению. Чем выше уровень по шкале мотивационно-ценностная сфера, тем выше показатель приверженности лечению. Люди, для которых здоровье является высшей ценностью, мотивированы на поддержание и укрепление своего здоровья, следовательно, оказавшись в роли пациентов, они стремятся четко и безоговорочно выполнять все реко-

мендации врача по лечению и соблюдению режима;

• показатель здоровьесберегающего поведениякоррелирует с показате-

лем приверженности лечению. Высокий общий показатель здоровьесберегаю-щего поведения свидетельствует о том, что уровень приверженности лечению у

таких испытуемых будет достаточно высоким;

• высокий показатель по шкале мотивационно-ценностная сфера в облас-

ти здоровьесберегающей деятельности соответствует высокому уровню программирования деятельности. Данный показатель говорит о сформировавшейся у испытуемого потребности продумывать способы своих действий и поведения

для достижения намеченных целей по поддержанию и укреплению своего здоровья, о детализированности и развернутости разрабатываемых программ;

• высокий уровень моделирования деятельности влияет на самооценку здоровья. Испытуемые, способные выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, высоко оценивают состояние своего здоровья;

• уровень планирования и программирования деятельности оказывают влияние на самоэффективность в области здоровьесберегающего поведения. Умение детализировано, реалистично, иерархично планировать свою деятельность, продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей приводит к тому, что деятельность испытуемых, направленная на укрепление и оптимизацию своего здоровья, осуществляется гораздо эффективнее, чем у испытуемых с низким уровнем планирования поведения.

уровень мотивационно-ценностнои сферы здоровьесберегающего поведения

|—| показатель приверженности

лечению

программирование деятельности

показатели планирования, моделирования и программирования деятельности

самооценка здоровья

самоэффективность в области

здоровьесберегающего

поведения

Рис. 1. Факторы, влияющие на показатели здоровьесбережения и приверженности лечению в группе студентов

2. В группе интернов /ординаторов были получены следующие результа-

ты (рис. 2):

уровень планирования имеет корреляционную связь с показателем

приверженности лечению. Высокий показатель сформированности потребности в осознанном планировании деятельности (планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно) свидетельствует о готовности испытуемых строго выполнять все предписания врача, рекомендации по лечению, если они оказываются в ро-

ли пациента;

• общий показатель здоровьесберегающего поведения влияет на показа-

тель приверженности лечению. Высокий общий показатель здоровьесберегающего поведения соответствует таковому в плане приверженности лечению. Испытуемые, высоко ценящие свое здоровье, стремящиеся укрепить свое здоровье, поддержать его на высоком уровне, готовы добросовестно соблюдать все рекомендации по лечению, в том числе и медикаментозному, соблюдать режим

и все советы врача;

• высокий уровень моделирования деятельности влияет на самооценку

здоровья. Испытуемые, способные выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, высоко оценива-

ют состояние своего здоровья;

• уровень планирования деятельности коррелирует с показателем самоэффективности в области здоровьесберегающей деятельности;

• уровень планирования деятельности оказывают влияние на самоэф-

фективность в области здоровьесберегающего поведения. Умение детализировано, реалистично, иерархично планировать свою деятельность, продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей приводит к тому, что деятельность испытуемых, направленная на укрепление и оп-

тимизацию своего здоровья, осуществляется гораздо эффективнее, чем у испытуемых с низким уровнем планирования своей деятельности.

планирование и моделирование показатель здоровьесберегающей деятельности деятельности

□_I О.

I—I показатель приверженности '—' лечению

самоэффективность в области здоровьесбережения

самооценка здоровья

показатель приверженности лечению

Рис. 2. Факторы, влияющие на показатели здоровьесбережения и приверженности лечению в группе интернов/ординаторов

3. В группе врачей были получены следующие результаты (рис. 3): • уровень самооценки связан с показателем самооценки здоровья. Показатель самооценки здоровья складывается из общего показателя самооценки испытуемого. Чем выше уровень самооценки, тем выше оценивается состояние здоровья;

уровень самооценки и уровень планирования. Высокие показатели по

этим шкалам указывают на сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы,

иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно;

уровень самооценки имеет корреляционную связь с уровнем оценки ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зультатов деятельности. Показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Испытуемый адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий;

• уровень гибкости связан с показателеммотивационно-ценностной сфе-

ры в области здоровьесбережения. Высокая мотивация испытуемых к деятельности, направленной на оптимизацию и сохранение здоровья свидетельствует о сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий;

• уровень оценки результатов имеет корреляционную связь с показате-

лем целеполагания в области здоровьесберегающей деятельности. Высокие показатели сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов говорят о способности испытуемых ставить реалистичные и четкие цели по укреплению и поддержанию своего здоровья. При высоких показателях по этим шкалам, человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий;

• уровень гибкости поведениявлияет на самооценку человеком здоровья.

Способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий может свидетельствовать о высокой

оценке испытуемыми состояния своего здоровья.

уровень гибкости регуляторных уровень самооценки процессов и оценка результатов

деятельности

показатель мотивационно-ценностной сферы в области здоровьесбережения

самооценка здоровья

целеполагание в области здоровьес берега ющей деятельности

] самооценка здоровья

□ показатель планирования деятельности

□ показатель оценки результатов деятельности

Рис. 3. Факторы, влияющие на показатели здоровьесбережения и приверженности лечению в группе врачей

Выводы.

1. В ходе исследования нам удалось определить, что простые описательные характеристики здоровьесбережения и приверженности лечению студентов и врачей не имеют значимых различий. Таким образом, по уровню приверженности лечению и показателям метапсихических процессов здоровьесберегаю-щей деятельности достоверных различий нет.

2. Различия наблюдаются в корреляционных связях показателей здо-ровьесбережения и приверженности лечению с личностными характеристиками в каждой из исследовательских групп.

3. В группе студентов было обнаружено, что на здоровьесбережение и приверженность лечению влияют личностные характеристики.

4. В группе интернов показатели здоровьесбережения и приверженности лечению меньше коррелируют с личностными свойствами, но взаимосвязаны и взаимозависимы между собой.

На наш взгляд, это свидетельствует об активном формировании здоровь-есберегающей деятельности и приверженности лечению у молодых врачей.

5. У практикующих врачей здоровьесбережение и приверженность лечению представляет особую сформированную деятельность, которая вновь связана с личностными характеристиками. В данном случае имеют место не отдельные связи, а целостная системная картина.

6. На начальном этапе профессионального становления врача представляется возможным воздействовать на здоровьесберегающую деятельность студентов с целью ее оптимизации через тренинги личностного роста.

Для интернов/ординаторов необходимы специфические здоровьесбере-гающие тренинги, где они будут обучаться новым технологиям лечения и реабилитации.

Наибольшие трудности представляет воздействие на здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей. Данная проблема требует дальнейшего

изучения и разработки методов коррекции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки. М., 2001. 423 с.

2. Ковылин В.С., Уланова Н.Н. Проблема исследования здоровьесбере-гающего поведения у медицинских работников [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 1 (4). URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=71 (дата обращения: 30.10.2014).

3. Уланова Н.Н., Яковлева Н.В. Этнопсихологическое исследование индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Динамика научных исследований - 2012» (07-15 июля 2012 г.). Przemysl: NaukaIstudia, 2012. С. 44-47.

4. Яковлева Н.В. Витальная метакомпетентность личности: теория и практика психологических исследований здоровья: монография. Рязань: Полином, 2012. 285 с.

5. Яковлева Н.В., Фаустова А.Г., Фролов А.И. Здоровый образ жизни и мотивация здоровьесберегающего поведения студентов: проблемы, подходы, исследования: монография / под ред. Н.В. Яковлевой. Рязань: РязГМУ, 2014. 152 с.

6. Яковлева Н.В., Яковлев В.В. Методология и методы исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта. Рязань: РязГМУ, 2014. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.