Научная статья на тему 'Проблема исследования здоровьесберегающего поведения у медицинских работников'

Проблема исследования здоровьесберегающего поведения у медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
986
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЛЕЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковылин В.С., Уланова Н.Н.

В статье анализируются основные подходы к пониманию здоровья, понятия здоровьесбережения и приверженности лечению, рассматривается состояние проблемы изучения здоровьесберегающего поведения у медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковылин В.С., Уланова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема исследования здоровьесберегающего поведения у медицинских работников»

УДК 614.2-005 © Ковълин В.С., Уланова Н.Н., 2014

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация. В статье анализируются основные подходы к пониманию здоровья, понятия здоровьесбережения и приверженности лечению, рассматривается состояние проблемы изучения здоровьесберегающего поведения у медицинских работников.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровье-сберегающее поведение у медицинских работников, приверженность лечению.

© Kovylin V.S., Ulanova N.N.,

2014

THE PROBLEM OF RESEARCHING OF MEDICAL PROFESSIONALS' HEALTH-BEHAVIOR

Abstract. The article considers approaches to understanding health, concepts of health protection and adherence, rewiev of problem state researching of medical professionals' health-behavior.

Key words: health, health protection, medical professionals' health-behavior, adherence.

Состояние развития современного общества выдвигает проблему качества жизни как одного из приоритетных направлений исследования сознания людей. Представления о благополучии современного человека не только основываются на определенном уровне материального благосостояния, но и подразумевают рассмотрение особенностей такой категории, как здоровье. Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентаци-ях людей, а также изменяется и их представление о здоровье.

Отношение к здоровью - один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью - адекватного и неадекватного - практически невозможно.

Обобщая наиболее распространенные в наши дни научные взгляды на проблему здоровья, Васильева О.С, Филатов Ф.Р. выделяют несколько подходов к исследованию и пониманию феномена здоровья [1].

1. Нормоцентрический подход: здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Это некий оптимальный уровень функционирования организма и психики.

2. Феноменологический подход: проблемы здоровья и болезни трактуются как фундаментальные аспекты или вариации индивидуального, неповторимого «способа бытия-в-мире», они включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте. На смену формализованным процедурам исследования в данном случае приходит феноменологическое описание, основанное на глубинном понимании и эмпатии.

3. Холистический подход: здоровье понимается как обретаемая индивидом в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость, интеграцию жизненного опыта (К. Роджерс) и примирение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования или интрапси-хических полярностей (К.Г. Юнг). Естественнонаучные принципы анализа дополняются гуманитарными, что обеспечивает целостное видение проблемы.

4. Кросс-культурный подход: здоровье это социокультурная переменная; его характеристики относительны и детерминированы специфическими социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира. Проведенные в рамках данного подхода полевые исследования показали, в частности, что некоторые нарушения психического здоровья, характерные для европейца, всецело обусловлены специфическими особенностями западной цивилизации, присущим ей духом соперничества и индивидуализма; поэтому они практически не встречаются, скажем, у папуасов или эскимосов.

5. Дискурсивный подход: любое представление о здоровье может быть исследовано как продукт определенного дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной и психической реальности. Для ясного понимания структуры конкретного представления требуется углубленный дискурс-анализ. Предполагается также критическое исследование различных дискурсивных практик, в которых рождаются своеобразные концепции здоровья и болезни с определением их базовых принципов, достоинств и ограничений.

6. Аксиологический подход: здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, так же как и их переоценка, кризис рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него. Аксиологический подход был предложен еще Платоном, который в своем диалоге «Законы» поместил «здоровое состояние души» (наряду с разумением, справедливостью и мужеством) в иерархию человеческих и божественных благ.

7. Интегративный подход: любые объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия.

Понятие здоровьесбережения отражает взаимосвязь образа жизни и здоровья человека. Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Деятельность человека, направленная на формирование здо-ровьесберегающего поведения, также может рассматриваться на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и мотивационно-поведенческом.

На когнитивном уровне рассматриваются представления о здоровье и болезни, о норме в психике и соматике; разнообразные модели веры в лечение, в профилактику; воспринимаемый контроль за обстоятельствами жизни, установки, ценности, атрибуции, психотерпевтические мифы, восприятие риска и уязвимости, самооценка здоровья. Влияние когнитивных факторов на состояние здоровья и болезней исследуется, прежде всего, в связи с подходами к самому здоровью, болезни, норме, патологии. В свою очередь, подходы к вышеназванным понятиям связаны с базисными представлениями о поляризации единства между телесным и психическим, сомой и психикой, биологическим и социальным, индивидуальным и средовым.

Базовые понятия в группе когнитивных факторов — здоровье, здоровый образ жизни, качество жизни, здоровое поведение.

Эмоциональный уровень отношения к здоровью образуется в результате сравнения знаний обучающегося о себе с другими людьми: сверстниками, старшими, младшими, членами семьи, педагогами. Главный показатель эффективного развития этого уровня - формирование дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими.

Поведенческий уровень отношения к здоровью образуется в результате активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание своего здоровья. Главный показатель эффективного развития этого уровня -

включенность в культурно-оздоровительную деятельность. Виды поведения, способствующие здоровью, — это часть образа жизни, при котором люди способны предвидеть проблему, мобилизоваться, чтобы встретить ее и активно решить. В содержание здорового поведения входят: физические упражнения, здоровое питание, навыки по поддержанию здоровой зубной полости, выполнения правил безопасности, экологические знания и т. д. В целом все это составляет самосохранительное поведение [5].

Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им — это добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, на сохранение здоровья при условии выполнения определенных действий. К ним относится регулярное выполнение различных лечебных и профилактических процедур: профилактические самоосмотры, регулярная забота о зубной полости, использование ремней безопасности, посещение групп поддержки, снижение веса и увеличение физических нагрузок, выполнение лечебных процедур. Чем более сильными и опасными воспринимаются заболевания, тем большую приверженность правилам проявляют люди.

Приверженность лечению является одним из важных компонентов здо-ровьесберегающего поведения человека.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), приверженность к лечению - явление сложное и недостаточно изученное, и ни одно из его определений нельзя считать всеобъемлющим. В частности, во время съезда ВОЗ (2003 г.) было постановлено, что приверженность любому виду лечения определяет следующее поведение: обращение за медицинской помощью, выполнение предписаний, ответственный прием лекарств, проведение иммунизаций, строгое соблюдение назначений, изменение поведения, направленное на соблюдение личной гигиены, самоконтроль астмы или диабета, курение, контрацепция, исключение беспорядочных половых связей, здоровое питание и повышение уровня физической активности - все это примеры приверженности лечению.

Стоит отметить противоречивый характер отношения к здоровью современного человека, т. е. несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего благополучия на разных уровнях, — с другой. По данным различных исследований последних лет, не все люди должным образом уделяют внимание поднятой проблеме.

В последние годы проблема здоровьесбережения и приверженности лечению является весьма актуальной, появляются новые исследования, изучаются различные аспекты данного вопроса [7].

Особенно острым данный вопрос является в той области, когда люди, обычно находящиеся в роли врача, оказываются в роли пациента. Ведь поддержание и укрепление здоровья врачей напрямую влияет на эффективность системы здравоохранения.

Анализ научной литературы показал, что только за последнее десятилетие опубликованы работы, освещающие разные стороны жизнедеятельности и условий труда врачей и медицинских работников во взаимосвязи с процессом формирования их здоровья (Исламова К.А., Кирьяков В.А., Кузьменко М.М., Третьяков Г.В.). Одной из ключевых позиций повышения эффективности деятельности персонала лечебно-профилактических учреждений являются здо-ровьесберегающие технологии [3].

В исследованиях образа жизни медицинских работников выявлена высокая распространенность курения, злоупотребление алкоголем, низкая физическая и медицинская активность. В большинстве публикаций представлены низкие показатели обращаемости за медицинской помощью и самооценки здоровья при высокой распространенности само- и взаимолечения, злоупотребления лекарственными препаратами, продолжения работы в случае заболевания, игнорирования оздоровительных методов, закаливания организма и других видов профилактики болезней. Следует отметить, что отношение к питанию, физ-

культуре, курению, формирование образа жизни закладывается в период профессионального становления будущих сотрудников сферы здравоохранения [4].

В связи с этим, важным направлением в подготовке будущих медицинских работников является здоровый образ жизни, который должен стать не только частью повседневной практики медицинского персонала, но и фундаментом формирования их собственного здоровья [6].

В современных научных исследованиях, посвященных изучению состояния здоровья медицинских работников, их образа и условий жизни, не определены современные методологические подходы по формированию здорового образа жизни людей, работающих в сфере здравоохранения. Имеющиеся сведения не поддаются обобщающему анализу из-за высокой вариативности используемых диагностических методик и сформированных выборок исследований.

Кроме этого, анализ литературных источников, посвященных изучению здоровья и качества жизни медицинских работников, позволил выявить ряд важных проблем. Здоровый образ жизни не рассматривается как условие и как результат успешной социализации личности. До настоящего времени не выработано стратегии формирования здоровьесберегающего поведения среди медицинских работников, и плана ее реализации. Между тем, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов отметил, что формирование здорового образа жизни играет важную роль в подготовке специалистов с высшим медицинским образованием, и рекомендовал включить здоровьесберегающие методики в качестве составной части учебно-воспитательного процесса и в учебные программы подготовки специалистов [2].

Необходимо подчеркнуть, что ухудшение показателей здоровья медицинских работников снижает производительность труда, что в итоге сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи. Следовательно, проблемы здоровья медицинского персонала выходят за рамки отрасли, приобретая общенациональный характер [3].

Все вышеперечисленное свидетельствует о целесообразности проведения исследования медико-социальных и психологических проблем формирования здоровья медицинских работников, образа и условий их жизни, научного обоснования системы их медицинского обслуживания и мониторинга здоровья на протяжении всей профессиональной жизни от студенчества до начала пенсионного периода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильева О.С. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки. М., 2001. 423 с.

2. Гурьянов М.С. Научное обоснование формирования здоровьесбере-гающего поведения медицинских работников (на примере Нижегородской области): автореф. ... дис. д-ра мед. наук. Рязань, 2011. 25 с.

3. Измеров Н.Ф. Анализ влияния профессиональных факторов на здоровье медиков // Актовая Эрисмановская лекция «Труд и здоровье медиков». М.: Реальное время, 2005. 40 с.

4. Материалы Всероссийской науч. конф., посвящ. 85-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И. М. Сеченова «Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров» / под ред. В.З. Кучеренко. М., 2007. С.113-115.

5. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

6. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учеб. руководство / Ю.П. Лисицын и др. М., 1998. С. 25-74.

7. Терентьев Л.А. Мониторинг безопасности здоровья и качества жизни населения // Нижегородский медицинский журнал. 2008. № 2. С. 83-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.