Научная статья на тему 'Исследование особенностей здоровьесбережения у врачей на разных этапах профессионального становления'

Исследование особенностей здоровьесбережения у врачей на разных этапах профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Уланова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей здоровьесбережения у врачей на разных этапах профессионального становления»

ГБОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет имени

академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У ВРАЧЕЙ НА

РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Преподаватель кафедры общей психологии

с курсом педагогики Уланова НшИш

Г.С. Никифоров, выделяет следующие подходы к пониманию здоровья:

• Здоровье - нормальная функция

• Здоровье - динамическое равновесие

• Здоровье - способность к полноценному выполнению основных социальных функций

• Здоровье - способность к адаптации

• Здоровье - полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Здоровьесберегающее поведение -это добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, на поддержание и сохранение здоровья и правила приверженности им

регулярное выполнение лечебных и рофилактических процедур

профилактические самоосмотры

увеличение

уровня физической активности

Объект исследования - здоровьесбережение у врачей на разных этапах профессионального становления.

Предмет исследования - особенности здоровьесбережения у врачей, находящихся на разных этапах профессионального становления.

Используемые методики:

- опросник «Исследование здоровьесберегающей деятельности» Н.В. Яковлевой, направленный на изучение особенностей здоровьесбережения;

- методика диагностики особенностей приверженности лечению Давыдова;

- скрининг-методика диагностики мотивации здоровьесберегающей деятельности;

- методика стилевой саморегуляции поведения В.И. Моросановой, направленная на изучение различных аспектов индивидуальной саморегуляции;

- методика Дембо-Рубииштейн для исследования уровня притязаний и особенностей самооценки.

В качестве выборок исследования были сформированы три группы испытуемых:

Студенты 1

курса

лечебного

факультета

РязГМУ

• Интерны и ординаторы 1 - го и 2 - го года обучения РязГМУ

20 человек

Врачи со стажем работы в медицинских учреждениях

Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам методик в группе студентов

Самоэффеективность в области ЗСД

Самополагание в области ЗСД

Самооценка здоровья

Уровень мотивации ЗСП

Показатель приверженности лечению

Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам методик в группе интернов/ординаторов

Мотивационно-ценностная сфера в области ЗСД

Мотивация к ЗСП

А

Уровень планирования деятельности

Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам методик в группе врачей

Показатель самооценки здоровья

Показатель самооценки

Оценка результатов деятельности

Мотивационно-ценностная сфера в области ЗСД

Уровень гибкости

Моделирование в области ЗСД

Оценка результатов деятельности

выводы

1. Понятие здоровьесбережения отражает взаимосвязь образа жизни и здоровья человека. Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

2. Деятельность человека, направленная на формирование здоровьесберегающего поведения может рассматриваться на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и мотивационно-поведенческом.

выводы

3. В ходе исследования были выявлены различия в корреляционных связях показателей здоровьесбережения и приверженности лечению с личностными характеристиками в каждой из исследовательских групп:

- в группе студентов на здоровьесбережение в большей степени влияют личностные характеристики врачей, находящихся на начальном этапе профессионального становления;

- в группе интернов показатели здоровьесбережения меньше коррелируют с личностными свойствами, но взаимосвязаны и взаимозависимы между собой;

- у практикующих врачей здоровьесбережение представляет особую сформированную деятельность, которая вновь связана с личностными характеристиками. В данном случае имеют место не отдельные связи, а целостная системная картина, что подтверждают следующие корреляционные связи.

выводы

4. На начальном этапе профессионального становления врача представляется возможным воздействовать на здоровьесберегающую деятельность студентов с целью ее оптимизации через тренинги личностного роста. Для интернов/ординаторов необходимы специфические здоровьесберегающие тренинги, где они будут обучаться новым технологиям лечения и реабилитации. Наибольшие трудности представляет воздействие на здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей. Данная проблема требует дальнейшего изучения и разработки методов коррекции здоровьесберегающей деятельности.

Спасибо за внимание!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.