Научная статья на тему 'Профессиональная специфичность как свойство витальной метакомпетентности личности'

Профессиональная специфичность как свойство витальной метакомпетентности личности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
309
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТАЛЬНАЯ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ / VITAL METACOMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITIES / INDIVIDUAL HEALTH MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпов Анатолий Викторович, Яковлева Наталья Валентиновна

В статье рассматриваются особенности формирования здоровьесберегающей деятельности у профессионалов различного профиля (спортсменов и врачей). Показано, каким образом содержание профессиональной деятельности влияет на индивидуальную модель здоровья, мотивацию и стиль здоровьесберегающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional specificity as a property of person vital metacompetence

The article considers peculiarities of formation of health-activity among professionals of different profiles (athletes and physicians). It shows how the content of professional activities affect the individual model of health, motivation and style of healthy behavior.

Текст научной работы на тему «Профессиональная специфичность как свойство витальной метакомпетентности личности»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9:62

Карпов Анатолий Викторович

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Яковлева Наталья Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова

[email protected], [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ВИТАЛЬНОЙ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются особенности формирования здоровьесберегающей деятельности у профессионалов различного профиля (спортсменов и врачей). Показано, каким образом содержание профессиональной деятельности влияет на индивидуальную модель здоровья, мотивацию и стиль здоровьесберегающего поведения.

Ключевые слова: витальная метакомпетентность, профессиональная деятельность, индивидуальная модель здоровья.

Исследования в области психологии здоровья показывают, что здоровьесберега-ющая деятельность личности как инструментальная по своему характеру активность субъекта не имеет собственных психологических средств ее реализации. Умения и навыки, приобретенные человеком в течение жизни, свойства его личности могут либо свидетельствовать, либо не свидетельствовать об уровне здоровья в зависимости от того, насколько они интегрированы в систему здоровьесбережения и каким образом влияют на длительность и продуктивность жизни человека. Это объясняет, почему исследователям не удается обнаружить прямых личностных критериев здоровья [1; 6]. В то же время в процессе здоровь-есбережения человек использует свои внутренние ресурсы и, прежде всего, способности, которые сформировались в ходе содержательного освоения мира, объединяя их в принципиально новые мета-деятельностные контуры [5]. Поэтому в качестве базовой категории в исследовании здоровьесбере-гающей деятельности мы предлагаем использовать конструкт компетентности, позволяющий интегрировать свойства субъекта, включенные в структуру деятельности. Разработка категории компетентности в контексте метасистемной парадигмы представляется нам наиболее перспективной, так как она позволяет исследовать человеческую жизнедеятельность как систему освоения и созидания общественно-практического опыта [10]. В русле этой парадигмы компетентность в области здоровьесбе-режения есть компетентность второго порядка; ее отличительной особенностью является интеграция уже сформированных компентностей личности в общий процесс обеспечения ее жизненной безопасности. Мы определяем компетентность здоровьесберегающей деятельности как витальную метакомпетентность личности, то есть компетентность в управлении собственным здоровьем как основным жизненным ресурсом.

Витальная метакомпетентность является результатом здоровьесберегающей деятельности субъекта - особого типа саморегуляционной деятельности, интегрирующей текущие состояния человека в функциональные состояния здоровья сообразно смысложизненной концепции личности и инструментальному характеру процесса здоровьесбереже-ния. Именно поэтому витальная метакомпетент-ность входит в структуру компетентности профессионала любого профиля. Это подтверждает точку зрения авторов, изучавших структуру профессиональной компетентности, согласно которой необходимо включать в ее состав базовые компетенции, связанные с регуляцией состояния здоровья [4; 11; 12]. С другой стороны, исследования профессионального здоровья и факторов профессионального стресса выдвигают на первый план проблему формирования профессиональной витальной компетентности, то есть компетентности по обеспечению должного уровня здоровья в условиях выполнения профессиональной деятельности [3; 7; 8]. В зарубежной психологии здоровья психологические факторы, позволяющие сохранять и повышать свое субъективное благополучие в процессе деятельности, увеличивать удовлетворенность от работы и вовлеченность в нее, снижать вероятность эмоционального выгорания и других негативных последствий профессионального стресса, получила название психологического капитала [14; 15].

С целью подтверждения гипотезы о наличии профессионально-деятельностной специфичности в структуре витальной метакомпетентности нами был проведены сравнительные исследования с участием профессионалов, содержание деятельности которых включает повышенные требования к состоянию здоровья (профессиональные спортсмены), либо здоровье людей является основным предметом их деятельности (врачи).

В первом исследовании приняли участие 47 спортсменов-профессионалов по игровым ви-

20

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Карпов А.В., Яковлева Н.В., 2014

дам спорта (баскетбольный клуб «Рязань» Суперлиги и хоккейный клуб «Рязань» Высшей хоккейной лиги); в качестве контрольной группы выступали 60 студентов, посещающих спортивные секции высших учебных заведений г.Рязани и участвующих во внутри и межвузовских соревнованиях. Обе выборки были представлены мужчинами молодежного возраста (в среднем по выборкам 25,6+0,9 и 24,1 + 1,6 лет соответственно). Для исследования витальной метакомпетентности спортсменов использовались авторские методики психодиагностического комплекса «Статус Пси» тест витальной метакомптетентности, полустандартизованное интервью «Индивидуальная модель здоровья», «Неоконченные предложения о здоровье» и «Лицо здорового человека» (Яковлева, 2013); тест-опросник мотивации достижений А. Мехра-биана (модификация М.Ш. Магомет-Эминова), опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Мо-росановой; также проводилась экспертная оценка уровня здоровья спортсменов.

Было обнаружено, что профессиональная деятельность спортсменов существенно определяет особенности витальной метакомпетентности. Это проявляется как в общих характеристиках витальной метакомпетентности (частота встречаемости типов витальной метакомпетентности, особенности индивидуальных моделей здоровья), так и в особенностях структурных компонентов витальной метакомпетентности (мотивация, целеполагание, формы здоровьесберегающего поведения). Оказалось, что уровень состояния здоровья спортсмена, измеренный по многоступенчатой экспертной системе, достоверно связан с выраженностью мотивации избегания неудач (Шмп.=2,57 > икр. при р=0,05) и с показателем шкалы «Программирование» опросника Моросановой (Шмп. = 1,98 > икр. при р=0,05). Осторожные осознанные действия в области здоровьесберегающей активности поло-

жительно связаны со здоровьем спортсменов-профессионалов. Также обнаружена связь между экспертными оценками здоровья и результатами по шкале «Программирование» у спортсменов-любителей. Чем лучше сформирована у спортсмена потребность продумывать способы действий и поведения в целом для достижения намеченных целей, чем более гибкой является программа действий, тем больше травм и других связанных с угрозой здоровью факторов может избежать человек.

Индивидуальная модель здоровья спортсменов профессионалов гораздо уже и специфичней, чем у спортсменов-любителей. Спортсмены-профессионалы используют меньшее общее количество критериев эталонной оценки здоровья, но частота встречаемости этих критериев в индивидуальных моделях здоровья выше. Можно предположить, что спортсмены-профессионалы имеют свою знаковую систему оценки здоровья, которая не совпадает с «любительской» и обладает достаточной устойчивостью. Такая специфичная эталонно-критериальная система оценки здоровья, на наш взгляд, обусловлена важностью здоровья для продолжения успешной профессиональной карьеры спортсменов-профессионалов. В ней достоверно реже представлен «физический комфорт состояния» - ведущий критерий модели здоровья у спортсменов-любителей. Профессиональные спортсмены гораздо реже рассматривают дискомфортные телесные ощущения и боль как критерий снижения уровня здоровья. Наоборот, во многих видах спорта тренировочный процесс построен таким образом, что боль и дискомфорт становятся показателями успешной тренировки, нормальной тренировочной динамики [2; 9]. В то же время работоспособность как показатель выносливости и тренированности приобретает в структуре индивидуальной модели здоровья спортсменов-профессионалов определяющее значение.

№ Группа Эталонный критерий Спортсмены-профессионалы Спортсмены-любители ф эмп. (уровень значимости различий)

% выбора критерия % выбора критерия

1. Физический комфорт* 9, 4 32,4 3.861 (фэмп > фкр)

2. Положительный эмоциональный настрой. 19, 9 28,5 1.737 (зона неопределенности)

3. Высокая работоспособность* 29,8 13,7 2.304 (фэмп > фкр)

4. Высокий социально-психологический статус 12,2 7,4 0.876 (нет достоверных различий)

5. Хорошая саморегуляция 18, 4 9,2 1.882 (зона неопределенности)

6. «Здоровое» поведение 10, 3 8,8 0.368 (нет достоверных различий)

Примечание: * - различия достоверны.

Таблица 1

Значимость различий по профилям ответов в эталонных критериях функционального состояния здоровья в выборках спортсменов-профессионалов и спортсменов-любителей (критерий углового преобразования Фишера)

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

21

ПСИХОЛОГИЯ

Во втором исследовании в контексте профессиональной специфичности нас интересовали особенности здоровьесберегающей деятельности врачей. Если для спортсменов собственное здоровье является в определенной степени инструментом профессиональной деятельности, то для врачей предметом профессиональной деятельности является здоровье других людей. В ходе исследования мы пытались ответить на вопрос об особенностях витальной ме-такомпетентности врача: как сказывается на собственных здоровьесберегающих стратегиях профессионализм в воздействии на здоровье других? В исследовании использовались авторские методики психодиагностического комплекса «Статус Пси»: тест витальной метакомптетентности, стандартизованное интервью «Индивидуальная модель здоровья», методики «Неоконченные предложения о здоровье» и «Лицо здорового человека», тест здоровьесбере-гающего поведения; методика диагностики самоэффективности Маддукса-Шеера, тест коппинг-стра-тегий поведения Р. Лазаруса (в адаптации Т. Л. Крюковой). В экспериментальную группу вошли 52 врача терапевтического профиля со стажем практической деятельности не менее пяти лет; в качестве контрольной группы выступали испытуемые с высшим образованием немедицинского профиля. Группы были уравновешены по полу и возрасту.

Было обнаружено, что у врачей достоверно чаще в сравнении с контрольной группой проявляется исследовательский тип витальной метакомпетент-ности, что свидетельствует о качестве синтеза витальных компетенций, связанных с освоением ситуаций угрозы здоровью. У практикующих врачей как и у спортсменов-профессионалов достоверно чаще преобладает мотивация избегания неудач. Парадоксально, но в их ответах достоверно реже, чем в контрольной группе, представлены основные элементы здорового образа жизни: здоровое питание (фэмп = 3,87, фэмп < ф для р=0,05) и режим фи-

зической активности (ф = 4,52, ф > ф для

у т эмп ^ 71 эмп т кр

р=0,05). Косвенно достоверность этого факта подтверждается тем, что уровень распространенности курения в группе врачей (34,6%) не ниже, чем в контрольной группе. В индивидуальных моделях здоровья врачей также были обнаружены специфические особенности. Так, при самооценке уровня индивидуального здоровья врачи более осторожны, чем испытуемые из контрольной группы. Они практически не используют категорию «абсолютно здоров» (5,8%), в то время как в контрольной группе такой ответ встречался в 20,0% случаев. Более популярной среди врачей являлась относительная оценка здоровья (88,4%), в то время, как в контрольной группе выбор данной категории был менее распространен (70,0%) (ф = 1,95, ф > ф

эмп эмп кр

для р=0,05). В целом врачи более осторожны в оценке своего здоровья.

В эталонно-критериальной модели функционального состояния здоровья врачей были отмечены следующие особенности. Частота встречаемости критерия «физический комфорт» в выборке врачей (46,2%) значительно превышала соответствующий показатель контрольной выборки (30,0%). При сравнении результатов изучения индивидуальной модели здоровья практикующих врачей и спортсменов-профессионалов, можно констатировать следующее: если у спортсменов отсутствие физического комфорта состояния не является ведущим критерием здоровья (9,4%), то для врачей важность этого критерия достоверно преувеличена (фэмп = 5,23, фэмп > фкр для р=0,05). Очевидно, что такая особенность витальной метакомпетентности практикующих врачей детерминирована их профессиональной деятельностью. Врачи постоянно встречаются с болью других людей, одной из важнейших задач медицинской помощи является купирование болевого синдрома, поэтому физический комфорт состояния как отсутствие боли становится особенно важным показате-

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

врачи

контрольная группа

отсутствие вредных привычек гигиена

психическая саморегуляция спорт

профилактика имеющихся заболеваний

Рис. 1. Частота представленности форм здоровьесберегающего поведения в профилях ответов группы врачей и контрольной группы (%)

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

лем индивидуальной модели здоровья. Другой важной особенностью индивидуальной модели здоровья врачей является осознание важности профилактической направленности здоровьесберегающего поведения и индивидуализации стратегии здоровь-есбережения в зависимости от уровня здоровья человека (вариант «Профилактика имеющихся заболеваний» составляет 40,3%).

Таким образом, профессиональная специфичность индивидуальных моделей здоровья врачей проявляется во «встраивании» представлений о болезни в модели их индивидуального здоровья.

При анализе копинг-стратегий практикующих врачей получены данные, свидетельствующие о достоверном преобладании стратегии дистанцирования (фэмп = 5,69, фэмп > ф ). Данный вывод был подтвержден также в исследовании витальной компетенции при формировании комплаенса терапии у пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями. Комплаенс - это сложный комплекс характеристик личности, определяющий эффективность взаимодействия с врачом во время лечения, который включает адекватное отношение к болезни, доверие врачу, точное следование медицинским предписаниям, эффективность коммуникации с врачом во время терапии и т.д. В качестве групп исследования были привлечены пациенты стационарного отделения, не относящиеся по своей профессии к специалистам медицинского профиля, и врачи, проходящие курс стационарного лечения в качестве пациентов с заболеванием сходной нозологии. В группе испытуемых-врачей был выявлен эффект формирования ложной компетенции, который заключался в том, что больные-врачи позже других пациентов осознавали необходимость стационарного лечения, сложнее шли на контакт с лечащим врачом, меньше следовали предписанной стратегии лечения. Мы объясняем этот эффект социально-психологическими факторами, прежде всего, особенностями профессиональной идентификации врача в лечебном процессе и профессиональной деформацией личности.

Выводы по результатам исследований.

1. Исследования, проведенные с участием представителей различных профессий, подтверждают гипотезу о профессиональной специфичности витальной метакомпетентности.

2. Витальная компетентность как система опыта здоровьесбережения тесно связана с другими интегральными когнитивно-эмоциональными образованиями. Это влияние проявляется как в общей выраженности витальной метакомпетентнос-ти, так и в специфичных изменениях ее структурных компонентов.

3. Здоровьесберегающая деятельность «не встраивается» в профессиональную до критического для личности изменения функционального состояния здоровья, а, напротив, испытывает деформационное влияние профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: Изд-во БПА, 1998. - 148 с.

2. Апанасенко Г.Л., Чистякова Ю.С. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирование // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 1. - С. 19-22.

3. Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития // Психологические исследования. - 2012. - № 5 (26). - С. 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru

4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. -2006. - № 4. - С. 20-27.

5. Карпов А.В. Психология сознания: Метасис-темный подход. - М.: Изд-во РАО, 2011. - 1087 с.

6. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

7. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -СПб., 1996. - 37 с.

8. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М.: Академия, 2005. - 363 с.

9. Орловская Ю.В. Теоретико-методологическое обоснование профилактическо-реабилитационного направления в системе подготовки спортивных резервов (на примере специализации баскетбол): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 50 с.

10. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: Олимп-Бизнес, 2002. - 288 с.

11. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2013. - 73 с.

12. Югова Е.А. Технологии формирования здо-ровьесберегающей компетентности у студентов / ред. С.Г. Махнева, Л.Г. Петрова. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2012. - 116 с.

13. Яковлева Н.В. Психодиагностический комплекс «Статус Пси». - Рязань: РязГМУ 2013. - 134 с.

14. Bakker A.B., Derks D. Positive Occupational Health Psychology. In: S. Leka, J. Houdmont (Eds.), Occupational health psychology. - Oxford: Wiley-Blackwell, 2010. - Pp. 194-224.

15. Fullagar C., Kelloway E.K. New Directions in Positive Psychology: Implications for a Healthy Workplace. In: J. Houdmont, S. Leka and R.R. Sinclair (Eds.), Contemporary occupational health psychology: Global perspectives on research and practice. Chichester, UK: John Wiley & Sons, Ltd,, 2012. Vol. 2. pp. 146-161.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.