Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №8, 2006 г. (Т. 8)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛ. Киспаев Т.А.
Карагандинский Государственный университет им. академика Е.А.Букетова, г.Караганда
В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы говорится о необходимости внедрения новых педагогических, информационных и здоровьесберегающих технологий обучения. В связи с этим, целью наших исследований явилась разработка здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях г.Караганды, апробация и выявление эффективности их в условиях профессионально-технических школ (ПТШ). Важное место в разработанных нами здоровьесберегающих технологиях отводится физической культуре и спорту. Занятия ФКиС являются одним из важных путей, обеспечивающих процессы роста и развития организма подростков и укрепления их здоровья. Здоровьесберегающая технология физического воспитания для учащихся ПТШ включает в себя гигиенически обоснованный физкультурно-оздоровительный режим. В двухлетнем педагогическом эксперименте приняли участие 300 учащихся ПТШ г.Караганды, осваивающие массовые профессии для Центрального региона Казахстана для горной, машиностроительной и строительной отраслей промышленности. Гигиенически обоснованный физкультурно - оздоровительный режим в ПТШ носил оздоровительный и профессионально прикладной характер с учетом, осваиваемой профессии, их профессиограмм, профессионально-значимых функций и качеств (ПЗФиК) учащихся, от уровня развития которых зависит освоение той или иной профессии и профессиональная пригодность. Данный режим направлен на увеличение двигательной активности (ДА) занимающихся, повышение физической подготовленности и функционального состояния, укрепления здоровья и активное формирование профессиональной пригодности учащихся. В здоровьесберегающей технологии физического воспитания важное значение отводится созданию благоприятного двигательного режима учащихся. В профилактических и оздоровительных целях в ПТШ должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении, которая может быть реализована при ежедневной суточной двигательной активности (СДА) соответствующей гигиенической норме. Такой объем СДА складывается из утренней гимнастики, гимнастики до занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физической культуры, самостоятельных занятий в группах ОФП и спортивных секциях. При этом в проведении этих мероприятий основная часть физических упражнений должна быть направлена на развитие и совершенствование ПЗФиК. Для целенаправленного развития этих функций и качеств нами были выделены ПЗФиК необходимые для освоения конкретной профессии, изучены условия труда и требования предъявляемые этой профессией и к организму работающего. На основании всего этого нами были обоснованы средства физического воспитания профессионально-прикладной направленности. В ходе педагогического эксперимента у учащихся мы добились увеличения СДА до гигиенических норм. Это в свою очередь оказало значительное влияние на рост и развитие организма и состояние здоровья занимающихся. Получены достоверные изменения показателей ОГК и ЖЕЛ, пневмотахометрии, динамометрии мышц рук и спины, физической подготовленности и работоспособности, значительно снизилось количество простудных заболеваний, увеличилась неспецифическая резистентность организма ( показатели лизоцима слюны). Физическое воспитание с профессионально - прикладной направленностью способствовало активному развитию и совершенствованию ПЗФиК занимающихся, и активному формированию профессиональной пригодности. Получены достоверные изменения показателей этих функций и качеств (высшей нервной деятельности, внимания и памяти, уровня развитий зрительного, тактильного, двигательного анализаторов). Таким образом, разработанная нами здоровьесберегающая технология физического воспитания для учащихся ПТШ способствовала укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и активному формированию профессиональной пригодности; лучшей адаптации к учебной и профессиональной деятельности, и факторам производственной среды.
Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»
Стр. [356]