УДК 796 ББК Ч511.14
Викторов Дмитрий Валерьевич
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра физического воспитания и здоровья Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Макаренко Виктор Григорьевич доктор педагогических наук, профессор кафедра спортивных дисциплин Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Viktorov Dmitry Valerievich Candidate of pedagogical sciences Associate professor Department of Physical Education and Health South Ural State University Chelyabinsk Makarenko Viktor Grigorievich Doctor of Pedagogics,
Professor Chair of Sports Disciplines Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Программа физкультурно-оздоровительной деятельности для студентов, имеющих отклонение в состоянии здоровья Program of sports and recreational activities for students with deviation in
health
Статья посвящена особому социальному статусу, специфическим условиям учебной деятельности, быта и образа жизни студентов, который обуславливает высокий уровень психоэмоциональной нагрузки, нерациональное питание, вредные привычки, недостаток физической активности. Это отличают их от других категорий населения и делают учащихся чрезвычайно уязвимыми в социальном плане, подверженными воздействию негативных факторов общественной жизни.
The article is dedicated to a special social status, specific conditions of training activities, the way of life of students, which explains the high level of psycho-emotional activity, poor nutrition, bad habits, lack of physical activity. This distinguishes them from other categories of the population and make the students are extremely socially vulnerable vulnerable to negative factors of social life.
Ключевые слова: высшее образование, отклонение, студенты, здоровье, качество, профессиональная подготовка, физкультурно-оздоровительная деятельность.
Key words: higher education, deviation, students, health, quality, training, health activities.
В связи с изменениями системы высшего образования в рамках соответствия Болонской декларации, в сфере физического воспитания для учащихся вузов необходимо заниматься именно теми формами физкультурнооздоровительной деятельности, в которых нуждается организм и получает при этом необходимую дозу нагрузки [2, 3].
Изначально мы принимаем термин «здоровый человек» как собирательное, имеющее широкий диапазон. Однако, в определениях слово «здоровье» чаше всего противопоставляется слову «болезнь», т.к. здоровье получается в результате «негативной деятельности» - устранения болезней. Людей с абсолютным здоровьем - единицы, они составляют небольшую группу. На протяжении многих лет у них не отмечается заметных отклонений от индивидуальных показателей [6]. Практически здоровые люди составляют отдельную группу, перенёсшие заболевание, но, вследствие высоких компенсаторных способностей и эффективного лечения, чувствующие себя вполне удовлетворительно или не подозревающие о заболевании.
Не стоит забывать, что исходя из законов диалектики, любые положительные результаты человеческой деятельности достигаются только за счёт чего-либо: каких-то трат, преодолений, возможных расходов сил, времени и других ресурсов. Если добавить, что к здоровью стремятся не всегда безупречными путями, то станет понятным, почему неизбежны отрицательные эффекты и последствия. К ним относятся перегрузка, утомление, падение и повышение артериального давления, появление дефектов зрения и т.д., отрицательный жизненный опыт.
Все это подтверждает, что введение здоровья в систему педагогических категорий является востребованным и обоснованным как на уровне теории, так и на уровне практики. Общие тенденции ухудшения здоровья диктуют необходимость разработки гуманизационных мер оздоровления самого человека через
систему воспитания и обучения, обеспечивающих минимальные потери будущих поколений, необходимость формирования культуры отношения к своему здоровью на всех уровнях, введению приоритетов здорового образа жизни.
Сегодня существуют десятки подходов к организации образования в области здоровья. В.С. Быков [2] выделяет два аспекта здоровьесберегающего образования: соматический (анатомические особенности) и функциональный (физиологические и психические особенности), и на их основе создаются условия для образования студентов.
Некоторые видят решение проблемы в создании оздоровительных кабинетов фитотерапии, физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры, в которых за здоровьем учащихся будут наблюдать специалисты (В.Н. Волков, И.В. Му-равов и др.). Другим представляется целесообразным усилить работу по диагностике и коррекции физического, функционального и психического здоровья (Т.Е. Батоцыренова, Ю.В. Высочин и др.), находят полезным усилить контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований и адаптационными возможностями организма учащихся в учебном процессе (Ю.П. Лисицин, О.В. Ре-зенькова и др.). Бесспорно, правомерна точка зрения, что сохранение и укрепление здоровья - это прерогатива системы физического воспитания и различных способов её модернизации, интенсификации, оптимизации (В.С. Быков, М.Я. Виленский, В.И. Столяров, А.И. Фёдоров, В.Г. Шилько и др.).
Данные образовательные подходы подчёркивают факт не только сбережения, сохранения наличного потенциала и уровня, но и наращивание и укрепление здоровья. Таким образом, вопросы сохранения и укрепления здоровья в образовании должны объединить, с одной стороны, педагогическую деятельность, направленную на развитие наличного состояния здоровья субъектов педагогического процесса, с другой стороны, гуманистическую направленность педагогической деятельности, для которой наличный уровень здоровья субъектов образовательного процесса является только исходной точкой, причём не обязательно находящейся на высоком уровне.
Исследование заболеваемости студентов сферы высшего инженерного образования свидетельствует о том, что ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни сердечно-сосудистой системы (53,3 %), на втором -органов дыхания (10,8 %), на третьем - опорно-двигательного аппарата (8,2 %), т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности.
Достаточно большое количество учащихся с болезнями нервной системы; продолжает интенсивно увеличиваться патология зрения. Нередки заболевания ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы (ожирение), почек, кожи, мочеполовой системы, онкология. Также были выявлены случаи недостатка физического развития и инвалидности. Около 22 % студентов имеют от двух и более негативных отклонений.
34,8 % опрошенных юношей и 53,2 % девушек злоупотребляют курением, а спиртное употребляют 65,1 % юношей и 69,2 % девушек. По словам самих студентов, отрицательное или индифферентное отношение к самостоятельному использованию средств сохранения здоровья закладывалось ещё в общеобразовательных учреждениях, однако у учащихся нет единого мнения в необходимости здоровьесберегающих знаний.
Исследованием установлено, что в Южно-Уральском государственном университете до настоящего времени не определены форма и методы реализации здоровьесберегающих знаний, слабо изучено влияние различных педагогических условий на здоровье студента. Система высшего инженерного образования серьёзно реформируется: технократическая модель специалиста по многим аспектам себя исчерпала и уже не отвечает новым требованиям, предъявляемым к высшей школе современным социумом, деятельность инженера приобретает не только научно-техническое, но и человеческое измерение. Именно поэтому физкультурно-оздоровительная деятельность становится сегодня одним из важнейших, а в ряде случаев - единственным условием всесторонней и профессиональной реабилитации учащихся, имеющих как кратковременное, так и рецедивное отклонение в состоянии здоровья, фактором оздоровления и
профилактики населения. Во-первых, «использование средств физической культуры получило первенствующее место в системе профилактических мероприятий, направленных на коррекцию здоровья» [1], во-вторых, при этом происходит «целесообразное изменение физического организма» [4], а в-третьих, физкультурно-оздоровительная деятельность «даёт возможность совершенствования гораздо выше» [5], чем другие виды оздоровительной деятельности.
По нашему мнению, физкультурно-оздоровительная деятельность, физическое воспитание являются основой здоровьесбережения ещё и потому, что современная стратегия оздоровления основана не на пассивном принятии проводимых органами здравоохранения мер, а на физической активности, направленной на заботу о своём здоровье, физическом совершенствовании индивидуальной, социальной среды, всего образа жизни, внедрение полезных привычек. В основе этого, на наш взгляд, содержится включение в оздоровление двух основных компонентов: объективного и субъективного. Объективный компонент оздоровления с помощью средств физической культуры - это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Это может быть статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т.п. Субъективный компонент - это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью.
В этом случае целесообразно говорить об ограничении одних сторон
гтч
здоровья человека и некоторых его возможностей, но усилении других. 1ак, например, с развитием беременности у женщины нарастают ограничения её возможностей; существенные различия в конституции людей, в их характере и психических особенностях делают физические и социальные возможности людей далеко не одинаковыми; при прочих равных условиях действия, доступные одному человеку, могут быть принципиально невозможными для другого.
С целью опровержения бездоказательных рассуждений о бесполезности физкультурно-оздоровительных мероприятий в постболезненный период, на
кафедре физического воспитания Южно-Уральского государственного университета была апробирована программа для студентов, с учётом особенностей исследуемого контингента.
Опишем методику проведения занятий. В физическом воспитании студентов, испытавших единовременное заболевание ОРВИ, ОРЗ, ангину, острый ринит и тд., применяются разнообразные физические упражнения: гимнастические, спортивно-прикладные, изотонические, упражнения на тренажёрах и дозированные игры. Важное значение имеют и вспомогательные средства физического воспитания: оздоровительные факторы природы, гигиенические факторы, знания в области физической культуры и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Существует несколько подходов к организации физического воспитания таких студентов. Первый подход, который является наиболее эффективным, -индивидуальный. Методика проведения занятий подбирается строго индивидуально, с учётом особенностей патологии, учётом функциональных возможностей и подготовленности. Второй подход - групповой. Он характеризуется усреднённым учётом патологических отклонений, функциональных состояний и подготовленности занимающихся. На занятиях в Южно-Уральском государственном университете, со студентами, выбираются группы с приблизительно одинаковыми отклонениями в состоянии здоровья в количестве 10-12 человек. Индивидуально - групповой метод организации занятий более эффективен по сравнению с групповым вследствие подключения к занятиям со студентами 2-х преподавателей. Занятие ведёт один преподаватель, а другой корректирует выполнение студентами заданий.
В процессе занятий студенты, как правило, применяют (с некоторыми коррекциями) комплекс педагогических методов: метод строго регламентируемого упражнения, определяющий применение конкретных, хорошо подобранных и строго направленных упражнений в каждом занятии; игровой метод, характеризующийся применением подвижных игр или элементов спортивных
игр; соревновательный метод как фактор повышения эмоционального тонуса занятий при организации различных игр и эстафет.
Данные упражнения обогащались комплексами современных и нетрадиционных видов гимнастики, что придает им новую эмоциональную окраску, способствует их оживлению, повышению интереса учащихся к занятиям, позволяет более эффективно воздействовать на физическое состояние как девушек (уровень их физического развития, физической работоспособности и подготовленности, функциональное состояние), так и юношей.
Контроль и самоконтроль за реакцией на физическую нагрузку проводился постоянно, контрольные упражнения применялись те же, что и для студентов основной группы: подсчет и учёт частоты сердечных сокращений (ЧСС), число дыханий, вес, сила мышц рук или спины, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Использовались также субъективные показатели самоконтроля, такие как самочувствие, настроение, утомление, сон, боль, аппетит, потоотделение.
Особое внимание обращается на то, что вызываемые нетрадиционными видами гимнастик положительные эмоции помогали педагогам наладить доброжелательные и доверительные отношения с занимающимися, облегчали
« гр
взаимопонимание и проникновение в духовный мир занимающихся. Тем самым создавалась благоприятная психологическая основа педагогики сотрудничества, в результате чего занятия стали проходить значительно активнее, радостнее и плодотворнее.
Важным положительным фактором программы является то, что в силу невозможности применения чрезмерных нагрузок и проведения тестирования физических качеств, а, значит, выявление лучшего, при проведении занятий постоянно создавалась ситуация успеха, показывалось студентам то, что они достигли, пусть медленно, но заметного улучшения в состоянии здоровья путём длительных, регулярных и систематических занятий, а не путём физической подготовленности.
Формируемый потенциал здоровья у студентов характеризуется не столько количественными параметрами физического развития, сколько достижением оптимального уровня телесных кондиций, здоровья и активной позиции в удовлетворении интересов и потребностей в двигательной активности. Взаимосвязь телесного и духовного в человеке является главным принципом их единения, целостности и гармонии. Не «биологизация» или «социологиза-ции», не «воспитание физического», а, видимо, гармония физического (телесного) и духовного (социального) - их неразрывное единство должно быть основой методологической и мотивационной позицией в подходе к процессу физического воспитания.
В заключение следует сказать, что процесс здорового образа жизни в группе учащихся с отклонением в состоянии здоровья - это преодоление избыточно-недостаточных степеней физической активности, при котором осуществляется переход от потребностного участия к ценностному восприятию, целесообразному и систематическому применению средств физкультурнооздоровительной деятельности. Ставить вопрос об ограничении физкультурнооздоровительной деятельности данных студентов некорректно, значит, возникает необходимость создавать оптимальные условия для восстановления утомлённой нервной системы, снижения психоэмоционального напряжения, необходимости повышать устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам и упорядочивания учебного процесса по физическому воспитанию.
Важную роль в этом процессе должно занимать формирование убеждённости как альтернатива волевых процессов, поскольку воля слишком сильно создаёт психологический настрой к физической активности у человека.
Человек разумный ускоряет, изменяет, совершенствует эволюцию своей природы, самого себя. Частным случаем такого вмешательства является поведение человека, его активность и сознательность в поддержании и укреплении здоровья, закаливании организма, соблюдение принципов здорового образа жизни.
Изучение самого феномена здоровья человека открывает значительные противоречия человеческой природы: 1) люди хотят быть здоровыми и мало что для этого делают; 2) знают, что следует делать для улучшения здоровья и не делают; 3) знают, что не следует делать для сохранения здоровья и продолжают это делать; 4) дают другим советы, как быть здоровыми, которым сами не следуют; 5) идут лечиться к врачам и часто им не доверяют; 6) желают друг другу здоровья и совершают действия, разрушающие здоровье тех, кому они недавно желали; 7) просят совета, но, получив его, ему не следуют; 8) чаще всего имеют представление о здоровом образе жизни, а «здоровую» жизнь не ведут.
Таким образом, под влиянием систематической физкультурно-оздоровительной деятельности совершенствуются механизмы адаптации к внешней среде и внутренним неблагоприятным для организма изменениям, снимаются психологические стрессы, улучшается обмен веществ, кровоснабжение органов и тканей, состав крови, ее защитная и транспортная функции. В целом это отражает процесс увеличения резервных возможностей организма, улучшение показателей иммунитета, общего состояния, самочувствия и работоспособности учащегося, имеющего отклонения в состоянии здоровья.
Библиографический список
1. Артамонов, В.Н. Медико-биологические основы здорового образа жизни (Методологическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации) / В.Н. Артамонов, Р.Е. Мотылянская. - М., 1992. -52 с.
2. Быков, В.С. Формирование здорового стиля жизни у студенческой молодёжи / В.С. Быков // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы V международной научно-практической конференции. - СПб., 2009. - С. 10-11.
3. Головченко, О.П. Актуализация физической культуры личности студента /
О.П. Головченко // Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития: материалы Всероссийской науч.-практ. конф.
- Челябинск, 2007. - Ч. II. - С. 71-75.
4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: Вопросы воспитания / К.Д. Ушинский; под ред. В.Я. Струминского. - М., 1953. - Т. 1. - 683 с.
5. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические сочинения /
H.Г. Чернышевский; под ред. А.Ф. Смирнова / сост. А.В. Плеханов. - М.: Педагогика, 1983. - 336 с.
6. Шапкова, Л.В. Адаптивная физическая культура: методология и развитие в сфере высшего профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук / Л.В. Шапкова. - СПб., 2003. - 448 с.
Bibliography
I. Artamonov, V.N. Medico-biological foundations of a healthy lifestyle (Methodological development for students of faculty of improvement of professional skill) / V.N. Artamonov, R.E. Мотылянская. - M., 1992. - 52 p.
2. Bykov, V. S. Formation of a healthy lifestyle among students / V.S. Bykov // Physical culture and health of students in higher schools: materials of V international scientific and practical conference. - SPb., 2009. - Pp. 10-11.
3. Golovchenko, O.P. Actualization of physical culture personality of a student / O.P. Golovchenko // Education in the sphere of physical culture and sports: innovation vector of development: proceedings of the all-Russian scientific-practical. proc.
- Chelyabinsk, 2007. - P. II. - Pp. 71-75.
4. Ushinsky, K.D. Elected pedagogical work: Issues of education / K.D. Ushinsky; Ed. by V.Y. Struminsky. - M, 1953. - P. 1. - 683 p.
5. Chernyshevsky, N.G. Elected pedagogical works / N.G. Chernyshevsky; Ed. by A.F. Smirnova / sost. A.V. Plekhanov. - M: Longman, 1983. - 336 p.
6. Shapkova, L.V. Adaptive physical education: methodology and development in the sphere of higher professional education: dis. ... dr. ped. sciences L.V. Shapkova. -SPb., 2003. - 448 p.