Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ТЕЛЕСНОСТЬ / КОНДИЦИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегидова С. Н., Жуков В. И., Берсирова С. А.

Здоровьесберегающая компетентность учителя выступает значимым показателем его готовности к реализации функции сохранения физического и психического здоровья школьников. Физической культуре в данном аспекте принадлежит ведущая роль. Приобщение ребенка к ценностям физической культуры, формирование потребности в двигательной деятельности создают условия для здорового развития. В связи с этим важным является процесс формирования ценностного отношения школьников к физической культуре как основе двигательной активности, которая в дальнейшем становится жизненной потребностью. Решение данной проблемы возможно только в том случае, если у учителя будет сформирована здоровьесберегающая компетентность, которая обеспечивает способность учителя осуществлять деятельность по здоровьесбережению физического и психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Учитель, будучи центральной фигурой для школьников, выступает нравственным образцом, носителем и транслятором ценностей общества, и именно ему принадлежит основная роль в формировании и воспитании личности. Здоровьесберегающая компетентность во взаимосвязи с компетентностью в области физической культуры способна эффективно выполнять функцию здоровьесбережения. Здоровьесберегающая компетентность учителя представлена следующими структурными компонентами: когнитивно-информационным, мотивационно-ценностным, телесно-кондиционным, практико-деятельностным, рефлексивно-оценочным. Личное отношение учителя к физической культуре как составляющей здоровьесберегающей компетентности становится условием формирования ценностного отношения обучающихся к физической культуре. Здоровьесберегающая компетентность позволяет учителю грамотно организовывать учебный процесс, учитывать индивидуальные особенности развития школьника, управлять его работоспособностью за счет оптимального сочетания умственных и физических нагрузок. Здоровьесберегающая компетентность учителя сегодня является важной составляющей его профессиональной компетентности, что позволяет ему корректно применять в учебно-воспитательном процессе технологии здоровьесбережения, формировать у школьников ценностное отношение к физической культуре как основе сохранения здоровья детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегидова С. Н., Жуков В. И., Берсирова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S HEALTH-SAVING COMPETENCE AS A DETERMINANT OF SCHOOLCHILDREN’S VALUE ATTITUDE TOWARDS PHYSICAL EDUCATION

The teacher's health-saving competence is a significant indicator of his readiness to implement the function of preserving the physical and mental health of schoolchildren. Physical culture in this aspect has a leading role. The introduction of the child to the values of physical culture, the formation of the need for motor activity create conditions for healthy development. In this regard, of importance is the process of forming the value attitude of schoolchildren to physical culture as the basis of motor activity, which later becomes a vital need. The solution to this problem is possible only if the teacher has a health-saving competence, which ensures the teacher's ability to carry out activities to preserve the physical and psychological health of the subjects of the educational process. The teacher, being the central figure for schoolchildren, acts as a moral model, carrier and translator of the values of society, and it is who plays the main role in the formation and education of the person. Health-preserving competence in interconnection with competence in the field of physical culture is able to effectively perform the function of health-saving. The health-saving competence of the teacher is represented by the following structural components: cognitive-information, motivation-value, body-conditioned, practical-activity, reflexive-assessment. The personal attitude of the teacher to physical culture as a component of health-saving competence becomes a condition for the formation of the value attitude of students to physical culture. Health-preserving competence allows the teacher to competently organize the educational process, take into account the individual features of the student's development, and manage his performance through an optimal combination of mental and physical activity. The health-saving competence of the teacher today is an important component of his professional competence, which allows him to correctly apply health-saving technologies in the educational process, to form a value attitude towards physical culture among schoolchildren as the basis for preserving the children’s health

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 371.134:37.037.1 ББК 74.005.5 Б 37

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-64-72

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

(Рецензирована)

Светлана Николаевна Бегидоваш, Виктор Иванович Жуков2, Сафиат Аминовна Берсирова3

1,2,3Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия шbegidovasn@mailru; https://orcid.org/0000-0002-2986-4270 2Victorzhuckov57@yandex.ru; https: //orcid.org/0000-0002-5812-4191 3orehowaelena777@yandex.ru

Аннотация. Здоровьесберегающая компетентность учителя выступает значимым показателем его готовности к реализации функции сохранения физического и психического здоровья школьников. Физической культуре в данном аспекте принадлежит ведущая роль. Приобщение ребенка к ценностям физической культуры, формирование потребности в двигательной деятельности создают условия для здорового развития. В связи с этим важным является процесс формирования ценностного отношения школьников к физической культуре как основе двигательной активности, которая в дальнейшем становится жизненной потребностью. Решение данной проблемы возможно только в том случае, если у учителя будет сформирована здоровьесберегающая компетентность, которая обеспечивает способность учителя осуществлять деятельность по здоровьесбережению физического и психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Учитель, будучи центральной фигурой для школьников, выступает нравственным образцом, носителем и транслятором ценностей общества, и именно ему принадлежит основная роль в формировании и воспитании личности. Здоровьесберегающая компетентность во взаимосвязи с компетентностью в

области физической культуры способна эффективно выполнять функцию здо-ровьесбережения. Здоровьесберегающая компетентность учителя представлена следующими структурными компонентами: когнитивно-информационным, мо-тивационно-ценностным, телесно-кондиционным, практико-деятельностным, рефлексивно-оценочным. Личное отношение учителя к физической культуре как составляющей здоровьесберегающей компетентности становится условием формирования ценностного отношения обучающихся к физической культуре.

Здоровьесберегающая компетентность позволяет учителю грамотно организовывать учебный процесс, учитывать индивидуальные особенности развития школьника, управлять его работоспособностью за счет оптимального сочетания умственных и физических нагрузок. Здоровьесберегающая компетентность учителя сегодня является важной составляющей его профессиональной компетентности, что позволяет ему корректно применять в учебно-воспитательном процессе технологии здоровьесбережения, формировать у школьников ценностное отношение к физической культуре как основе сохранения здоровья детей.

Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность, физическая культура личности, ценностное отношение, телесность, кондиции, здоровый образ жизни.

Для цитирования: Бегидова С.Н., Жуков В.И., Берсирова С.А. Здоровьесберегающая компетентность учителя как детерминант формирования ценностного отношения школьников к физической культуре // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2022. Вып. 4 (308). С. 64-72. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-64-72.

Original Research Paper

TEACHER'S HEALTH-SAVING COMPETENCE AS A DETERMINANT OF SCHOOLCHILDREN'S VALUE ATTITUDE TOWARDS PHYSICAL EDUCATION

Svetlana N. Begidova1H, Viktor I. Zhukov2, Safiat A. Bersirova3

1,2,3Adyghe State University, Maykop, Russia

1Mbegidovasn@mailru; https://orcid.org/0000-0002-2986-4270

2Victorzhuckov57@yandex.ru; https: //orcid.org/0000-0002-5812-4191

3orehowaelena777@yandex.ru

Abstract. The teacher's health-saving competence is a significant indicator of his readiness to implement the function of preserving the physical and mental health of schoolchildren. Physical culture in this aspect has a leading role. The introduction of the child to the values of physical culture, the formation of the need for motor activity create conditions for healthy development. In this regard, of importance is the process of forming the value attitude of schoolchildren to physical culture as the basis of motor activity, which later becomes a vital need. The solution to this problem is possible only if the teacher has a health-saving competence, which ensures the teacher's ability to carry out activities to preserve the physical and psychological health of the subjects of the educational process.

The teacher, being the central figure for schoolchildren, acts as a moral model, carrier and translator of the values of society, and it is who plays the main role

in the formation and education of the person. Health-preserving competence in interconnection with competence in the field of physical culture is able to effectively perform the function of health-saving. The health-saving competence of the teacher is represented by the following structural components: cognitive-information, motivation-value, body-conditioned, practical-activity, reflexive-assessment. The personal attitude of the teacher to physical culture as a component of health-saving competence becomes a condition for the formation of the value attitude of students to physical culture.

Health-preserving competence allows the teacher to competently organize the educational process, take into account the individual features of the student's development, and manage his performance through an optimal combination of mental and physical activity. The health-saving competence of the teacher today is an important component of his professional competence, which allows him to correctly apply health-saving technologies in the educational process, to form a value attitude towards physical culture among schoolchildren as the basis for preserving the children's health.

Keywords: health-saving competence, physical culture of personality, value attitude, physicality, condition, healthy lifestyle.

For citation: Begidova S.N., Zhukov V.I., Bersirova S.A. Teacher's health-saving competence as a determinant of schoolchildren's value attitude towards physical education // Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 4 (308). P. 64-72. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-64-72.

Формирование у обучающихся ценностного отношения к физической культуре должно начинаться с школьного возраста. Только так двигательная активность может стать жизненной потребностью и будет выполнять здоровьесберегающую функцию. Важная роль в данном процессе принадлежит учителю.

В условиях школы учитель выступает центральной фигурой, объектом анализа и подражания со стороны обучающихся, транслятором социальных ценностей, в том числе и ценностей здорового образа жизни. Важно отметить, что лишь в процессе взаимодействия взрослой субкультуры (учитель, родитель) и детской (младший школьник) можно сформировать ценностное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни у школьников. Значимый взрослый (учитель) выступает нравственным образцом, авторитетом, с которым школьник (особенно младший школьник) сравнивает свое поведение. Таким образом, именно учитель, его авторитет, поведение, демонстрируемые

им чувства и интересы становятся доминирующим условием формирования ценностного отношения обучающихся к физической культуре и, следовательно, фактором их здоровьесбережения.

В связи с вышесказанным важными составляющими профессиональной компетентности учителя являются взаимосвязанные здоро-вьесберегающая компетентность и компетентность в области физической культуры.

Компетентность учителя в сфере физической культуры позволяет грамотно выстраивать целенаправленный педагогический процесс трансляции ценностей физической культуры, ее значимости в жизни как конкретного человека, так и всего общества. Актуализация здо-ровьесберегающей компетентности учителя определяется тем, что современные требования, предъявляемые к организации процесса воспитания и обучения, диктуют обращение учителя к реализации в учебном процессе здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая тех-

нология, как отмечет Н.К. Смирнов, это «система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка, основной функцией которой является сохранение здоровья обучающихся на всех этапах развития и обучения в образовательном учреждении» [1]. Указанные технологии в зависимости от ведущих средств и способов реализации имеют медико-гигиеническую, экологическую, физкультурно-оздоровительную и пр. направленность. И, как справедливо отмечают многие авторы, «их реализация возможна лишь при осознании всеми педагогами ответственности за сохранение здоровья детей и при высоком уровне компетентности в данной области» [2].

Однако следует отметить, что, несмотря на всеобщее понимание значения здоровьесберегающих технологий, учителя слабо ориентируются в их содержательной и процессуальной составляющих, не знают и не умеют их применять. Далеко не в полной мере используется потенциал физической культуры в решении задач здоровьесбережения школьников, приобщения их к здоровому образу жизни.

Профессиональная компетентность учителя заключается не только в знании своего предмета, организации процесса обучения, формировании знаний, умений, навыков, но и в том, как он готовит своих воспитанников к будущей взрослой жизни, какие ценностные ориентации у них формирует, какие качества личности развивает. Это - важнейшая интегративная характеристика учителя, обеспечивающая качественное выполнение всех элементов педагогической деятельности, в результате чего создаются условия для воспитания духовно и физически здоровой личности обучающихся.

Анализ деятельности учителей, их отношения к ценностям физической культуры, степени готовности к организации учебно-воспитательного процесса с доминированием здоровьесберегающих технологий свидетельствует о проблемности данной составляющей образовательного процесса. Учителя не готовы к здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса, и, как отмечают ученые, многие из них сами не обладают высокими показателями здоровья [3, 4], физическая культура не включена в систему их жизнедеятельности, не определен ее вклад в состояние собственного здоровья. В связи с этим недостаточность знаний и методических умений в области использования потенциала физической культуры для формирования ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни можно считать педагогическим дефицитом.

Здесь следует остановиться на ключевой дефиниции «здоровьесберегающая компетентность». Существуют разные подходы к определению сущности и содержания данного понятия. Так, можно говорить о направленности личности, в данном случае учителя, на свое собственное здоровье, что, несомненно, важно, так как нельзя у обучающихся сформировать то, чего сам не имеешь. Можно рассматривать содержание данной компетентности с позиции организации и построения здоровьесберегающего образовательного процесса, что также имеет право на существование. Но, с нашей точки зрения, наиболее полно здо-ровьесберегающая компетентность представлена Т.В. Бикеевой, которая определяет ее «как интегратив-ную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность педагога квалифицированно осуществлять и сознательно перестраивать деятельность по здоровьесбережению физического и психологического

здоровья всех субъектов образовательного процесса в личностном и профессиональном аспектах на основе знаний, умений, опыта, развития профессионально-значимых качеств личности» [5]. Значимой составляющей здоровьесберегаю-щей компетентности является обеспечение физического здоровья обучающихся, формирование у них ценностного отношения к своему здоровью как социальной ценности. Отсюда следует, что учитель должен создать условия и способствовать оптимизации физической активности обучающихся как важной составляющей здоровьесберегающей деятельности. Этого сложно достигнуть, если сам учитель не владеет знаниями в сфере физической культуры и физического воспитания, не ведет активный образ жизни, в котором физической культуре отводится доминирующая роль, если у него не сформирована физическая культура личности.

Физическая культура личности, по определению М.Я. Виленского и Г.М. Соловьева, включает «знания и интеллектуальные способности, физическое совершенство, мотиваци-онно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности, способы физкультурно-спортивной деятельности человека» [6: 3]. Анализ дефиниции «физическая культура личности» указывает на интеграцию физического, духовного и интеллектуального в личности человека.

Следует отметить, что «сущность физической культуры личности состоит не только в приобретенных знаниях, двигательных умениях, навыках, способностях, но и в отношении человека к самопознанию, саморазвитию, самооптимизации, саморегуляции, самопреобразованию своей природы в процессе сознательного и систематического выполнения разнообразных физических упражнений, гигиенических и закаливающих процедур на базе социального опыта, который он получил

в процессе физического воспитания и самообразования» [7: 36-37].

Таким образом, ценностное отношение учителя к физической культуре, осознание ее значимости в становлении и развитии личности формируют и ценностное отношение учащихся как к физической культуре, так и в целом к здоровому образу жизни. Поэтому оценка компетентности учителя должна включать «интегральные показатели здоровья учителя и уровень личностной физической культуры» [8: 185].

Все структурные компоненты физической культуры личности являются составляющими и здоро-вьесберегающей компетентности, которая, будучи сформированной, обеспечивает учителю способность и готовность к осуществлению деятельности по формированию ценностного отношения школьников к физической культуре как основе здорового образа жизни. В данном контексте особое значение имеет младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для приобщения детей к физической культуре, формирования привычки и потребности в двигательной деятельности. Ценности, заложенные в детстве, транслируются на всю дальнейшую жизнь.

Анализ сущности и содержания здоровьесберегающей компетентности учителя позволил выделить следующие структурные компоненты: когнитивно-информационный, мо-тивационно-ценностный, телесно-кондиционный, практико-деятель-ностный, рефлексивно-оценочный.

Когнитивно-информационный компонент включает знания и представления в области целей и задач физической культуры, соответствующих возрасту и физическим кондициям ребенка, гендерных и психологических особенностей детей, условий организации занятий физическими упражнениями; относительно способов физкультурного и здоровьесберегающего просвеще-

ния детей и родителей, специфики организации двигательной активности детей в школе и дома, правил и приемов закаливания детей и др., пропаганды нормы здорового образа жизни.

Мотивационно-ценностный компонент сопряжен с личностным принятием ценностей физической культуры, ориентацией на воспитание физически и психически здоровой личности; с осознанием здоровья ребенка как ценности, направленностью на привитие обучающимся интереса к занятиям физической культурой, на формирование установки на здоровый образ жизни; с ценностным отношением к своему здоровью и здоровью детей.

Телесно-кондиционный компонент раскрывается в ценностном отношении к собственному телу, понимании и принятии единства телесного и духовного в развитии личности; в ответственном отношении к собственному телу, его потенциалу; в готовности к развитию кондиционных качеств, во владении знаниями, средствами, формами и методами телесно-кондиционного воспитания детей школьного возраста [9].

Практико-деятельностный компонент характеризует реальную организацию занятий физическими упражнениями, включение обучающихся в различные виды двигательной деятельности, в том числе в игровую деятельность двигательной направленности; владение техникой движений, культурой двигательной деятельности; умения осуществлять подбор упражнений с учетом физических возможностей и способностей детей; способности организовывать физкультпаузы, физкультминутки, двигательные перерывы и др., а также проводить физкультурные мероприятия в образовательном процессе школы, корректно сочетать физическую и умственную нагрузки в течение учебного дня.

Рефлексивно-оценочный компонент включает анализ и оценку

своей деятельности, своего эмоционального состояния, деятельности обучающихся, эффективности проведенных мероприятий; способность при необходимости проводить коррекцию своей деятельности; осознание важности и ценности физической культуры как детерминанта формирования ценностного отношения школьников к собственному здоровью.

Здоровьесберегающая компетентность учителя детерминирует формирование ценностного отношения обучающихся к физической культуре. В свою очередь, ценностное отношение детей к физической культуре определяет характер их поведенческих реакций, понимание значимости двигательной активности для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающихся, формирование привычки и потребности в двигательной деятельности.

Таким образом, следует констатировать, что здоровьесберегающая компетентность учителя включает знания, которые позволяют осуществлять практическую деятельность, направленную на физическое развитие школьников, приобщение их к регулярным занятиям физической культурой и в целом обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся посредством формирования у них установок и навыков здорового образа жизни. Анализ научной литературы по заявленной проблематике, логическое обобщение и конкретизация теоретических данных позволяют выделить следующие характеристики личности и деятельности учителя со сформированной здоровьесберегаю-щей компетентностью.

1. Учет гендерных и возрастных характеристик, специфика психологического и физического состояния обучающихся при проектировании и организации занятий физическими упражнениями в формате физкультурных пауз и активных перемен, в том числе (что

особенно актуально для младших школьников) путем включения детей в подвижные игры и т.д.

2. Систематическая реализация на практике собственных знаний и умений по организации здоровьес-берегающего просвещения и стимулирования детей, включая: формирование у обучающихся системы гигиенических и эстетических физкультурно-оздоровительных знаний и умений, представлений о собственной телесности, о своих физических возможностях и способах их расширения средствами физической культуры; воспитания у них чувства ответственности за свое здоровье, физическое состояние и т.п.

3. Организация и поддержка обратных связей с семьями обучающихся, в рамках которых осуществляется обмен информацией относительно параметров физического здоровья, психологического состояния детей, их проблем и достижений в области физической культуры и пр.; просвещение взрослых членов семьи в области содержания и факторов обеспечение здорового образа и стиля жизни, значения родителей в данном процессе, обеспечению двигательной активности детей во внеучебное время, физически активная организация свободного времени как детей, так и всей семьи.

4. Ориентирование в сфере школьных угроз физическому, психическому, социальному здоровью обучающихся, факторов их возникновения, возможностей физической культуры по нейтрализации соответствующих рисков и т.д.; организация своей профессиональной деятельности в соответствии с указанными знаниями.

5. Демонстрация ценностного отношения к собственной телесности, предполагающего личную ответственность за свое здоровье, развитие и совершенствование собственных кондиций, детерминирующих здоровый образ жизни, а также ценностное отношение к здоровью

обучающихся, ответственность за их физическое и психическое благополучие.

Таким образом, здоровьесбере-гающая компетентность учителя является катализатором его готовности и способности грамотно осуществлять, гибко направлять и корректировать деятельность по формированию ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни на основе современных знаний, владения инновационными здоровьесберегающими технологиями, а также сформи-рованности личностной физической культуры как доминантной составляющей компетентности. Данное качество обеспечивает эффективность педагогической деятельности по здоровьесбережению школьников, по формированию ценностного отношения к физической культуре, двигательной активности, собственной телесности. В результате создаются условия для индивидуального развития школьника, повышения его работоспособности за счет оптимального сочетания умственных и физических нагрузок, трансляции ценностей здорового образа жизни, для формирования соответствующих жизненных стилей.

В современных условиях организации учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающая компетентность учителя является важной частью его профессиональной компетентности, которая базируется на современных достижениях в сфере психолого-педагогических, медико-гигиенических и специальных знаний по здоровьесбережению детей, формированию физической культуры личности. Это, в свою очередь, позволяет учителю грамотно применять здоровьесберегающие технологии для решения задачи формирования ценностного отношения школьников к физической культуре как доминанте становления здорового образа жизни.

Примечания:

1. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М.: АРКТИ, 2008. С. 62.

2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2008. Т. 7, № 2. С. 21.

3. Чуктурова Н.И., Маджуга А.Г. Формирование здорового образа жизни как фактор здоровьесозидающей педагогической деятельности // Психология диалога и мир человека (тренды современного образования): сб. науч. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.Г. Дмитриева. Уфа, 2021. С. 187-192.

4. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесбе-регающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации. Валеология. 2014. № 4. С. 93.

5. Бикеева Т.В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» // Молодой ученый. 2017. № 5. С. 468-471.

6. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // ТиПФК. 2001. № 3. С. 2-9.

7. Никитина А.А. О сущности дефиниции «физическая культура личности» в физическом воспитании студентов // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2006. № 5. С. 30-37.

8. Чермит К.Д., Чувакин А.Л. Формирование базовой личностной физической культуры обучающихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. Вып. 4 (129). С. 184-186.

9. Олейникова Е.Е. Телесно-ценностное физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Ставрополь, 2007. 202 c.

References:

1. Smirnov N.K. Guide to health-saving pedagogy. Technologies of health-saving education. M.: ARKTI, 2008. P. 62.

2. Akhutina T.V. Health-saving learning technologies: an individually-oriented approach // School of Health, 2008. Vol. 7, No. 2. P. 21.

3. Chukturova N.I., Madzhuga A.G. Formation of a healthy lifestyle as a factor of health-creating pedagogical activity // Psychology of dialogue and the human world (trends of modern education): coll. of proceedings of the V Intern. scient. and pract. conf. / executive ed. by L.G. Dmitrieva. Ufa, 2021. P. 187-192.

4. Vashlaeva L.P., Panina T.S. Theory and practice of forming a teacher's health-saving strategy in terms of advanced training. Valeology. 2014. No. 4. P. 93.

5. Bikeeva T.V. Health-saving competence of a teacher in the aspect of the requirements of the "Teacher's Professional standard" // The Young Scientist. 2017. No. 5. P. 468-471.

6. Vilensky M.Ya., Solovyov G.M. The main essential characteristics of the pedagogical technology of the formation of the physical culture of the individual // TiPFK. 2001. No. 3. P. 2-9.

7. Nikitina A.A. On the essence of the definition of "individual physical culture" in the physical education of students // Bulletin of the Russian State University of I. Kant. 2006. No. 5. P. 30-37.

8. Chermit K.D., Chuvakin A.L. Formation of basic personal physical culture of students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 4 (129). P. 184-186.

9. Oleynikova E.E. Body-value physical education of children of senior preschool age on the basis of a reflexive-metaphorical motor game: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.04. Stavropol, 2007. 202 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 25.11.2022; одобрена после рецензирования 09.12.2022; принята к публикации 19.12.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 25.11.2022; approved after reviewing 09.12.2022; accepted for publication 19.12.2022.

© Бегидова С.Н., Жуков В.И., Берсирова С.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.