УДК 37.013
Волошина Людмила Николаевна
доктор педагогических наук, профессор
Демидович Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Белгородский государственный университет [email protected]
ЗДОРОВЬЕ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Обосновывается актуальность и необходимость использования здоровьесберегающих технологий в профессиональной подготовке педагога, раскрываются цели и содержание инновационной программы «Здоровьесберегающая система подготовки конкурентоспособных кадров для наукоемких экономических отраслей и социальной сферы региона».
Ключевые слова: здоровьесбережение, образовательный процесс, профессиональная подготовка педагогов.
В настоящее время здоровьесбережение осмысливается как значимый феномен социального бытия, обусловленный как современными культурными дискурсами (концепциями, картинами мира, знаниями), так и в не меньшей степени социальными институтами, технологиями и приобретает значение сложного социокультурного явления.
Становящаяся общественная потребность заключается в новой организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия физического и психического развития подрастающего поколения.
К сожалению, Россия относится к числу стран, где растет тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи. Условия жизни и существующая педагогическая система не способны выполнить социальный заказ общества - сохранить здоровье. Возникло широкомасштабное противоречие между модернизацией образовательной сферы и резким ухудшением здоровья подрастающего поколения.
Анализ здоровья и физического развития студентов, поступивших на первый курс педагогического факультета Белгородского государственного университета в 2009 году, показывает, что только 17,8% из них практически здоровы. Наблюдения и тестирование, проведенные со студентами 3 курса в том же году свидетельствуют о наличии профессионально обусловленных дефектов здоровья будущих педагогов: депрессивных состояний, агрессивно-депрессивного и дизадаптив-ного синдромов. По данным исследований Ба-лышевой Н.В., Горелова А.А., Румба О.Г., коли-
чество студентов основной группы для занятий физической культурой за последние 5 лет в университете снизилось почти вдвое (с 79,5% до 47,5%) [2, с. 3-7].
Ряд отечественных исследователей и зарубежных специалистов [1; 4; 5; 6; 7] особое беспокойство выражают по поводу того, что негативное влияние гиподинамии значительно усиливается различными вредными привычками (курение, раннее употребление тонизирующих и спиртных напитков, наркотиков). В молодежной среде наблюдается потребительское отношение к здоровью, отсутствие ответственности за его сохранение и укрепление, что приводит к раннему износу организма.
В настоящее время разрабатываются кардинальные государственные меры по охране и укреплению здоровья молодого поколения. Эффективная их реализация возможна при преодолении узко специализированных подходов к проблеме здоровья, активной позиции государства, общества и каждой личности. Назрела необходимость на основе кластерного подхода единения усилий образовательных, медицинских, социально-культурных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации и самой личности в борьбе за качество здоровья.
Преодолению разобщенности и достижению взаимопонимания может служить единое поле деятельности, общее для педагогов, физиологов, гигиенистов, психологов, педиатров и других специалистов - это образовательное учреждение.
Доказано, что влияние социальных факторов на здоровье человека составляет 60-70%. Для студентов социальным является комплекс организа-
126
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Волошина Л.Н., Демидович О.В., 2012
ционно-педагогических факторов: существующие образовательные технологии, стиль работы преподавателя, реализация воспитательной установки на здоровый образ жизни, предполагающий соответствующую организацию образовательного пространства жизнедеятельности учебного заведения, характер психологической поддержки, медицинской помощи, санитарно-гигиенические условия и др.
Особенно актуально создание здоровьеориентированной системы профессиональной подготовки для педагогического факультета. Только через педагогов и семью можно довести до сознания подрастающего поколения ценности здорового образа жизни.
Нашим выпускникам предстоит внедрять в практику работы детских садов, школ здоровьесберегающие технологии, научиться моделировать для каждого ребёнка «запас прочности» здоровья.
При этом надо учесть, что студенческий возраст характеризуется наивысшей социальной активностью, высоким уровнем познавательной мотивации, образованности и культуры, что создает предпосылки для формирования здоровья и здорового образа жизни.
Реализация здоровьеориентированной технологии может обеспечить условия в системе педагогического образования для активного участия индивида в формировании и восстановлении резервов собственного здоровья, для наиболее полного овладения профессиональными знаниями по здоровьесбережению, для оптимизации производственной, личной и социальной жизни, что в целом составляет компетентность здоровьесбе-режения.
Актуальность и необходимость использования здоровьесберегающих технологий в профессиональной подготовке педагога обусловлена неуклонной интенсификацией учебного процесса: при сохранении общего количества часов в базисных планах, объём учебной информации значительно увеличивается за счет регионального компонента и заданий, выносимых для самостоятельной работы. Сегодня учебная неделя (аудиторные занятия) студента педагогического факультета составляет 40-46 академических часов.
Процесс интенсификации образования неуклонно снижает физическую активность студентов и детей. На занятия физической культурой у студентов 1-3 курсов педагогического факультета отводится 4 часа в неделю, а по сути, физ-
культура проводится 2 раза в неделю. У студентов 4-5 курсов такие занятия не предусмотрены. Стоит заметить и то, что занятия физической культурой не всегда имеют профессиональную направленность на будущую физкультурно-оздоровительную деятельность студентов педагогических специальностей, так как это не отражено в содержании ГОС ВПО.
Допускаются нарушения гигиенических и физиологических требований к организации образовательного процесса: нерациональное расписание учебных занятий, нехватка аудиторий, слабая освещенность, обучение в несколько смен и т.д.
И сегодня, не смотря на провозглашаемую гуманизацию образовательного процесса, не удалось избежать стрессовой тактики существующей педагогики, доминирующей парадигмы авторитарного подхода к обучающимся и воспитанникам. Состояние повышенной тревожности стало распространённым явлением в студенческой среде, выступающим часто причиной отклонений в состоянии здоровья. По данным профессора Бусловской Л.К., на педагогическом факультете Белгородского государственного университета только у 6,5% первокурсников хороший уровень приспособляемости, умеренная тревожность, высокая удовлетворенность жизнедеятельностью, а у 39,2% - присутствует высокое напряжение процессов адаптации [3, с. 106-116].
Проблемы личного здоровья молодежи не должны проходить мимо внимания преподавателей вуза. Понимание преподавателями вуза механизмов формирования и сохранения здоровья, механизмов, обеспечивающих устойчивость, надежность, оптимальность реализации биологических, психических функций индивида в онтогенезе, в конкретных условиях жизнедеятельности является основой сохранения генофонда нации, повышения качества образования.
Несистематичность, разрозненность знаний о здоровье, нерациональная организация образовательного процесса отрицательно сказывается на будущей профессиональной деятельности выпускников педагогических специальностей и вызывает необходимость их упорядочивания, систематизации, обобщения на основе использования здоровьесберегающих технологий, а также необходимость развития личного и профессионального аспекта компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности.
На решение этих проблем направлена инновационная программа Белгородского государственного университета «Здоровьесберегающая система подготовки конкурентоспособных кадров для наукоемких экономических отраслей и социальной сферы региона». В рамках её реализации на педагогическом факультете создана и апробируется модель здоровьеориентированной системы профессиональной подготовки педагогических кадров, учитывающая социальный запрос, реальные возможности факультета, университета, интересы и потребности субъектов образовательного процесса, а также реализуется проект «Развитие здоровьеориентированной системы профессиональной подготовки педагога».
Цель проекта: выявить, обосновать и апробировать организационно-педагогические условия развития здоровьеориентированной системы профессиональной подготовки педагогов. В процессе реализации проекта нами было изучено влияние условий профессиональной подготовки, педагогических инноваций на состояние здоровья и жизнестойкости субъектов образовательного процесса на педагогическом факультете; выявлены запросы образовательных учреждений региона по проблеме подготовки педагогов к выполнению функции охраны и укрепления здоровья; обеспечена научно-методическая поддержка профессионально-педагогической деятельности по формированию и развитию компетентности здоровьес-бережения у будущих педагогов, в основе которой лежит изучение курсов «Педагогика и психология здоровья», «Воспитание здорового человека», «Технологии развития компетентности здоровьес-бережения у будущих педагогов», направленных на повышение теоретической и практической подготовки будущего педагога к здоровьесберегающей педагогической деятельности.
Совершенно очевидно, что здоровьесберегающая деятельность в образовании будет целенаправленной и надежной, если педагог будет иметь представление о зонах освоения новых здоровьесберегающих ценностей, факторах и направлениях её развития, а также условиях её осуществления на технологической основе.
В программах курсов представлены технологические блоки организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, дана характеристика ряда образовательных технологий с учетом их здоровьесберегающего потенциала.
Научная база дисциплин отражает результаты прикладных исследований ученых БелГУ по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства региона, формированию компетентности здоровьесбережения студентов и педагогов, разработки и внедрению здоровьесберегающих технологий, а также инновационный опыт работы по охране и укреплению здоровья в образовательных учреждениях России и за рубежом.
Программы и учебно-методические комплекты дисциплин строятся на принципе симультант-ности (проблемности, диалогизации, моделирования) и отражают современные технологии развития компетентности здоровьесбережения у будущих педагогов на основе осуществления комплексного и интегрированного подходов к профессиональной подготовке.
В основу разработки программ заложена технология модульности, содействующая развитию таких важных профессиональных качеств личности педагога как самооценка, самоорганизация, саморазвитие, самосовершенствование и самостоятельность, позволяющая объединить содержательную и процессуальную системы деятельности.
В программы входят 8 законченных модульных блоков:
1. Современные представления о здоровье человека.
2. Модели здорового человека.
3. Здоровьезатратные формы существования человека.
4. Воспитание индивидуального стиля здорового поведения,
5. Компетентность здоровьесбережения в системе образования.
6. Здоровьесберегающая деятельность в образовании.
7. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
8. Здоровье педагога и способы его укрепления.
С одной стороны они автономны, с другой стороны являются отдельными элементами целостной системы. В каждом модуле предусмотрены лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, направленные на изучение теоретических основ модуля, современных исследований по проблеме, аналитико-диагнос-тическое изучение инновационного опыта здоровьесберегающей деятельности образователь-
128
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
ных учреждений, практическое решение задач охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Содержание модулей, учебных элементов имеет различную направленность: это и информационное изложение материала, и выполнение исследовательских, диагностических, практических заданий, заполнение анкет, опросников.
В начале каждой модульной программы, модуля (М), учебного элемента (УЭ) дается представление о том, что предстоит усвоить, осмыслить, уяснить. Изучение каждой модульной программы, (М), (УЭ) желательно начинать с выполнения заданий входного контроля, которые помогут выявить пробелы в знаниях и укажут на материал, который необходимо изучить внимательнее. Содержание заданий раскрывает возможные механизмы включения слушателя в процесс самообразования, самооздоровления и подготовки к выполнению здоровьесберегающей функции в образовательном учреждении.
В курсах дисциплин по выбору акцентируется внимание и на такой проблеме, как здоровье и негативные личностные изменения педагога в профессиональной деятельности. Среди факторов, их вызывающих, рассматривается потеря ценностносмысловых ориентаций деятельности, субъективная неудовлетворенность качеством жизни, высокая энергоемкость труда, меры профилактики профессиональных деформаций педагога.
Развитию творческой активности студентов, созданию условий для самореализации способствуют задания творческого характера, которые готовят их к итоговой аттестации - защите здоровьесберегающих социально-педагогических проектов. К ним относятся:
- проектирование модели здоровой личности;
- составление программы «минимум» и «максимум» по самооздоровлению;
- защита авторского проекта «Здоровый педагог - здоровое поколение»;
- конкурс на лучшую игру-тренинг по снятию психоэмоционального напряжения.
При подготовке авторского социально-педагогического проекта допускается взаимодействие слушателей в «малых группах».
Проект включает в себя:
- постановку проблемы и задач;
- обоснование его актуальности;
- построение гипотезы;
- структурирование содержательной части;
- использование исследовательских моментов;
- достижение поставленных целей и задач.
По завершению изучения модульной программы предложены задания для выявления рефлексивно-оценочной позиции будущего педагога. Завершается изучение каждой модульной программы выполнением заданий выходного контроля, позволяющим увидеть степень освоения предложенного материала. В качестве контрольных заданий используются тесты и технологические карты самоконтроля.
Как показал анализ результатов тестирования, анкетирования студентов в результате реализации проекта «Развитие здоровьеориентированной системы профессиональной подготовки педагога» произошло повышение профессиональной самооценки, развитие ценностных ориентаций, обогащение представлений о содержании и технологиях здоровьеориентированной профессиональной деятельности, что и составляет основу профессиональной компетентности будущего педагога в области охраны и укрепления здоровья.
Библиографический список
1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа - вуз»: монография. - Новосибирск, 2001. - 316 с.
2. Балышева Н.В., Горелов А.А., Румба О.Г. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток различных групп здоровья // Культура физическая и здоровье. - 2010. - N° 3. - С. 3-7.
3. Бусловская Л.К., Рыжкова Ю.П. Адаптация и дезадаптация студентов педагогического университета // Вопросы современной науки и практики: университет им. В.И. Вернадского. -Тамбов, 2007. - № 4 (10). - Т. 1. - С. 106-116.
4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установка. - М.: Академия, 2001. - 298 с.
5. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студентов. - М., 1995. - 216 с.
6. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение - педагогический колледж»: монография. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.
7. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей: к проблемам педагогической валеологии: пособие. - СПб: СПбАППО, 2004. - 192 с.