ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
УДК: 614.23:316.34
ЗДОРОВЬЕ В ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНЕ И НОВЫХ МОДЕЛЯХ ВРАЧЕВАНИЯ
Е.А. Евстифеева, С.И. Филиппченкова,
ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет»
Код специальности ВАК: 19.00.04; 14.02.03
Дата поступления 08.08.2017
Филиппченкова Светлана Игоревна - e-mail: [email protected]
В локусе принципа партиципации персонализированной медицины концептуально обосновывается конструирование психологической модели врачевания, релевантной онтологии индивидуального в медицинской практике, ее верификации в отечественном здравоохранении и медицинском образовании, внедрение нового психодиагностического инструментария в профессиональную деятельность врача. Базовый принцип партисипативности понимается как «сборка» всех субъектов лечебного процесса, сотрудничество врачей и пациентов, а также как активная, субъектная, мотивированная роль пациента в профилактике, лечении и реабилитации заболеваний. В проекции идеологии персонализированной медицины под психологической моделью взаимодействия субъектов врачевания понимается основанный на новых научных данных межличностный конструкт рефлексивного типа, позволяющий преодолеть существующую разобщенность биомедицинской и психологической парадигм в медицинской практике. Цель построения психологической модели взаимодействия субъектов врачевания состоит в рефлексии, стимулировании и пропаганде культуры здоровья, обосновании идеи конструирования «здоровья» через совместную деятельность «врач - пациент», расширяющей возможности самореализации человека в ситуации излечения.
Ключевые слова: здоровье, персонализированная медицина, психологическая модель врачевания.
In the locus of the principle of the partialization of personalized medicine, the construction of the psychological model of healing, the relevant ontology of the individual in medical practice, its verification in the national healthcare and medical education, the introduction of a new psychodiagnostic toolkit into the professional activity of the doctor is conceptually justified. The basic principle of participativeness is understood as the «assembly» of all subjects of the medical process, the cooperation of doctors and patients, and also as an active, subjective, motivated role of the patient in the prevention, treatment and rehabilitation of diseases. In the projection of the ideology of personalized medicine under the psychological model of interaction between subjects of healing is understood based on new scientific data, an interpersonal construct of a reflexive type that allows to overcome the existing disconnection of the biomedical and psychological paradigms in medical practice. The goal of constructing a psychological model for the interaction of medical subjects is to reflect, stimulate and promote the culture of health, to justify the idea of constructing «health» through the joint «doctor - patient» activity, which extends the possibilities for self-realization of a person in a cure situation
Key words: health, personalized medicine, psychological model of healing.
Объяснение здоровья человека сегодня остается фундаментальной научно-концептуальной проблемой, поскольку понятие «здоровый человек» постоянно трансформируется, объем его содержания увеличивается, что указывает на его развитие, неоднозначность и многомерность [1]. Целостная картина здоровья требует все более расширительной трактовки. Как нам представляется, концепция персонализированной медицины (ПМ) и технологически обеспечивающая её психологическая модель врачевания служат новым подходом решения указанной проблемы.
Персонализированная медицина - одно из приоритетных направлений Национальной технологической инициативы, которое положено в основу разработки Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года в области здравоохранения. ПМ ориентирована на потенциал междисциплинарной научной парадигмы, как биомедицинского, так и психологического, социального, экономического знания и практической медицины. Среди четырех базовых принципов ПМ - принцип партисипативности, понимаемый как «сборка» всех субъектов лечебного
Организация здравоохранения и общественное здоровье
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
процесса, сотрудничество врачей и пациентов, а также как активная, субъектная, мотивированная роль пациента в профилактике, лечении и реабилитации заболеваний [2]. Однако реализация этого принципа возможна при условии переориентации медицинской практики на психологическую модель врачевания, которая комплементарна физикалистской модели врачевания с её естественнонаучной трактовкой здоровья и стандартизированной технологией врачевания.
Психологическая составляющая на уровне предпосылоч-ного и неявного знания всегда сопровождала профессиональную деятельность врача. Однако сегодня очевидна прогрессирующая редукция психологической составляющей вопреки тому, что роль психологического фактора в социальных, в том числе медицинских практиках, увеличивается. Он социально желателен и ожидаем, что инициируется общественно заданным вектором к «человеку психологическому». Вместо личности пациента врач зачастую видит перед собой объект воздействия, а процесс лечения алгоритмизируется и бюрократизируется. Остановить процесс дегуманизации лечения отчасти призвана психологически ориентированная модель врачебной деятельности.
В проекции идеологии персонализированной медицины под психологической моделью взаимодействия субъектов врачевания понимается основанный на новых научных данных межличностный конструкт рефлексивного типа, позволяющий преодолеть существующую разобщенность биомедицинской и психологической парадигм в медицинской практике [3]. Основная цель построения психологической модели взаимодействия субъектов врачевания состоит в рефлексии, стимулировании и пропаганде культуры здоровья, обосновании идеи конструирования «здоровья» через совместную деятельность «врач - пациент», расширяющей возможности самореализации человека в ситуации излечения.
Концептуальными основаниями психологической модели взаимодействия врача и пациента в лечебной деятельности являются идеи и идеалы постнеклассической рациональности, методология системного анализа и конструктивизма, междисциплинарный тип знания, идея холистической трактовки феномена персонализированной, превентивной, предикативной и партиципационной медицины (РРРМ), субъект-субъектный подход в профессиональной деятельности и партнерских коммуникациях в системе «врач - пациент» [4]. Ей имплицитно построение образа врача, отвечающего духу и психологическим запросам современности, трансформирующейся профессиональной идентичности, развитости рефлексивного сознания, особенностям констелляции личностных и субъектных качеств в профессиональной деятельности. Формирование и инициирование вышеуказанных качеств выступает условием разработки образовательных стратегий, адекватных современным российским реалиям высшего профессионального образования, ориентированных на расширение личностного потенциала и рефлексивного сознания в профессиональной деятельности, а также когнитивную и профессиональную гибкость, атрибуцию ответственности, доверительности и мобильности в профессиональных коммуникациях.
Психологическая модель взаимодействия субъектов врачевания элиминирует стандартизированный подход к пациенту, в ней между врачом и пациентом формируются субъект-субъектные отношения и феномен «разделенной»
ответственности за результат излечения путем восхождения к «рефлексивности». В современной модели «персонализированного» врачевания, элиминирующей стандартизированный подход к пациенту, пациент - фигура «разделенной» ответственности за результат излечения путем восхождения к «рефлексивности». От его рефлексивной позиции по отношению к реалиям заболевания зависит выбор пути нахождения медико-психологического «баланса» в диагностическом измерении качества жизни, связанного со здоровьем. Пациент - рефлексивная система, на которую «воздействуют» и которой управляют [5, 6]. Обладая определенной степенью рефлексивности, он отображает репрезентирует, проецирует, конструирует результаты медицинского воздействия в ситуации заболевания и реабилитации, а также способен адекватно принять наличную ситуацию со здоровьем, подняться над нею, самоопределиться и самоидентифицироваться. Высокий уровень рефлексивности обеспечивает превращение пациента в активного и ответственного субъекта управления своим здоровьем, мобилизует его психологические ресурсы к преодолению внешних и внутренних препятствий на пути улучшения качества жизни, связанного со здоровьем [7, 8]. Субъективность, рефлексивность, психологическая особенность восприятия медицинских действий и манипуляций могут существенно изменять результат этих действий, а также менять субъективные показатели качества жизни, связанного со здоровьем. Это те «внутренние переменные» рефлексивной системы, которые выдвигаются на первый план в медико-психологической реальности, становясь стержнем развития в ситуации врачевания.
В призме принципа партиципативности персонализированной медицины в психологической модели иерархическая организация взаимоотношений «врач - пациент» дополняется сетевой организацией общения между субъектами лечебной деятельности. Сетевые связи способствуют тому, что врач для пациента выступает и в роли наставника (профессионального авторитета), и в роли помощника (соратника) на пути к излечению. Актуальность восхождения к рефлексивности для врача и пациента диктуется новыми развивающимися медицинскими технологиями, с помощью которых можно получить лучшие результаты и сократить время лечения.
Необходимость разработки и внедрения в медицинскую практику психологической модели врачевания вызвана не только доминированием принципа стандартизации и проводимой технократической политикой в современной медицине, но также «линейностью вектора» в профессиональной подготовке врача, где недооценивается социокультурная обусловленность медицинской профессиональной деятельности, роль рефлексивных, субъектных и личностных факторов в профессиональном становлении медика, в системе «врач - пациент» элиминируется их психологическое взаимодействие и его возможный синергети-ческий эффект [9]. В настоящее время все чаще в своей профессиональной деятельности врачи сталкиваются с разнообразными задачами в условиях неопределенности (переход от ситуации «оказания помощи» к ситуации «предоставления услуг», к рефлексии того, что современная медицина - это прибыльный бизнес; возникновение конфликтов с пациентами и их родственниками; разрешение
.......Организация здравоохранения
шиш и общественное здоровье
биоэтических дилемм и т. д.). Необходимость действовать в таких непредсказуемых ситуациях и принимать оперативные решения требует наличия у медиков высокого уровня компетентности, профессиональной адаптивности и мобильности, установления партнерских отношений в совместной деятельности врача и пациента. Это актуализирует проблему модернизации профессионального медицинского знания. В числе основных причин необходимости расширения психологического образования врача - его «неконгруэнтность» с радикальными изменениями в медицинских практиках, медицинское, а не проектное, навигационное понимание и видение здоровья, неумение оказывать психологическое воздействие на пациента, пользоваться психодиагностическим инструментарием в исследовательских работах, линейная ограниченность профессионально-личностного развития специалиста, заданная принципом стандартизации образовательная модель. Заметим, что в системах диагностики и трактовки медицинских исследований, в диагностическом суждении преломляется субъективный, профессиональный опыт врача, изменяется круг рассматриваемых признаков и стратегий лечения и диагностики, а также диапазон возможных интерпретаций результатов, если в рассмотрение «пути к здоровью» пациента включены его психологическое содержание, рефлексивная и субъектная позиции.
Проводимые нами исследования по разработке психологической модели врачевания в медицинской практике и медицинском высшем образовании актуализирует принцип партисипативности РРРМ, который основан на осознанном, мотивированном, активном, ответственном участии человека в профилактике возможных заболеваний и их лечении [10]. Выявление психологических оснований партиципационного сегмента персонализированной медицины позволяет дополнить и расширить научные знания о содержании и междисциплинарных направлениях профессиональной деятельности врача в соответствии с психологической моделью взаимодействия субъектов врачевания. Разрабатываемая психологическая модель взаимодействия субъектов врачевания позволяет получить новые научные данные в области профессиональной подготовки: дополнить профессиограмму врача новыми индивидуально-психологическим особенностями и субъектными качествами, лежащими в основе партиципационного взаимодействия в системе «врач - пациент».
Исследование направлено на развитие психологических технологий и методов психодиагностики, которые могут применяться в практической деятельности врача в парадигме персонализированной медицины. Проект предполагает разработку системы психологической помощи в лечебном процессе, базирующейся на результатах практической апробации стратегий и методов психологического сопровождения профессиональной деятельности врача и
изменения отношения к болезни пациентов. Практический эффект заключается во внедрении новых психодиагностических методик как инструментов профессиональной деятельности врачей разного профиля, психологических дисциплин в профессиональные образовательные программы, повышающие эффективность профессионализации медиков в процессе вузовского и послевузовского обучения; программ тренингов и медико-психологического консультирования для субъектов лечебного процесса, оптимизирующих медицинскую практику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экология человека: Словарь-справочник / Под общ. ред. акад. РAMH НА Aгаджаняна. M.: Изд. фирма «КРУК», 1997. С. 73.
Ekologiya cheloveka: Slovar-spravochnik / Pod obshch. red. akad. RAMN N.A. Agadzhanyana. M.: Izd. firma «KRUK», 1997. S. 73.
2. Проблема сборки субъектов в постнеклассической науке / Под ред. В.И. Aршинова, В.Е.Лепского. M. 2010. 271 с.
Problema sborkisubyektov vpostneklassicheskoy nauke/Podred. V.I. Arshi-nova, V.E. Lepskogo. M. 2010. 271 s.
3. Филиппченкова С.И. Построение модели врачевания: психололгические исследования поведенческих факторов. Тверь. 2011.
Filippchenkova S.I. Postroyeniye modeli vrachevaniya: psikhololgicheskiye issledovaniya povedencheskikh faktorov. Tver. 2011.
4. Холистическое здоровье: Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, A. Aуэрбаха. СПб. 2006. С. 974.
Kholisticheskoye zdorovye: Psikhologicheskaya entsiklopediya / Pod red. R. Korsini, A. Auerbakha. SPb. 2006. S. 974.
5. Лепский В.Е. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию. M. 2009. С. 101-109.
Lepskiy V.E. Subyektno-oriyentirovannyy podkhod k innovatsionnomu raz-vitiyu. M. 2009. S. 101-109.
6. Сергиенко E.A. Природа субъекта: онтогенетический аспект// Проблема субъекта в психологической науке. M. 2002.
Sergiyenko E.A. Priroda subyekta: ontogeneticheskiy aspekt// Problema sub-yekta vpsikhologicheskoy nauke. M. 2002.
7. Сергиенко E.A. Психология субъекта: поиски и решения. Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 16-28.
Sergiyenko E.A. Psikhologiya subyekta: poiski i resheniya. Psikhologicheskiy zhurnal. 2008. Т. 29. № 2. S.16-28.
8. На пути к постнеклассическим концепциям управления / Под ред. В.И. Aршинова, В. Е. Лепского. M. 2005. С. 56-70 (www.reflexion.ru).
Na putikpostneklassicheskim kontseptsiyam upravleniya/Pod red. V. I. Arshi-nova, V. E. Lepskogo. M. 2005. S. 56-70 (www.reflexion.ru).
9. Борзенков В.Г. Единая наука о человеке: за пределами редукционизма. Человек. 2011. № 2. С. 24-40.
Borzenkov V.G. Edinaya nauka o cheloveke: za predelami reduktsionizma. Chelovek. 2011. № 2. S. 24-40.
10. Филиппченкова С.И. Психологическая модель взаимодействия врача и пациента: Aвтореф. дисс. ... д. п. н. Mосква, 2013.
Filippchenkova S.I. Psikhologicheskaya model vzaimodeystviya vracha ipatsi-yenta:Avtoref. diss.... d. p. n. Moskva, 2013.
ш