пшшиим
приволжье
№ 4-5 (164) май - июнь 2018
Кадры
Наука
Министр Проекты ОПЫТ вМР
Модель врачевания Информированность
Проекты! Контроль
пациента врачи Эффективность Ценностная медицина Индикаторы
_ Ё Межличностный контакт
¿18 проекты Диагностика Аптека
с Фарминфо Медицина Перспективы
| & Сотрудничество компромис § 3 & Лекарство Журнал Индикаторы Кд | Журнал Компетентность
' Качество общения Психологическая модель
к §
- с | а
к
5
Я |
£ р &
ий л
о£ё§ П
о
а £ а
йг я» О
ее я М
«Ю я
о В Я ! &
8 5 о !■ Л
[ Главная тема ]
& я
3 ¡8 :
I * \ к а
§ 5 8 Я Б
V я о « «
о И V й
ё ё ЬЙ 1=са I
Е.А. ЕВСТИФЕЕВА, С.И. ФИЛИППЧЕНКОВА, ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет»
Здоровье в персонализированной медицине и новые модели врачевания
Объяснение здоровья человека сегодня остается фундаментальной научно-концептуальной проблемой, поскольку понятие «здоровый человек» постоянно трансформируется, объем его содержания увеличивается, что указывает на его развитие, неоднозначность и многомерность.
Целостная картина здоровья требует все более расширительной трактовки. Как нам представляется, концепция персонализированной медицины (ПМ) и технологически обеспечивающая её психологическая модель врачевания служат новым подходом решения указанной проблемы.
Персонализированная медицина -одно из приоритетных направлений Национальной технологической инициативы, которое положено в основу разработки Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года в области здравоохранения.
ПМ ориентирована на потенциал междисциплинарной научной парадигмы как биомедицинского, так и психологического, социального, экономического знания и практической медицины. Среди четырех базовых принципов ПМ - принцип партисипативности, понимаемый как «сборка» всех субъектов лечебного процесса, сотрудничество врачей и пациентов, а также как активная, субъектная, мотивированная роль пациента в профилактике, лечении и реабилитации заболеваний.
Однако реализация этого принципа возможна при условии переориентации медицинской практики на психологическую модель врачевания, которая комплементарна физикалистской модели врачевания с её естественнонаучной трактовкой здоровья и стандартизированной технологией врачевания.
Психологическая составляющая всегда сопровождала профессиональную деятельность врача. Однако сегодня очевидна редукция психологической составляющей вопреки тому, что роль психологического фактора в социальных, в том числе медицинских практиках, увеличивается. Он социально желателен и ожидаем, что инициируется общественно заданным вектором к «человеку психологическому». Вместо личности пациента врач зачастую видит перед собой объект воздействия, а процесс лечения алгоритмизируется и бюрократизируется. Остановить процесс дегуманизации лечения отчасти призвана психологически ориентированная модель врачебной деятельности. В проекции идеологии персонализированной медицины под психологической моделью взаимодействия субъектов врачевания понимается основанный
на новых научных данных межличностный конструкт рефлексивного типа, позволяющий преодолеть существующую разобщенность биомедицинской и психологической парадигм в медицинской практике. Основная цель построения психологической модели взаимодействия субъектов врачевания состоит в рефлексии, стимулировании и пропаганде культуры здоровья, обосновании идеи конструирования «здоровья» через совместную деятельность «врач - пациент», расширяющей возможности самореализации человека в ситуации излечения.
Концептуальными основаниями психологической модели взаимодействия врача и пациента в лечебной деятельности являются идеи и идеалы рациональности, методология системного анализа и конструктивизма, междисциплинарный тип знания, идея холистической трактовки феномена персонализированной, превентивной, предикативной и партиципационной медицины, субъектный подход в профессиональной деятельности и партнерских коммуникациях в системе «врач - пациент». Ей соответствует построение образа врача, отвечающего духу и психологическим запросам современности,
Базовый принцип партисипативности понимается как «сборка» всех участников лечебного процесса, сотрудничество врачей и пациентов, а также как активная, субъектная, мотивированная роль пациента в профилактике, лечении и реабилитации заболеваний.
№ 4-5 (164) май - июнь 2018
РЕМШиУМ
привслжье
трансформирующейся профессиональной идентичности, развитости рефлексивного сознания, особенностям личностных и субъектных качеств в профессиональной деятельности. Формирование и инициирование вышеуказанных качеств выступает условием разработки образовательных стратегий, адекватных современным российским реалиям высшего профессионального образования, ориентированных на расширение личностного потенциала и рефлексивного сознания в профессиональной деятельности, а также когнитивную и профессиональную гибкость, атрибуцию ответственности, доверительности и мобильности в профессиональных коммуникациях.
Психологическая модель взаимодействия субъектов врачевания вытесняет стандартизированный подход к пациенту, в ней между врачом и пациентом формируются субъект-субъектные отношения и феномен «разделенной» ответственности за результат излечения путем восхождения к «рефлексивности». Пациент - рефлексивная система, на которую «воздействуют» и которой управляют От его рефлексивной позиции по отношению к реалиям заболевания зависит выбор пути нахождения медико-психологического «баланса» в диагностическом измерении качества жизни, связанного со здоровьем. Обладая определенной степенью рефлексивности, он отображает репрезентирует, проецирует, конструирует результаты медицинского воздействия в ситуации заболевания и реабилитации, а также способен адекватно принять наличную ситуацию со здоровьем, подняться над нею, самоопределиться и самоидентифицироваться. Высокий уровень рефлексивности обеспечивает превращение пациента в активного и ответственного субъекта
управления своим здоровьем, мобилизует его психологические ресурсы к преодолению внешних и внутренних препятствий на пути улучшения качества жизни, связанного со здоровьем.
Субъективность, рефлексивность, психологическая особенность восприятия медицинских действий и манипуляций могут существенно изменять результат этих действий, а также менять субъективные показатели качества жизни, связанного со здоровьем. Это те «внутренние переменные» рефлексивной системы, которые выдвигаются на первый план в медико-психологической реальности, становясь стержнем развития в ситуации врачевания.
Актуальность восхождения к рефлексивности для врача и пациента диктуется новыми развивающимися медицинскими технологиями, с помощью которых можно получить лучшие результаты и сократить время лечения. В призме принципа партиципативно-сти персонализированной медицины в психологической модели иерархическая организация взаимоотношений
В идеологии персонализированной медицины под психологической моделью взаимодействия субъектов врачевания понимается основанный на новых научных данных межличностный конструктор рефлексивного типа, позволяющий преодолеть существующую разобщенность биомедицинской и психологической парадигм в медицинской практике.
вызвана не только доминированием принципа стандартизации и проводимой технократической политикой в современной медицине, но также «линейностью вектора» в профессиональной подготовке врача, где недооценивается социокультурная обусловленность медицинской профессиональной деятельности, роль рефлексивных, субъектных и личностных факторов в профессиональном становлении медика, в системе «врач - пациент» вытесняется их психологическое взаимодействие и его возможный синергетический эффект. В настоящее время все чаще в своей профессиональной деятельности врачи сталкиваются с разнообразными задачами в условиях неопределенности (переход от ситуации «оказания помощи» к ситу-
Цель построения психологической модели взаимодействия субъектов врачевания состоит в рефлексии, стимулировании и пропаганде культуры здоровья, обосновании идеи конструирования «здоровья» через совместную деятельность «врач -пациент», расширяющей возможности самореализации человека в ситуации излечения.
«врач - пациент» дополняется сетевой организацией общения между субъектами лечебной деятельности. Сетевые связи способствуют тому, что врач для пациента выступает и в роли наставника (профессионального авторитета), и в роли помощника (соратника) на пути к излечению.
Необходимость разработки и внедрения в медицинскую практику психологической модели врачевания
Персонализированная медицина - это современное направление в здравоохранении. Более углубленное изучение состояния человека, работа с прицелом на будущее, более качественная профилактика - все это дает персонализированная медицина современным пациентам. Основными принципами ее являются четыре П:
- Предиктивность - возможность «предсказать» болезнь;
- Профилактика - принять меры, чтобы заболевание не возникло;
- Персонализация - индивидуальное лечение каждого;
- Партисипативность - непосредственное участие пациента в процессе профилактики и лечения.
ации «предоставления услуг», к рефлексии того, что современная медицина -это прибыльный бизнес; возникновение конфликтов с пациентами и их родственниками; разрешение биоэтических дилемм и т. д.). Необходимость действовать в таких непредсказуемых ситуациях и принимать оперативные решения требует наличия у медиков высокого уровня компетентности, профессиональной адаптивности и мобильности, установления партнерских отношений в совместной деятельности врача и пациента. Это актуализирует проблему модернизации профессионального медицинского знания.
Проводимые нами исследования по разработке психологической модели врачевания в медицинской практике и
пшшиим
приволжье
№ 4-5 (164) май - июнь 2018
главная тема:
медицинском высшем образовании актуализирует принцип партисипа-тивности, который основан на осознанном, мотивированном, активном, ответственном участии человека в профилактике возможных заболеваний и их лечении. Разрабатываемая психологическая модель взаимодействия субъектов врачевания позволяет получить новые научные данные в области профессиональной подготовки: дополнить профессиограмму врача новыми индивидуально-психологическими
особенностями и субъектными качествами, лежащими в основе партиципа-ционного взаимодействия в системе «врач - пациент».
Исследование направлено на развитие психологических технологий и методов психодиагностики, которые могут применяться в практической деятельности врача в парадигме персонализированной медицины. Проект предполагает разработку системы психологической помощи в лечебном процессе, базирующейся на результатах практи-
ческой апробации стратегий и методов психологического сопровождения профессиональной деятельности врача и изменения отношения к болезни пациентов. Практический эффект заключается во внедрении новых психодиагностических методик как инструментов профессиональной деятельности врачей разного профиля, психологических дисциплин в профессиональные образовательные программы, повышающие эффективность профессионализации медиков в процессе вузовского и послевузовского обучения; программ тренингов и медико-психологического консультирования для субъектов лечебного процесса, оптимизирующих медицинскую практику.
Источник: журнал «Медицинский альманах», № 6,2017.
Один из идеологов персонализированной медицины, Лерой Худ, считает, что ее успех невозможен без изменения общественного сознания.
Основными характеристиками ПМ идеологи называют «предиктивность», «превентив-ность», «персонализацию лечебно-профилактических средств», а также «партиципацию» -активное участие пациентов в принятии решений, касающихся собственного здоровья.
Успех ПМ будет зависеть от более ответственных и согласованных действий всех сторон, вовлеченных в реализацию этого проекта - предпринимателей, управленцев, ученых, медиков, пациентского сообщества, массмедиа и т. д.
Модели взаимодействия и общения врача и пациента
Общение - древнейшее искусство в человеческой культуре. Особое значение процесс общения приобретает в медицине, предусматривающей близкий контакт личностей. Исторически сложилось так, что врач занимает доминирующее положение в отношениях с пациентом и самостоятельно выбирает методы диагностики и лечения. Такой статус определяет высокую личную ответственность за результаты и последствия лечения. Но сегодня грамотно построенные взаимоотношения
врача и пациента открывают возможности распределения ответственности и повышения эффективности лечения. В последние годы произошли изменения в общении и в отношениях. На основании Конвенции о правах человека и биомедицине (Страсбург, 2005) пациенты получили право участвовать в процессе диагностики и лечения, поэтому они стремятся к открытому диалогу с врачами. Пациенты хотят, чтобы к ним относились как к личности, способной сделать разумный выбор.
Острота проблемы в общении врача и пациента растет от того, что технизация медицины становится разделяющей стеной, превращая зачастую врача в биотехнолога. Б Лаун в предисловии к книге Н. Казинса «Сердце врача» пишет: «Научно-технический прогресс создает кибернетический парадокс -
чем меньше врач умеет делать сам, тем больше он полагается на аппаратуру». Наука движется вперед, а психологическая реальность, человеческая природа остаются стабильными, увеличивая изначальное расхождение между наукой и этикой. Наука отрицает прошлое, а творчество сохраняет и продолжает его. Врач, как представитель науки, не довольствуется общими положениями, а добивается однозначных ответов. «Наука может объяснить, как размножается вирус, но не может ответить, почему пролилась слеза», - пишет Б. Лаун. КАЧЕСТВУ ОБЩЕНИЯ УЧИТЬСЯ И ... УЧИТЬСЯ
Общение во врачебной практике остается основой эффективного лечения, как бы стремительно не развивались наука и технологии в клинической медицине и хирургии.
Пациент становится более грамотным, разборчивым и требовательным. А врач приближается к образу квалифицированного специалиста, имеющегося в сознании пациента. В Эдинбургской декларации Всемирной федерации медицинского образования обозначено, что у каждого пациента должна быть возможность встретить в лице
В большинстве случаев при оказании помощи медицинские работники имеют дело не только с заболеванием, но и с психосоциальными проблемами пациентов, - писал A.B. Решетников. «Необходимо затратить достаточно много усилий, - отмечал он, - чтобы понять, как лучше справиться с проблемами с медицинской и с социальной точек зрения, так как они неизбежно будут составлять изрядную долю в запросах пациентов независимо от того, будут ли врачи рассматривать эти проблемы как присущие получению медицинской помощи или не являющиеся таковыми.»
Одним из наиболее многообещающих направлений в социальных науках, связанных с медициной, является развитие новых социальных технологий, имеющих своей целью модификацию медицинского поведения личности и групп в интересах общего дела.