Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ'

ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ефименко П.А., Шейко Г.А.

Статья посвящена здоровью в общем и здоровью молодежи, а также здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ефименко П.А., Шейко Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

The article is devoted to health in general and the health of young people, as well as health-preserving and health-promoting technologies.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

УДК 796

Ефименко П.А. студент 2 курса экономический факультет СФ БашГУ Россия, г. Стерлитамак Шейко Г.А Старший преподаватель кафедра физвоспитания СФ БашГу Россия, г. Стерлитамак

ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация: Статья посвящена здоровью в общем и здоровью молодежи, а также здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим технологиям.

Ключевые слова: Здоровье, Здоровый образ жизни, Здоровьесберегающие технологии, Здоровьеразвивающие технологии.

Efimenko P.A.

2nd year student Faculty of Economics SF BashSU Russia, Sterlitamak Sheiko G.A.

Senior Lecturer Department of Physical Education

SF BashGu Russia, Sterlitamak

HEALTH AND HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

Annotation: The article is devoted to health in general and the health of young people, as well as health-preserving and health-promoting technologies.

Key words: Health, Healthy lifestyle, Health-saving technologies, Health-improving technologies.

В современных реалиях, когда большинство людей ведет малоактивный образ жизни, имеет множество вредных привычек, живет в городах с плохой экологической ситуацией, проблема сохранения здоровья является достаточно актуальной. Возрастающая по сравнению с прошлым веком актуальность данной проблемы привела к появлению новой отрасли

психологического знания - психологии здоровья, изучающей социокультурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения. Во многом это связано с острой необходимостью принятия неотложных психолого-педагогических мероприятий по предотвращению широкого распространения дидактических неврозов среди студентов. Ведь охрана здоровья данной группы населения является приоритетным направлением всего общества, ведь только здоровая молодежь сможет правильно усвоить образовательную программу и в будущем осуществить все необходимые этапы постепенного развития страны.

Понятие здоровья занимает центральное место в категориальном аппарате психологии здоровья. Сегодня существует множество определений этого понятия. В различных словарях под здоровьем понимается «правильное, нормальное функционирование тела, его идеальное физическое, умственное и психическое состояние». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Разнообразие трактовок понятия здоровья характеризует его как сложное, многозначное и неоднородное явление. Существует четыре модели определения здоровья:

а) медицинская, подчеркивающая отсутствие болезни, нормальное функционирование организма;

б) биомедицинская, где главным является взаимодействие со средой, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья;

в) биосоциальная, делающая упор на работоспособность, слаженность профессиональной или учебной деятельности; социальным признакам придается приоритетное значение;

г) ценностно-социальная модель, подчеркивающая моменты общения и взаимодействия людей; здоровье - ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни.

Необходимость создания культуры здоровья через образование как социальный институт привела к появлению нового научного направления -валеологии, а также различных педагогических технологий, связанных с формированием ценностей по отношению к собственному здоровью, которые обобщали представления о здоровье, здоровом образе жизни.

Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и использование некоторыми авторами понятия «здоровьеразвивающие педагогические технологии» (подчеркивающего развивающий, формирующий потенциал и функционал образования), мнения специалистов сходятся в необходимости

проектирования здоровьеформирующей среды являющейся важнейшим элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Анализ работ, посвященных здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим технологиям, позволил выделить следующие их основные функции:

- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные черты, предопределяющие индивидуальные физические и психические особенности. Социальные факторы, ситуация в семье, классе, отношение к сохранению и укреплению здоровья как основа функционирования человека в обществе, образовательная деятельность и окружающая среда дополняют формирующее влияние на личность;

- информативно-коммуникативная: обеспечивает передачу информации о необходимости ведения здорового образа жизни, преемственности традиций, ценностных ориентаций, формирующих уважение к здоровью личности, ценностям жизни каждого человека;

- диагностическая: состоит из мониторинга развития учащихся на основе прогностического контроля, который позволяет измерять усилия и направленность действий учителя в соответствии с природными способностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов дальнейшего развития педагогического процесса, индивидуального перехода учебного процесса путь каждого студента;

- адаптивная: обучение студентов заботе о здоровье, здоровому образу жизни, оптимизации состояния собственного тела и повышению устойчивости к различным стрессовым факторам естественной и социальной среды. Обеспечивает адаптацию учащихся к социально значимой деятельности;

- рефлексивная: заключается в отражении предыдущего личного опыта, в поддержании и улучшении здоровья, что позволяет вам измерять фактические достигнутые результаты в соответствии с возможностями.

- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяется несколько групп:

1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мероприятий по поддержанию надлежащих гигиенических условий и работе в учебных заведениях врачей.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии предназначены для физического развития студентов: закалывания, силовых тренировок, развития выносливости, скорости, гибкости и других качеств. По сути, эти

технологии используются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические технологии помогают воспитывать у обучающихся любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение к научной и исследовательской деятельности в экологии.

Обобщив все вышеизложенное, можно заключить, что психология здоровья направлена на оздоровление населения, в первую очередь молодежи. Данная цель достигается путем различных здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, а также с помощью популяризации здорового образа жизни в образовательных учреждениях.

Использованные источники:

1. Психолого-педагогические аспекты разработки здоровьесберегающих технологий для студенческой молодежи / А. Л. Григорян, К. М. Векилян, С. В. Оганесян, А. В. Мартиросян // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 4(15). - С. 79-85.

2. Тарануха, Е. В. Здоровьесберегающие образовательные технологии / Е. В. Тарануха, С. Н. Никонова // Вестник научных конференций. - 2020. - № 8-2(60). - С. 103-106.

3. Толстопятых, Л. Е. Применение здоровьесберегающих технологий обучения как важнейшее условие педагогической деятельности / Л. Е. Толстопятых, Т. А. Секишева, Н. Н. Солошенко // Матрица научного познания. - 2020. - № 10-2. - С. 110-113.

4. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных организациях /И. В. Гусев, М. В. Шиганова, Ю. А. Фадеева, Т. А. Белова // Студенческий. - 2020. - № 28-1(114). - С. 73-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.