Научная статья на тему 'Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии'

Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
661
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ДО / АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подольская Ольга Алексеевна

Целью статьи является стремление показать, что проведение мероприятий по адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации и новой ситуации социального взаимодействия с использованием здоровьесберегающей технологии обеспечения социально-психологического благополучия имеет положительное значение в сохранении здоровья дошкольника. Так, организуя проведение совместной организованной деятельности педагога с детьми в процессе адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации и новой ситуации социального взаимодействия, можно достичь следующих целей: 1.Повышать у детей уверенность в себе. 2.Развивать групповую сплоченность. 3.Развивать внимание, память, речь, координацию движений и мелкую моторику пальцев рук. 4.Учить пользоваться жестами, мимикой, интонацией. Детство годы чудес. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Детство период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития, младший возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Им легко передается настроение окружающих взрослых, детей. Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в дошкольной образовательной организации, о созданных там условиях воспитания и обучения, им жалко «отрывать» свое чадо от себя, им кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни. И поэтому молодые мамы и папы как можно дольше оттягивают момент, когда их малыши впервые переступит порог детского сада. Идут на всякие другие ухищрения лишь бы не в детский сад, только бы рядом. Безусловно, до достижения ребенком трех лет ему лучше оставаться рядом с родными и близкими ему людьми. Но наступает момент, когда ребенку недостаточно общения с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления. Здесь на помощь семье приходит дошкольная образовательная организация, в которой созданы различные формы взаимодействия с семьями малышей. Но, безусловно, на первый план выступает взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа все специалистов дошкольной образовательной организации, взаимодействие с родителями залог оптимального течения адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники образовательной организации объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка ему на благо. 839 Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. С поступлением ребенка в дошкольную образовательную организацию в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. В возрасте 2-4 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольной образовательной организации проходит крайне болезненно. Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садовского». Страдают и дети, и родители. Поступление в дошкольную образовательную организацию часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненны? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми? В период адаптации с малышами проводится совместная с педагогом организованная деятельность в форме игровой ситуации с использованием здоровьесберегающих технологий (упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки), цель которой через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка, тем самым, помогая ему адаптироваться к условиям дошкольной образовательной организации. Цикл развивающих адаптационных мероприятий составлен на основе тренинговой программы адаптации Светланы Васильевны Крюковой "Давайте жить дружно!" Организованная деятельность проводятся с детьми 2 4 лет 1 раз в неделю. Продолжительность одной игровой ситуации 5 8 минут. Все игровые ситуации имеют гибкую структуру, наполненную разным содержанием. Каждая организованная деятельность состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Цель вводной части настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы приветствия, игры с именами. В рабочую часть входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Завершающая часть предусматривает проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка. Каждая игровая ситуация обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему); мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в 840 формировании выразительной речи детей); двигательные упражнения, включающие попеременное и ил одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию); чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности). По результатам наблюдений установлено, что проводимые развивающие адаптационные мероприятия способствуют более легкому протеканию процесса адаптации детей младшего возраста к условиям группы и дошкольной организации в целом, сохранению психического здоровья и способствуют успешной социализации ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подольская Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии»

Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии

Подольская Ольга Алексеевна

МБДОУ №3 "Тополёк" ст.Фастовецкой

Ключевые слова:

ФГОС ДО, адаптация, психическое здоровье, здоровьесберегающие технологии, игровая ситуация

Аннотация: Целью статьи является стремление показать, что проведение мероприятий по адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации и новой ситуации социального взаимодействия с использованием здоровьесберегающей технологии обеспечения социально-психологического благополучия имеет положительное

значение в сохранении здоровья дошкольника.

Так, организуя проведение совместной организованной деятельности педагога с детьми в процессе адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации и новой ситуации социального взаимодействия, можно достичь следующих целей:

1.Повышать у детей уверенность в себе.

2.Развивать групповую сплоченность.

3.Развивать внимание, память, речь, координацию движений и мелкую моторику пальцев рук.

4.Учить пользоваться жестами, мимикой, интонацией.

Детство - годы чудес. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Детство - период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития, младший возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Им легко передается настроение окружающих взрослых, детей.

Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в дошкольной образовательной организации, о созданных там условиях воспитания и обучения, им жалко «отрывать» свое чадо от себя, им кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни. И поэтому молодые мамы и папы как можно дольше оттягивают момент, когда их малыши впервые переступит порог детского сада. Идут на всякие другие ухищрения - лишь бы не в детский сад, только бы рядом. Безусловно, до достижения ребенком трех лет ему лучше оставаться рядом с родными и близкими ему людьми. Но наступает момент, когда ребенку недостаточно общения с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления. Здесь на помощь семье приходит дошкольная образовательная организация, в которой созданы различные формы взаимодействия с семьями малышей. Но, безусловно, на первый план выступает взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа все специалистов дошкольной образовательной организации, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники образовательной организации объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка - ему на благо.

Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

С поступлением ребенка в дошкольную образовательную организацию в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. В возрасте 2-4 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольной образовательной организации проходит крайне болезненно.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садовского». Страдают и дети, и родители. Поступление в дошкольную образовательную организацию часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей -основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненны? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?

В период адаптации с малышами проводится совместная с педагогом организованная деятельность в форме игровой ситуации с использованием здоровьесберегающих технологий (упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки), цель которой - через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка, тем самым, помогая ему адаптироваться к условиям дошкольной образовательной организации.

Цикл развивающих адаптационных мероприятий составлен на основе тренинговой программы адаптации Светланы Васильевны Крюковой "Давайте жить дружно!"

Организованная деятельность проводятся с детьми 2 - 4 лет 1 раз в неделю. Продолжительность одной игровой ситуации 5 - 8 минут. Все игровые ситуации имеют гибкую структуру, наполненную разным содержанием.

Каждая организованная деятельность состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Цель вводной части - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами.

В рабочую часть входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Завершающая часть предусматривает проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Каждая игровая ситуация обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в

формировании выразительной речи детей);

двигательные упражнения, включающие попеременное и ил одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);

чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

По результатам наблюдений установлено, что проводимые развивающие адаптационные мероприятия способствуют более легкому протеканию процесса адаптации детей младшего возраста к условиям группы и дошкольной организации в целом, сохранению психического здоровья и способствуют успешной социализации ребенка.

Список литературы:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие./Авт.-сост. Белкина Л. В. - Воронеж: Учитель, 2004г.

Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М.: Генезис, 1999г.

Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб 2003г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.