© Слабкий Г. А., *Пархоменко Г. Я., *Астахова Н. Ю. УДК 61:614
Слабкий Г. А., *Пархоменко Г. Я., *Астахова Н. Ю.
ЗДОРОВЬЕ 2020 - НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ В
ИНТЕРЕСАХ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Украинский институт стратегических исследований МЗ Украины
(г. Киев)
*Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького (г. Донецк)
В сентябре 2012 года представители 53 стран Европейского региона на сессии Европейского регионального комитета ВОЗ утвердили основы новой региональной политики здравоохранения - Здоровье 2020, которая базируется на фактических данных и опирается на провозглашенные ВОЗ ценности [1]. Основной целью данной политики является улучшение здоровья для всего населения региона и сокращение неравенства в отношении здоровья посредством совершенствования лидерства и стратегического руководства в отношении здоровья населения.
Целью данной публикации является ознакомление организаторов здравоохранения и практических врачей Украины с инновационным характером стратегических мер в Европе в отношении дальнейшего развития здравоохранения.
Остановимся на общем видении политики Здоровье 2020, ее целях, стратегических задачах и приоритетных направлениях действий.
Принятый документ ВОЗ отмечает что «Европейский регион ВОЗ должен быть таким регионом, где всем людям создаются возможности и предоставляется поддержка для полной реализации своего потенциала здоровья и достижения благополучия и где страны по отдельности и сообща принимают меры к сокращению неравенства в отношении здоровья, как в масштабе Региона, так и за его пределами». Документ обращен как к чиновникам, действующим в системе государственного управления, так и ко всем другим заинтересованным лицам, побуждая их к совместным действиям по преодолению комплексных проблем здравоохранения в XXI веке.
Общее видение политики должно быть воплощено через достижимую цель, которой является значительное улучшение здоровья населения и повышение его благополучия, сокращение неравенства в отношении здоровья, укрепление общественного здравоохранения и обеспечение наличия устойчивых систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей и характеризующихся высоким качеством помощи и соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости и устойчивости.
В политике Здоровье 2020 признается, что успешно действующие правительства добьются реальных улучшений в состоянии здоровья населения и уровне благополучия населения, если будут следовать общегосударственному подходу и обеспечат интегрирование действий в двух основных стратегических направлениях:
- улучшение здоровья для всех и сокращение неравенства в отношении здоровья населения;
- совершенствование лидерства и коллективного стратегического руководства в интересах здоровья.
Для достижения поставленных целей в рамках выполнения стратегических задач ВОЗ предлагает четыре приоритетные направления действий. К ним относится:
1. инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан;
2. решение наиболее актуальных проблем Региона, касающихся как неинфекционных так и инфекционных заболеваний;
3. укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования;
4. обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды.
Политика Здоровье 2020 включает главные, всеобъемлющие региональные целевые ориентиры, которые будут подкрепляться соответствующими показателями и представляться в отчетах в виде усредненных данных по региону. Эти целевые ориентиры будут носить как количественный так и качественный характер, в соответствующих случаях и быть конкретными, измеряемыми, достижимыми, реалистичными и иметь определенные временные рамки. Каждый из них будет отражать реальный возможный прогресс в отношении процессов, промежуточных и конечных результатов реализации основ политики Здоровье-2020 (табл.).
Целевые ориентиры разработаны по трем основным областям, которые охватывают две стратегические задачи и четыре стратегических приоритета и лежащих в основе стратегии Здоровье - 2020.
К ним относится:
таблица
Предлагаемые региональные целевые ориентиры на 2020 год
Широкие целевые области политики Здоровье-2020 Целевые ориентиры Связь со стратегическими задачами политики Здоровье-2020 Связь со стратегическими приоритетами политики Здоровье-2020
Бремя болезней и факторы риска. 1. К 2020 сократить преждевременную смертность среди населения Европы 1. Улучшение здоровья для всех и сокращение разрыва по показателям здоровья 2. Решение наиболее актуальных проблем региона, касающихся неинфекционных и инфекционных заболеваний
2. Здоровые люди, благополучие и детерминанты. 2. Повысить среднюю продолжительность жизни в Европе 1. Улучшение здоровья для всех и сокращение разрыва по показателям здоровья. 1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан. 4. Обеспечение устойчивости местных обществ и создание поддерживающей среды.
3. Сократить несправедливости в отношении здоровья в Европе (ориентир в сфере социальных детерминант). 1. Улучшение здоровья для всех и сокращение разрыва по показателям здоровья. 1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан. 4. Обеспечение устойчивости местных обществ и создание поддерживающей среды.
4. Повысить уровень благополучия населения в Европе. 1. Улучшение здоровья для всех и сокращение разрыва по показателям здоровья. 1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан. 4. Обеспечение устойчивости местных обществ и создание поддерживающей среды.
3. Процессы, стратегическое руководство и системы здравоохранения. 5. Всеобщий охват и «право на здоровье». 2. Совершенствование лидерства и коллективного стратегического руководства в интересах здоровья. 3. Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, наращивание потенциала общественного здоровья и обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям.
6. Установление государствами членами ВОЗ национальных целевых ориентиров. 2. Совершенствование лидерства и коллективного стратегического руководства в интересах здоровья. 3. Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, наращивание потенциала общественного здоровья и обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям.
- бремя болезней и факторы риска;
- здоровые люди, благополучие и детерминанты;
- процессы, стратегическое руководство и системы здравоохранения.
Всем 53 странам-членам Европейского региона ВОЗ рекомендует принять ясные стратегии по изменению нынешних моделей и масштабов несправедливости в отношении здоровья, для чего необходимо принять решительные меры в отношении социальных детерминант здоровья. В рамках общесистемного стратегического подхода, который уравновешивал бы подходы, ориентированные на факторы индивидуального или коллективного поведения.
ВОЗ рекомендует области, которые должны быть охвачены стратегиями по уменьшению неравенства в отношении здоровья. К ним относятся:
Этапы жизни
• Адекватная социальная защита и охрана здоровья женщин, будущих матерей и молодых семей.
• Система всеобщего высококачественного и доступного по стоимости образования, воспитания и ухода в раннем детстве.
• Устранение воздействия нездоровых и небезопасных условий труда и усиление мер по обеспечению здоровых условий на предприятиях и в
организациях, доступа к трудоустройству и возможности заниматься высококачественным трудом.
• Осуществление согласованных и действенных межсекторальных мер по устранению неравенств в пожилом возрасте, чтобы предупредить и контролировать развитие хронических заболеваний и увеличить продолжительность жизни по всему социальному градиенту.
Все общество
• Повышение уровня и улучшение распределения социальной защиты в соответствии с потребностями для улучшения здоровья и уменьшения неравенств в отношении здоровья.
• Мобилизация и объединение усилий по уменьшению неравенств в отношении местных детерминант здоровья посредством совместных действий и создания партнерств с людьми, затронутыми данной проблемой, с гражданским обществом и различными гражданскими партнерами.
• Принятие мер в отношении социально изолированных групп, которые основаны на уже существующих системах и распространяют их на все общество в целях создания таких систем, которые являются более устойчивыми и обеспечивают сплочение общества и широкое участие.
• Принятие подхода с позиции обеспечения тендерного равенства в целях понимания и
устранения социально-экономических неравенств и несправедливости в отношении здоровья между мужчинами и женщинами.
• Широкий контекст
• Использование системы налогов и отчислений для усиления справедливости. Увеличение доли бюджета, расходуемую на программы здравоохранения и социальной защиты в тех странах, где она меньше нынешнего среднего уровня по ЕС.
• Планирование на долгосрочную перспективу и защита интересов будущих поколений путем выявления связей между экологическими, социальными и экономическими факторами и всеми стратегиями и практическими действиями.
Системы
• Стратегическое руководство в отношении социальных детерминант здоровья и социальной справедливости в отношении здоровья требует большей согласованности действий всех секторов (политика, инвестиции и услуги) и заинтересованных сторон (население, частный сектор, добровольные организации) на всех уровнях государственного управления (транснациональный, национальный, территориальный и местный).
• Долговременный характер профилактики и лечения заболеваний на принципах социальной справедливости требует комплексных ответных мер в целях достижения устойчивых и справедливых изменений в области профилактики и лечения заболеваний.
• На всех уровнях стратегического руководства, включая транснациональный, страновой, территориальный и местный уровни, должна представляться регулярная отчетность и должны проводиться общественное рассмотрение вопросов неравенства в отношении здоровья и его социальных детерминант.
Параллельно с основами политики Здоровье 2020 разрабатывался и Региональным комитетом ВОЗ утвержден (2012 год) Европейский план действий по укреплению потенциала и услуг общественного здравоохранения [2]. В основу Европейского плана действий положено определение общественного здравоохранения, которое предложил АоИевоп [3]: «Общественное здравоохранение - это наука и практика предупреждения болезней, продления жизни и укрепления здоровья посредством организованных действий, предпринимаемых обществом».
К основным направлениям действий, которые предусмотрены Европейским планом действий относятся сохранение и дальнейшее развитие и укрепление имеющихся потенциала и услуг общественного здравоохранения с целью улучшения здоровья, для чего не обходимо осуществлять меры воздействия на социальные детерминанты здоровья. Подчеркивается также, что общественное здравоохранение играет важную роль в поддержке, развитии и укреплении систем здравоохранения.
В основу Европейского плана действий положено 10 комплексных направлений действий соответствующих 10 основным оперативным функциям
общественного здравоохранения. Они являются основой любой современной системы общественного здравоохранения. К ним относятся:
1. Эпиднадзор и оценка состояния здоровья и благополучия населения.
2. Мониторинг и реагирование на опасности для здоровья и при чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения.
3. Защита здоровья, включая обеспечение безопасности окружающей среды, труда, пищевых продуктов и др. .
4. Укрепление здоровья, включая воздейстрие на социальные детерминанты и сокращение неравенства по показателям здоровья.
5. Профилактика болезней, включая ранее выявление нарушений здоровья.
6. Обеспечение стратегического руководства в интересах здоровья.
7. Обеспечение сферы общественного здравоохранения квалифицированными кадрами достаточной численности.
8. Обеспечение организационных структур и финансирования.
9. Информационно-разъяснительная деятельность (адвокация), коммуникация и социальная мобилизация в интересах здоровья.
10. Содействие развитию исследований в области общественного здравоохранения для научного обоснования политики и практики.
Для обеспечения и укрепления оперативных функций общественного здравоохранения необходимо в общегосударственном масштабе применять принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях, который поощряет принятие интегрированных ответных мер политики, не ограниченных межведомственными барьерами с использованием межсекторального подхода.
С целью поддержки процесса формирования политики ВОЗ было предложено семь следующих принципов.
• Комплексный прогностический анализ. Выявив ключевые факторы, влияющие на результаты политики, и определив сценарии, по которым эти факторы могут эволюционировать в будущем, можно сделать политику устойчивой к воздействию целого ряда ожидаемых условий и выработать показатели, с помощью которых при необходимости можно будет инициировать внесение в политику важных корректив.
• Обсуждение с широким участием заинтересованных сторон. Это коллективные, совместные действия общества по изучению какого-либо вопроса с разных точек зрения до того, как будет принято решение. Совещательные процессы укрепляют общую схему разработки политики, так как содействуют формулированию общих ценностей, развитию коллективной приверженности, выявлению возникающих проблем, а также всестороннему анализу причинно-следственных связей.
• Автоматическая корректировка политики. Всегда можно предвидеть некоторую изначально присутствующую изменчивость
социально-экономических и экологических условий, а мониторинг основных показателей может помочь в выработке и внесении в политику важных корректив, чтобы политика продолжала успешно выполнять свою функцию.
• Создание благоприятных условий для самоорганизации и объединения в социальные сети. Действия, направленные на то, чтобы стратегии не подрывали существующий социальный капитал, на создание форумов, дающих возможность объединяться в социальные сети, на облегчение обмена передовой практикой и устранение препятствий на пути к самоорганизации позволяют повысить возможности заинтересованных сторон реагировать на непредвиденные события разнообразными инновационными способами.
• Децентрализация принятия решений. Передача прав и обязанности принимать решения либо существующему, либо специально создаваемому подразделению на самом нижнем уровне в системе стратегического руководства, при котором еще сохраняется эффективность и подотчетность, может привести к повышению способности политики давать нужные результаты при возникновении непредвиденных обстоятельств.
• Поощрение разнообразия. Учитывая сложность большинства ситуаций, в которых осуществляется политика, реализация разнообразных направлений политики для достижения одной и той же цели повышает вероятность достижения желательных результатов. Разнообразие ответных мер также представляет собой один из распространенных подходов к управлению рисками и повышает способность эффективно функционировать при возникновении непредвиденных условий.
• Систематический формальный пересмотр политики и непрерывная учеба. Регулярный пересмотр, даже в тех случаях когда политика дает хорошие результаты, и проведение тщательно спланированных пилотных проектов на протяжении всего
срока действия политики для апробирования различных вариантов, может помочь в решении возникающих проблем и во внесении важных корректив.
При этом ВОЗ отмечает, что задача первостепенной важности - это сокращение неравенства в отношении здоровья и защита здоровья будущих поколений. В противном случае некоторые группы населения окажутся перед реальной угрозой ухудшения показателей здоровья в последующих поколениях. Основы политики Здоровье - 2020 призваны помочь в преодолении ряда наиболее существенных барьеров, которые сдерживают наше поступательное движение. Они содержат концептуальное видение, стратегические пути, набор приоритетов и целый ряд эффективных решений, предлагаемый на основе научных исследований и практического опыта многих стран. В них четко утверждается, что достичь улучшения здоровья и повышения уровня благополучия можно лишь путем объединения усилий многочисленных партнеров. В Здоровье 2020 подчеркивается, что здоровье - это необходимый ресурс для полноценной реализации потенциала каждого человека и для развития общества в целом.
Выводы. В Украине, базируясь на данных документа ВОЗ, необходимо разработать национальную стратегию обеспечивающую формирование ответственности государства и общества за работу по охране здоровья. Ответственность всего общества и государства за охрану здоровья должна опираться на прочную политическую приверженность, рациональное государственное управление и поддержку со стороны общества. Для того, чтобы эта ответственность была значимой и действенной, необходимо создать структуры межсекторального стратегического руководства, которые будут обеспечивать принятие необходимых мер в целях отражения интересов здоровья во всех соответствующих направлениях политики, деятельности секторов государственной власти на всех уровнях управления, общества, экономики и производства.
Литература
1. Здоровье 2020. Основы европейской политики и стратегии для XXI века. Всемирная организация здравоохранения. 2013. - 224 с.
2. European action plan for strengthening public health capacities and services. Copenhagen. WHO Regional Office for Europe. 2012. (http://www. euro. who. int/_data/assets/pdf_file/0005/171770/ RC62wd12rev1-Eng. pdf).
3. Acheson D. Public health in England: the report of the Committee of Inquiry into the Future Development of the Public Health Function. London, H. M. Stationery Office, 1988.
УДК 61:614
ЗДОРОВ'Я 2020 - НОВА еВРОПЕЙСЬКА ПОЛ^ИКА i СТРАТЕПЯ В ШТЕРЕСАХ ЗДОРОВ'Я НАСЕЛЕННЯ
Слабкий Г. О., Пархоменко Г. Я., Астахова Н. Ю.
Резюме. У 2012 рощ на сеем бвропейського репонального комтету ВООЗ затвердили основи ново! репонально! полiтики охорони здоров'я - Здоров'я 2020, яка базуеться на фактичних даних i спираеться на проголошен ВООЗ цЫностг Основною метою ще! полiтики е полтшення здоров'я для всього населення репону i скорочення нерiвностi стосовно здоров'я за допомогою вдосконалення лщерства та стратепчного керiвництва щодо здоров'я населення. В Укра!ы, базуючись на даних документа ВООЗ, необхщно розро-бити нацюнальну стратепю забезпечення формування вщповщальносп держави i сусптьства за роботу з охорони здоров'я. Вщповщальнють всього сусптьства i держави за охорону здоров'я повинна спиратися на мщну полiтичну прихильнють, рацюнальне державне управлЫня та пщтримку з боку сусптьства. Ключовi слова: комггет ВООЗ, репональна полггика охорони здоров'я - Здоров'я 2020.
УДК 61:614
ЗДОРОВЬЕ 2020 - НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ В ИНТЕРЕСАХ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Слабкий Г. А., Пархоменко Г. Я., Астахова Н. Ю.
Резюме. В 2012 году на сессии Европейского регионального комитета ВОЗ утвердили основы новой региональной политики здравоохранения - Здоровье 2020, которая базируется на фактических данных и опирается на провозглашенные ВОЗ ценности. Основной целью данной политики является улучшение здоровья для всего населения региона и сокращение неравенства в отношении здоровья посредством совершенствования лидерства и стратегического руководства в отношении здоровья населения. В Украине, базируясь на данных документа ВОЗ, необходимо разработать национальную стратегию обеспечивающую формирование ответственности государства и общества за работу по охране здоровья. Ответственность всего общества и государства за охрану здоровья должна опираться на прочную политическую приверженность, рациональное государственное управление и поддержку со стороны общества.
Ключевые слова: комитет ВОЗ, региональная политика здравоохранения - Здоровье 2020.
UDC 61:614
Health 2020 - the New European Policy and Strategy in the Interests of Health of People
Slabkyi H. A., Parhomenko H. Y., Astakhova N. Y
Abstract. In September, 2012 representatives from 53 European countries approved the backgrounds of new health care regional policy - 'Health 2020' on the session of WHO European regional committee, which is based on actual data and relies on values declared by WHO. The goal of this policy is improvement of people health from all regions and reduction of health care inequality by development of strategic leadership.
The aim of the paper is familiarization of public health managers and physicians from Ukraine with innovational character of strategic measures in Europe related to further development of health care.
The document, approved by WHO, states that "WHO European region should be a region where everyone has got support for full realization of their health potential and achievement of wealth and where countries take measures about reduction of inequality related to health issues inside and outside the region". Document is addressed to both the officials and all interested people, inspiring them to joint actions in overcoming multiple problems of health care in the 21st century.
The 'Health 2020' policy recognized that successfully acting governments would achieve real improvements in health status of the population and the level of population's wealth if these governments provide the integration of actions in two main directions:
- Improvement of health for everyone and reduction of population's health inequality.
- Development of collective strategic leadership in the interests of health.
For achieving these aims WHO suggests four priority stages of actions. These are:
Investment in health at all stages of human life and enlargement of rights and opportunities of citizens.
Solving of the most actual regional problems of both non-infectious and infectious diseases.
Strengthening of health care systems that are focused on human individual, strengthening of social health potential and also readiness to extraordinary situations and epidemiological monitoring.
Provision of local communities' stability and creation of supportive environment.
Targets are developed in three main areas which cover two strategic objectives and four strategic priorities and the underlying strategy of 'Health - 2020'.
These include:
- Burden of disease and risk factors.
- Healthy people, prosperity and determinants.
- Processes, strategic management and health systems.
All 53 member countries of WHO European region recommends to accept clear strategies of changing models and scopes of injustice. That is why they should take serious measures towards social determinants of health.
According to WHO data, national strategy should be created in Ukraine, providing the country with responsibility for health care. Responsibility of the whole society and the health status should be based on a strong political commitment, good governance and public support.
It is necessary to create a structure of cross-sectoral strategic leadership in a way that this responsibility could be meaningful and effective. These structures will ensure necessary measures in order to reflect the interests of health in all relevant policy areas, sectors of state authorities activity at all levels of government, society, economy and production.
Key words: WHO committee, 'Health 2020' health regional policy.
Рецензент - проф. Голованова I. А.
Стаття надшшла 27. 04. 2014 р.