ЗДЕСЬ
ВСЕ ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ:
дети с ограниченными возможностями
здоровья в сельской школе
Людмила Васильевна Байбородова,
заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета, профессор, доктор педагогических наук
Любовь Борисовна Паутова,
директор Емишевской основной общеобразовательной школы Тутаевского района Ярославской области
В сельских школах сегодня учатся много детей с проблемами здоровья, в некоторых школах таких ребят — 30-40 процентов. Поэтому сегодня распространена естественная, а часто просто вынужденная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников: ведь обычно в сёлах нет специальных (коррекционных) учреждений, а родители не хотят, чтобы их дети учились далеко от дома.
• социализация • коррекция • реабилитация • адаптация • производственный труд • профориентация • консилиум
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребёнка общеобразовательная школа призвана подготовить детей с умственными, физическими и психическими отклонениями, как и обычных детей, к жизни в условиях современного общества. В школе надо создать условия для развития, социализации, полноценной коррекции дефектов в здоровье, реабилитации каждого ребёнка.
В сельских школах есть различные варианты организационного решения проблем обучения детей с ограниченными возможностями:
• в школе обучаются почти все дети с проблемами в здоровье, проживающие в конкретном муниципальном районе;
• если в сельской школе много детей с ограниченными возможностями,
формируются специальные коррекцион-ные классы;
• в сельских школах часто создаются разновозрастные коррекционные группы, где работают специально подготовленные педагоги;
• в большинстве сельских школ дети
с ограниченными возможностями учатся в общеобразовательных классах вместе с нормально развивающимися сверстниками, но по своим индивидуальным планам и программам.
Выбор варианта организации обучения сельских детей с ограниченными возможностями зависит от многих обстоятельств, при этом в ряде школ присутствуют несколько способов организации обучения таких детей. Во всех случаях важнейшая задача их сопровождения — помочь успешно интегрироваться
в общеобразовательную школу, в среду сверстников, чтобы они чувствовали себя комфортно и хорошо развивались.
Совместное обучение
Интеграция рассматривается как одна из главных целей обучения: выпускник, имеющий проблемы, связанные со здоровьем, должен найти своё место как полноценный и полноправный член общества, способный к самостоятельной жизни, взаимодействию с окружающими и продуктивной деятельности. С этих позиций интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения целей социализации, если в школах созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.
Сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями в массовой сельской, как правило малочисленной, школе усложняется из-за отсутствия психологов, медицинских работников и других специалистов, что затрудняет оказание своевременной и квалифицированной помощи ребёнку. Вся ответственность ложится на учителей, организаторов воспитательной работы, которых необходимо подготовить к обучению таких детей.
С другой стороны, в малочисленной школе можно уделить гораздо больше внимания этим детям, разработать индивидуальные программы обучения по предметам. В сельской школе учителя тесно взаимодействуют с родителями, можно согласовать действия взрослых при оказании ребёнку помощи и поддержки.
С 2005 года по решению департамента образования Тутаевского района в Емишевской школе были открыты специальные (коррек-ционные) классы для обучения детей с ограниченными возможностями. Эти дети были выведены из средних школ города Тутаева с наполняемостью классов 25—30 человек
и интегрированы в малочисленную сельскую школу с наполняемостью классов до 12 человек. Все дети начали учиться по соответствующим программам в соответствии с возрастом и медицинскими показаниями. Из города детей подвозят на школьном автобусе.
Прежде чем открыть специальные (кор-рекционные) классы, педагоги прошли курсы повышения квалификации при институте развития образования, в соответствии с требованиями учебного плана была создана необходимая материально-техническая база. В школе работают специалисты, которые осуществляют медико-психолого-педагогическое сопровождение более ста детей с ограниченными возможностями, из них только 10 человек учатся дома.
Наполняемость классов — от трёх до семи учеников. В соответствии с диагнозом дети учатся в специальных (коррекционных) классах и разновозрастных группах или в общеобразовательных классах.
Школа обеспечивает обязательный образовательный минимум, даёт доступ к пред-профильному обучению и профессиональному образованию, с учётом способностей, склонностей и состояния здоровья детей готовит к получению дальнейшего образования.
Учебный план для специальных (коррекци-онных) классов построен с учётом коррек-ционно-развивающих и здоровьесберегаю-щих технологий, создаёт условия для социализации, имеет профессиональную направленность. План включает учебные предметы, позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту. Учебный план школы состоит из трёх частей: общеобразовательные предметы, производственная подготовка, коррекционная работа. Обучение в специальных (коррекционных) классах организовано следующим образом. На начальном этапе обучения общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной
и пропедевтической работой; в 5—9-х классах продолжается обучение по общеобразовательным предметам, с пятого класса вводится производственное обучение с профессиональной направленностью: столярное, швейное дело.
Ребята овладевают навыками общения, учебного труда, культуры поведения. Традиционные обязательные учебные предметы: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, физкультура. В пятом классе введено природоведение, в 8—9-х классах — обществознание.
Производственный труд
Программа производственного обучения в начальной школе в специальных (коррекционных) классах предусматривает работу с глиной и пластилином, с природными материалами, с бумагой и картоном, с текстильными материалами, с проволокой и металлоконструктором, с древесиной.
После окончания начальной школы учащиеся должны уметь производить разметку деталей изделий по шаблону, по линейке и угольнику; раскладывать и размечать положение деталей на основании; собирать и склеивать изделия; вырезать детали ножницами; скреплять части изделия с помощью гвоздей и шурупов; различать лицевую и изнаночную стороны ткани, нити основы и утка; стачивать боковые срезы ручным стачным швом, обрабатывать края косыми стежками; изготовить и пришить петельки из тесьмы; пришивать пуговицы с образованием стойки и закреплением нити; различать тамбурный и крестообразный стежки; делать отделочные строчки на лицевой детали изделия и т.п.
С пятого по девятый класс в специальных (коррекционных) классах производственное обучение ведётся по программам для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений: столярному, слесарному, швейному, переплётно-картонажному делу, сельскохозяйственному труду, подготовке обслуживающего персонала, цветоводству и декоративному садоводству.
Учитывая материально-техническую базу, возможности и интересы учащихся и запросы родителей, было решено выбрать два основных направления профессионально-трудового и производственного обучения: швейное и столярное дело. В школе есть комбинированные мастерские для мальчиков, оборудованные слесарными станками и верстаками, и для девочек, оснащённые различными швейными машинами (производственными, ножными, ручными, с электроприводом) и оборудованные зоной для домоводства. Девочки и мальчики имеют возможность выбрать то, что их больше интересует.
Производственный труд учащихся в комбинированной мастерской организуется на специальных ученических рабочих местах — верстаках. На уроках столярного дела ребята получают навыки владения столярными инструментами, выполняют простые операции обработки древесины, а на уроках швейного дела производят изделия, необходимые для школы.
Сочетаются индивидуальные, индивидуально-групповые и коллективные формы организации работы, дети постепенно переходят к более сложным видам труда и формам его организации. На индивидуальных и групповых занятиях задания определяются в зависимости от индивидуальных особенностей учеников, их познавательных интересов, общеучебных умений и навыков, мышления, памяти, воспитанности. С учётом этого определяются разноуровневые (минимальный уровень, базовый, творческий) задания каждому ученику. На помощь кроме учителя, всегда приходят одноклассники, хорошо справляющиеся с определённой работой.
Ситуация успеха
Дети учатся общаться в коллективе, решать возникающие вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Кроме того, у них не развивается комплекс неумелого, неспособного ученика: задания
распределены так, чтобы они были посильны для учеников с различным уровнем развития. Важно, чтобы планка возможностей ученика не была занижена или завышена — всегда должен быть простор для творчества, для самореализации. Таким образом, на уроках возникает ситуация успеха, которая повышает познавательную активность.
Возможности у каждого ребёнка индивидуальны, одни выполняют задание быстро и могут помочь тем, кто работает медленно. На уроках в начальной разновозрастной группе можно вставать, тихонько подходить друг к другу, спрашивать, советоваться, помогать друг другу.
Ученики любят работать группами, выполняя мини-проекты, например: «Посёлок моей мечты» (работа с пластилином), «Корзина с овощами», «Дом из буквы моего имени». На уроках технологии ребята работают индивидуально в составе группы; это коллективный труд с разделением на операции, с взаимной ответственностью; конечный результат складывается из результатов деятельности каждого. От того, насколько рационально и правильно удастся распределить поручения, зависит характер отношений в группе. Совместная работа объединяет учащихся, возникает деловой характер отношений в группе: такая организация труда готовит их к взрослой жизни, когда каждый чувствует ответственность за свой участок работы и общее дело.
Наиболее продуктивны индивидуальные занятия, так как они дают возможность более гибко и целенаправленно организовать коррек-ционную работу с каждым ребёнком. На индивидуальном занятии возникает более тесный контакт с учениками, а положительный эмоциональный фон способствует формированию умений и навыков трудовой деятельности. Учитываются психофизические возможности каждого ученика при определении учебной, двигательной нагрузки. Ребятам по мере необходимости оказывается дозированная помощь: учитель задаёт наводящие вопросы, иногда участвует в технологическом процессе для выработки двигательного стереотипа.
Широко используются наглядные средства (плакаты-схемы, образцы изделий, образцы поузловой обработки деталей, инструкционные технологические карты и т.д.), компьютерные технологии: с их помощью учитель может наглядно и поэтапно показать весь процесс обработки, заготовки и получения готового изделия. Нередко составляется поэтапный план действий при обработке деталей изделия и его сборке (устно и на карточках, с инструкционной картой и без неё).
При выполнении заданий в различных видах деятельности (шитьё, вышивание, резьба и т.п.) развиваются пространственные представления, зрительно-моторная координация, восприятие цвета, формы, величины, конструктивная деятельность; умения планировать, ориентироваться в задании, правильно оформлять свои действия: ребята комментируют последовательность операций, опираясь на инструкционную технологическую карту.
В классе, где учатся дети с ограниченными возможностями, каждый ученик имеет определённое поручение (уход за растениями, уборка закреплённого за ним участка, хранение игрового материала и т.п.). Ребята выполняют поручение по заданию учителя и перед ним же отчитываются. Но чаще поручения распределяются между учениками класса, группы, и за их выполнение дети отчитываются перед товарищами, а при необходимости помогают друг другу: педагог в этом случае обычно не вмешивается и высказывает своё мнение последним.
В 5—9-х классах факультативные занятия проводятся с небольшими группами учащихся: эти занятия дают ребятам дополнительно жизненно необходимые знания и умения, что позволяет выбирать профессию и свободно ориентироваться в современном обществе и в быту.
Профориентация
На базе школьных мастерских в 5 — 7-х классах проводится летняя трудовая
практика в течение 10 дней, в 8—9-х классах — в течение 20 дней. В учебном плане есть курс «Основы проектной деятельности» в общеобразовательных и специальных (коррекционных) классах — разновозрастных группах. Проектная деятельность формирует навыки социального общения, позволяет чувствовать себя нужными другим людям, быть успешными в деятельности, доступной для детей с ограниченными возможностями.
Эти ребята участвуют в проектах «Изготовление мебели для квартиры», «Ремонт класса», «Школьный дворик» и других. Активно помогают родители, понимая, что умения, которые дети приобретут в стенах школы, потребуются им для социализации во взрослой жизни.
По инициативе родительского комитета составили программу по профориентации учащихся 7—9-х классов, которая включает посещение образовательных учреждений, где после окончания девятого класса могли бы учиться дети с ограниченными возможностями. Родительский комитет помогает в предоставлении транспорта для таких экскурсий, в которых участвуют дети и их родители.
Ребята участвуют в школьных, районных и областных конкурсах детского народного творчества. Ежегодно ученики Емишевской школы выезжают в Багряниковскую школу для участия в конкурсе «Юная швея», «Юный столяр». Такие конкурсы областного уровня дают возможность детям с ограниченными возможностями общаться с такими же детьми, показать умения и навыки, полученные в школе. Выступления учеников школы всегда успешны, дети получают подарки и призы.
Коррекционные функции в развитии детей выполняют также специальные занятия: в 1—4-х классах — ритмика, развитие устной речи; с пятого по девятый классы — социально-бытовая ориентация.
Особенно важное значение имеют коррекцион-ные (индивидуальные и групповые) логопедиче ские занятия, которые проводятся с первого по седьмой классы. Для учеников 1—4-х классов с выраженными речевыми дефектами два часа
в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия (продолжительность 15—25 мин) по логопедии, ЛФК, развитию психомоторики и сенсорных процессов отводятся часы как в первой, так и во второй половине дня. Группы комплектуются с учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятиях ЛФК — ив соответствии с медицинскими рекомендациями.
Школьный компонент учебного плана и факультативные занятия ориентированы на особенности обучения детей с ограниченными возможностями и необходимость коррекционно-развивающей работы с ними, а также специфику и возможности школы (материальные, кадровые и др.), что также отражается в содержании каждого занятия. Так, например, школьный компонент представлен дополнительным часом по физкультуре и основам безопасности жизнедеятельности с первого по седьмой классы.
Физкультура и спорт
В школе выстроена система лечебно-оздоровительных мероприятий с учётом заболеваний школьников. Эти мероприятия повышают устойчивость организма к учебным нагрузкам. В рамках лечебно-оздоровительной работы проводятся занятия ЛФК. На базе специально оборудованного кабинета организованы как групповые, так и индивидуальные занятия в зависимости от заболевания, массаж специалистом-медиком, утренняя гимнастика перед уроками, физкультминутки на уроках, проводятся подвижные игры на переменах и по возможности на свежем воздухе.
В соответствии с годовым планом спортивно-оздоровительной работы на базе школы организуется много спортивных соревнований общешкольного, районного
Коррекция
и областного значения. Все ученики школы, в том числе дети с ограниченными возможностями, принимают в них самое активное участие, каждый по своим способностям.
Специалисты-медики, гинеколог, педиатр, нарколог, стоматолог регулярно ведут приём тута-евских школьников, дают индивидуальные консультации для родителей: профессиональные объяснения причин школьных затруднений, механизма действия лечебных факторов на доступном пониманию уровне привлекает родителей к сотрудничеству с врачом. Врачи дают консультации и для педагогов, расширяя их знания о специфике работы с детьми с ограниченными возможностями.
Классные руководители ведут дневники наблюдения, на их основе, с учётом диагностики психолога и дефектолога, отслеживается, в каком темпе ребёнок может осваивать программу; вводятся дифференцированные задания, учитывающие индивидуальные особенности развития школьников.
Консилиум
Педагоги проектируют маршруты обучения детей по темам и предметам, учитывая индивидуальность ребёнка, прогнозируя степень успешности обучения. Прежде чем выбрать индивидуальный маршрут развития ученика, проводится медицинская диагностика и обследование психолога. Ребёнок направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию. Каждый ученик имеет медицинскую карту развития, где отражены все его индивидуальные показатели: они анализируются психолого-медико-педагогическим консилиумом — структурным подразделением службы сопровождения ребёнка. Это постоянно действующий, объединённый общими целями коллектив специалистов, разрабатывающий стратегию сопровождения ребёнка; в то же время консилиум — самостоятельная организационная форма методической работы педагогического коллектива со специфическим кругом диагности-ко-воспитательных задач, наделённого правом разрабатывать индивидуальные программы развития ученика, давать рекомендации по его
сопровождению и контролировать ход этого процесса.
Наравне со всеми, без ограничений
Все ребята Емишевской школы участвуют во внеурочной деятельности, и педагоги стремятся к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями не были изолированы от учеников общеобразовательных классов. Учителя и специалисты целенаправленно создают благоприятную психологическую атмосферу для комфортного обучения всех детей. Мы видим, что ученики с ограниченными возможностями интенсивно развиваются во взаимодействии, совместной деятельности с детьми общеобразовательных классов. И самое главное, что, к радости учителей, ребята, быстро справившиеся с заданием, приходят на помощь тем, у кого возникли трудности.
Совместный труд, праздники, конкурсы, соревнования, игры дают возможность каждому ученику участвовать в доступной и интересной деятельности и добиваться успеха. Педагоги обеспечивают совместную творческую деятельность, труд и отдых всех учеников: работа школьного лагеря в период осенних, весенних и летних каникул, совместные поездки в филармонию, цирк, музеи, экскурсии по городам «Золотого кольца» и за его пределы.
В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям с различными способностями и возможностями. Это даёт свои положительные результаты: повышается уровень развития и социализации одних и воспитывается человеколюбие у других. Дети с ограниченными возможностями органично входят в среду нормально развивающихся сверстников, получая возможность участвовать во всех видах и формах социальной жизни в условиях, компенсирующих отклонения в их развитии. НО