ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
© Гайнанова А.С.*
Башкирский государственный университет, г. Уфа
Статья посвящена проблеме работы учителей начальных классов с неуспевающими младшими школьниками в сельской местности. Педагоги наибольшее внимание уделяют работе с одаренными детьми, т.к. с ними легче добиться высоких результатов, а проблема работы с неуспевающими учащимися остается актуальной и достаточно нерешенной.
В современном мире перед учителем ставится следующая задача -всестороннее развитие личности, способной к самостоятельности, к самоопределению в условиях окружающей жизни. Анализируя проблемы общеобразовательных школ, можно прийти к выводу о том, что увеличивается число школьников, которые не готовы к обучению, особое внимание привлекают учащиеся, которые испытывают трудности в процессе обучения. Разрабатываются и внедряются в педагогический процесс инновационные технологии и системы обучения, однако число неуспевающих школьников не уменьшается. Причин неуспеваемости младших школьников очень много. Одной из главных является - различные физиологические и психологические нарушения здоровья. Прежде всего, это могут быть неврозы, непоседливость, замкнутость, чрезмерная утомляемость, нервно - психические расстройства, задержки психического развития и другие заболевания.
Анализ научной литературы показывает, что при наличии большего числа учащихся, нуждающихся в помощи, следует открывать классы кор-рекционного (компенсирующего) обучения. Максимальное число учащихся должно быть 15 человек, а в сельской местности и того меньше. В соответствии с законом «Об образовании» вопрос об открытии классов -коррекции должен решаться на педагогических советах школы и утверждаться местными органами образования.
С 3 июля 1981 года в соответствии с приказом Министерства просвещения СССР открываются специальные (коррекционные) школы и классы по программе VII и VIII видов, по окончании которых учащиеся продолжают обучение в специальных училищах, где приобретают необходимые
* Аспирант, учитель начальных классов
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
53
для жизни знания, умения и навыки. К основным видам труда, изучаемых детьми в коррекционных школах VII - VIII видов, относятся: столярное и слесарное дело, швейное и сапожное дело, переплетное дело, сельскохозяйственный труд.
Программа коррекционного учреждения VII вида состоит из двух ступеней образования: начального общего образования (3 - 5 лет) и основного общего образования (5 лет). Прием детей в такие школы осуществляется по заключению ПМПК, с согласия родителей (опекунов). Классы коррекционного (компенсирующего) обучения создаются в той местности, где нет специальных школ для такой категории учащихся, и могут быть сформированы с первого года обучения в общеобразовательном учреждении, по результатам предшкольного обследования. Анализ литературы показывает, что в учебный план таких классов должны входить, следующие занятия: ритмика, лечебно-оздоровительная физкультура, занятия с психологом, логопедом, дефектологом. На коррекционные занятия отводятся 2-3 часа в неделю, которые проводятся до или после основных уроков. Во время занятий учителю следует акцентировать внимание на улучшение таких навыков, как каллиграфия (соблюдать правильность написания высоты букв, соединение слогов, умения видеть строку и т.д.); техника чтения (соблюдение интонации, развитие плавности, беглости, умение понимать прочитанное). Ребенок должен научиться списывать текст, пересказывать прочитанное произведение, применять правила, умело пользоваться схемами, картами, таблицами. Немаловажную роль играет развитие у ребенка памяти, воображения, внимания, творческих способностей. Индивидуальные занятия не должны превышать 15-20 минут. Групповые занятия не должны превышать 3 человек. Увеличивается количество таких уроков, как музыка, рисование, трудовое обучение. Состав учеников, по мере обучения может меняться. Важным моментом в коррекционной работе является динамическое наблюдение и диагностика достижений каждого школьника специалистами (логопедом, психологом, медицинским работником и т.д.). Результаты фиксируются и обсуждаются не реже 1 раза в четверть на консилиумах или педсоветах, при этом учитываются следующие показатели:
- физическое развитие и состояние (состояние зрения, слуха, координация движений, истощаемость, утомляемость и.т.д.);
- состояние познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь);
- отношения к труду, к учебе;
- эмоциональное состояние ребенка (преобладающее настроение, сила воли, взаимоотношения с товарищами, взрослыми, поведение в школе, дома, в различных ситуациях и.т.д.);
- качество усвоенного (навыки чтения, письма, счета; кругозор и.т.д.).
Детей, достигших хороших результатов, можно переводить в обычные классы, а нуждающихся в помощи - переводить на их места.
Все это существует только на словах, а фактически, нет этому практического применения. В общеобразовательных учреждениях классы кор-рекционного (компенсирующего) обучения чаще создаются не в классах младших школьников, а в средних звеньях, при этом отсутствуют уроки ритмики, лечебно-оздоровительная физкультура, занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Такое явление иллюстрирует отсутствие теоретической и методической разработанности проблемы профилактики неуспеваемости учащихся младших классов, отсутствие взаимодействия учителя, школьного психолога, социального педагога или, вообще, отсутствие таких специалистов в сельской местности, что приводит к недооценке педагогами возможности комплексного подхода в профилактике неуспеваемости учащихся начальных классов. Подобную картину можно наблюдать, если в классе есть один - два, а может и больше неуспевающих детей. При отсутствии в сельских школах логопеда, психолога или социального педагога учитель, организовывая индивидуальные занятия с неуспевающими учениками, сам же «варится в собственном соку». Анализ практики школьного воспитания учащихся показывает, что работа учителя начальных классов по предупреждению неуспеваемости строится эмпирически, на основе личного опыта. Даже опытный педагог не может правильно и чётко организовать работу, например, по устранению у ребёнка нарушений речи, чтения и письма, без помощи логопеда, т. к. в данном случае существует своя специфика работы.
При этом нередко могут возникнуть конфликтные ситуации не только между учителем и тем или иным учеником, но и с его семьей.
Опыт работы показывает, что ещё в процессе обучения студентов по их будущей специальности в высших учебных заведениях необходимо внедрить в курс изучаемых ими предметов практические коррекционно-развивающие занятия с различными играми, ситуациями, психодиагностикой. Следует знакомить будущих специалистов с авторскими программами. Данная необходимость существенна и значима при работе по улучшению успеваемости детей, в избегании как можно больше сложных моментов при проведении коррекционных и профилактических работ с неуспевающими младшими школьниками.
Таким образом, обнаруживается противоречие между наличием значительного количества неуспевающих детей в школах и отсутствием научно обоснованных педагогических условий и методических рекомендаций по профилактике неуспеваемости учащихся начальных классов. Отсутствуют главные принципы и пути обеспечения оптимальной системы работы
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
55
школы, семьи и общественности по предупреждению неуспеваемости школьников.
Список литературы:
1. Голик А.Н. Введение в педагогическую психиатрию. - М.: УРАО, 2000. - С. 27.
2. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилёва И.А., Соловьёва И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога - дефектолога. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. - С. 518.
3. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. - М.: Академия, 2000. - С. 243.
4. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: АсаДема, 2001. - С. 366.
ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© Жукова О.Г.*
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, г. Казань
Данная статья посвящена проблеме формирования педагогической культуры преподавателя согласно современным требованиям складывающегося поликультурного общества. В этой связи в работе затрагиваются вопросы педагогического регулирования в качестве традиционной функции педагога, самообразования преподавателя и развития его творческого потенциала как одно из важнейших условий успешности профессиональной деятельности в сложившихся условиях. Центральное место в статье отведено вопросу об этнопедагогиче-ской подготовке преподавателя как наиболее существенной части его профессиональной подготовки.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к идеям поли-культурализма в связи с трансформациями, происходящими в различных сферах общественной жизни. В центре внимания исследователей находятся такие проблемы как место человека в культуре, вопросы взаимоотношения культур, индивид как пересечение многих культур и т.д. Среди
* Старший преподаватель кафедры Восточных и европейских языков