обусловленную точным знанием, самостоятельно добытую человеком, найдет свое, словесное выражение, прочувствуется и скажется.
«Надо душу, как и тело, кормить хотя бы черным хлебом иначе она погибнет также быстро, как и тело. Сон разума и чувств, рождает чудовищ, подписано рукой Альбрехта Дюрера под его загадочной и пугающей гравюрой».
Список литературы:
1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: «Просвещение», 1988.
2. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. - М.: «Просвещения», 1966.
3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль: «Академия развития», 1996.
5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: «Просвещение», 1981.
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
© Винокурова Э.В.*
Мурманская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 I-IV видов, г. Мурманск
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности организации учебного процесса. Анализируются особенности работы с детьми в коррекционной школе, даётся обоснование применения метода проектов на уроках трудового обучения. Автор обобщает практический опыт использования элементов проектного метода на уроках трудового обучения в школе I-II вида.
Традиционная классно-урочная система образования, когда-то избавившая мир от массовой безграмотности, перестаёт справляться с вызовами времени. В наши дни многие дети просто отсиживают уроки, получая в итоге прививку от любопытства и очень мало полезных знаний.
Между тем современное (постиндустриальное, информационное) общество требует развития индивидуальности, а не стандартных навыков, и ставит творческое мышление выше следования единому образцу.
* Учитель трудового обучения.
Именно поэтому в настоящее время в школах постоянно ведётся работа по поиску новых форм и методов преподавания, которые учитывают индивидуальность ребёнка, повышают мотивацию и, как следствие, улучшают качество образования наших детей.
Ситуация в коррекционной школе ещё более сложная. Каждый ученик коррекционной школы помимо личностных особенностей имеет различные дефекты в развитии (в одном классе сидят дети с различной степенью тугоухости, глухие, с ЗПР). То есть индивидуальный подход в обучении в данном случае суровая необходимость (если глухой ребёнок не будет заинтересован в получении информации, он отвлечётся и эта информация «пройдёт мимо»).
Кроме того одной из задач специальной коррекционной школы - социально-трудовая адаптация учащихся с недостатками в развитии с последующей интеграцией их в общество, а именно подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в современных социально-экономических условиях.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях.
Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально-трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях; метод, учитывающий индивидуальность ребёнка и повышающий мотивацию к учёбе является метод проекта.
С введением программы «Технологии» в общеобразовательной школе этот метод стал осваиваться многими учителями и приобретает всё большее распространение при обучении школьников. Он подробно описан в различных учебниках.
Конечно, в коррекционной школе этот метод невозможно применить в полном объёме в силу «особенностей» учащихся. У детей с потерей слуха возникают проблемы в постановке вопросов, изложения устного материала, формулировке. В этом им требуется помощь учителя. Кроме того в условиях школы-интерната дети часто не могут выполнить практическое домашнее задание. Вся работа выполняется во время урока (времени не хватает). Поэтому на уроках трудового обучения используются только элементы технологии проектирования.
В статье «Метод проектов» Евгения Семёновна Полат чётко сформулировала суть метода: «Метод проектов ... способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной практической деятельности» [Полат Е.С. Метод проектов]. Таким образом, основой проекта является идея, имеющая прагматическую направленность. Задача учителя в данном случае - уловить проблемную ситуацию и выдвинуть такую идею, чтобы учащиеся могли самостоятельно сформулировать проблему и с помощью учителя наметить пути её решения. Такие методы работы повышают мотивацию учащихся, интерес к предмету, влияют на усвоение материала.
Примером подобной деятельности могут служить прикладные (практика -ориентированные) проекты на уроках трудового обучения коррекцион-ной школы-интерната 1-11 вида.
Практико-ориентированный проект уроков трудового обучения и танцевальной студии «Жест».
На занятиях танцевальной студии ставился танец «Плач Ярославны». На уроках трудового обучения в рамках темы «Пошив сценического костюма» учащиеся старших классов должны были разработать и пошить костюмы к танцу. Девочки поделились, что музыка и танец им не нравятся, они не хотят ходить на танцевальные занятия студии. Сложилась проблемная ситуация из которой возник проект «Пошив сценического костюма к танцу «Плач Ярославны».
Первый (подготовительный) этап работы - формулирование вопросов, ответы на которые учащиеся должны были найти самостоятельно (Кто такая Ярославна? Почему она плачет?).
Второй этап проекта заключался в изучении костюмов соответствующей эпохи, сравнении с костюмами из известной балетной постановки, обсуждении тканей, особенностей кроя и причины «упрощения» фасона платья (отличия сценического платья от исторического), технологию пошива.
Практический этап включал разработку фасона костюма, выбор ткани, конструирование и моделирование фасона и пошив.
Костюмы сшили замечательные. А после первой же примерки девочки, отказывающиеся танцевать, на занятиях танцевальной студии стояли в первых рядах.
Конечно, не было времени оформить проект, но основные компоненты проектного метода в этой деятельности просматриваются: сформулированная в виде проблемы цель (планирование работы), поиск и нахождение информации (аналитический этап), обсуждение конструктивных особенностей и технологии пошива (этап обобщения), пошив изделий и отчёт о работе (презентация полученных результатов).
Следующим проектом на уроках трудового обучения стал проект «Доброта своими руками. Пошив изделий для детей сирот школы-интерната» в рамках изучения темы «Пошив детского белья»».
На первом этапе данного учебного проекта учащиеся разобрали понятие «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ помощь» и получили информацию о благо-
творительных организациях города Мурманска и Мурманской области и видами их деятельности.
Была составлена таблица о видах и адресатах благотворительной помощи.
На основании данной таблицы был сделан вывод, что помощь в большинстве случаев оказывают пожилым людям (как самым нуждающимся). Помощь детям-сиротам оказывают незначительно.
В ходе обсуждения видов помощи детям-сиротам возник вопрос: «А какую помощь детям-сиротам можешь оказать ты, и почему эта помощь принесёт радость?».
Результатом первого этапа проекта было осознание, что эти дети лишены заботы со стороны близких людей и девочки старших классов могут (хотя бы частично) оказать такую заботу, а так же решение сшить на уроках трудового обучения изделия для детей-сирот.
Следующим этапом проекта был выбор детей-сирот, которым планировалось пошить изделие, приглашение их на обсуждение моделей и снятие мерок.
В процессе данной работы учащееся старших классов убедились, что забота радует малышей. Маленькие девочки испытывали большую радость в ожидании обновок (хотя их и неплохо обеспечивает государство, да и обновки можно будет одеть лишь летом), а их одноклассницы заглядывали в кабинет и тоже просили им сшить хоть что-нибудь.
Третий этап данного проекта заключался в непосредственном изготовлении изделий с соблюдением требований к детской одежде, технологии пошива одежды, соблюдением правил безопасной работы с ручным инструментом, на швейной машине и с утюгом.
Итог данного учебного проекта - это получение удовлетворения от благотворительной работы девочками старших классов, формирование умений и навыков при пошиве детского белья, радость детей-сирот и, собственно, изготовленные изделия.
В рабочей программе по трудовому обучению в 11 классе как обобщение полученных ранее знаний предусмотрена тема «Технология обработки отдельных деталей и узлов швейного изделия». Уроки в рамках этой темы проходили несколько однообразно (вспоминаем технологию обработки, изготавливаем образец). Правда, лучшие работы оформлялись для наглядного использования на уроках с указанием данных учащихся.
Уроки в рамках этой темы, заявленные, как проект «Изготовление дидактического материала для уроков трудового обучения. Изготовление инструкционных карт по технологии обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий», оказались более эффективными.
Первым (подготовительным) этапом работы стала беседа на тему «Что помогает мне учиться» и ответы на заранее сформулированные вопросы:
Какие виды памяти ты знаешь? Какой вид памяти работает лучше лично у тебя?
Какие приёмы используют учителя на уроках, чтобы облегчить понимание темы?
Какие дидактические материалы помогают понять материал на уроках трудового обучения?
Результат подготовительного этапа - написание вступительного текста с выделением целей, задач данного проекта и предполагаемых итогов.
Второй этап данного проекта заключался в отработке алгоритма действий, повторяющихся при изготовлении каждого пособия:
- планирование работы - составление текста инструкционной карты (с помощью учителя);
- изготовление образца обработки определённого швейного узла и оформление его в виде пособия;
- фотографирование действия, демонстрирующее каждый этап инструкции;
- непосредственное изготовление инструкционной карты в программе «Word».
Результат данного этапа - практически самостоятельная работа учащихся после вводного слова учителя.
Третий этап проекта - изготовление дидактического материала для уроков трудового обучения самостоятельно (с минимальной заранее продуманной помощью учителя):
- инструкционная карта по технологии обработки накладного кармана и образец накладного кармана с отделкой;
- инструкционная карта по технологии обработки застёжки и образец застёжки на петли и пуговицы;
- инструкционная карта по технологии обработки мелких деталей в швейном изделии и образец обработки хлястика;
- инструкционная карта по технологии обработки ручных буф и образец ручных буф, - инструкционная карта по технологии обработки кокетки с отделкой кантом и образец кокетки с отделкой кантом.
Результат учебного проекта - формирование умений и навыков при обработке отдельных узлов швейных изделий; умения самостоятельно планировать работу, ориентироваться в специальной швейной терминологии и использовать термины для обозначения определённых швейных операций, а так же оформленная папка с дидактическими материалами, выполненными в виде образцов с прилагающимися инструкционными картами по технологии обработки отдельных узлов швейных изделий для уроков трудового обучения. Данный материал можно использовать на уроках в разных классах в рамках темы «Пошив изделий».
Идея проекта с элементами здоровьесберегающей технологии «Физкультминутка» родилась во время проведения физкультминутки на уроке трудового обучения. Девочки уже втянулись в процесс урока и не хотели отвлекаться, чтобы выполнить простейшие упражнения.
Возникла проблема: как сделать увлекательными физкультминутки.
Подготовительным этапом проекта «Физкультминутка» стало проведение социологического исследование. Исходя из режима дня, девочки старших классов посчитали, сколько часов в день они двигаются. Получилось, что в среднем по 7 часов в день они проводят в движении.
Понятно, что возник вопрос: «Какие последствия могут возникнуть у людей, ведущих малоподвижный образ жизни?». Ответ нашли в интернете (при малоподвижный образ жизни является причиной болезней позвоночника, сердечнососудистых заболеваний и диабета).
Ответ на вопрос: «Что делать, чтобы оставаться здоровым?» - знают все: «Надо заниматься спортом, много гулять и . делать перерывы в работе на физкультминутки».
Обсудили, какие упражнения лучше выполнять, нашли в интернете комплекс упражнений для людей, долго работающих за компьютером. Испытали этот комплекс на уроках труда.
Чтобы сделать физкультминутки интереснее, старшеклассники сфотографировались, выполняя упражнения.
Осталось напечатать фотографии и заламинировать их в школьной мастерской на занятиях кружка «Дизайн». И тогда мы прервёмся на уроке, чтобы выполнить упражнение от Яны, Лены, Насти, Максима.
Результатом работы можно считать:
- понимание необходимости заботится о своём здоровье (авторитет старшеклассников сработает и в среднем звене);
- весёлые физкультминутки;
- презентация, которую можно использовать в рамках тематических недель, на уроках биологии, СБО и др.
Таким образом, использование даже элементов проектной деятельности на уроках даёт неоценимые результаты. Растёт интерес к предмету, лучше усваивается материал, в процессе обсуждений дети учатся формулировать мысли (коррекционная работа на уроке) используя терминологию, учатся самостоятельно планировать работу, приобретают необходимые навыки.
Список литературы:
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. - 159 с.
2. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов, или Как улучшить классно-урочную систему обучения: практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. -72 с.
3. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 43-47.
4. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/project/meth %20pшject/metod %20pro.htm.
5. Юр-Кирилюк О.Ю. Алгоритм введения школьников в проектную деятельность: Методические рекомендации. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003. -22 с.
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДДИ
© Усачева Л.В.*
Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово»,
г. Москва
В статье раскрывается актуальность данной темы, а также ее направления. Выделяются основные формы проявления аутизма и рассматривается поиск новых форм и методов коррекционного обучения аутич-ных детей.
Выбранная мной тема является актуальной, так как дети с синдромом раннего детского аутизма составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи, нарушения в социально-личностном развитии.
В центре внимания данного направления является разработка системы комплексного психологического сопровождения детей и подростков, испытывающих трудности адаптации и социализации, вследствие нарушений в эмоционально-личностной сфере. Возможности социализации лиц с аутизмом определяются многими факторами, основными среди которых являются:
- ранняя диагностика;
- тяжесть и глубина аутических расстройств;
- возможно раннее начало специализированной коррекции, ее комплексный медико-психоло-педагогический характер;
- адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолжительность, достаточный объем;
- единство усилий специалистов и семьи.
«Аутичность (от греческого - «сам») - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний». Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.
* Воспитатель.