Научная статья на тему 'Работа с тестами на уроках технологии как средство формирования умения планировать предстоящую работу у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью'

Работа с тестами на уроках технологии как средство формирования умения планировать предстоящую работу у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравецкая Н. В.

В данной статье раскрываются коррекционно-развивающие возможности тестовых упражнений при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравецкая Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с тестами на уроках технологии как средство формирования умения планировать предстоящую работу у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

знания или выбранной специализации, будет иметь не только верное направление но и безусловный успех в своем осуществлении.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Под ред. Л.В. Куликова. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 236 с.

2. Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Под ред. Л.В. Куликова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 236.с

3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 224 с.

4. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Под ред. Л.В. Куликова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 236 с.

5. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и учащихся как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса // Совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Ч. 1. - Петрозаводск. - С. 40-43.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

РАБОТА С ТЕСТАМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ ПРЕДСТОЯЩУЮ РАБОТУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

© Муравецкая Н.В.*

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 30 VIII вида, г. Белгород

В данной статье раскрываются коррекционно-развивающие возможности тестовых упражнений при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью на уроках технологии в специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида.

* Учитель технологии.

Подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду их социальная адаптация - задача, которая стоит перед учителем в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Сложность решения этой задачи осложнена тем, что нарушения психики таких детей, приводят к значительным недостаткам их трудовой деятельности. Поэтому обучающиеся с нарушением интеллектуального развития нуждаются в специальных методах обучения, в специальной коррекционно-воспитательной работе, имеющей цель по преодолению свойственных этим детям недостатков психического развития.

Наиболее сложной проблемой трудовой подготовки в специальной (коррекционной) школе является обучение учащихся с нарушением интеллекта планированию предстоящей работы, причем работа учителя должна быть построена таким образом, чтобы каждый школьник осознал необходимость планирования своей деятельности не только на уроках трудового обучения, но и в повседневной жизни.

В психологическом аспекте Б.И. Пинский планирование характеризует как процесс, направленный на выбор путей, средств, способов и последовательности действий, ведущих к достижению представляемой цели, а С.Н. Архангельский, как «мысленный ответ на вопрос, состоящий в познании путей, способов, средств и сроков, необходимых и достаточных для достижения поставленной цели, и направленный на преодоление возникающих на этом пути неясностей, трудностей и препятствий» [1]. Умение действовать планово предполагает целенаправленность. Действовать планово - значит, действовать в направлении достижения поставленной цели, пользоваться средствами и способами, обеспечивающими достижение этой цели [1].

Недостатки ориентировочной деятельности и связанные с ними недостатки планирования детей с нарушением интеллекта обусловлены в сильной мере тем, что в условиях аномального развития у них не формируются необходимые способы целенаправленной деятельности [2]. Чтобы успешно выполнить любую работу, учащийся для себя должен знать ответы на вопросы: 1) что делать; 2) чем делать; 3) как делать; 4) что должно получиться в результате работы. В силу своих психофизических возможностей дети с нарушением интеллекта затрудняются ответить на эти вопросы. Работа учителя специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы научить учащихся самостоятельно без чьей-либо помощи справляться с поставленной перед ними задачей, обратив внимание детей на то, что трудовое задание должно выполняться в строго определенном порядке.

Процесс планирования начинается обычно с осмысления и уточнения трудового задания и с выбора путей и средств его осуществления. Без предварительной ориентировки в условиях работы, установления определенных связей и отношений, последовательности действий нельзя приступить к плановому выполнению трудового задания.

Нами разработаны тесты, используя которые, учитель может получить не только нужные результаты по формированию у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью умения планировать предстоящую работу, но и решить ряд коррекционных задач. Тесты служат для упражнений в мысленном проделывании работы, которую предстоит, затем выполнить практически. При составлении тестовых упражнений мы учитывали то, что обучение с применением тестов оказывается наиболее эффективным только в том случае, если содержащийся в них текст достаточно краток, понятен и доступен. Для примера рассмотрим использование тестов на уроках швейного дела в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида, для подготовки учащихся к процессу планирования работы по изготовлению изделия.

Для примера возьмем изделие: сорочка с круглым вырезом. Рассмотрим вопросы, на которые должен уметь ответить ученик, чтобы успешно выполнить работу по пошиву сорочки с круглым вырезом. Обучающиеся для себя должен знать ответы на вопросы: 1) что делать (в нашем случае, необходимо детально изучить образец сорочки: ткань, детали кроя сорочки, контурные срезы); 2) чем делать (инструменты, приспособления и принадлежности, которые он будет использовать при работе); 3) как делать (последовательность обработки и способы обработки сорочки); 4) что должно получиться в результате работы (требования к готовому изделию). Как только учащийся сможет ответить на эти вопросы, он сможет самостоятельно планировать свою работу по пошиву сорочки. В соответствии с этими вопросами мы и составили тестовые упражнения.

Тесты мы условно распределила по разделам: I «Подготовка к работе с изделием» (Используем тесты «Мерки», «Раскрой изделия»);

II «Способы обработки изделия» (Используем тесты «Пошив изделия», «В.т.о. изделия»); III «Планирование работы» (Используем тесты «План работы по пошиву изделия (А)», «План работы по пошиву изделия (Б)»).

Перед началом работы учащимся необходимо детально изучить образец. Учитель обращает внимание детей на фасон изделия, ткань, из которой оно изготовлено, детали кроя, контурные срезы, способы обработки изделия и т.д. После этого начинаем работу с тестовыми упражнениями. В конце работы все ответы учащихся должны быть проанализированы и если есть ошибки, должна быть выполнена работа над ошибками. В тестах «Мерки», «Раскрой изделия», «Пошив изделия», «В.т.о. изделия» мы подбирали по 5 вопросов, чтобы облегчить учащимся в дальнейшем самостоятельно осуществлять контроль и оценку своих ответов по карточкам самоконтроля (за каждый правильный ответ - 1 балл, 5 правильных ответов - 5 баллов, а количество баллов равно оценке).

Работа с тестами II раздела «Способы обработки изделия».

Пример 1. Пошив сорочки с круглым вырезом (1).

1. Каким швом обрабатывают плечевые срезы сорочки?

Выбрать правильный вариант ответа: а) швом вподгибку с закрытым срезом; б) стачным швом; в) запошивочным швом.

2. Каким способом обрабатывают вырез горловины сорочки?

Выбрать правильный вариант ответа: а) швом вподгибку с закрытым

срезом; б) обтачкой; в) двойным швом.

3. Каким швом обрабатывают боковые срезы сорочки?

Выбрать правильный вариант ответа: а) стачным швом: б) запоши-вочным швом; в) обтачным швом.

4. Каким способом обрабатывают срезы пройм сорочки?

Выбрать правильный вариант ответа: а) швом вподгибку с закрытым срезом; б) запошивочным швом; в) обтачкой.

5. Каким швом обрабатывают нижний срез сорочки?

Выбрать правильный вариант ответа: а) стачным швом; б) швом впод-гибку с закрытым срезом; в) двойным швом.

Для того чтобы достичь лучших результатов, одни и те же вопросы могут быть даны в тестах с разных сторон и с усложнением заданий.

Пример 2. Пошив сорочки с круглым вырезом (2).

I. Записать название срезов сорочки. 1...; 2...; 3...; 4...; 5...

II. Выбрать способы обработки сорочки с круглым вырезом.

а) обтачкой; б) запошивочным швом; в) швом вподгибку с закрытым срезом; г) стачным швом; д) швом вподгибку с открытым срезом

III. Каким способом обрабатывают каждый из срезов сорочки?

Подобрать названия срезов к каждому из швов. 1.Обтачкой обрабатывают.. .2. Швом вподгибку с закрытым срезом обрабатывают.

3. Запошивочным швом обрабатывают...(а) плечевые срезы; б) боковые срезы; в) срезы пройм; г) срез горловины; д) нижний срез).

IV Какие операции влажно-тепловой обработки применяют при выполнении швов?

а) разутюжить; б) приутюжить; в) отутюжить; г) заутюжить

V Какие операции влажно-тепловой обработки применяют при окончательной отделке готового изделия?

а) разутюжить; б) приутюжить; в) отутюжить; г) заутюжить

Результат выполнения тестовых упражнений детьми с нарушением умственного развития, покажет учителю уровень подготовленности учащихся к дальнейшему этапу по подготовке их к планированию работы по пошиву изделия. План работы по пошиву сорочки с круглым вырезом учащиеся в 6 классе на первых этапах работы составляют ещё при помощи учителя. А вот, как велика будет эта помощь, зависит от того, на сколько успешно была проведена и проанализирована работа с тестами I и II разделов (I «Подготовка к работе с изделием», II «Способы обработки изделия»). Необходимо обратить внимание детей на то, что при составлении плана пошива изделия, последовательность действий очень важна. Так, например: нельзя обработать вырез горловины сорочки, без обработки плечевых срезов, нельзя об-

работать нижний срез сорочки, без обработки боковых срезов и т.д. Все эти заявления учитель обязан подтвердить наглядно, продемонстрировав на образцах деталей кроя изделия. В конце работы карточки с обозначением операций располагают в строгой последовательности на доске «Технологическая карта». Теперь на доске «Технологическая карта» расположены: образец изделия (сорочка) и на карточках - план работы по пошиву сорочки. Теперь при помощи тестов «Планирование» закрепляем эту работу.

Работа с тестами «Планирование работы». Тесты в разделе III «Планирование работы» имеют 2 варианта: (А) и (Б). В тестах варианта (А) в заданиях II и III план пошива изделия располагается в правильной последовательности. Поэтому вариант (А) мы отнесли к низкому уровню сложности и рекомендуем его применять на первых этапах работы с изделием, а в дальнейшем для работы с наиболее слабыми детьми.

В тестах варианта (Б) в заданиях II и III последовательность изготовления изделия нарушена, поэтому вариант этих тестов более сложен при выполнении. Самостоятельно контролируют учащиеся правильность выполнения тестов при помощи «Технологической карты» (это в нашей работе доска с подвижными карточками операций, связанных с изготовлением изделия) Работа проходит в два этапа:

I этап. Выполнение заданий при помощи технологической карты.

1 шаг. Тесты (А) + технологическая карта

2 шаг. Тесты (Б) + технологическая карта

II этап. Выполнение заданий самостоятельно. Технологическая карта закрыта. 3 шаг. Выполнение тестов (А)

4 шаг. Выполнение тестов (Б)

Пример 3. План работы по пошиву сорочки с круглым вырезом. (А)

ГУказать последовательность выполнения операций (1, 2, 3, 4, 5, 6):

а) обработать срезы пройм; б) обработать боковые срезы; в) обработать плечевые срезы; г) отутюжить; д) обработать срез горловины; е) обработать нижний срез

II. Записать пропущенный пункт плана работы: а) обработать плечевые срезы; б) обработать срез горловины; в) обработать боковые срезы; г)обработать срезы пройм; д) обработать нижний срез.

III. Какую работу не надо выполнять при пошиве сорочки с круглым вырезом: а) обработать плечевые срезы; б) обработать срез горловины; в) обработать боковые срезы; г)обработать срезы пройм; д) обработать нижний срез; е)обработать пояс; ж) отутюжить изделие.

Пример 4. План работы по пошиву сорочки с круглым вырезом. (Б)

ГУказать последовательность выполнения операций (1, 2, 3, 4, 5, 6)

а) обработать нижний срез; б) обработать боковые срезы; в) обработать плечевые срезы; г) отутюжить; д) обработать срез горловины; е) обработать срезы пройм.

II. Записать пропущенный пункт плана работы:

а) отутюжить; б) обработать плечевые срезы; в) обработать нижний срез; г) обработать срез горловины; д) обработать боковые срезы

III. Какую работу не надо выполнять при пошиве сорочки с круглым вырезом: а) обработать боковые срезы; б) обработать срезы пройм; в) обработать срез горловины; г) обработать плечевые срезы; д) обработать ручки; е) обработать нижний срез; ж) отутюжить.

Работа с тестами дает возможность учителю быстро оценить уровень подготовленности ученика к дальнейшей работе; помогает обучающимся лучше разобраться в трудовом задании и побуждает их к активной, продуманной организации работы; и, следовательно, создаются необходимые предпосылки для успешного формирования у детей с интеллектуальной недостаточность умения планировать предстоящую работу.

Список литературы:

1. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М.; Изд-во «Просвещение», 1969. - 152 с.

2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: «Просвещение» 1988. - 224 с.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

© Сиволобова Н.А.*

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

В статье автор рассматривает актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания студентов, принципы гражданско-патрио-тического воспитания, его цель, задачи, теоретико-методологические, социально-психологические основы, роль государства в воспитании патриотов; раскрывает психолого-педагогические условия, специфику гражданско-патриотического воспитания студентов.

Социально-политические изменения, происходящие в современном российском обществе, придают особую актуальность гражданско-патрио-тическому воспитанию учащейся молодежи, в частности студентов. Теория формирования гражданственности и патриотизма строится на интеграции продуктивных идей, определяющих цели принципы, содержание и способы воспитания и развития личности. Ведущая роль в этом процессе принадле-

* Доцент кафедры Педагогики и психологии высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.