4. Кипурова С.Н. Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин: дисс. ... канд. пед. наук. - Тула, 2006. - 196 с.
5. Надирова Л.Л. Теоретические основы и методы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 426 с.
6. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Под ред. Г.М. Ро-манцева. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. - 455 с.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕСТОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
© Муравецкая Н.В.*
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 30 VIII вида,
г. Белгород
В данной статье раскрываются коррекционно-развивающие возможности тестовых упражнений по формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью умений ориентироваться в трудовом задании на уроках технологии.
Коррекция недостатков развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни и труду в процессе обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет доминирующее значение. Нарушения психики у детей с интеллектуальной недостаточностью приводят к значительным недостаткам их трудовой деятельности. Они нуждаются в специальных методах обучения, в специальной коррекционно-воспитательной работе. В процессе трудового обучения детей с нарушениями в развитии учитель должен учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера). При активной работе учителя дефекты психофизического развития поддаются коррекции и определенной компенсации, а уровень профессиональной дееспособности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью повышается.
Для подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и труду, необходимо научить их ориентироваться в задании (выполнять анализ образца изделия), планировать предстоящую работу, самостоятельно контролировать свою работу.
* Учитель технологии.
Как показывает опыт работы, одним из основных препятствий в начале работы является то, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью затрудняются ответить на один из основных вопросов: «С чего начать?». А причина неточного выполнения ими трудового задания заключается в том, что дети, приступая к его выполнению, не могут точно ответить на вопрос: «Что должно получиться в результате работы?» [1] Нельзя приступить к выполнению трудового задания без предварительной ориентировки в условиях работы. Важно заранее установить из каких деталей состоит изготавливаемое изделие, как их следует соединять между собой, каковы формы и размеры изделия и т.д.
В связи с тем, что дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют анализировать объекты (ориентироваться в трудовом задании), имеют малый запас слов, не владеют свободно связной речью, невнимательны и быстро отвлекаются, учитель на протяжении нескольких уроков активно помогает им. Как показывает опыт работы, хорошие результаты дает работа с тестами. Называя те или иные признаки, учитель может давать тестовые упражнения, с каждым шагом усложняя задания и привлекая внимание трудовой группы к соответствующей части образца изделия. Учитель может, используя тестовые упражнения, ставить школьников в ситуацию поиска ответа (группой, парой, индивидуально). Он может научить их самостоятельно находить ответы, используя учебники, справочную литературу, таблицы, схемы, образцы и т.д. Это очень важно для дальнейшей самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья вне стен школы, когда рядом нет учителя и подсказать, что делать дальше, некому [1].
Таким образом, учитель обучает детей планомерно рассматривать объект, правильно называть каждую его особенность. Первоначально выполняя анализ образца изделия, составляя тесты и предлагая обучающимся тестовые упражнения, учитель должен на каждом уроке технологии придерживаться одной и той же последовательности: назвать изделие; указать его назначение; вычленить крупные и мелкие детали изделия; определить способ обработки и соединения деталей. Этот порядок должен соблюдаться в процессе всего периода обучения ориентированию в задании, чтобы выработать у детей с интеллектуальной недостаточностью стереотип рассматривания объекта и высказываний. Вопросы в тестовых упражнениях должны быть четкими, конкретными, понятными, с постепенным усложнением заданий, чтобы привлечь внимание детей к нужным деталям и особенностям изделия, побудить к активной мыслительной деятельности, помочь правильно формулировать ответы [2].
Благодаря работе с тестовыми упражнениями на уроке технологии, дети учатся видеть главное, а именно, глядя на образец изделия обращать внимание: на ткани, из которых изготовлено изделие; на детали кроя, которые необходимо раскроить; на способы обработки изделия; на последовательность выполнения операций по изготовлению изделия. Такие тесты
служат также для упражнений в мысленном проделывании работы, которую предстоит, затем выполнить учащимся практически на уроке.
Для получения лучшего результата необходимо помнить, что образец изделия обязательно должен быть перед обучающимися в течении всей работы. При составлении тестов, как показывает опыт работы [1], учителю необходимо помнить, что: все вопросы в тестах должны быть понятны детям, а задания - посильными (слишком сложное задание вызывает негативное отношение к учебе и потере интереса к предмету); возможных вариантов ответа должно быть не менее трех; необходимо варьировать тестовые задания для преодоления косности, свойственной детям с интеллектуальной недостаточностью; во всех тестовых заданиях вопросы и название изделия обязательно должны быть как-то выделены (в наших тестах вопросы выделены другим шрифтом, названия изделия - подчеркнуты). Например: «Каким способом обрабатывают боковые срезы сорочки?».
Для активизации работы детей каждое тестовое упражнение лучше составлять из 5 вопросов-тестов. Это облегчает им в дальнейшем самостоятельно осуществлять контроль и оценку своих ответов по карточкам самоконтроля (за каждый правильный ответ - 1 балл, соответственно за 5 правильных ответов - 5 баллов, а количество баллов будет соответствовать оценке). В тестах необходимо использовать разные задания [3]. В зависимости от задания и количества вариантов ответов их можно условно разделить на тесты 1 (начального) уровня и тесты 2 (основного) уровня [1].
Пример 1. Тесты 1 (начального) уровня.
Выбрать правильный вариант ответа (выбирается 1 ответ из 3).
1. К каким изделиям по способу носки относят ночную сорочку?
а) к головным изделиям; б) к плечевым изделиям; в) к поясным изделиям.
2. К какому виду белья относят ночные сорочки?
а) столовое бельё; б) постельное бельё; в) нательное бельё.
3. Какие бывают ночные сорочки по назначению?
а) спортивные; б) для работы в мастерских; в) для сна
4. Какие ткани используют для пошива ночной сорочки?
а) шерстяные ткани; б) хлопчатобумажные ткани; в) пальтовые ткани.
5. Сколько основных деталей имеет крой ночной сорочки ?
а) одну деталь; б) две детали; в) три детали.
6.Каким способом обрабатывают вырез горловины ночной сорочки?
а) швом вподгибку с закрытым срезом; б) обтачкой; в) двойным швом.
7.Каким способом обрабатывают боковые срезы ночной сорочки?
а) стачным швом: б) запошивочным швом; в) обтачным швом.
Пример 2. Тесты 2 (основного) уровня.
Выбрать правильные варианты ответов (выбирается 1 и более ответов).
1. Какие бывают ночные сорочки по назначению?
а) спортивные; б) для работы в мастерских; в) для сна; г) для работы в медицинских учреждениях; д) для торжественных случаев
2. Какие ткани используют для пошива ночной сорочки?
а) ситец; б) батист; в) шерсть; г) фланель; д) пальтовая; е) байка; ж) подкладочная; з) портьерная ткань
3. Выбрать детали ночной сорочки без плечевого шва
а) перед; б) спинка; в) перед-спинка; г) карман; д) пояс; е) обтачка Для того чтобы достичь лучших результатов в обучении учащихся ориентироваться в трудовом задании, одни и те же вопросы даются в тестах с разных сторон и с усложнением заданий. Например:
4. Выбрать способы обработки сорочки.
а) обтачкой; б) запошивочным швом; в) швом вподгибку с закрытым срезом; г) стачным швом; д) швом вподгибку с открытым срезом)
5. Каким способом обрабатывают каждый из срезов сорочки? Продолжите предложение.
1. Плечевые срезы обрабатывают.........
2. Боковые срезы обрабатывают............
3. Срез горловины обрабатывают.........
4. Срезы пройм обрабатывают.............
5. Нижний срез обрабатывают..............
Варианты ответов: а) обтачкой; б) запошивочным швом; в) швом вподгибку с закрытым срезом; г) стачным швом; д) швом вподгибку с открытым срезом.
5. Каким способом обрабатывают каждый из срезов сорочки? Продолжите предложение
1. Обтачкой обрабатывают....
2. Швом вподгибку с закрытым срезом обрабатывают............
3. Запошивочным швом обрабатывают..............
Варианты ответов: а) плечевые срезы; б) боковые срезы; в) срезы пройм; г) срез горловины; д) нижний срез.
Как показывает опыт работы, формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью умения ориентироваться в трудовом задании через использование тестовых упражнений на уроках технологии имеет ряд преимуществ:
а) обучающиеся, после предварительной работы с тестами, могут самостоятельно выполнять анализ изделия (ориентироваться в трудовом задании), лишь изредка обращаясь за помощью к учителю, меньше допускают ошибок при произношении и написании специальной терминологии;
б) работа с тестами активизирует детей, делает их работу более интересной и привлекательной, что очень важно в условиях коррекци-онной школы;
в) от учащихся не требуется большой затраты времени на написание ответов (экономия времени на уроке);
г) у учителя остается достаточно времени для того, чтобы регулировать и направлять деятельность каждого обучающегося, в соответствии с его индивидуальными особенностями, дает возможность быстро оценить уровень подготовленности детей к следующему этапу урока;
д) большое значение эти упражнения имеют для коррекции мышления, внимания, речи, памяти, эмоционально-волевой сферы у детей с отклонениями в развитии;
е) при работе с тестовыми упражнениями у обучающихся вырабатывается умение ориентироваться в трудовом задании, формируется представление о будущем изделии, а, следовательно, учитель может контролировать готовность детей с интеллектуальной недостаточностью к процессу изготовления этого изделия.
Список литературы:
1. Муравецкая Н.В. Подготовка учащихся с нарушением интеллекта к процессу планирования предстоящей работы при помощи тестов // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2008». Т. 15. Педагогика, психология и социология. - Одесса: Черноморье 2008. - С. 6-12.
2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.; «Просвещение» 1988. - 224 с.
3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. - М: Интеллект-Центр, 2002. - 296 с.
ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
051000 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)» ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКА В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© Николаев В.В.*
Череповецкий государственный университет, г. Череповец
На основе анализа литературы по педагогическому проектированию и опыта работы по подготовке педагога профессионального обучения автором предлагается технология включения бакалавров по направле-
* Заведующий кафедрой Профессионального и технологического образования, кандидат педагогических наук, доцент.