II. Записать пропущенный пункт плана работы:
а) отутюжить; б) обработать плечевые срезы; в) обработать нижний срез; г) обработать срез горловины; д) обработать боковые срезы
III. Какую работу не надо выполнять при пошиве сорочки с круглым вырезом: а) обработать боковые срезы; б) обработать срезы пройм; в) обработать срез горловины; г) обработать плечевые срезы; д) обработать ручки; е) обработать нижний срез; ж) отутюжить.
Работа с тестами дает возможность учителю быстро оценить уровень подготовленности ученика к дальнейшей работе; помогает обучающимся лучше разобраться в трудовом задании и побуждает их к активной, продуманной организации работы; и, следовательно, создаются необходимые предпосылки для успешного формирования у детей с интеллектуальной недостаточность умения планировать предстоящую работу.
Список литературы:
1. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М.; Изд-во «Просвещение», 1969. - 152 с.
2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: «Просвещение» 1988. - 224 с.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
© Сиволобова Н.А.*
Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь
В статье автор рассматривает актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания студентов, принципы гражданско-патрио-тического воспитания, его цель, задачи, теоретико-методологические, социально-психологические основы, роль государства в воспитании патриотов; раскрывает психолого-педагогические условия, специфику гражданско-патриотического воспитания студентов.
Социально-политические изменения, происходящие в современном российском обществе, придают особую актуальность гражданско-патрио-тическому воспитанию учащейся молодежи, в частности студентов. Теория формирования гражданственности и патриотизма строится на интеграции продуктивных идей, определяющих цели принципы, содержание и способы воспитания и развития личности. Ведущая роль в этом процессе принадле-
* Доцент кафедры Педагогики и психологии высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент.
жит гражданско-патриотическому воспитанию. Гражданско-патриотическое воспитание понимается как целенаправленный, сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью личности гражданина и патриота по овладению социально-политическим, экономическим, морально-этическим опытом демократических отношений.
Определяя теоретико-методологические, социально-психологические основы гражданско-патриотического воспитания, его цели, сущность, авторы намечают новые подходы в организации процесса формирования граж-данско-патриотического сознания молодежи, освещают важнейшие условия его эффективности, обобщают опыт общеобразовательных учреждений по воспитанию юных граждан, описывают наиболее перспективные формы и методы подготовки учащихся к активной социальной деятельности.
Профессор В.Ю. Троицкий писал: «О патриотизме сегодня говорят люди разных убеждений и в основном - благожелательно: мол, надо воспитывать патриотов, необходимо думать о патриотическом сознании. И все же вопрос о патриотизме остается актуальным. Почему? Ведь мы имеем официально утвержденную программу патриотического воспитания, Концепцию защиты информационной безопасности России, подписанную Президентом в 2000 году, мы можем опереться и на то, что называется традицией. Почему же нам все-таки небесполезно и важно вновь и вновь заботиться о патриотизме? Что заставляет нас вновь и вновь обращаться к теме патриотизма?» [3].
В Правительственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» определяются нравственно-духовные параметры: повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе; упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации; обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание соединяет в себе понятия «гражданин» на когнитивном и нравственно-волевом уровнях и «патриот» на эмоционально-чувственном уровне. Студенты, которые воспитываются в духе гражданско-патриотического воспитания, в первую очередь должны ориентироваться в основных понятиях, касающихся гражданственности и патриотизма, быть активным гражданином своего Отечества, а во вторую - быть патриотом, любить свою Родину, уважать культурные ценности и традиции.
Формирование гражданина и патриота как главная цель воспитания и образования включает в себя две группы задач: те, что помогают морализации личности, развитию ее духовной культуры, и те, что направлены на формирование готовности к выполнению социально значимых функций.
Решение этих задач создает предпосылки для сочетания в облике гражданина социальных и индивидуальных качеств, гармонизации в его жизнедеятельности личных и общественных интересов.
Частные цели гражданско-патриотического воспитания студентов можно классифицировать на три группы: цели формирования гражданского сознания личности - представлений, взглядов, убеждений, идеалов, цели формирования эмоциональной сферы - чувств, переживаний, отношений, цели формирования поведения, отношения и участия в деятельности.
1. Цели формирования гражданского сознания личности - это философ-ско-мировоззренческое самоопределение студента, убежденность в справедливости демократического устройства, истинности демократических и гуманистических ценностей, готовность к социальному и профессиональному самоопределению, национальное самосознание, осознание необходимости заботы об окружающей среде, сохранения и приумножения национальных культурно-исторических ценностей. Это развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в необходимости личной ответственности и дисциплины, торжества закона и порядка, самостоятельность и независимость мышления.
2. Цели формирования эмоциональной сферы гражданина - развитое чувство любви и преданности родине, дому, семье, уверенности в государстве как гаранте соблюдения демократических прав и свобод, чувства ответственности перед государством, долга, достоинства, гражданской чести, социального оптимизма, формирование критической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей, общества.
3. Цели формирования гражданского поведения - это направленность на здоровый образ жизни, культуру досуга, достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротивление злу, подавление асоциальных инстинктов, нацизма, жестокости и вандализма, формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков коммуникативного общения, социальной активности, трудолюбия.
Среди внутренних, психолого-педагогических, закономерностей в наибольшей степени специфику гражданско-патриотического воспитания отражают зависимости уровня развития гражданского сознания студентов от качества экономических, политических, правовых, экологических знаний, достаточности их связей с жизнью, социальной активности, общения, социального оптимизма, характера взаимоотношений личности и коллектива, ее готовности к разумному сочетанию личных и общественных интересов. Выявленные закономерности позволили сформулировать ряд принципов, отражающих специфику гражданско-патриотического воспитания:
- принцип государственности, требующий целенаправленных совместных усилий вуза и общества в развитии и укреплении демократических основ государства, в повышении его благосостояния, уско-
рении процесса интеграции государства в мировое сообщество, повышении его конкурентоспособности на международном уровне;
- принцип относительной независимости гражданского общества, вуза и государства, предполагающий невмешательство его властных структур в повседневную жизнь вуза, соблюдение суверенных прав учащихся, педагогов и учебно-воспитательных учреждений,
- принцип соответствия основ системы образования главным параметрам и жизнедеятельности демократического общества;
- принцип культурологического подхода, что означает необходимость учета в процессе гражданского воспитания мировых культурно-исторических традиций, воспитания экономической, правовой, политической, экологической культуры;
- принцип единства процессов социализации, гражданско-патрио-тического воспитания и образования и развития личности.
Для эффективности гражданско-патриотического воспитания необходимо формировать у студентов гражданскую позицию, сознание и качества. Развитие гармоничной личности - одна из главных функций гражданско-патриотического воспитания, т.к. человек не может быть личностью, если он не является или не считает себя гражданином своего государства. Соответственно, результатом гражданско-патриотического воспитания будет сформированная личность, которой должны быть присущи такие категории, как «гражданское сознание», «гражданская позиция», «гражданские свойства и качества».
Гражданское сознание - это сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близкий людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества. Гражданско-патриотическое воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчуждения личности от институтов власти, изменений приоритетов в пользу образования и культуры.
Гражданская позиция предполагает формирование опыта гражданского действия, позволяющего учащимся реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.
Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и решают вопросы не только вузовской жизни, но и окружающей их социальной среды [1].
Успех в формировании гражданских и патриотических качеств у студентов вузов должен определяться следующими условиями: выделением в дисциплинах и предметах специальных тем, вопросов, проблем, ситуаций,
оказывающих эффективное воздействие на формирование у студентов нравственного и патриотического сознания и поведения; включением каждого студента в активную деятельность по изучению и анализу исторического прошлого Отечества; формированием у студентов умений и навыков, публичного изложения своих взглядов, позиций по вопросам исторического прошлого и современного состояния страны; формированием у студентов во время учебных занятий диалектического мышления, стойких мировоззренческих основ патриотизма; обеспечением комплексного подхода, единства и согласованности действий преподавателей, кафедральных коллективов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию студентов; широким внедрением в практику учебно-воспитательного процесса активных методов и новых информационных технологий обучения студентов; формированием у студентов осознанного и заинтересованного отношения к изучению исторического прошлого страны, современных проблем и тенденций в развитии нашего общества; материальным и моральным стимулированием активной деятельности студентов в учебно-воспитательной деятельности; высокой педагогической культурой преподавателей вуза, личной примерностью всех категорий преподавателей в выполнении своего профессионального и гражданского долга и др.
Непременным условием формирования гражданственности и патриотизма является наличие мотивации у учащихся, осознание роли и необходимости наличия гражданско-патриотической культуры как у себя, так и у других. Следующим условием является личность самого педагога, работающего со студентами. От того, насколько он подготовлен в этой области, насколько ярко ему удается выразить себя, зависит ответная реакция обучающихся, их отношение к данной проблеме. Формирование гражданственности и патриотизма должно происходить в единстве процессов социального воспитания и социального развития личности как субъекта социальной деятельности и субъекта саморазвития, самовоспитания, самореализации в социуме. Результатом этого процесса является обретение личностью гражданской позиции, основанной на высоких идеях и чувствах социальной ответственности, правового, нравственного, национального достоинства, готовности личности к деятельности, соответствующей требованиям общества.
Дальнейшее совершенствование процесса гражданско-патриотического воспитания учащихся во многом зависит от того, насколько удачно преподаватели сумеют в ходе учебных занятий органически соединить программный материал своего предмета с задачами гражданско-патриотического воспитания студентов; от эффективного использования образовательно-воспитательных возможностей, которыми располагают многие формы учебно-воспитательного процесса; от активности и творчества самих учащихся во всех видах и формах гражданско-патриотической работы вуза.
Список литературы:
1. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. - Ставрополь: СГУ, 1997.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
3. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский вестник. -2004. - № 16. - С. 14.
КОНТЕКСТНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ
© Сидоренко И.С.*, Романова О.В.*
Педагогический институт Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
В статье дается характеристика опережающей стратегии развития современного образования в условиях становления информационного общества. Авторами выявлены общие требования к реализации опережающего обучения химии в школе. Предложены способы реализации опережающего подхода на уроках химии.
Современный этап развития общества предъявляет к выпускникам школ требования, которые не лидировали всего лишь несколько десятков лет тому назад - организовать поиск информации, которая необходима для решения поставленной цели, умение самостоятельно планировать свою информационную деятельность, структурирование общения и коммуникаций, инстру-ментирование интеллектуальной деятельности и ряд других умений. Так, сегодняшний школьник, готовый стать членом информационного общества, должен обладать востребованными качествами:
- способность выделить в изучаемой проблеме наиболее важные ее компоненты, их причинно-следственные связи (системность мышления);
- креативные способности, позволяющие представить возможные варианты будущего развития тех или иных процессов на основе ранее выделенных их свойств (образное мышление);
* Магистрант факультета Естествознания.
* Доцент кафедры Методики преподавания биологии, химии и естествознания, кандидат педагогических наук.