Научная статья на тему 'Творчество на уроках технологии и психологический театр'

Творчество на уроках технологии и психологический театр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этапы технологической процедуры / изготовление костюмов / технологические операции / творческая работа / проблемное обучение. / stages of technological procedure / making of suits / technological operations / creative work / problem educating

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Марина Валерьевна

В статье раскрыты творческие подходы к урокам технологии в школе для слабослышащих детей. Представлена технология изготовления костюмов для школьного психологического театра. Определены этапы технологической процедуры метода проектов и проблемного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION ON LESSONS OF TECHNOLOGY AND PSYCHOLOGICAL THEATRE

The article reveals the creative approaches to the school lessons technology for hard of hearing children. The making costumes technology for school psychological theater is presented. The stages of the technological procedure of the project method and problem training are defined.

Текст научной работы на тему «Творчество на уроках технологии и психологический театр»

УДК 372.016:62+159.923

ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Осипова Марина Валерьевна.

г. Искитим, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат №12», учитель технологии первой квалификационной категории, iskitim_12@mail.ru.

Аннотация. В статье раскрыты творческие подходы к урокам технологии в школе для слабослышащих детей. Представлена технология изготовления костюмов для школьного психологического театра. Определены этапы технологической процедуры метода проектов и проблемного обучения.

Ключевые слова: этапы технологической процедуры, изготовление костюмов, технологические операции, творческая работа, проблемное обучение.

CREATION ON LESSONS OF TECHNOLOGY AND PSYCHOLOGICAL THEATRE

Osipova Mariya.

Iskitim, Municipal autonomous general establishment "Correction school-boarding-school №12", a teacher of technology of the first qualifying category, iskitim_12@mail.ru.

Abstract. The article reveals the creative approaches to the school lessons technology for hard of hearing children. The making costumes technology for school psychological theater is presented. The stages of the technological procedure of the project method and problem training are defined.

Key words: stages of technological procedure, making of suits, technological operations, creative work, problem educating.

А.П. Чехов однажды заметил: «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют» [6]. Безусловно, творчество является стимулом, в том числе и для слабослышащих, обучающихся на уроках технологии, особенно при подготовке к спектаклю в школьном психологическом театре.

Трудовое обучение в коррекционной школе не только один из предметов школьного курса, его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающихся трудно переоценить. Целью трудового обучения в специальной (коррекционной) школе является создание условий для получения и развития учащимися знаний и умений в области

трудовой подготовки, повышение уровня познавательной активности, развитие способности учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности, выявление и развитие индивидуальных особенностей, предрасположенностей каждого учащегося к тому или иному виду деятельности (профориентация) [2]. Овладение технологическими операциями у глухих и слабослышащих учащихся происходит более медленно и вариативно, чем у слышащих из-за того, что их общеобразовательная и профессиональная подготовка недостаточна. Кроме того, у них имеются большие затруднения в понимании устной и письменной инструкции [3].

На уроках технологии решается целый ряд задач, но чаще всего ребёнку приходится повторять одну и ту же операцию, тренировать один и тот же навык выполнения стандартного изделия. В этом случае, к сожалению, отходит на второй план творческая составляющая процесса изготовления нового изделия.

Существует мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика работы в коррекционной школе показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и уж конечно, не могут сохранить творческие способности надолго, поэтому творчеству надо обучать.

Стало понятно, что ребёнку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не сможет найти средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Даже при хорошем овладении техническими навыками ребёнок остаётся на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в своё произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт [1].

По этой причине работа над постановкой нового спектакля школьного психологического театра «Музыка души» является для педагогов и детей необходимой составляющей процесса обучения. Важна роль учителя технологии и классного руководителя, которым является автор, в многолетнем совместном творчестве с учениками своего класса, которые активно участвуют в работе над каждым произведением репертуара театра. Это одна из главных частей процесса соуправления учебным процессом.

Необходимо остановиться на этапах соуправления творческого обучения в условиях работы психологического театра. На первом этапе -этапе разработки моделей новых костюмов - у обучающихся отмечается положительное отношение к деятельности, и появляется огромное желание придумать и изготовить сценический костюм своими руками. Они уже знают, кого им предстоит воплотить на сцене, как этот герой должен выглядеть, каков его характер. Конечно, очень велика роль учителя на

этом этапе. Ему приходится крайне аккуратно и тактично отклонять самые невероятные и невозможные для реализации идеи, незаметно предлагать что-то свое так, чтобы ребенок находился в полной уверенности, что это он придумал сам.

Когда эскизы костюмов и реквизита уже утверждены режиссёром, начинается работа по поиску материальных ресурсов, которые в школе всегда очень ограничены. Иногда появляется возможность купить новые ткани и фурнитуру, но чаще всего приходится использовать то, что годами копится в мастерской: остатки тканей от пошива прежних костюмов; вещи, отданные сотрудниками школы или привезённые детьми из дома и т.п. Порой это совсем неожиданные материалы: проволока, картон, фольга, куски обоев и многое другое, с чем на обычных уроках технологии учащиеся не работают. Необходимо применять фантазию и изобретательность, чтобы из листов фольгированного утеплителя сделать головной убор для Железного Дровосека, а из кусочка ткани и проволочки смастерить паучка на шляпу Гингемы. Это и есть практико-ориентированное обучение детей в социально-признаваемой деятельности, где особым образом выстраивается технологическая процедура.

Технологический этап, т.е. непосредственно процесс изготовления изделий уже не кажется детям скучным и монотонным выполнением технологических операций. Они по-прежнему продолжают творить, придумывая новые способы обработки материалов и декорирования. Положительные эмоции вызывает примерка костюмов. Дети эмоционально присоединяются в этом действии к образу своего героя: у них меняются осанка, жесты, походка. Бывает, что эскиз костюма привлекателен, но на примерке выясняется, что юный актёр чувствует себя в нем некомфортно. Это сигнал об эмоциональном несовпадении внешней формы и представляемого ребенком содержания, приводящий совместное творчество к соответствию костюма с внутренними ожиданиями ребенка и образом героя. Вот тут снова должен прийти на помощь учитель, потому что у ребёнка могут опуститься руки и пропасть желание довести это дело до конца. Некоторые костюмы отшиваются довольно быстро, над другими приходится работать долгое время. Самым ценным в этот период становится то, что юные мастера с большим воодушевлением помогают друг другу. Способности у детей разные, но абсолютно все работают на общий результат. Часто старшеклассницы, которые не выступают на сцене сами, с удовольствием помогают сшить костюмы для малышей, чтобы после спектакля гордо сказать: «И мы работали в этой команде!»

Результатом совместного творчества учителей и детей являются костюмы, реквизит и декорации. День премьеры является важным эмоционально ожидаемым событием с точки зрения развития личностной сферы глухих и слабослышащих детей. Эмоциональное ощущение гармонии сродни волшебному ощущению погружения в сказочную реальность с завораживающим зрителей и участников сюжетом.

Обучающиеся обретают иной смысл существования на сцене в образах любимых персонажей, которые разговаривают, поют, танцуют, ссорятся и мирятся, а значит, приобретают опыт межличностного общения. Театр дарит зрителям яркие эмоции, переживания за судьбу героев сменяются настоящим триумфом победы добра над злом. Самым важным является результат этого удивительного действия - созданный своими руками в процессе совместного творчества, труда, мастерства, таланта детей и учителей - спектакль, в котором каждый участник получает огромный заряд энергии и уверенности в своих силах, доброты и любви. Учителя, воспитатели, ребята и их родители, соприкасаясь с удивительным, прекрасным миром театра, совместного действия, уносят в своем сердце чувство эмоциональной близости друг к другу.

Подводя некоторые итоги, хочется сказать, что для учителя технологии участие в подобных проектах - это огромный бесценный опыт творчества, созидания, сотрудничества со своими учениками на совершенно другом уровне. Вот они в действии - проблемное обучение и метод проектов.

Выводы и некоторые результаты проделанной работы:

- собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения;

- легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить;

- положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые «не блещут» знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны;

- при систематическом использовании творческих приемов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения;

- занятия в театре способствуют овладению детьми навыков общения и коллективного творчества, совершенствуют артистические навыки детей, раскрепощают ребенка, развивают сферы чувств, соучастия, сопереживания;

- дети становятся коммуникабельными, активными. Они охотно участвуют в различных творческих фестивалях, конкурсах, смотрах;

- учащиеся выпускных классов выполняют исследовательские работы.

Таким образом, интерес к выполняемой работе способствует компенсации и коррекции отклонений в развитии, побуждает преодолевать возникающие трудности, связанные с осуществлением познавательной деятельности, помогает овладевать знаниями и навыками, приобретать самостоятельно знания и умения, необходимые для получения образования и овладения доступными для глухих и слабослышащих учащихся профессиями [3, 4, 5].

Взрослеют и уходят из школы наши сегодняшние артисты, но на смену им приходят другие, и автор верит, что будет ещё долго гореть свет добра и любви и звучать «Музыка души» в наших сердцах, поскольку это и есть основа гуманной педагогики.

Библиографический список:

1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.

2. Иванова О.Л., Михайлов Е.А., Михайлова Е.А. Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 481-483.

3. Пискун О.Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №15. - С. 188-200.

4. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьёва, Т.В. Розановой и др. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.

5. Психологический театр в современном образовательном пространстве: ассистивная технология сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (их опыта работы МАОУ г. Искитима Новосибирской школы «Коррекционная школа-интернат №12»): учеб-метод. пособие / Т.В. Буркова [и др.]; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед.ун-т. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - 88 с.

6. Чехов: фразы, высказывания, цитаты [Электронный ресурс]. - URL: http:// haharms.ru/rasskazy-chehova-68.html. - (Дата обращения: 20.07.2017.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.