Научная статья на тему 'Зависимость суицидального поведения подростков от системы воспитания'

Зависимость суицидального поведения подростков от системы воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
343
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / СУИЦИД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николаева В. В., Онайбаева З. К.

Неблагоприятный семейный климат является важной детерминантой возникновения суицидального поведения подростков. Главным в преодолении негативного явления выступает формирование адекватной родительской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависимость суицидального поведения подростков от системы воспитания»

Суицидология

дения. Одна из форм работы, позволяющая вырабатывать профилактические меры и внедрять их в практику работы - это расширенные педагогические советы.

Ниже представлена методическая разработка проведения расширенного педагогического совета с привлечением родителей, учащихся и специалистов на тему «Предупреждение насилия и суицида в школьной среде».

Вид работы: расширенный тематический педсовет.

Форма работы: проектная деятельность.

Участники проекта: администрация школы (директор, заместители директора по учебной и воспитательной работе), учителя, классные руководители, психолог и медицинский работник образовательного учреждения, представители родительского комитета, представители ученического коллектива, а также привлечённые специалисты (представитель прокуратуры, представитель из отдела по делам несовершеннолетних и др.).

Цель: выработать систему мер по предупреждению насилия и суицида среди учащихся образовательного учреждения.

План работы:

1. Проблематизация (устное выступление директора школы, заместителей директора с целью постановки проблемы).

2. Конкретизация (выступление специалиста из правоохранительных органов, представителя из отдела по делам несовершеннолетних, представление статистических данных по проблеме на уровне, страны, области, города).

3. «Мозговой штурм» (работа по группам: учителя, как представители методических объединений, родительская общественность, ученики, медицинский работник и психолог).

Задания для групп:

- общее задание - составить кластер, отражающий сущность, причины, последствия насилия и суицида в школьной среде и подготовить устное выступление для публичной защиты проекта;

- индивидуальные задания - схематично изобразить школу и выделить зоны потенциальной опасности; работа с макетом школы по повышению безопасности учащихся; разработать презентацию по видам насилия в образовательной среде.

4. Составление итогового документа, отражающего результаты работы проблемных групп.

Приведём пример профилактических мер, признанных актуальными в условиях одной из средних общеобразовательных школ г. Арзамаса Нижегородской области:

«С целью продуктивного использования в темное время суток камер наружного наблюдения обеспечить ежедневное освещение пришкольной территории.

Продумать дополнительную установку видеокамер в раздевалках (гардеробных).

Провести разъяснительную работу с педагогами по недопущению невнимательного отношения к нуждам и обращениям детей. В случае частого ухода

ребенка с уроков, в связи с жалобами на состояние здоровья, извещать о сложившейся ситуации родителей.

Провести классные часы по теме «Насилие в школе» с обсуждением конкретных примеров насилия, способах защиты от насилия и возможных последствиях проявления насилия в отношении других людей.

Обсудить на классных родительских собраниях тему «Насилие в школе», с целью привлечения внимания к данной проблеме, определения классных проблем и путей их решения. Ввести в систему обсуждение, не замалчивание, проблем насилия для более раннего реагирования и предупреждения его повторения.

Председателям классных родительских комитетов во время классных собраний рекомендовать родителям: исключить обсуждение при детях действий и личность педагогов; провести с детьми беседу о возможных последствиях проявления с их стороны насилия в отношении других людей, о способах защиты от насилия».

5. Включение основных положений разработанного документа в план учебно-воспитательной работы школы.

Выводы.

Эффективная профилактика насилия и суицида в школьной среде возможна только при условии консолидации усилий всех заинтересованных сторон: родителей, учащихся, администрации и педагогического коллектива школы, специалистов социальной и правовой сфер. Практика показывает, что одной из продуктивных форм взаимодействия является проведение расширенных педагогических советов и внедрение результатов их работы в учебно-воспитательный процесс школы.

ЗАВИСИМОСТЬ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

В. В. Николаева, З.К. Онайбаева

Карагандинский ГУ им. Е.А. Букетова, Казахстан E-mail авторов: [email protected]

Неблагоприятный семейный климат является важной де-терминантой возникновения суицидального поведения подростков. Главным в преодолении негативного явления выступает формирование адекватной родительской позиции.

Ключевые слова: система воспитания, суицид

В последние годы во всем мире наблюдается неуклонное увеличение самоубийств. В соответствии с прогнозом ВОЗ в 2020 году приблизительно 1,53 миллиона людей во всем мире погибнут по причине самоубийства, и в 10-20 раз большее их число совершит суицидальные попытки. В среднем, получается одна смерть каждые 20 секунд и одна попытка каж-

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

45

Суицидология

дые 1-2 секунды [5].

Значимо выделить, что существует также тенденция роста подростковых самоубийств. Налицо сформированность кризисной ситуации, которая требует неотлагательного решения. Так в Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана стратегия «Казахстан 2050» глава государства приводит, что одним из глобальных вызовов XXI века является глобальный демографический дисбаланс, который усиливает социальную напряженность по всему миру [1].

Закономерно, что изменения на уровне общества отражаются на микросоциальных группах, в частности, семье. Кризисные явления в функционировании семейно-брачного института - большое число разводов, рост семей, не справляющихся с воспитанием детей, а также неблагополучные семьи (алкоголизм, наркомания, преступность), являются детерминирующим началом возникновения отклоняющегося поведения (суицидов) детей в таких семьях. Также отмечается, что нарушение эмоциональных связей между членами семьи, утрата семейных ценностей, отсутствие «психологического убежища» в семье приводят к тому, что личность испытывает чувство одиночества, ощущение ненужности,

бессмысленности своей жизни [4].

А.Г. Амбрумова считает, что наличие неблагоприятного социального окружения - обычно основная причина, побуждающая подростка к свершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных фактороводним из которых А. Г. Амбрумова выделяет взаимоотношения с родителями. Взаимоотношения зависят от степени понимания родителями своих детей, сопереживания, нормативности отношений [2].

Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания: гипопротекция. Доминирующая гиперпротекция. Потворствующая гиперпротекция. Эмоциональное отвержение. Жестокие взаимоотношения. Повышенная моральная ответственность.

В самом общем виде А.И. Захаровым и А. С. Спиваковской были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся неизменчивыми и непрогностич-ными отмечают А.И. Захаров и А. С. Спиваковская [6].

В качестве рекомендаций психолога родителям С. А. Игумнов рассматривает следующие:

- К любому разговору на тему самоубийства и соответствующим действиям необходимо относиться серьезно и обращать на них внимание.

- Если подросток находится в депрессии (расстройства настроения встречаются у 15% подростков и юношей) не игнорируйте его состояние, не преуменьшайте и не отрицайте, а поддержите его эмоционально и похвалите за недавние успехи. Скажите, что чувства подавленности и тоски обычны для людей с серьезными эмоциональными проблемами, но со временем наступит облегчение.

- Если возникнет впечатление, что подросток готовится к самоубийству, постарайтесь выяснить, есть ли у него конкретный план действий, и чем острее ситуации, тем важнее:

- Обратиться за профессиональной психотерапевтической помощью;

- Постараться добиться от подростка обещания, что не будет действовать под влиянием нахлынувших чувств, не поговорив с вами или по «телефону доверия»;

- Спрятать опасные предметы (таблетки, бритвы, ножи и т.п.), которые могут быть использованы для реализации попытки самоубийства.

Для формирования антисуицидальных установок С. А. Игумнов предлагает:

- Постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями

- Вселять уверенность в свои силы и возможности.

- Внушать оптимизм и надежду.

- Проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием.

- Осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками [3].

Таким образом, в обществе обозначен явный кризис существования семейного института, как важного фактора, оказывающего воздействие в формировании полноценной в духовной и физическом смысле личности. Отклонения в семейных отношениях выступает явным, одним из основных детерминант подростковых самоубийств. Отсюда важно с родительской позиции внимательное, бережное участие в жизни ребенка.Родительская позиция должна отвечать требованиям адекватности, гибкости и прогностично-сти.

Литература:

1. Газета «Казахстанская правда» от 15 декабря 2012 г.

2. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. -182 с.

3. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ. Пособие / Под ред. В.Т. Кондратенко. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 176 с.

4. Каракулова З.Ш. Исследования влияния системы семейного воспитания на принятие суицидального поведения личности. // Наука Казахстана. 1999. - № 2. - 11 п. л.

5. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / Ред. Д. Вассерман; пер. Е. Ройне. - М.: Смысл, 2005. - 310 с.

6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.

46

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.