Научная статья на тему 'Обеспечение социально-психологической безопасности образовательной среды школы посредством профилактики суицидов в период подготовки к егэ'

Обеспечение социально-психологической безопасности образовательной среды школы посредством профилактики суицидов в период подготовки к егэ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1055
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУИЦИД / ПРОФИЛАКТИКА / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SECURITY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SECURITY / SUICIDE / PREVENTIVE MEASURES / STATE EXAMINATION / SUICIDAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна, Терещенко Анна Григорьевна

Статья посвящена проблеме обеспечения социально-психологической безопасности в школе в период подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ часто становится причиной нарушения психологической безопасности для старшеклассников, поскольку процедура ЕГЭ является мощным фактором ослабления связей и тяжелых разногласий между личностью школьника и окружающей средой. Психология такого влияния среды вызывает предпосылки к самоубийству. Во всем мире ЕГЭ служит детонатором суицидального поведения в переходный, критически сложный возрастной период жизни школьника. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии, социальной педагогики и социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF SCHOOL LEARNING ENVIRONMENT WITH THE MEANS OF PREVENTING SUICIDES DURING PREPARATION FOR STATE EXAMINATIONS

The article is dedicated to the problem of ensuring social and psychological security at school during preparation for state examinations. State examinations are often the reason for violation of psychological security of high school students since the examination procedure is a strong factor of weakening connections and serious disagreement between student’s personality and environment. The psychology of such environment influence causes high probability of suicides. All over the world state examinations are a trigger of suicidal behavior during such a transitional, crucial and difficult period in a student’s life. The article will be interesting for specialists in various branches of psychology, social pedagogy and social work.

Текст научной работы на тему «Обеспечение социально-психологической безопасности образовательной среды школы посредством профилактики суицидов в период подготовки к егэ»

УДК 373

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ

ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

И.С. Бубнова, А.Г. Терещенко

Аннотация. Статья посвящена проблеме обеспечения социально-психологической безопасности в школе в период подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ часто становится причиной нарушения психологической безопасности для старшеклассников, поскольку процедура ЕГЭ является мощным фактором ослабления связей и тяжелых разногласий между личностью школьника и окружающей средой. Психология такого влияния среды вызывает предпосылки к самоубийству. Во всем мире ЕГЭ служит детонатором суицидального поведения в переходный, критически сложный возрастной период жизни школьника. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии, социальной педагогики и социальной работы.

Ключевые слова: безопасность, социально-психологическая безопасность, суицид, профилактика, единый государственный экзамен, суицидальное поведение.

ENSURING SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF SCHOOL

LEARNING ENVIRONMENT WITH THE MEANS OF PREVENTING

SUICIDES DURING PREPARATION FOR STATE EXAMINATIONS

I. Bubnova, А. Tereshchenko

Abstract. The article is dedicated to the problem of ensuring social and psychological security at school during preparation for state examinations. State examinations are often the reason for violation of psychological security of high school students since the examination procedure is a strong factor of weakening connections and serious disagreement between student's personality and environment. The psychology of such environment influence causes high probability of suicides. All over the world state examinations are a trigger of suicidal behavior during such a transitional, crucial and difficult period in a student's life. The article will be interesting for specialists in various branches of psychology, social pedagogy and social work.

Keywords: security, social and psychological security, suicide, preventive measures, state examination, suicidal behavior.

Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни тем более государство. Проблема социально-

психологической безопасности образовательной среды является весьма значимой и актуальной на сегодняшний день. Под безопасностью принято понимать такое состояние образовательной среды, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии субъектов образовательного процесса, состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, физическому и душевному благополучию [10].

К сожалению, во многих образовательных учреждениях учащиеся и педагоги нередко сталкиваются с проявлениями унижения, насилия, эмоционального дискомфорта [11]. Неэффективное взаимодействие педагога с детьми часто становится источником психологической угрозы. На психику ребенка разрушительно действуют: умственные, эмоциональные, физические перегрузки; погоня

за отличными отметками; нервозность учебной обстановки; несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; недостаточная психологическая компетентность педагогов и, конечно же, ЕГЭ [1].

Процедура ЕГЭ является мощным фактором ослабления связей и тяжелых разногласий между личностью школьника и окружающей средой. Психология такого влияния среды вызывает предпосылки к аномическому (аномия -отсутствие закона, организации) самоубийству. Во всем мире ЕГЭ служит детонатором суицидального поведения в переходный, критически сложный возрастной период жизни школьника.

ЕГЭ является своеобразной проверкой знаний и суицидоопасной ситуацией, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психолого-педагогическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик,

способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ.

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема поддержки школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий; формирование социально-психологической безопасной среды в школе, предусматривающей создание стабильной благоприятной атмосферы; уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Суицидальный риск проведения ЕГЭ проистекает от атмосферы, складывающейся в старших классах школы. Ученики в 11-м классе не учатся - их натаскивают на прохождение экзамена; педагоги тоже находятся в этой стрессовой ситуации. В профилактике связанной со сдачей ЕГЭ суицидальной опасности главная роль принадлежит семье и педагогам [9].

Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования. Суицид - это не только индивидуальная поведенческая реакция, она обусловлена психологическими и

патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах [3].

Суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации

личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти другого выхода из сложившейся ситуации.

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. К внутренним формам принято относить: антивитальные представления (т.е. размышления об отсутствии ценности жизни); пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на

самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т.д.); суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей); суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве) [2].

К внешним формам суицидального поведения относятся: суицидальные высказывания; суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью); завершенный суицид [2].

Анализ форм суицидального поведения способствует более глубокому пониманию его динамики.

Существует три основных условия (элемента), при совпадении которых во времени появляется возможность реализации намерения к самоубийству (или готовность к нему) - это: наличие искажений или хотя бы выраженных особенностей в переживания человеком бурных, душевных кратковременных волнений, эмоций (например, гнев, ужас и т. п.); низкий или хотя бы неполноценный уровень социализации - усвоения человеком определенной системы знании, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества (например, воспитание); наличие конфликта, вызывающего у человека мысли о самоубийстве (например, семейный или школьный конфликт) [5].

Наиболее предрасположенными к самоубийству считаются тревожные и чрезмерно чувствительные люди [4]. В процессе созревания мыслей о суициде у них часто развивается триада заторможенности: мыслительная, деятельная и эмоциональная [6].

ЕГЭ, как и любой другой экзамен, становится причиной нарушения психологической безопасности не только для подростка, но и для взрослого человека [7]. Проблема заключается в том, как человек воспринимает этот отрезок своей жизни и переносит стресс. Нельзя дать однозначного ответа, влияют ли экзамены на психику подростка или нет, так как не накоплено достаточно опыта, а проводимые исследования показывают только эмоциональное состояние старшего школьника. В связи со сдачей экзаменов на старшего школьника ложится огромный груз ответственности, который дополняется родительскими упреками. Период сдачи экзаменов во многих семьях переносится очень нервно и эмоционально, и порой непонятно, кто переживает больше: ребенок или родитель. Подростка постоянно пугают, дергают, ставят условия. Естественно, очень сложно избавиться от переживаний, но родителям нужно не приумножать трудности своего ребенка, а помочь справиться с уже имеющимися трудностями.

Родители должны быть знакомы со всей системой сдачи экзаменов, помогать советами и поддерживать своего ребенка. Могут быть использованы различные приемы и технологии обеспечения психологической безопасности личности [8]. В целом, родители должны адекватно и трезво оценивать ситуацию и выстраивать свое поведение в соответствии с принципом безопасности [10].

Итак, суицидальное поведение не возникает беспричинно; у каждого суицидента есть своя предыстория. Причиной суицидального поведения не может стать только одна конкретная конфликтная ситуация или стресс перед сдачей экзамена, причиной служит совокупность факторов, которые нарастают как «снежный ком», и человеку кажется, что он не в силах с ними справиться.

Анализ литературы позволяет к числу факторов суицидального поведения у обучающихся старших классов отнести: депрессию, включающую сильные переживания беспомощности и безнадежности, переживания, связанные со сдачей ЕГЭ, жизненные обстоятельства, порождающие напряжение.

Настоящим исследованием были охвачены обучающиеся 11 класса в возрасте 17 - 18 лет. Для определения склонностей к суицидальному поведению была применена методика «Незаконченные предложения». Проведение данной методики позволило сделать следующие выводы: 30% опрошенных респондентов продемонстрировали склонность к

суицидальному поведению. Такие

старшеклассники проявляют фрустрацию, агрессию по отношению к коллективу, придерживаются пессимистической оценки настоящего и будущего, показывают отсутствие надежд на перемены к лучшему, высказывают суицидальные мысли; такие респонденты отличаются ригидностью, выраженным комплексом неполноценности: винят себя за все происходящее, испытывают к себе ненависть и отвращение, стыдятся себя как личность.

У 70% опрошенных респондентов склонность к суицидальному поведению не выявлена, они отличаются целеустремленностью,

жизнерадостностью, стрессоустойчивостью, хорошо справляются с трудностями.

Проведение методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова позволило сформулировать следующие выводы. Так, у 20% старшеклассников депрессия отсутствует, либо незначительна. 40% опрошенных старшеклассников показали наличие минимальной депрессии, т.е. приходящее состояние похожее на депрессию, которое

возникает в рамках нормального психического функционирования.

30% опрошенных старшеклассников продемонстрировали глубокую депрессию, что находит выражении в сниженном настроении, постоянной грусти, тоске, апатии, страхе, чувстве потерянности, раздражительности, потере интереса в повседневных занятиях. Тяжелое депрессивное состояние опасно суицидальной направленностью, как следствием глубокого самоанализа, самобичевания, низкой самооценки.

Проведение опросника суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) показало, что 40% опрошенных респондентов обладают антисуицидальным фактором, им свойственно глубокое понимание чувства ответственности за близких, за свою жизнь, чувство долга, сформированное представление о греховности самоубийства, его антиэстетичности, боязнь боли и физических страданий.

У 20% старшеклассников была выявлена отрицательная концепция собственной личности, им свойственно наличие представлений о своей несостоятельности, некомпетентности,

ненужности, «выключенности» из мира. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - «Я плох».

У 30% опрошенных респондентов был выявлена отрицательная концепция

окружающего мира, т.е. восприятие мира как враждебного, не соответствующего

представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции, формула внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».

10% опрошенных респондентов

продемонстрировали инфантильный

максимализм ценностных установок.

Таким образом, выявление склонностей к суицидальному поведению, уровень депрессии, факторов суицидального риска и факторов защиты необходимо для разработки программы профилактики суицида и создания социально-психологической безопасной среды в образовательном учреждении в период сдачи ЕГЭ.

Проведенное исследование показало, что факторами, предрасполагающими к совершению суицида, выступают несостоятельность, инфантильный максимализм, социальный пессимизм.

При соотнесении результатов проведенных методик, была выявлена взаимосвязь суицидальных факторов с наличием депрессии. У

старшеклассников с выявленными

антисуицидальными факторами (факторами защиты) депрессия отсутствует, либо незначительна. У старшеклассников с выявленной умеренной депрессией было диагностировано наличие таких факторов суицидального риска, как социальный инфантилизм и социальный пессимизм. У старшеклассников с глубокой депрессией характерно наличие всех факторов суицидального риска.

Исследование, проведенное в данной работе, показало чрезвычайную важность работы со старшеклассниками в период подготовки к сдаче ЕГЭ, направленной на формирование безопасной среды в образовательном учреждении посредством профилактики суицидального поведения.

Суицидогенные факторы современного социума столь многочисленны и разнообразны, что их невозможно преодолеть усилиями лишь одной отдельно взятой службы. Главная задача состоит в том, чтобы научиться их предупреждать. Педагоги и классные руководители часто оказываются в сложных ситуациях: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Отсюда вытекает ещё одна из главных задач, которую предстоит решать - это социально-педагогическое просвещение учителей и родителей по профилактике суицидального поведения в период подготовки к сдаче ЕГЭ. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за поведение детей, установление доверительных отношений с детьми помогут быстро воздействовать на поведение старшеклассников.

Эффективность реализации мероприятий по обеспечению социально-психологической

безопасности в школе в период сдачи Единого Государственного Экзамена будут оптимальны, если знать жизненные планы и интересы, уровень притязаний и самооценки; способность к

сознательной саморегуляции поведения старшеклассников. Внедрение программы профилактики суицидального поведения у учащихся старших классов в период сдачи Единого Государственного Экзамена способствует: оптимизации учебной

деятельности; оптимизации процесса адаптации к дальнейшей жизни; раскрытию

интеллектуального и личностного потенциала учащегося, поддержке его психического здоровья; повышению организационной культуры старшеклассника.

Разработанная нами программа профилактики суицидального поведения была направлена на уменьшение депрессии и выработку антисуицидальных факторов.

Апробация программы доказала ее эффективность. Так, на контрольном этапе мы получили следующие результаты: у 80% опрошенных респондентов были сформированы атисуицидальные факторы.

Специфика организации профилактической работы со старшеклассниками в период подготовки к ЕГЭ заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.

Результаты, полученные на контрольном этапе исследования, после реализации профилактических мероприятий, показали, что 100% опрошенных респондентов не имеют склонности к суицидальному поведению. В целом, сравнив результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах исследования, правомерно говорить о эффективности комплекса мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения среди старшеклассников в период подготовки к сдачи к ЕГЭ и, как следствие, обеспечению социально-психологической

безопасности среды образовательного учреждения.

Литература:

1. Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г. Амбрумова. - М., 1978. - 66 с.

2. Бердяев Н.А. Самоубийствие (Психологический этюд) / Н.А. Бердяев // Психологический журнал. - Том 13. - № 2. - 1992. - С. 96-106.

3. Бойко О.В. Социальная аксиология суицида / О.В. Бойко // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 3. - С. 25-32.

4. Бубнова И.С. К вопросу о социально-педагогической виктимности современных подростков

/ И.С. Бубнова // ГлаголЪ правосудия. - 2016. - № 2(12). - С. 21-27.

5. Венер И. Психопатология развития детского и подросткового возраста / И. Венер. - СПб.: Прайм. -ЕВРОЗНАК, 2004. - 384 с.

6. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов / А.Н. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - № 2. - С. 25-32.

7. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков / М.В. Горска // Вестник психосоциальной работы. - 2007. - № 1. - С. 15-16.

8. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения: Методические рекомендации для студентов по спецкурсу Суицидология / Д.С. Исаев. - Самара. -2000. - 121с.

9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М., 2001. - 237 с.

10. Попов Е.Б. Технология работы с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию / Е.Б. Попов. - СПб.: Изд-во «Полиус», 2012. - С. 67.

11. Терещенко А.Г. Безопасность

образовательной среды как основа социально-педагогической деятельности с личностью учащегося, оказавшегося в трудной школьной ситуации / А.Г. Терещенко // Социально-педагогическое

сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: Материалы международной н-практ. конференции. - Иркутск: изд-во «Иркут», 2016. -С. 192-202.

Сведения об авторах:

Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», email: irinaz-bubnova@yandex.ru

Терещенко Анна Григорьевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Иркутский институт (ф) ВГУЮ (РПА Министерства юстиции РФ), e-mail: 79025119540@yandex.ru

Data about the authors:

I. Bubnova (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk State University, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

А. Tereshchenko (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk Institute (f) UGUU (RPA of the Ministry of justice of the Russian Federation), e-mail: 79025119540@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.