УДК 616.89-008.441.44
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Черепанова Мария Ивановна,
доцент кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий, кандидат педагогических наук, доцент Эбелинг Эвелина Олеговна,
аспирант кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий
Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия cher_67@mail. ru, eva-ebeling@yandex. ru
Статья посвящена проблемам распространения и воспроизводства суицидального риска среди молодежи Алтайского края. Авторы определяют социальные условия и факторы, обуславливающие рост суицидального поведения молодежи. Кроме того, авторы описывают основные тенденции рискового суицидального поведения. Статья может представлять интерес для специалистов в области социологии риска и социологии девиаций.
Ключевые слова: суицидальный риск; воспроизводство риска; общество риска; социальные рисковые практики; социальная среда риска.
THE BASIC TENDENCY OF SUICIDAL BEHAVIOUR YOUTH OF ALTAI REGION
Maria Cherepanova, candidate for Education sciences, associate professor at Department of Psychology and Psy-Communications
Evelina Ebeling,
post-graduate student at Department of Psychology and Psy-Communications
Altai state university, Barnaul, Russia cher_67@mail. ru, eva-ebeling@yandex. ru
The article is devoted to the problems of reproduction suicidal risk of youth population in society of Altai region. The authors define social conditions and factors of increasing suicidal behaviour. Also they describes the basic tendency of suicidal risk youth of Altai region It can be interesting of use for sociology of risk and sociology of deviations.
Keywords: suicidal risk; reproduction of risk; society of risk; social-risk practice; social surroundings of risk; social transformation.
Анализ современных тенденций самоубийств во всем мире, по мнению ученых, позволяет говорить о явлении реювенации суицидов. В России смертность подростков 12-14 лет от неестественных причин, куда относятся и суициды, составляла в 2010 году 33,3%, то есть привела к уходу из жизни каждого третьего подростка. В том числе 13% подростков покончили с собой. Молодежь наиболее уязвима в суицидогенном отношении. На возраст от 18 до 29 лет приходится один из самых высоких пиков в суицидальной активности в России («пик молодости») [1].
Алтайский край по данным Г оскометата входит в число регионов, где в два и более раза преодолен критический рубеж суицидов - 20 на 100000 тыс. населения. Так, например, в 2005 году уровень суицидов составил 43,8; в 2006 году-45,6; в 2007 году -42,5; в 2008-41,8; в 2009 -41,7. В некоторых районах Алтайского края, число суицидов составляет от 40 до 50 на 100 тыс. населения [2]. В возрастной структуре завершенных суицидов, а также суицидальных попыток, суициды молодежи занимают значительное место.
В Алтайском крае оценка рисков суицидального поведения молодежи изучалась в процессе исследований: «Социально-психологические
детерминанты суицидального поведения студенческой молодежи»,
проведенного в апреле-июне 2010г. (п=276) и «Риск суицидального поведения учащихся общеобразовательных школ», проведенного в мае-сентябре 2010г. (п=1194).
Основными элементами суицидального поведения личности являются: социально-ситуационные и личностные факторы, социально-психологическая дезадаптация, как следствие конфликтов с окружающим миром, крах ценностных установок, мотивационная готовность, которая нередко формируется на фоне каких либо провоцирующих предрасполагающих внешних факторов и ведущих к предсуициду и суициду.
Одним из показателей мотивационной готовности молодежи к суицидальному поведению является принятие данной поведенческой стратегии для решения жизненно важных проблем, как способа выхода из ситуации жизненного тупика. На рис. 1 показаны варианты ответов респондентов на вопрос «Как вы считаете, можно ли с помощью лишения себя жизни, решить важные для себя проблемы?»
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
учащиеся школ студенческая молодежь
Рис. 1. Готовность молодежи принять суицид как средство решения
жизненных проблем.
Так по результатам исследований представленных на диаграмме 10% учащихся школ считают, что человек, с помощью суицида может решить свои важные проблемы; 7% учащихся затруднились с ответом или выбрали другой вариант, что может свидетельствовать об отсутствии четких поведенческих установок в отношении данного вопроса. При наличии определенных социально-ситуационных факторов, приводящих к дезадаптации, данная группа учащихся может войти в группу риска суицидального поведения. Среди студенческой молодежи 14% респондентов толерантно относятся к возможности суицида, а 13 % респондентов не имеют четких ориентиров в решении данного важного вопроса.
Наиболее суицидоопасным среди учащихся школ определен возраст - 16 лет - 5% учащихся, среди студентов вузов - 19 лет - 10% респондентов согласились с утверждением о применении суицида для решения проблем. Суицидальный риск преобладает среди городской молодежи, как школьников так и студентов (5% и 8% соответственно), что меньше, чем среди селян - 4 % -школьники и 5% студенческая молодежь. Достоверных различий по полу не выявлено.
ценность жизни
1% -^Ч°'.2(^0,70%
■ 10 баллов
5%
ж 5% ■ 9баллов
■ 8 баллов
9% ■ 7 баллов
48% ■ 6 баллов
12% ■ 5 баллов
■ 4 балла
■ 3 балла
■ 2 балла
■ 1 балл
Рис. 2. Определение молодежью ценности своей жизни.
Важным показателем степени готовности к суицидальному поведению молодежи является ценностное отношение к жизни, собственному здоровью, так как оно влияет на формирование самосохранительных стратегий поведения молодежи. Высокая витальная ценность является антисуицидальным фактором. По мнению некоторых ученых, ценность жизни, здоровья в периоды социально-экономических кризисов и потрясений значительно понижается, а число людей, считающих, что ради достижения целей можно пренебречь здоровьем, увеличивается, как и число людей, живущих «одним днем» [3]. На вопрос о ценности собственной жизни самую высокую оценку 10 баллов поставили себе 48% опрошенной молодежи; на 5 и менее баллов (по десятибалльной шкале) оценили свою жизнь 13% молодежи, которая может быть отнесена к группе с высоким уровнем суицидального риска, способная реализовать аутоагрессивные паттерны поведения. Так, например 35% школьников отметили, что «терпеть боль назло другим даже приятно», а 10% согласились с утверждением «иногда мне так и хочется сделать себе больно».
Ценность здоровья
Рис. 3. Оценка молодежью ценности своего здоровья.
Здоровье не является актуальной ценностью для молодежи - около 60% респондентов не считает его максимально важным, что возможно объясняется возрастными особенностми. С другой стороны, лишь 13 % учащихся школ оценили свое здоровье как очень хорошее, 3% как крайне плохое. Реальное отношение к здоровью большинства россиян, в том числе молодежи традиционно определяется укоренившемся на Руси представлением о низкой ценности человеческой жизни и проявляется в распространении таких вредных привычек как курение, употребление алкоголя, разрушающих здоровье и жизнь человека. Связь суицидального риска с уровнем употребление алкоголя очевидна и многократно доказана [4]. По данным исследований в Алтайском крае среди учащихся школ 12 % употребляют алкоголь несколько раз в месяц, несколько раз в неделю - 4%, ежедневно - 1%. Среди опрошенной молодежи 5% респондентов считают, что курение, алкоголь, наркотики облегчают жизнь, позволяют проще взглянуть на мир, избавиться от проблем. Оценки употребления алкоголя студенческой молодежью еще более пессимистичны -несколько раз в месяц принимают алкоголь - 15 %, несколько раз в неделю -6%, ежедневно - 3%. По оценкам российских судмедэкспертов, алкоголь присутствует в крови примерно у 60% всех обследуемых самоубийц, при этом содержание алкоголя соответствует средней и сильной степени опьянения. Около 7% опрошенной нами студенческой молодежи используют алкоголь для решения жизненных проблем. Таким образом, данные группы молодежи могут быть отнесены к группе с высоким уровнем суицидального риска.
Удовлетворенность различными аспектами жизнедеятельности молодежи является важным показателем, связанным с их социально-психологическим самочувствием и настроением. Выделение социально-психологических факторов суицидальных рисков молодежи связано с тем, что субъективное мироощущение, удовлетворенность жизнью, стрессы, депрессии, то есть психическое и социальное самочувствие могут приводить современного
молодого человека к анормативному поведению, включая добровольный уход из жизни.
Таблица
Удовлетворенность молодежи разными аспектами своей
жизнедеятельности
Виды удовлетворенности Низкий уровень удовлетворенности
Школьники Студенческая молодежь
Собой 16% 16%
Внешним видом 10% 11%
Здоровьем 14% 20%
Материальным положением 14% 35%
Поддержкой семьи в трудной ситуации 9% 11%
Взаимоотношением с любимым(ой) 14% 20%
Ощущением своей значимости 9% 10%
Возможностью получения образования 7% 5%
Своей жизнью в целом 6% 5%
По данным исследования наибольший вклад в суицидальный риск молодежи вносят: удовлетворенность материальным положением (р=0,004); удовлетворенность своей жизнью в целом (р=0,001); удовлетворенность своим здоровьем (р=0,021); удовлетворенность поддержкой семьи в трудной ситуации (р=0,001). Проблемы, связанные с материальным положением актуализируются в студенческом возрасте, по сравнению с учащимися школ и поэтому снижается удовлетворенность данным статусом. Возможно, высокий уровень притязаний молодежи в данном аспекте сталкивается с недостаточными возможностями по его реализации - молодежная безработица, отсутствие опыта и навыков профессиональной деятельности, конкуренция,
дискриминация молодежи на рынке труда, низкая востребованность обществом высококвалифицированных молодых специалистов, несоответствие получаемого образования и желаемой работы.
Студенты больше, чем учащиеся школ не удовлетворены своим здоровьем, а также взаимоотношениями с любимым человеком. Современные суицидологи относят студенчество к одной из групп суицидального риска [5]. Это объясняется достаточно высоким и длительным психоэмоциональным напряжением в связи с учебной, возможно одновременно и профессиональной деятельностью. Данный возрастной этап жизни личности характеризуется также нарушением режима труда и отдыха, напряженным поиском своего профессионального и личностного призвания, интенсивностью любовных и других межличностных отношений. Таким образом, низкая удовлетворенность молодежи основными сферами жизнедеятельности способствует формированию у них социального пессимизма, значительно нарушает адаптационные резервы личности в социуме. Социальный пессимизм способствует формированию отрицательной концепции окружающего мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с социумом. Невозможность удовлетворения насущных потребностей приводит молодых людей к депривации и самодеструктивным действиям. Суицидогенность увеличивается резкой актуализацией в данном возрасте потребности в достижениях, культивируемой развитым обществом. Таким образом, от 6% до 16% учащихся школ и от 5% до 35% студентов можно отнести в группу с разным уровнем суицидального риска.
Значительное влияние на риск суицидального поведения молодежи оказывает такой фактор как - самоотношение, самооценка, «Я-образ», «Я-концепция». Отрицательная концепция собственной личности способствует представлениям о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. У молодежи определялись такие компоненты
данного фактора как, «удовлетворенность самим собой», «уверенность в себе», «ощущение себя хозяином собственной жизни», «удовлетворенность ощущением собственной значимости», «ощущение себя творцом будущего» и др. На вопрос об удовлетворенности самим собой отрицательно ответили 16% молодежи и 11% учащихся. Ощущение своей значимости, чувство собственного достоинства является важным резервом личности молодого человека, особенно в трудной жизненной ситуации. На момент обследования в разной степени не ощущают своей значимости, важности и нужности другим людям 38% опрошенной молодежи. Согласно социопсихологическим теориям самоубийства объясняются в терминах «социальной идентичности». Когда значимые для личности элементы «Я-концепции» подвергаются угрозе, самоубийство становится с одной стороны, единственным выходом из сложившейся жизненной ситуации, а с другой символическим знаком того, что «Я-концепция» разрушается [6]. Не считают себя творцами своего будущего треть опрошенной молодежи, однако они надеются, что самое интересное, что их ждет, это будущее. Таким образом, направленность в будущее соотносится у молодежи с недостаточной личностной активностью по его реализации.
Одним из существенных, решающих факторов суицидального риска является семья, значимое социальное окружение. По результатам исследований в большей степени влияют на рост суицидов такие компоненты данного фактора как - «жестокое обращение родителей» (р=0.001); «высокие требования родителей» (р=0.05); «положение обузы в семье» (р=0.001); «чувство вины перед родителями» (р=0.008); «частота употребления алкоголя в семье» (р=0.02); «наличие друзей совершавших попытки суицида» (р=0.01); «неразделенная любовь» (р=0.08).
Рис. 4. Стратегии родительского воспитания у молодежи с разным уровнем суицидального риска.
По результатам исследований представленных на рис. 4 негативные стратегии родительского воспитания вносят значительный вклад в усиление суицидальных рисков молодежи, как учащихся школ, так и студентов. Антисуицидальным факторами для молодежи являются - любовь, уважение родителей, принятие своих детей такими, какие они есть, отношение к ним как к равным партнерам по общению, достаточное и необходимое внимание. Наиболее опасными в суицидогенном отношении, являются жесткие и ригидные варианты родительского отношения, такие как - мелочный контроль и запреты - отметили 35% респондентов, навязчивое ожидание больших успехов - 24%, повышенная гиперопека, желание все сделать за ребенка, оградить от всех опасностей, лишение ответственности за себя и свою жизнь -указали 20% молодых людей, недостаток внимания и заботы к делам, интересам и тревогам молодежи - согласились 18% обследуемых. Таким образом, одним из стимулирующих условий формирования суицидальной мотивации личности молодого человека, является семейное неблагополучие, а
именно неспособность семьи выполнить социализирующую функцию. Там, где внутрисемейные или, прежде всего родительско-детские отношения характеризуются как теплые, доверительные или нормальные, в нашем исследовании это для учащихся школ (95%) и для студентов (93%), субъективная приемлемость суицидального поведения намного ниже средних значений. В семьях, где доминируют дисфункциональные отношения, царит эмоциональная холодность или систематически возникают конфликты, эти показатели резко повышаются. Выявлено среди учащихся школ 15% опасных в суицидогенном смысле семей, 17% среди семей студенческой молодежи. Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания человека, и чем он моложе, чем выше степень его семейной интеграции, тем в большей мере своим суицидом он «полемизирует» с семьей.
Молодежные самоубийства часто провоцируются пьянством «значимых других» и в первую очередь родителей. Анализ ответов учащихся выявил следующие показатели, часто принимает алкоголь 3% матерей опрошенных и 15% отцов или отчимов респондентов. Среди студенческой молодежи - 2% матерей и 18% отцов систематически принимают алкоголь.
Социально-психологическая напряженность является следствием не только семейных и бытовых проблем в жизни современного молодого человека, но и усиливается целым рядом специфических факторов: неуверенностью в будущем, усталостью, напряженностью, страхами и др. Социологические исследования показали, что в числе наиболее сильных факторов страха оказались: страх перед будущим у 15% учащихся школ и 18% студентов и страх не поступить в ВУЗ у 30% опрошенных школьников. Наиболее показательные оценки стрессов современной молодежи представлены на рис. 5.
Рис. 5. Оценки стрессов современной молодежи.
На вопрос о разводе родителей 20% опрошенной молодежи пережили этот негативный опыт. Большинство исследователей подчеркивают «абсолютное и устойчивое» суицидогенное влияние разводов, которые приводят к изменению у подростков и молодежи образцов социальной интеракции, разрушают регулятивные и интегративные механизмы [7].
Негативные переживания, связанные с любовными проблемами являются наиболее частыми причинами как демонстративных, так и законченных суицидов среди молодежи. Так, в группе студентов только четверть молодых людей удовлетворена данной сферой человеческих взаимоотношений. Значительная часть молодежи страдает от неразделенной любви, испытали разрыв с любимым человеком в недавнем прошлом. Известно, что по силе стрессового воздействия потеря любимого человека стоит на втором месте после потери близкого и при сочетании с определенными характерологическими особенностями может способствовать суициду. Положительно ответили на вопрос о готовности любить другого человека 50%
опрошенных респондентов, из них 25% молодежи имеет эгоцентрическую направленность в области межличностных и любовных отношений.
Психическое напряжение, стрессы снижают адаптационные резервы личности, и способствует усилению эмоциональной неустойчивости молодого человека. Так, на вопрос «Считаете ли Вы себя уравновешенным человеком?» ответили отрицательно четверть опрошенных школьников и 27% студентов. Склонность к импульсивности, готовности к рискованным решениям и действиям была выявлена у 31% школьников и 23 % студентов, при этом 20% всей опрошенной молодежи не выразила полного согласия с утверждением, что «будет бороться за свою жизнь в любой ситуации, чего бы ей этого не стоило».
В процессе оценки суицидальных рисков у молодежи Алтайского края был выявлен типичный психологический портрет респондента, который включил такие качества, как общительные-73%; жизнерадостные-55%; добрые-43%; эмоциональные-35%; целеустремленные- 35%; импульсивные-24%; трудолюбивые-16%; агрессивные-13%; равнодушные-8%; ранимые-6%; замкнутые-3%.
Такие характерологические особенности, как импульсивность, агрессивность, равнодушие, ранимость, замкнутость чаще всего является психологической основой для суицидального поведения.
Молодежь оценила, как представители их поколения чаще всего реагируют на стрессовые ситуации и преобладающие стратегии по результатам исследования представлены на рис 6.
Рис. 6. Стратегии поведения молодежи в стрессовых ситуациях.
Явно выраженная суицидальная стратегия поведения в стрессовой ситуации выявлена только у 10% молодежи. Несмотря на это, такие реакции на стресс, представленные у значительной части молодежи, как - «необдуманные поступки», «все принимают близко к сердцу», «легко выходят из себя», «замкнутость, апатия», «агрессия к другим» в определенных ситуациях могут служить условиями для стимулирования и провокации суицидального поведения. Например, агрессия к другим в случае инверсии может быть направлена на самого субъекта. Выраженная апатия, замкнутость могут быть проявлением депрессии, а она, как известно, является предшественницей суицида. Таким образом, у молодежи существует скрытый потенциал суицидального риска. Эта тенденция подтверждается и ответами молодежи о том, что у 34% их друзей, знакомых, не участвующих в опросе, были не только суицидальные мысли, но и попытки нанести вред себе и своему здоровью. Другими словами, реальная полученная оценка суицидального риска у 10% школьников и 14% студентов в потенциальном отношении может быть утроена.
Достаточно значимым фактором в поведенческих реакциях на стресс является выбор молодежью определенных копинг-стратегий, так как они определяют эффективность выхода из трудных жизненных ситуаций и тупиков, а также способны минимизировать суицидальные реакции или способствовать им.
Рис. 7. Копинг-стратегии молодежи с разным уровнем суицидального риска.
По результатам исследования как представлено на рис. 7 у молодежи с низким уровнем суицидального риска преобладают такие позитивные стратегии выхода из кризиса, как обращение к семье, близким; любимому человеку, а также активные стратегии, такие как спорт и занятие хобби. С другой стороны, у молодежи с высоким уровнем суицидального риска чаще встречается одиночество, как способ решения проблем, а также обращение к аддиктивным стратегиям, таким как курение и алкоголь, встречающихся у данной молодежи в 2 раза чаще, чем у благополучной.
Антисуицидальным фактором среди всего населения, в том числе и молодежи, является позитивное отношение к религии, отношение к явлению суицида как к греху. Так, среди опрошенной молодежи выявлено 20%
неверующих, столько же представителей молодежи не согласны с утверждением, что «добровольное лишение себя жизни - это грех». Таким образом, вера как антисуицидальный фактор способствует профилактики самоубийств среди молодежи.
В заключении необходимо заметить, что анализ результатов социологических исследований позволяет говорить о том, что современные социальные условия и факторы способствуют у значительной части молодежи Алтайского края формированию состояния безнормативности, социального пессимизма и являются социальной средой для рискованного суицидального поведения. Наиболее опасными тенденциями в суицидогенном смысле являются: мотивация молодежи принять суицид, как стратегию решения жизненных проблем; недостаточная ценность собственной жизни и здоровья; неудовлетворенность разными аспектами жизнедеятельности; дезадаптивные стратегии родительского воспитания; большое количество стрессов и переживаний; неэффективные копинг-стратегии. Антисуицидальными факторами, способствующими профилактике суицидальных намерений молодежи являются: формирование ценностного отношения к своей жизни и здоровью, как основе самосохранительного поведения; создание социальнопсихологических и экономических условий для роста удовлетворенности молодежи разными аспектами своей жизнедеятельности; позитивные стратегии родительского воспитания; формирование гибких и адаптивных копинг-стратегий выхода из жизненных затруднений; мировоззренческих установок, направленных на неприятие суицида.
Литература
1. Гилинский Я.Ю. Основные тенденции динамики самоубийства в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.Narcom.ru/ideas/socio/28/htm (дата обращения 14.03.11).
2. Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.htm (дата обращения 14.03.11).
3. Мягков А.Ю. Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы / А.Ю. Мягков, И.В. Журавлева [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.zipsites.ru/ (дата обращения 16.03.2011)
4. Разводовский Ю.Е. Алкоголь и суициды: популяционный уровень взаимосвязи // Журн. невропатологии и психиатрии. - 2004. - Т. 104. - № 2. - С. 48-52.
5. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социс. - 2004. - №3.
6. Abramson, L.Y. Suicidality and cituative ability to depression among college students: A prospective study / L.B. Alloy, M.E. Hogati, W.G. Whitehouse //Journal of Adolescence. - 2008. -Vol. 21. P. 157-171.
7. Шустов Д. Я. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. М.: Когито-Центр, 2005.
Рецензент:
Максимова С.Г., д.с.н., профессор