Научная статья на тему 'Профилактика насилия и суицида в школьной среде: организационнопедагогический аспект'

Профилактика насилия и суицида в школьной среде: организационнопедагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
906
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ И ДЕТСКИЙ СУИЦИД В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванцова Е. С., Лёвкина Е. В.

Методическая разработка расширенного педагогического совета школы, посвящённого профилактике насилия и суицида в школьной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика насилия и суицида в школьной среде: организационнопедагогический аспект»

- развод родителей;

- повторный брак одного из родителей;

- рождение ребенка в новой семье (отчим, мачеха);

- получение результата о ВИЧ-инфицировании и

др.

Введение понятия «внешнего ключа» в теорию суицидального поведения, на наш взгляд, позволяет более четко охарактеризовать этап суицидальных замыслов. Понять, что до момента срабатывания «внешнего ключа» суицидальные действия маловероятны, а при его актуализации - практически неизбежны. Поэтому при работе специалиста с этим контингентом активное выявление данного индивидуального субъективно значимого психологического образования является необходимым условием и обязательным этапом диагностики. Идентификация «внешнего ключа» позволяет приблизиться к пониманию мотивов суицидального поведения, а главное оценить степень суицидального риска на момент осмотра. Практика показывает, что на этом этапе человек обычно достаточно ясно представляет условия реализации суицидальных действий, способ и место суицида. Специалисту необходимо выявить максимально полную картину предстоящих событий и оказать помощь. Следует обратить внимание, что при этом сам «внешний ключ» должен обязательно рассматриваться врачом, педагогом, социальным работником как объект психологического воздействия, психотерапии и включаться в программу помощи.

Рассматривая конкретно возрастную категорию подростков, конечно, нужно понимать, что характер ситуаций и перечень «внешних ключей» в целом достаточно типичен и известен. Однако в отдельно взятой группе подростков, классе, школе или территории они могут носить «оригинальный» характер. Региональные (территории), микросоциальные (класс, школа, семья) и индивидуальные особенности психотравмирующих факторов, которые могут принять функции «внешнего ключа» в суицидальной динамике подлежат обязательному изучению и обсуждению с преподавателями и психологами школ, а так же учитываться при организации системы суицидальной превенции и проведении профильных профилактических мероприятий в учебных заведениях.

Литература:

1. Говорин Н.В., Сахаров А.В., Ступина О.П., Тарасова

О.А. Суициды в Забайкальском крае: эпидемиология и организация помощи населению // Тюменский медицинский журнал.

- 2013. - Том 15, № 1. - С. 5-6.

2. Захаров С.Е., Розанов В.А., Кривда Г.Ф., Жужуленко П.Н. Данные мониторинга суицидальных попыток и завершенных суицидов в г. Одессе за период 2001-2011 гг. // Суицидология.

- 2012. - № 4. - С. 3-10.

3. Зотов П.Б. Вопросы идентификации клинических форм и классификации суицидального поведения // Академический журнал Западной Сибири. - 2010. - № 3. - С. 35-37.

4. Корнетов Н.А. Что является лучшей формой профилактики суицидов? // Суицидология. - 2013. - Т. 4, № 2. - С. 44-58.

5. Кудрявцев И.А. Психологический прогноз повторных попыток самоубийства // Суицидология. - 2012. - № 3. - С. 10-14.

6. Кудрявцев И.А. Смысловая типология суицидов // Суицидоло-гия. - 2013. - № 2. - С. 3-7.

7. Кудрявцев И.А., Декало Е.Э. Психологические факторы и механизмы суицидогенеза как критерии суицидального риска и

направленной профилактики // Суицидология. - 2012. - № 2. -С. 3-11.

8. Любов Е.Б., Морев М.В., Фалалеева О.И. Экономическое бремя суицидов в Российской Федерации // Суицидология. - 2012. -№ 3. - С. 3-10.

9. Москвитин П.Н. Персонологические различия в процессе профессиональной идентификации психотерапевтов и психотерапии суицидального поведения // Суицидология. - 2011. -№ 3. - С. 17-20.

10. Панченко Е.А., Положий Б.С. Суицидальная ситуация среди детей и подростков в России // Российский психиатрический журнал. - 2012. - № 1. - С. 52-56.

11. Приленский Б.Ю., Родяшин Е.В., Приленская А.В. Интегративный подход в психотерапии суицидального поведения // Суицидология. - 2011. - № 2. - С. 49-51.

12. Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения // Суицидология. - 2012. - № 1.

- С. 8-12.

13. Розанов В.А., Мидько А.А. Метафакторы Big Five и феномен безнадёжности в предикции суицидальности // Суицидология. -2012. - № 2. - С. 34-43.

14. Семёнова Н.Б. Когнитивные факторы риска суицидального поведения у коренных народов Севера // Суицидология. - 2013.

- Т. 4, № 1. - С. 28-33.

15. Солдаткин В.А., Дьяченко А.В., Меркурьева К.С. Исследование суицидологической и аддиктологической обстановки в студенческой среде г. Ростова-на-Дону // Суицидология. -2012. - № 4. - С.60-64.

16. Харитонов С.В. Неспецифические факторы суицидального риска // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15, №

1. - С. 30-31.

17. Церковникова Н.Г. Психологические особенности личности подростка, склонного к суицидальному поведению // Суицидо-логия. - 2011. - № 2. - С. 25-27.

18. Цыремпилов С.В. Суицидогенная ситуация в Бурятии: вопросы влияния этнокультуральных факторов и пассионарности этносов // Суицидология. - 2012. - № 3. - С. 49-51.

19. Чухрова М.Г., Опенко Т.Г., Чухров А.С. Вероятностная модель суицидального поведения // Суицидология. - 2011. - № 1. - С. 37-42.

20. Conwell Y., Duberstein P.R., Caine E.D. Risk factors for suicide in later life // Biol. Psychiatry. - 2002. - Vol. 52. - P. 193-204.

21. Joiner T.E., Van Orden K.A., Witte T.K. et al. The Interpersonal Theory of Suicide: Guidance for Working with Suicidal Clients. -Washington, D.C: Am. Psychol. Association; 2009.

22. Mann J.J., Waternaux C., Haas G.L. et al. Toward a clinical model of suicidal behavior in psychiatric patients // Am. J. of Psych. -1999. - Vol. 156. - P. 181-189.

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И СУИЦИДА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Е.С. Иванцова, Е.В. Лёвкина

Арзамасский ф-л ННГУ, г. Арзамас, Россия

E-mail авторов: ivantsova1980@gmail.com, levkina_alena11@mail.ru

Методическая разработка расширенного педагогического совета школы, посвящённого профилактике насилия и суицида в школьной среде.

Ключевые слова: насилие и детский суицид в школьной среде, меры профилактики

Проблема насилия в школьной среде, участившиеся случаи суицида детей и подростков заставляет педагогов и родителей искать совместные пути повышения психологической и физической безопасности школьников в условиях образовательного учреж-

44

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

дения. Одна из форм работы, позволяющая вырабатывать профилактические меры и внедрять их в практику работы - это расширенные педагогические советы.

Ниже представлена методическая разработка проведения расширенного педагогического совета с привлечением родителей, учащихся и специалистов на тему «Предупреждение насилия и суицида в школьной среде».

Вид работы: расширенный тематический педсовет.

Форма работы: проектная деятельность.

Участники проекта: администрация школы (директор, заместители директора по учебной и воспитательной работе), учителя, классные руководители, психолог и медицинский работник образовательного учреждения, представители родительского комитета, представители ученического коллектива, а также привлечённые специалисты (представитель прокуратуры, представитель из отдела по делам несовершеннолетних и др.).

Цель: выработать систему мер по предупреждению насилия и суицида среди учащихся образовательного учреждения.

План работы:

1. Проблематизация (устное выступление директора школы, заместителей директора с целью постановки проблемы).

2. Конкретизация (выступление специалиста из правоохранительных органов, представителя из отдела по делам несовершеннолетних, представление статистических данных по проблеме на уровне, страны, области, города).

3. «Мозговой штурм» (работа по группам: учителя, как представители методических объединений, родительская общественность, ученики, медицинский работник и психолог).

Задания для групп:

- общее задание - составить кластер, отражающий сущность, причины, последствия насилия и суицида в школьной среде и подготовить устное выступление для публичной защиты проекта;

- индивидуальные задания - схематично изобразить школу и выделить зоны потенциальной опасности; работа с макетом школы по повышению безопасности учащихся; разработать презентацию по видам насилия в образовательной среде.

4. Составление итогового документа, отражающего результаты работы проблемных групп.

Приведём пример профилактических мер, признанных актуальными в условиях одной из средних общеобразовательных школ г. Арзамаса Нижегородской области:

«С целью продуктивного использования в темное время суток камер наружного наблюдения обеспечить ежедневное освещение пришкольной территории.

Продумать дополнительную установку видеокамер в раздевалках (гардеробных).

Провести разъяснительную работу с педагогами по недопущению невнимательного отношения к нуждам и обращениям детей. В случае частого ухода

ребенка с уроков, в связи с жалобами на состояние здоровья, извещать о сложившейся ситуации родителей.

Провести классные часы по теме «Насилие в школе» с обсуждением конкретных примеров насилия, способах защиты от насилия и возможных последствиях проявления насилия в отношении других людей.

Обсудить на классных родительских собраниях тему «Насилие в школе», с целью привлечения внимания к данной проблеме, определения классных проблем и путей их решения. Ввести в систему обсуждение, не замалчивание, проблем насилия для более раннего реагирования и предупреждения его повторения.

Председателям классных родительских комитетов во время классных собраний рекомендовать родителям: исключить обсуждение при детях действий и личность педагогов; провести с детьми беседу о возможных последствиях проявления с их стороны насилия в отношении других людей, о способах защиты от насилия».

5. Включение основных положений разработанного документа в план учебно-воспитательной работы школы.

Выводы.

Эффективная профилактика насилия и суицида в школьной среде возможна только при условии консолидации усилий всех заинтересованных сторон: родителей, учащихся, администрации и

педагогического коллектива школы, специалистов социальной и правовой сфер. Практика показывает, что одной из продуктивных форм взаимодействия является проведение расширенных педагогических советов и внедрение результатов их работы в учебновоспитательный процесс школы.

ЗАВИСИМОСТЬ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

В. В. Николаева, З.К. Онайбаева

Карагандинский ГУ им. Е.А. Букетова, Казахстан E-mail авторов: sara_8@mail.ru

Неблагоприятный семейный климат является важной детерминантой возникновения суицидального поведения подростков. Главным в преодолении негативного явления выступает формирование адекватной родительской позиции.

Ключевые слова: система воспитания, суицид

В последние годы во всем мире наблюдается неуклонное увеличение самоубийств. В соответствии с прогнозом ВОЗ в 2020 году приблизительно 1,53 миллиона людей во всем мире погибнут по причине самоубийства, и в 10-20 раз большее их число совершит суицидальные попытки. В среднем, получается одна смерть каждые 20 секунд и одна попытка каж-

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.