Научная статья на тему 'Зависимость спортивных результатов в главном старте сезона у юношей-бегунов на 400 м с барьерами от уровня специальной технической и физической подготовленности'

Зависимость спортивных результатов в главном старте сезона у юношей-бегунов на 400 м с барьерами от уровня специальной технической и физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕГ НА 400 М С БАРЬЕРАМИ / RUNNING 400 M HURDLES / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SPECIAL TECHNICAL AND PHYSICAL TRAINING / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ОБЩЕ-ГРУППОВЫЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ МАТРИЦЫ / INDIVIDUAL AND GROUP CORRELATION MATRIX / ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ / FACTOR STRUCTURE / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MATHEMATICAL MODEL / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ / CORRELATION COEFFICIENT / РЕГРЕССИОННОЕ УРАВНЕНИЕ / REGRESSION EQUATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чистякова Екатерина Владимировна

Выполнено многократное тестирование специальной технической и физической подготовленности юношей - бегунов на 400 м с барьерами на различных этапах годичного тренировочного цикла. С применением корреляционного, факторного и регрессионного анализа выявлены физические качества определяющие уровень специальной подготовленности в различные периоды подготовки и их вклад в спортивный результат на главных соревнованиях сезона. Сделаны выводы о том, на совершенствование каких физических качеств следует уделять основное внимание в соревновательный период тренировки для достижения наилучшего спортивного результата в основном старте спортивного сезона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPENDENCE OF THE RESULTS IN THE MAIN START OF THE SEASON, YOUNG RUNNERS AT 400 m HURDLES FROM THE LEVEL OF SPECIFIC TECHNICAL AND PHYSICAL FITNESS

Performed multiple testing special technical and physical preparedness of young runners on the 400 m hurdles at the different stages of the annual training cycle. With the use of correlation, factor analysis and regression analysis identified physical qualities determine the level of specific training in different training periods and their contribution to sports on the main tournament of the season. Conclusions are drawn on how to improve any physical qualities should focus during competition training to achieve the best sport results in the main start of the sports season.

Текст научной работы на тему «Зависимость спортивных результатов в главном старте сезона у юношей-бегунов на 400 м с барьерами от уровня специальной технической и физической подготовленности»

Б01: 10.12731/2070-7568-2015-1-53-73 УДК 796.422.093.352

ЗАВИСИМОСТЬ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ГЛАВНОМ СТАРТЕ СЕЗОНА У ЮНОШЕЙ-БЕГУНОВ НА 400 м С БАРЬЕРАМИ ОТ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Чистякова Е.В.

Выполнено многократное тестирование специальной технической и физической подготовленности юношей - бегунов на 400 м с барьерами на различных этапах годичного тренировочного цикла. С применением корреляционного, факторного и регрессионного анализа выявлены физические качества определяющие уровень специальной подготовленности в различные периоды подготовки и их вклад в спортивный результат на главных соревнованиях сезона. Сделаны выводы о том, на совершенствование каких физических качеств следует уделять основное внимание в соревновательный период тренировки для достижения наилучшего спортивного результата в основном старте спортивного сезона.

Ключевые слова: бег на 400 м с барьерами; специальная техническая и физическая подготовленность; индивидуальные и обще-групповые корреляционные матрицы;

факторные структуры; математическая модель; коэффициент корреляции; регрессионное уравнение.

THE DEPENDENCE OF THE RESULTS IN THE MAIN START OF THE SEASON, YOUNG RUNNERS AT 400 м HURDLES FROM THE LEVEL OF SPECIFIC TECHNICAL AND PHYSICAL FITNESS

Chistyakova E.V.

Performed multiple testing special technical and physical preparedness of young runners on the 400 m hurdles at the different stages of the annual training cycle. With the use of correlation, factor analysis and regression analysis identified physical qualities determine the level of specific training in different training periods and their contribution to sports on the main tournament of the season. Conclusions are drawn on how to improve any physical qualities should focus during competition training to achieve the best sport results in the main start of the sports season.

Keywords: running 400 m hurdles; special technical and physical training; individual and group correlation matrix; factor structure; mathematical model; correlation coefficient; regression equation.

Введение

Бег на 400 м с барьерами - это один из сложных технических видов легкой атлетики, который предъявляет высокие требования к физической и технической подготовке спортсмена. Сочетание

скорости спринтера, прыгучести, гибкости, высокой координации движений дает возможность спортсмену достичь высоких результатов на этой дистанции.

Анализ литературных источников говорит о том, что при подготовке бегунов на 400 м с барьерами важно изучать проблему сочетания отдельных физических качеств между собой и в их комплексе - с техникой сложнокоординационного вида легкой атлетики. По этой принципиально важной проблеме - проблеме совмещения тренировочных упражнений технической и физической направленности на различных этапах годичного тренировочного цикла в теории спортивной тренировки имеются противоречивые мнения. Существующие рекомендации разработаны на основании исследования тренировочного процесса в менее сложных видах физических упражнений (тройной прыжок, метание молота и другие).

Ю.В. Верхошанский [2] разработал схему тренировочного процесса для прыгунов, основанную на концентрации тренировочной работы над «ведущей функцией» (интегральный показатель работоспособности, почти линейно связанный с результатом). Она хороша для «однофакторного» вида. Ю.В. Верхошанский сам признает, что для скоростно - силовых видов она убедительна, а в видах на выносливость эффект не выражается так определенно, да и мало изучен.

Критикуя Ю.В. Верхошанского по поводу разведения средств физической и технической подготовки, А.П. Бондарчук [1] предлагает свою схему. Она заключается в использование всех средств (молот разного веса и штанга) параллельно и одновременно.

В беге на 400 м с барьерами таких групп тренировочных средств не две, а больше и для их реализации мало цикла из одного или даже двух тренировочных дней. Однако войти в «спортивную форму» нужно одновременно по всем компонентам (физической и технической подготовленности), поэтому эффективность управления «спортивной формой» каждого спортсмена в данном виде спорта является очень важной проблемой, которая мало исследована.

Барьерист никогда не добьется высоких результатов в беге с барьерами при низких результатах в гладком беге, какими бы совершенными навыками техники бега он ни владел. Умение быстро выполнять переход через барьер, развивать и поддерживать высокую скорость в беге по дистанции - одно из главных требований, которое предъявляется к барьеристу.

Для развития скоростных качеств барьерист использует упражнения, темп выполнения которых может быть максимально увеличен облегчением условий их выполнения и уменьшением амплитуды движений (бег в упоре, выбегание с наклонной дорожки на горизонтальную, различные виды лидирования и другие).

Общий объем упражнений, направленных на развитие скоростных качеств, в тренировки не должен быть слишком большим. Такие упражнения оказывают сильное воздействие на центральную нервную систему. Отдых между отдельными упражнениями определяется по готовности спортсмена выполнять очередное задание без снижения темпа.

Барьерист также должен обладать специфическими качествами быстроты маховой и толчковой ног при переходе через барьер.

Чем выше мастерство барьериста, тем быстрее он выполняет эти движения.

Вместе с развитием скоростных качеств в спринтерском беге и повышением быстроты при выполнении специальных упражнений необходимо также уделять внимание и развитию скорости непосредственно в беге с барьерами. Так как главная задача состоит в том, чтобы не только увеличить быстроту, но и реализовать это качество в барьерном беге.

Для барьериста большое значение имеет развитие силы основных мышечных групп (силы мышц ног, живота, спины и под-вздошно-поясничной области). Большинство барьеристов постоянно уделяют внимание силовой и скоростно-силовой подготовке. Однако основное направление такой подготовки во многом будет определяться периодом тренировки, индивидуальными особенностями спортсмена и другими факторами.

Для барьериста важно сохранить совершенную технику и высокую скорость до окончания бега, а не только быстро преодолеть первый барьер или половину дистанции. Способность спортсмена удерживать высокий темп в беге на 400 м с барьерами и сохранять силы на финише зависит от уровня развития специальной выносливости.

Эффективное управление подготовкой спортсменов предусматривает использование информативных критериев для оценки функционального состояния различных систем и подсистем организма, уровня развития физических качеств и их вклада в формирование спортивного результата.

Поиск информативных критериев возможен путем изучения многих показателей отражающих состояние организма спортсмена и сопоставления их динамики под влиянием тренировочных нагрузок и изменения спортивных результатов [6].

Для более точной оценки уровня подготовленности и выработки практических рекомендаций целесообразно использовать разносторонний математический анализ (корреляционный, факторный и регрессионный), который позволяет более точно оценить уровень подготовленности группы спортсменов и отдельных из них, выработать практические рекомендации и осуществить краткосрочный прогноз направленности изменений скоростно-силовой подготовленности и спортивных результатов [3, 4, 5].

Из доступных литературных источников известны данные полученные с применением комплексного компьютерного анализа одних и тех же экспериментальных результатов с применением корреляционного, факторного и регрессионного анализов. У каждого прыгуна на лыжах с трамплина с уровнем скоростно-силовой подготовки коррелирует свой «набор» функциональных показателей, характеризующих состояние нервно-мышечной системы. С улучшением тренированности количество достоверных корреляций существенно уменьшалось. Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что уровень скоростно-силовой подготовленности у каждого спортсмена характеризовался различным сочетанием факторов, факторных нагрузок и факторных весов. Расчет индивидуальных регрессионных уравнений показал, что в основе каждого уравнения лежали различные физиологические функции. Каждый физиологический показатель имел

свою величину коэффициента регрессии, что указывает на не однозначный их вклад в результативный признак - уровень ско-ростно-силовой подготовленности [5, 6, 7].

Таким образом, краткий перечень доступных работ, позволяет заключить, что на сегодняшний день нет единого мнения о важности «сведения и разведения» средств специальной технической и физической подготовки на различных этапах и периодах тренировки у юношей - бегунов на 400 м с барьерами. Отсутствуют экспериментальные данные, подтверждающие, что анализ результатов педагогических наблюдений с применением различных методов статистической обработки даёт более веские основания для выработки практических рекомендаций с целью управления тренировкой на различных этапах годичного тренировочного цикла для юношей специализирующихся в беге на 400 м с барьерами.

Цель исследования

С использованием различных статистических расчетов выявить качества важные для формирования высокого уровня подготовленности с целью достижения наилучшего спортивного результата в главном старте сезона, а также оценить вклад отдельных качеств в спортивный результат у юношей - бегунов на 400 м с барьерами.

Задачи:

1. Исследовать индивидуальные и обще-групповые корреляционные матрицы, отражающие зависимости между спортивными результатами, показанными в летнем сорев-

новательном периоде и результатами тестирования специальной технической и физической подготовленности на различных этапах годичного цикла тренировки юношей -бегунов на 400 м с барьерами.

2. Выявить индивидуальные и характерные для группы факторные структуры специальной технической и физической подготовленности на различных этапах годичного тренировочного цикла.

3. Рассчитать математическую модель, отражающую зависимость спортивного результата в главном старте сезона от уровня ряда показателей специальной технической и физической подготовленности в летний соревновательный период тренировки у юношей - бегунов на 400 м с барьерами.

4. Выявить наиболее важные специальные технические и физические характеристики, на которых нужно делать акценты при подготовке юношей - барьеристов на различных этапах годичного тренировочного цикла.

Организация исследования

Исследования проводились на юношах-барьеристах, выпускниках учебно-тренировочной группы спортивного совершенствования СДЮШОР Невского района. Численный состав экспериментальной группы 6 человек, возраст 17-19 лет, стаж занятий легкой атлетикой 6-7 лет, стаж специализации в беге на 400 м с барьерами - 2 года, квалификация I - II разряд.

На протяжении годичного цикла тренировки было проведено 16 комплексных тестирований. Каждое тестирование включало 5 контрольных упражнений, которые выполнялись в один день в течение 1,5-2 часов:

1. Техника барьерного бега: бег на 81 м с двумя барьерами (фиксировалось время в момент схода с барьеров - на 46 и 81 м). Отдых 8-10 минут.

2. Скоростные качества: гладкий бег на 81 м (фиксировалось время на 46 и 81 м со старта). Отдых 10 минут.

3. Специальная сила: прыжки с ноги на ногу на отрезке 60 м (фиксировалось количество прыжков). Отдых 10 минут.

4. Скоростная выносливость: бег 3 раза по 150 м через 1 минуту отдыха (фиксировалось время пробегания всех отрезков). Отдых 20 минут.

5. Выносливость: бег на 600 м.

Всего в контрольных упражнениях зафиксирован 1531 результат. Полученные нами экспериментальные данные обработаны с применением стандартных программ STATISTIKA 6 и Excel. Вычислялись индивидуальные и общие для группы корреляционные матрицы, факторы и множественные регрессионные уравнения.

Результаты исследования

Анализ индивидуальных и обще-групповых корреляционных матриц, отражающих взаимосвязи между результатами специальной технической и физической подготовленности на различных этапах годичного цикла тренировки показал, что количество

достоверных взаимосвязей в осенне-зимний период тренировки было в несколько раз больше, чем в весенне-летний период (для группы 114 против 40 связей) (табл. 1).

Таблица 1

Количество достоверных коэффициентов корреляции между результатами тестирования различных сторон специальной

технической и физической подготовленности в различные периоды тренировки у юношей - бегунов на 400 м с барьерами

[спыту-емые Количество достоверных коэффициентов корреляции в осенне - зимний Количество достоверных коэффициентов корреляции в весенне - летний

Я период тренировки период тренировки

Е. 21 9

К. 21 5

Р. 21 2

С. 15 3

Т. 15 12

Л. 21 9

сумма 114 40

Это свидетельствует о том, что все специальные тренировочные средства используемые на осенне-зимнем этапе тренировки на юношей - барьеристов действуют в значительной мере взаи-мосочетанно, взаимодополняюще и в определенной мере однона-правлено на формирование общефизической и функциональной подготовленности.

Этот факт, по нашему мнению, согласуется с положением А.П. Бондарчука [1] о важности «сведения» основных средств специальной технической и физической подготовки на опреде-

ленных этапах тренировки и по нашим экспериментальным данным - у юношей - бегунов на 400 м с барьерами на осенне-зимнем этапе тренировки.

Как уже было отмечено выше, анализ корреляционных матриц в весенне-летний период тренировки выявил достоверное снижение количества интеркорреляций между результатами контрольных упражнений в сравнении с осенне-зимнем периодом (табл. 1). Это свидетельствует о том, что в этот период тренировки отдельные тренировочные средства выпадают из взаимосоче-танного, взаимодополняющего и однонаправленного, синхронного влияния на формирование специальной технической и физической подготовленности, несмотря на применение одинаковых по объему и интенсивности тренировочных нагрузок, предъявляемых всем спортсменам экспериментальной группы, то есть по Ю.В. Верхошанскому [2] происходит «разведение» средств тренировки и тренировочный эффект достигается за счет нагрузок очень тесно связанных со спортивным результатом.

Интересные данные были получены при рассмотрении индивидуальных факторных структур специальной технической и физической подготовленности на осенне-зимнем и весенне-летнем этапах тренировки.

Оказалось, что в осенне-зимний период тренировки у четырех юношей было выделено по одному достоверному фактору и у двух - по два. Вес первых факторов 67,67-89,96 %. Вес вторых факторов 15,21-15,60%. Индивидуальность факторов заключалась в том, что ранги факторных нагрузок, формирующих фактор у каждого спортсмена, были индивидуальны. У одного спортсме-

на наибольшая факторная нагрузка отражала вклад уровня выносливости, у другого - прыгучести, у третьего - скорости и так далее.

Рассмотрение факторной структуры специальной технической и физической подготовленности у группы юношей - барьеристов в осенне-зимний период тренировки выявило наличие трех самостоятельных достоверных факторов (табл. 2).

Первый фактор характеризовал уровень специальной скоростной и специальной технической подготовленности (вес фактора 59,35%), второй - специальной выносливости (вес фактора 18,35%) и третий фактор - скоростной выносливости и прыгучести (вес фактора 15,08%). Суммарный вклад трех факторов в специальную техническую и физическую подготовленность очень высок - 92.80%. В целом для группы просматривается очень высокая значимость вклада первого фактора - около 60%. Это наводит на мысль о важности и для осенне-зимнего периода, уделять должное внимание тренировке основных физических качеств, которые являются базовыми для совершенствования специальной скоростной и специальной технической подготовленности (важнейших для спортивного результата барьериста физических качеств) в весенне-летнем периоде тренировки. Согласно процентному вкладу факторов в этот период тренировки необходимо уделять должное внимание тренировке выносливости, специальной силовой подготовке и скоростной выносливости, видимо формирующих функциональную и общефизическую основу для дальнейшего совершенствования специальной технической и специальной физической подготовленности.

Таблица 2

Факторы, формирующие специальную техническую и физическую подготовленность в осенне-зимний период тренировки бегунов на 400 м с барьерами

Осенне-зимний период тренировки

Факторы первый фактор -скоростная и специально-техническая подготовка второй фактор -выносливость третий фактор -специальная сила и скоростная выносливость

Факторные нагрузки 1. скоростные качества (время бега на 46 м со старта) (сек.) 2. техника барьерного бега (время преодоления 1-ого барьера) (сек.) 3. скоростные качества (время бега на 35 м с ходу) (сек.) 4. техника барьерного бега (время преодоления 2-ого барьера) (сек.) выносливость (время бега на 600 м) (сек.) 1. скоростная выносливость (бег 3*150 м - разница между лучшим и худшим результатом) (сек.) 2. специальная сила (прыжки в шаге на отрезке 60 м) (кол-во)

Вес фактора 59,35% 18,35% 15,08%

Суммарный вес факторов: 92,80%

На весенне-летнем тренировочном этапе у каждого спортсмена было выявлено по 2-3 значимых фактора, отражающих различные стороны специальной технической и физической подготовленности. Ранги факторных нагрузок, как и в осенне-зимнем периоде, в каждом из трех факторов вариативны. Общим является - большее число факторных нагрузок формирующих первый фактор, его вес - 40,67-71,37%, во втором и третьем - 16,6026,78%.

При рассмотрении факторов специальной технической и физической подготовленности в целом для группы юношей - барьеристов в весенне-летний период тренировки позволило выявить очень интересные и важные в прикладном плане данные (табл. 3).

Таблица 3

Факторы, формирующие специальную техническую и физическую подготовленность в весенне-летний период тренировки бегунов на 400 м с барьерами

Весенне-летний период тренировки

Факторы первый фактор - специально-техническая подготовка второй фактор - скоростная подготовка

Факторные нагрузки 1. техника барьерного бега (время преодоления 2-ого барьера) (сек.) 2. техника барьерного бега (время преодоления 1-ого барьера) (сек.) 1. скоростные качества (время бега на 46 м со старта) (сек.) 2. скоростные качества (время бега на 35 м с ходу) (сек.)

Вес фактора 51,89% 25,20%

Суммарный вес факторов: 77,09%

Факторная структура специальной технической и физической подготовленности формировалась двумя факторами. Первый фактор формировался факторными нагрузками, характеризующими уровень специальной технической подготовленности (вес фактора 51,89%). Второй фактор формировался факторными нагрузками, отражающими уровень скоростной подготовленности (вес фактора 25,20%).

Полученные нами данные свидетельствуют, что в осенне-зимний период тренировки в первую очередь одновременно формируются все базовые физические качества необходимые для достижения высокого спортивного результата на основных соревнованиях спортивного сезона. Однако по нашему мнению сочетание тренировочных средств должно быть таким, чтобы и в осенне-зимнем периоде уделять должное внимание совершенствованию специальной технической и скоростной подготовке.

В весенне-летнем периоде совершенно четко с использованием факторного анализа выделены важнейшие факторы отражающие технику и скорость бега на 400 м с барьерами для формирования высокого уровня специальной подготовленности. Эти данные подчеркивают необходимость уделять внимание планированию тренировочных нагрузок для совершенствования этих главных физических качеств на этом этапе тренировки.

Таким образом, в весенне-летний период тренировки необходимо юношам - бегунам на 400 м с барьерами усовершенствовать планирование тренировочного процесса с тем, чтобы акцентировать работу над техникой преодоления барьеров и повышение максимальных скоростных возможностей и способности удер-

живать высокую скорость на протяжении преодоления всей основной дистанции. Однако одинаковое ли внимание необходимо уделять совершенствованию каждому показателю в выделенных факторах (а их по два в каждом факторе), только на основании факторного анализа остается открытым.

Расчет регрессионного уравнения, показывающего зависимость спортивного результата в основном старте сезона от результатов в контрольных упражнениях в весенне-летний период тренировки, показал, что не все физические качества, выделенные при факторном анализе нужно совершенствовать в одинаковой мере. Так из анализа регрессионного уравнения следует, что главное внимание следует уделять совершенствованию техники преодоления второго барьера и максимальной скорости пробега-ния отрезка в 35 м (расстояние между первым и вторым барьером в беге на 400 м с барьерами). Объем средств, совершенствующих технику преодоления первого барьера и скорости пробегания отрезка в 46 м (расстояние до первого барьера), видимо необходимо снизить (уравнение 1).

Уравнение 1

СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ = 142,36 + 25,40 * (время пробе-гания 35 м с ходу) - 33,30 * (время пробегания 46 м со старта) -16,97 * (время преодоления 1-ого барьера) + 40.18 * (время преодоления 2-ого барьера)

Заключение

В результате проведенных исследований выявлено, что индивидуальные корреляционные матрицы и матрицы для группы, от-

ражающие связи между контрольными упражнениями и спортивными результатами на основном старте сезона, в осенне-зимний период тренировки имели в несколько раз большее количество достоверных корреляций, чем в весенне-летний период. У каждого спортсмена варьировали величины коэффициентов корреляции между одними и теми же контрольными упражнениями и спортивными результатами, изменчивы были также величины факторных нагрузок формирующих отдельные факторы. Это свидетельствует, прежде всего, об индивидуальном влиянии тренировочных средств на функциональное состояние и формирование отдельных физических качеств и, особенно, в подготовительном периоде тренировки, а также о том, что на формирование каждого специального физического качества в осенне-зимний период тренировки имеет место сопряженное тренирующее воздействие ряда тренировочных средств.

Из полученных данных следует, что если в осенне-зимний период тренировки целесообразно применение различных средств специальной технической и физической подготовки, так как они оказывают сопряженное воздействие на формирование специальных физических качеств [1], то в весенне-летний период тренировки необходим акцент на узко специализированную подготовку - на совершенствование только физических качеств, необходимых для достижения высоких спортивных результатов в беге на 400 м с барьерами - на совершенствование техники преодоления барьеров и скоростных качеств бега [2]. В тоже время, построив математическую модель, отражающую зависимость спортивного результата в основном старте сезона от уровня развития специ-

альной технической и специальной скоростной подготовленности в соревновательном периоде тренировки удалось доказать, что для достижения более высокого результата нагрузки, совершенствующие отдельные качественные признаки специальной технической и специальной скоростной подготовленности, необходимо корректировать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение стандартных тренировочных программ для каждого спортсмена, видимо, оправдано только в начале специализации в избранном виде спорта, для спортсменов более высокой квалификации - целесообразно подбирать индивидуальные тренировочные программы на основании разностороннего статистического анализа и математического моделирования тренировочного процесса.

На основании наших данных разносторонний статистический анализ с построением математических моделей тренировочного процесса весьма перспективен для оценки воздействия отдельных тренировочных средств и влияния основных физических качеств и формирования практических рекомендаций с целью управления тренировочным процессом у юношей - бегунов на 400 м с барьерами на различных этапах годичного тренировочного цикла. Особо подчеркиваем важность использования математического моделирования тренировочного процесса с применением множественного регрессионного анализа, дающего основание для оценки вклада в спортивный результат каждого конкретного тренировочного средства или контрольного упражнения.

Список литературы

1. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. - Киев: Здоровье, 1986. С. 41-53.

2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. 176 с.

3. Катранов А.Г., Самсонова А.В. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований. - СПб: ПИО СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. 132 с.

4. Кубыщенко И.В. Результаты исследований скоростно-сило-вой подготовленности и показателей специальной выносливости у бегунов на 400 м с барьерами // Учебно-методическое пособие для тренеров МБОУ ДОД ДЮСШ. - Краснодар: 2011. №2. 30 с.

5. Фалалеев А.Г. Методические подходы для выявления индивидуальных особенностей функционального состояния нервно-мышечной системы у лыжников-прыгунов с трамплина // Сборник научных трудов «Медико-биологические методы исследования в этапной оценке функциональной подготовленности спортсменов». - Л.: ЛНИИФК, 1983. С. 87-93.

6. Фалалеев А.Г., Федоров Л.А., Масальгин Н.А. Системный подход к оценке подготовленности лыжников-двоеборцев // Межвузовский сборник научных трудов «Системные механизмы адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам». - Л.: ЛНИИФК, 1988. С. 5-11.

7. Prediction factors of athletic performance soccer players / Hor-ta L., Cunta L., Rio C., Miranda M., Moralis J., Soares Branco P.,

Miller R., Aguar P., Costa O. // Science and Sports. 2000. № 15. 334 p.

References

1. Bondarchuk A.P. Trenirovka legkoatleta [Athlete's training]. -Kiev: Health, 1986. Pp. 41-53.

2. Verkhoshansky Y.V. Programmirovanie i organizatsiya treniro-vochnogo protsessa [Programming and work-out session organization]. - M.: Physical education and sport, 1985. 176 p.

3. Katranov A.G., Samsonova A.V. Komp'yuternaya obrabotka dan-nykh ehksperimental'nykh issledovanij [Computer data processing of experimental studies]. - SPb: PIO SPbGAFK them. P.F. Les-gaft, 2004. 132 p.

4. Kubyshhenko I.V. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya trenerov MBOU DOD DYUSSH [Educational-methodical manual for trainers MBOU DOD DYUSSH]. - Krasnodar, 2011. no. 2. 30 p.

5. Falaleev A.G. Sbornik nauchnykh trudov «Mediko-biologicheskie metody issledovaniya v ehtapnoj otsenke funktsional'nojpodgoto-vlennosti sportsmenov» [Collection of proceedings «Medico-bio-logical research methods in a landmark assessment of functional fitness athletes»]. - L.: LNIIFK, 1983. Pp. 87-93.

6. Falaleev A.G., Fedorov L.A., Masalgin N.A. Mezhvuzovskij sbornik nauchnykh trudov «Sistemnye mekhanizmy adaptatsii orga-nizma sportsmena k fizicheskim nagruzkam» [Interuniversity collection of proceedings «System mechanisms of adaptation of the athlete to exercise»]. - L.: LNIIFK, 1988. Pp. 5-11.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Чистякова Екатерина Владимировна, доцент кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

ул. Фучика, 15, Санкт-Петербург, 192238, Российская Федерация

E-mail: Katarina-skvo@mail.ru DATA ABOUT THE AUTHOR

Chistyakova Ekaterina Vladimirovna, associate professor of the department of Physical Education, candidate of pedagogical sciences

Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences st. Fuchika, 15, Saint Petersburg, 192238, Russian Federation E-mail: Katarina-skvo@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.