Научная статья на тему 'Особенности подготовки бегунов на средние дистанции'

Особенности подготовки бегунов на средние дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1033
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕГУНЫ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ / АНАЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершов В.Ю.

Возможность участия в соревнованиях в зимний период приводит к использованию двухцикловой подготовки спортсменов практически во всех дисциплинах легкой атлетики. При планировании двух пиков спортивной формы в году необходимо определение четкой стратегии и направленности тренировочного процесса в различные периоды годичного цикла. Поиск наиболее рациональных вариантов построения тренировочного процесса важный аспект совершенствования подготовки спортсменов высокого класса. Целью исследования была оценка эффективности тренировочных воздействий, направленных на развитие максимальных анаэробных возможностей в осенне-зимнем цикле подготовки бегунов на средние дистанции. Получено увеличение максимальной анаэробной мощности в Wingate-test, а также повышение относительных показателей максимальной, средней и минимальной мощности в тесте МАМ. Зимние старты использовались как контроль за развитием подготовленности спортсмена, а выступление планировалось на более коротких дистанциях. Анализ соревновательных результатов выявил, что все бегуны показали лучший результат сезона или личный рекорд на основной дистанции (800 м) на главных соревнованиях летнего периода, в то время как зимой они успешнее бежали смежную, более короткую дистанцию. При выборе стратегии подведения к главным стартам через смежные короткие дистанции необходимо посвятить зимний предсоревновательный период развитию максимальной анаэробной мощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ершов В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки бегунов на средние дистанции»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

УДК/UDC 796.015

Информация для связи с автором: gorodnichev@vlgafc.ru

Поступила в редакцию 19.02.2015 г.

Заслуженный работник физической культуры В.Ю. Ершов1 1 Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

SPECIFICS OF TRAINING OF MIDDLE DISTANCE RUNNERS

Honored Worker of Physical Culture VYu. Ershov1 1 Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki

Аннотация

Возможность участия в соревнованиях в зимний период приводит к использованию двухцикловой подготовки спортсменов практически во всех дисциплинах легкой атлетики. При планировании двух пиков спортивной формы в году необходимо определение четкой стратегии и направленности тренировочного процесса в различные периоды годичного цикла. Поиск наиболее рациональных вариантов построения тренировочного процесса - важный аспект совершенствования подготовки спортсменов высокого класса. Целью исследования была оценка эффективности тренировочных воздействий, направленных на развитие максимальных анаэробных возможностей в осенне-зимнем цикле подготовки бегунов на средние дистанции. Получено увеличение максимальной анаэробной мощности в Wingate-test, а также повышение относительных показателей максимальной, средней и минимальной мощности в тесте МАМ. Зимние старты использовались как контроль за развитием подготовленности спортсмена, а выступление планировалось на более коротких дистанциях. Анализ соревновательных результатов выявил, что все бегуны показали лучший результат сезона или личный рекорд на основной дистанции (800 м) на главных соревнованиях летнего периода, в то время как зимой они успешнее бежали смежную, более короткую дистанцию. При выборе стратегии подведения к главным стартам через смежные короткие дистанции необходимо посвятить зимний предсоревновательный период развитию максимальной анаэробной мощности.

Annotation

The opportunity to participate in winter competitions leads to the use of a two-cycle training of athletes in almost all track and field events. When planning the two periods of top shape in the year it is necessary to have a clear strategy and focus of the training process in different periods of the annual cycle. Finding the most rational patterns of the training process is a crucial aspect for the improvement of the training of elite athletes.

The purpose of the present study was to estimate the effectiveness of training influences intended to develop maximal anaerobic capacities in the autumn-winter training cycle of middle distance runners.

An increase of the maximal anaerobic power was obtained in the Wingate-test, along with an increase of the relative indices of maximum, medium and minimum power in the MAP test. Winter competitions were used to control the progress in the athletes' fitness and the performance was planned at shorter distances. According to the analysis of the competitive results, all the runners showed the best result of the season or their personal best result at the main distance (800 m) in the major summer competitions, while in winter they were better at the adjacent, shorter distance. When choosing a strategy of training for the main competitions using adjacent short distances the winter pre-season period should be devoted to the development of maximum anaerobic power.

Keywords: middle distance runners, anaerobic capabilities.

Ключевые слова: бегуны на средние дистанции, анаэробные возможности.

Введение. Во всем мире в настоящее время легкоатлеты применяют два больших цикла подготовки в году. Бегуны на средние дистанции также используют в своей подготовке планирование годичной тренировки с выходом на два пика формы. Последовательности периодов, которые выделяются в любой тренировочной программе, тренер и спортсмен должны придерживаться независимо от того, сколько времени имеется на подготовку. В связи с этим двухцикловое планирование имеет недостатки: второй подготовительный период часто ограничен по времени, в связи с этим возникает дефицит времени на формирование базовых качеств и соревновательных возможностей [1]. Исходя из этого необходимо использовать подготовку в осенне-зимнем цикле как основу для совершенствования специальных качеств в весенне-летнем.

Цель исследования - оценка эффективности тренировочных воздействий, направленных на развитие максимальных анаэробных возможностей в осенне-зимнем цикле подготовки.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 8 бегунов на средние дистанции спортивной квалификации I разряд - КМС. Для оценки анаэробных возможностей использовались велоэргометрические тесты: повторный тест «Максимальной анаэробной мощности» (МАМ) и повторный Wingate-test. Тесты выполнялись после 10-минутной разминки и 4-минутного отдыха. На колесо ве-лоэргометра устанавливалась нагрузка 7,5 % от массы спортсмена. Тест повторялся три раза: 10-секундный тест МАМ через 30-секундный интервал, 30-секундный Wingate-test через 1 мин отдыха. Тесты проводились в разные дни: в первый день выполнялся 10-секундный тест, во второй - 30-секундный. Для проведения тестов использовался велоэргометр Monark ergomedic 894 (Швеция). Оценивались относительные показатели пиковой мощности (РР), средней мощности (АР), минимальной мощности (МР). Тестирование анаэробных возможностей проводилось на общеподготовительном и специ-альноподготовительном этапах.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективное управление тренировочным процессом возможно лишь при представлении, какие энергетические процессы должны развиваться и совершенствоваться на разных этапах подготовки. Бег на 800 м обеспечивается в основном за счет анаэробных источников энергообеспечения, и функциональные сдвиги после завершения дистанции схожи с последствиями преодоления дистанции 400 м. Применение на этапе зимней предсо-ревновательной подготовки средств, направленных на развитие скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей, позволило повысить анаэробную алактатную мощность, а также емкость данного механизма энергообеспечения, что выражалось в более высоких параметрах максимальной мощности во всех трех попытках тестов (см. таблицу).

Максимальная мощность отражает мощность креатинфос-фатного механизма. В тесте МАМ на специальноподготови-тельном этапе подготовки произошло увеличение показателей максимальной мощности в трех попытках на 7,5; 4,1; 1,8 % соответственно. Средняя мощность в 10-секундном тесте отражает емкость креатинфосфатного механизма. Средняя мощность на специальноподготовительном этапе также увеличилась в трех попытках на 4; 5,5; 3,8 % соответственно. Повышение минимальной мощности на специально-подготовительном этапе составило 12,5 % в первой попытке, 11,3 % - во второй и 13 % -в третьей. Чем больше данный показатель, тем выше функциональные возможности спортсмена.

В современном беге на различные дистанции основой достижения высоких результатов является скорость. Скоростные качества необходимы бегуну для того, чтобы выполнить финишное ускорение при любом темпе бега по дистанции, поддерживать предложенный темп бега, повторно ускоряться в зависимости от ситуации на дистанции. Если проанализировать годовые объемы нагрузок, применяемых в подготовке советских бегунов на средние дистанции, то основной объем приходился на аэробные нагрузки, при этом полностью отсутствовали нагрузки, направленные на развитие гликолити-ческой системы энергообеспечения. Многие тренеры до сих пор предпочитают использовать в тренировочном процессе бегунов на средние дистанции в основном нагрузки в аэробном режиме. Такая направленность тренировочного процесса ошибочна. Нагрузки аэробной направленности в восстановительном режиме на скоростях ниже наэробного порога задействуют только окислительные мышечные волокна. Если выполнять работу, направленную только на воспитание выносливости (метод непрерывного длительного бега и интервальный бег), уровень мышечной выносливости повысится, а сила мышц, вероятно, понизится на это указывает уменьшение содержания сократительного белка актомиозина в мышечной ткани при выполнении работы такой направленности [2]. Подобные изменения в организме отрицательно скажутся на скорости спортсмена во время участия в соревнованиях Параметры анаэробной мощности [W/kg] в 10- и 30-секундных тестах

на средние дистанции (800 м). Так как средневику требуется умение на разных отрезках дистанции развивать скорость, которая специфична для бегунов на 400 м, формированию этих умений необходимо уделять внимание на всех этапах круглогодичной подготовки спортсменов.

В плане, по которому тренировались спортсмены, принимающие участие в исследовании, задачами зимнего пред-соревновательного этапа были: повышение скоростных возможностей, поддержание достигнутого уровня силовой и скоростно-силовой подготовленности. Этап зимних соревнований служил контролем за подготовкой атлета. Интенсивные кратковременные нагрузки активируют быстросокращающие-ся мышечные волокна и повышают активность их гликолитиче-ских ферметнов. Это способствует повышению возможности организма производить энергию анаэробным путем, что увеличивает спринтерскую скорость. В ходе коротких интенсивных упражнений также расходуются фосфагены, а в период отдыха происходит стимуляция аэробных процессов для их восстановления. Концентрировать внимание в процессе подготовки спортсмена только на «тренировке» основного источника энергообеспечения нецелесообразно. График скорости на соревновательной дистанции расположен над пиками мощности метаболических режимов. При рассмотрении схемы включения энергетических механизмов видно, что последующие источники всегда будут меньше по мощности. Тогда становится очевидным, что повысить мощность гликолитического механизма без повышения мощности креатинфосфатного не представляется возможным. Емкость источников, предшествующих основному, будет определять эффективность перехода с одного режима энергообеспечения на другой. Так, при увеличении емкости время переходных периодов уменьшается и спортсмен может поддерживать высокую дистанционную скорость.

Во втором цикле подготовки, используя созданную «базу» анаэробных возможностей и характеристик двигательных действий, соответствующих этим способностям, решали другие задачи. Работа в весенне-летнем цикле была направлена на развитие способности повторять характеристики бегового движения нужное количество раз, а также развитие вегетативных функций обеспечивающих данную способность, т. е. специальной выносливости.

Повышение интенсивности тренировочного процесса -одна из тенденций современной системы подготовки спортсмена. Основным направлением тренировки бегунов на средние дистанции В. Евстратов (тренер олимпийского чемпиона Юрия Борзаковского) считал работу над скоростными возможностями: «Во главу угла ставлю работу над скоростными возможностями». Согласно А. И. Полунину интенсивные средства, способствующие поддержанию скоростных способностей атлета, должны присутствовать в тренировке круглогодично [1]. Методике тренировки бегунов на 800 м «через скорость» отдает предпочтение и В. Казарин (тренер олим-на общеподготовительном этапе подготовки, M±m

Параметр Попытки Тест МАМ Wingate-test

Общий этап Специальный этап Общий этап Специальный этап

1 17,11±0,26 18,39±0,30* 15,85±0,23 17,19±0,33*

РР 2 15,52±0,26 16,16±0,12* 12,62±0,17 14,34±0,20*

3 14,19±0,26 14,44±0,07 10,65±0,25 10,67±0,16

1 9,91±0,22 10,31±0,14 8,64±0,18 8,69±0,05

АР 2 8,97±0,26 9,47±0,13 6,60±0,23 6,71±0,13

3 8,02±0,29 8,33±0,09 5,69±0,19 5,70±0,19

1 5,18±0,63 5,83±0,27 4,77±0,18 4,27±0,23*

МР 2 4,66±0,53 5,19±0,15 3,47±0,19 3,40±0,15

3 4,00±0,49 4,52±0,22* 2,84±0,23 2,79±0,24

Примечание. * - достоверность отличий относительно общеподготовительного этапа, p<0,05.

пийской чемпионки Марии Савиновой). Зарубежные специалисты также считают, что длительные малоинтенсивные нагрузки не являются продуктивным методом тренировки. Так, Р. 1_аигег^е1 утверждает:, что «восстановительный бег» может только затруднить прогресс соревновательного результата, так как поступающие от ЦНС сигналы при медленном беге значительно отличаются от сигналов при высоких скоростях [3]. W. Ра1вИ считает, что в основе тренировки бегуна на 800 м должен быть скоростной бег, и использование отрезков 150, 300 и 600 м идеально в подготовке бегунов на средние дистанции [4]. Используя двухцикловое планирование подготовки, необходимо определиться, когда спортсмен должен показать высокий результат на избранной дистанции, т. е. выбрать главный старт. Выбор соревновательной стратегии очень важен, так как анализ результатов показывает, что 75-80 % чемпионов зимних чемпионатов на летнем чемпионате мира не добиваются значительных успехов. Более 60 %% победителей и призеров летних чемпионатов не участвуют в зимних ответственных стартах [1]. В свою очередь, это еще раз доказывает целесообразность направленности тренировочной

работы на скоростные качества и проверку готовности выступить на короткой дистанции в зимнем сезоне.

Выводы. Для успешного выступления на дистанции 800 м в летних стартах на зимнем предсоревновательном этапе целесообразно уделять внимание совершенствованию анаэробной мощности. Зимние старты следует использовать в качестве контроля за процессом подготовки, а не преследовать цель достижения максимального результата в манеже.

Литература

1. Полунин А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова / А.И. Полунин. -М.: Советский спорт. - 2003. - 135 с.

2. Якимов А.М. Научно-методические аспекты тренировки бегунов на средние и длинные дистанции /А.М. Якимов // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 4. - С. 21-25.

References

1. Polunin, A.I. Shkola bega Vyacheslava Evstratova (Vyacheslav Evstratov's Running School) / A.I. Polunin. - Moscow: Sovetskiy sport. - 2003. - 135 P.

2. Yakimov, A.M. Nauchno-metodicheskie aspekty trenirovki begunov na srednie i dlinnye distantsii (Scientific and methodological aspects of training of middle and long distance runners) / A.M. Yakimov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1996. - № 4. - P. 21-25.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 15.03.2015 г.

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Романов1 Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Кормакова2

1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула 2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Ключевые слова: физическая культура и спорт, профессиональная подготовка, бакалавр физической культуры, системно-деятельностный подход.

Целью исследования было изучение проблем формирования физической культуры у будущих специалистов-спортсменов в период обучения в высшей школе в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода. Основным условием его реализации в процессе профессиональной подготовки бакалавров физической культуры является осознание учебно-профессиональной деятельности как важного социокультурного фактора формирования личности будущего специалиста и его профессионального сознания и самосознания посредством организации учебно-профессиональной деятельности.

Методика и организация исследования. Как основной способ достижения высокой результативности профессиональной подготовки бакалавров физической культуры предлагается обучение будущих специалистов-спортсменов решению различных по характеру, но взаимосвязанных профессионально ориентированных задач, поиск инновационных способов их решения.

Результаты исследования и их обсуждение. Важнейшим условием эффективной профессиональной подготовки является наличие целеполагания как функции управления образовательным процессом в рамках подготовки бакалавров физической культуры, детализирующего общую цель обучения в вузе и алгоритм ее достижения с использованием ресурсов конкретных дисциплин. Приоритетными в подготовке бакалавров должны стать методы формирования и развития профессионально важных качеств выпускника вуза. Для этого содержание основной образовательной программы (ООП) должно быть приведено в соответствие с современными тре-

бованиями общества, будущей профессии, ФГОС, предъявляемыми к бакалаврам физической культуры. Отсюда каждый обучающийся должен научиться педагогически грамотно мыслить и действовать на своем рабочем месте в соответствии с должностным предназначением, то есть необходима расстановка новых акцентов в преподавании теории и методики физической культуры. В связи с этим в профессиограмме бакалавра физической культуры должна быть отражена система видов деятельности, которыми необходимо овладеть будущему специалисту к моменту окончания вуза.

Вывод. Таким образом, согласно системно-деятельностно-му подходу подготовка бакалавров физической культуры к будущей профессиональной деятельности на основе обучения методам решения профессионально ориентированных задач является главной целью, реализуемой посредством ее системообразующей функции. Грамотное целеполагание подготовки спортсменов в системе физического воспитания в вузе становится основным критерием отбора содержания и методов организации образовательного процесса в вузе, позволяя организовать профессиональную подготовку будущих специалистов по физической культуре как целостную систему.

Использованная литература

Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход) / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 384 с.

Кормакова В.Н. Влияние социокультурной среды вуза на учебно-профессиональную самореализацию студентов / В.Н. Кормакова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 5-8. - С. 1198-1202. Романов В.А. Профессиональное образование в вузе: научный взгляд / В.А. Романов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 2. - Т. 1. - С. 57-61.

1.

3.

Информация для связи с автором: romanov-tula@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.