Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции'

Сравнительная характеристика тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
303
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМ БЕГА / РЕЗУЛЬТАТ / СОРЕВНОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЮНЫЙ СПОРТСМЕН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самоленко Т.В., Апайчев А.В.

Определение оптимальных объемов тренировочных нагрузок, в зависимости от возраста, уровня подготовленности, а так же планируемого результата представляется очень важным моментом в подготовке юных спортсменов. В юношеском спорте направленность на достижение высоких спортивных результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Проанализированы годовые планы индивидуальной подготовки, дневники легкоатлетов, изучены поурочные записи учета тренировочных нагрузок, проанализированы протоколы официальных соревнований юных легкоатлетов. Изучена структура и объем тренировочных нагрузок. Определено, что основное внимание уделяется изучению оптимальной структуры тренировочных нагрузок в различные периоды. Для сравнительного анализа параметров подготовки в соответствии с рекомендациями специалистов были применены следующие средства беговой подготовки бегунов на средние дистанции: объем бега в аэробном режиме; объем бега в смешанном режиме; объем бега в анаэробном режиме; общий объем беговой нагрузки; количество соревнований. Данные подтверждают, что структура тренировочной нагрузки наиболее схожа с методиками специалистов в области легкой атлетики. Для каждого периода подготовки юных спортсменов определяются допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. Об эффективности тренировочной деятельности судили по динамике спортивных результатов юных спортсменов, как в зимний, так и в летний периоды. Определено, что структура тренировочных нагрузок, применяемая в исследуемых ДЮСШ Республики Саха (Якутия), наиболее оптимальна для юных бегунов, тренирующихся в беге на средние дистанции. Планируя тренировочный процесс юных бегунов на средние дистанции, учитывали возраст, функциональные возможности организма спортсмена, климатические условия Якутии и рельеф местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самоленко Т.В., Апайчев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции»

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

173

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

© Самоленко Т.В.* *, Апайчев А.В.*

Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Республика Саха (Якутия), с. Чурапча

Определение оптимальных объемов тренировочных нагрузок, в зависимости от возраста, уровня подготовленности, а так же планируемого результата представляется очень важным моментом в подготовке юных спортсменов. В юношеском спорте направленность на достижение высоких спортивных результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Проанализированы годовые планы индивидуальной подготовки, дневники легкоатлетов, изучены поурочные записи учета тренировочных нагрузок, проанализированы протоколы официальных соревнований юных легкоатлетов.

Изучена структура и объем тренировочных нагрузок. Определено, что основное внимание уделяется изучению оптимальной структуры тренировочных нагрузок в различные периоды. Для сравнительного анализа параметров подготовки в соответствии с рекомендациями специалистов были применены следующие средства беговой подготовки бегунов на средние дистанции: объем бега в аэробном режиме; объем бега в смешанном режиме; объем бега в анаэробном режиме; общий объем беговой нагрузки; количество соревнований. Данные подтверждают, что структура тренировочной нагрузки наиболее схожа с методиками специалистов в области легкой атлетики. Для каждого периода подготовки юных спортсменов определяются допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. Об эффективности тренировочной деятельности судили по динамике спортивных результатов юных спортсменов, как в зимний, так и в летний периоды. Определено, что структура тренировочных нагрузок, применяемая в исследуемых ДЮСШ Республики Саха (Якутия), наиболее оптимальна для юных бегунов, тренирующихся в беге на средние дистанции. Планируя тренировочный процесс юных бегунов на средние дистанции, учитывали возраст, функциональные возможности организма спортсмена, климатические условия Якутии и рельеф местности.

Ключевые слова объем бега, результат, соревнования, эффективность, юный спортсмен.

В юношеском спорте на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки, а достижение высоких спортивных результатов является отдаленной целью. Спортивный результат, как справедливо утверждают

* Профессор кафедры Спортивно педагогических дисциплин, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент.

* Проректор по спортивной работе.

174

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

многие специалисты, не может являться главным критерием в работе с детьми. Поэтому тренировочные нагрузки в юношеском спорте не должны быть максимальными. Определение оптимальных объемов тренировочных нагрузок, в зависимости от возраста, уровня подготовленности, а так же планируемого результата представляется очень важным моментом в подготовке юных спортсменов (М.Я. Набатников, 1980; Д.П. Суслов, 1979).

Для детского и юношеского организма характерны высокий уровень возбудимости, слабость внутреннего торможения, относительно невысокие функциональные возможности, неэкономичное расходование энергии, не богатый соревновательный опыт, и поэтому они не умеют определять состязания по значимости, рационально расходовать свои силы, и относительно спокойно переносить горечь поражений. Для юных атлетов каждое соревнование является серьезным испытанием [5].

Несмотря на принятие регламентации, в детском и юношеском спорте продолжается односторонняя специализированная подготовка со всеми вытекающими из нее отрицательными последствиями, которые еще более усугубляются чрезмерными стартами. Главная опасность, которую в себе таит перенапряжение сердечно сосудистой системы. У подростков, диагностика перетренерованности крайне затруднена, поскольку в подавляющем большинстве случаев они не предъявляют ни каких жалоб, так как не способны анализировать свои ощущения. В этом кроется еще одна из причин отсутствия недостаточности перспективного резерва. Не качественная подготовка юных спортсменов, подающие большие надежды, не добиваются в дальнейшем по-настоящему высоких результатов или заканчивают занятия спортом. Это объясняется, в первую очередь, большой загруженностью юных атлетов соревнованиями. Многие юные спортсмены «закрывают» одновременно юношеские, юниорские и взрослые календари. Другая причина - частые ошибки в работе тренеров, нарушающих принципы постепенности, применяющих форсированные методы тренировки, либо «взрослые» нагрузки в работе с юношами и особенно - с юниорами (В. Попов, 2000).

В учебно-тренировочные группы детско-юношеских школ целесообразно зачислять юных бегунов на средние дистанции в возрасте от 12-13 до 15-16 лет, не придерживаясь строго возрастной регламентации Положения, иначе можно потерять потенциально перспективных бегунов. Первые крупные успехи в соревнованиях следует планировать в возрасте 19-22 года, а наивысшие достижения - в возрасте от 25-27 лет. В последующем особо одаренные бегуны могут еще в течение шести лет показывать высокие спортивные результаты, позволяющие успешно выступать на международной арене (М. Линец, И. Оренчак, 1990).

Обобщение анализа литературы и практического опыта, позволяет предположить, что использование оптимальной структуры тренировочной нагрузки для юных бегунов на средние дистанции, за счет дифференцированного выбора объема, способствует более эффективному повышению ре-

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

175

зультатов, нежели простой учет общего объема беговых нагрузок. Рекомендации исследователей подготовки бегунов на средние дистанции этапа углубленной тренировки, по объему и интенсивности нагрузки разноречивы, и связаны с различным направлением в работе и возрастом начала спортивной специализации. Изучение и рациональное использование в тренировочной работе юных спортсменов повышенных объемов беговой нагрузки и правильное определение ее интенсивности становится необходимым на этапе углубленной тренировки [1, 3, 5, 6].

Важнейшей задачей тренеров на современном этапе развития легкой атлетики является проведение тренировок на самом высоком научно-методическом уровне не только с сильнейшими легкоатлетами, но и со спортсменами массовых разрядов. Изменив характер соревнований для детей и юношей в возрасте до 15 лет, включив в них специальные тесты, оценивающие уровень общей физической подготовки, можно решить задачу и осуществить реальный контроль за работой детских тренеров. Соревнования на классических дистанциях начинают проводить для подростков, когда им исполняется 14 лет, когда наблюдается стремительный прирост длины и массы тела, нейроэндокринный дисбаланс, максимальная напряженность функционирования сердечнососудистой системы, связанные с половым созреванием организма. Нежелательно юным спортсменам выполнять сдвоенные старты. К системе соревнований следует относиться как к острейшему средству физического и психоэмоционального воздействия и нуждается контролю со стороны тренеров и спортивных врачей [2, 4, 5].

Целью работы спортивных школ является подготовка спортивного резерва для пополнения сборных команд страны, при этом тренировочный процесс должен строиться, исходя из максимального использования индивидуальных возможностей юных спортсменов [1].

Нами были проанализированы годовые планы индивидуальной подготовки, дневники легкоатлетов, изучены поурочные записи учета тренировочных нагрузок ДЮСШ Республика Саха (Якутия). Для получения объективных данных об эффективности тренировочного процесса проанализированы протоколы официальных соревнований. Изучены записи дневников тренировок 36 юных легкоатлетов 15-16 лет, со спортивным стажем 3 года. Была изучена структура и объем тренировочных нагрузок. Основное внимание уделялось изучению оптимальной структуры тренировочных нагрузок в различные периоды. Для сравнительного анализа параметров подготовки в соответствии с рекомендациями специалистов были применены следующие средства беговой подготовки бегунов на средние дистанции: объем бега в аэробном режиме; объем бега в смешанном режиме; объем бега в анаэробном режиме; общий объем беговой нагрузки; количество соревнований.

Выявлено, что в подготовительный период включал в себя развитие общей и специальной выносливости, развитие общей силы и специальной силовой выносливости, повышение волевой подготовленности, а также разви-

176

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

тие и поддержание скоростно-силовых способностей, совершенствование техники бега. Широко использовался метод тренировки - фартлек, который проходил в манеже (в закрытом помещении, без пересеченной местности). Выполнен большой объем длительного непрерывного бега, а также бега на средних отрезках. Выявлено, что во втягивающих микроциклах большое внимание уделялось врабатыванию организма, развитию общей выносливости, увеличению аэробной емкости организма, укреплению опорно-двигательного аппарата. Также было использовано много игровых дней для развития скорости, ловкости и поддержания тонуса мышц. Наибольшее количество времени уделялось ОФП: упражнения с набивными мячами, использовались большие и маленькие барьеры, упражнения на растягивание.

В зимний соревновательный период уделялось внимание отработке различных тактических вариантов бега, поддержанию тренированности, улучшению техники бега, а также поддержанию и повышению психологической подготовленности.

В весенне-летний подготовительный период большое внимание уделялось повышению уровня физической функциональной и технической подготовленности, развитию общей и специальной выносливости, скоростной и силовой выносливости.

Задачи летнего соревновательного периода заключались в том, чтобы достичь максимального уровня специальной работоспособности и планируемого результата, повышения уровня технико-тактического мастерства и специальной выносливости. В них отражался максимальный эффект тренировочной нагрузки за годичный цикл.

Переходный период проходил в поддержании и восстановлении организма, используя прогулки по лесу, работая по дому, помогая родителям.

Проанализировав структуру тренировочных нагрузок и сделав сравнительный анализ годичного цикла подготовки юных бегунов на средние дистанции определено, что структура тренировочных нагрузок, применяемая в ДЮСШ Республики Саха (Якутия) наиболее оптимальна для повышения спортивных показателей в течение года. Широко применялась игровая тренировка, которая дает немаловажную преимущественную сторону в процессе тренировочных нагрузок. В таких играх, как баскетбол, можно совершать немало прыжков (отталкиваний) и делать множество ускорений. Кроме того, в процессе игры происходит психологическая разгрузка.

Таким образом, полученные нами данные с помощью сравнительного анализа позволили определить оптимальную тренировочную нагрузку для юных бегунов на средние дистанции. Метод игрового характера дает преимущество в подготовке легкоатлетов. Данные подтверждают, что структура тренировочной нагрузки является наиболее схожей с методиками специалистов в области легкой атлетики. В ДЮСШ Республики Саха (Якутия) преимущественных отличий в нагрузках не наблюдается. Нормирование нагрузок в тренировочном процессе юных спортсменов обусловливается соблю-

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

177

дением двух важнейших принципиальных положений. Во-первых, сопоставлением объемного бега и интенсивных нагрузок в период годичного цикла, во-вторых, - при распределении скоростных работ и работ на выносливость в недельном цикле, а также игровых дней. Тем самым для каждого периода подготовки юных спортсменов определяются допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.

Об эффективности тренировочной деятельности судили по динамике спортивных результатов юных спортсменов, как в зимний, так и в летний периоды. Наилучшие спортивные результаты были отмечены у большинства спортсменов. Для успешной подготовки юных бегунов на средние дистанции, планируя тренировочный процесс, следует учитывать возраст, функциональные возможности организма спортсмена, климатические условия Якутии и рельеф местности.

Список литературы:

1. Губа В.П., Кващук П.В., Никитушкин В.Г. Индивидуализация. - М.: Физкультура и Спорт, 2009. - 276 с., ил.

2. Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции / В.В. Ивочкин. - М.: ВНИИФК, 2003. - С. 86-89.

3. Ивочкин В.В. Структура тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации у юных бегунов на средние дистанции / В.В. Ивочкин. - М., 1986. - С. 74-81.

4. Майфат С.П., Малафеева С.И. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с.

5. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

6. Никитушкин В.Г., Теория и методика юношеского спорта: учебник / В.Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2010. - 208 с.

ГИМНАСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

© Сомкин А.А.*

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения,

г. Санкт-Петербург

В статье рассматривается гимнастическое оборудование, необходимое для проведения занятий по физическому воспитанию в неспециа-

* Профессор кафедры Физического воспитания, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.