ЗАВИСИМОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ОТ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.Н. Касаркина, канд. социол. наук, доцент С.А. Абрашкина, студент
Национальный исследовательский Мордовский им. Н.П. Огарёва (Россия, г. Саранск)
государственный университет
Аннотация. В статье анализируются цели учебной и воспитательной деятельности в школе-интернате ориентированные на развитие личности воспитанника, способной активно войти в социум, принимать ответственные решения в ситуации выбора. Охарактеризована зависимость социализации детей в школе-интернате от учебной и воспитательной деятельности в аспекте проблем социальной работы, по результатам анкетного опроса сотрудников ГБОУРМ«Шейн-Майданская школа-интернат».
Ключевые слова: школа-интернат, учебная деятельность, воспитание, социализация, дети, социально-педагогическая работа.
В современном обществе в условиях возрастающих кризисов, среди общественных институтов, призванных обеспечить социализацию подрастающего поколения, особое место занимают учреждения интернатного типа функционирующие для
детей, которым семья, по тем или иным причинам, не может обеспечивать правильное воспитание. Рассмотрим особенности школы-интерната как института социализации (рис. 1).
Круглосуточн ое пребывание детей в кругу сверстников:
Отсутствие системы влияния со стороны родителей;
Вынужденная замена первичных агентов социализации:
«Закрытость» учреждения, обусловленная спецификой жнзн ед еялельн оста
Разрыв связей детей с прежней средой общения;
Особенности школы-шггерната как института социализации
Преобладание авторитета педагога;
Объективно непрерывный характер образовательного процесса;
I
Системные требования к дисциплине и организации быта;
Доминирующая позиция учебной, воспитательной н образовательной деятельности б пространстве жизнедеятельности ребёнка;
Рис. 1. Особенности школы-интерната как института социализации
Социализация детей в школе-интернате рассматривается многими учеными, прежде всего, как процесс формирования и развития личности под воздействием воспитательной и учебной деятельности.
Учебная деятельность в школе-интернате представляет собой деятельность организуемую на основе учебного плана, направленную на приобретение
детьми новых знаний, умений, навыков или на их изменение в процессе специально организованного и целенаправленного обучения, и тем самым обусловливающая положительные изменения в самом ребенке.
Учебный план - нормативный документ, который является составной частью основной образовательной программы
школы-интерната, определяет набор образовательных областей, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов деятельности воспитанников, содержит объемные показатели минимально и максимально возможных часов для достижения запланированных образовательных результатов.
Социализация воспитанников является основной задачей учебной деятельности и предполагает следующие планируемые результаты:
1) Личностные результаты - готовность и способность воспитанников к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловых установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
2) Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
3) Предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Анализ успешности социализации воспитанников включает: текущую успеваемость; динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений; активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях; активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности.
Социализация воспитанников является также основной задачей воспитательной работы в школе-интернате и предусматривает:
1) Гражданско-патриотическое воспитание;
2) Научно-познавательное воспитание;
3) Нравственно-правовое воспитание;
4) Художественно-эстетическое воспитание;
5) Спортивно-оздоровительное воспитание;
6) Общественно-полезное воспитание;
7) Индивидуальная работа с детьми «группы риска»;
8) Работа с семьями воспитанников.
В результате анкетного опроса сотрудников ГБОУ РМ «Шейн-Майданская школа-интернат» нами были выявлены актуальные проблемы социализации воспитанников решаемые в процессе учебно-воспитательной деятельности (рис. 2).
Л
н К <и
К о с
о <и CP
41,60% 20,80%
20,80%
62,50%
33,30%
■ Побеги, самовольный уход I Плохая дисциплина Правонарушения воспитанников Снижение интереса к обучению Нежелание детей учиться
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00%
Рис. 2. Актуальные проблемы социализации воспитанников решаемые в процессе учебно-
воспитательной деятельности
По мнению респондентов, наиболее значимыми критериями социализации детей в условиях школы-интерната являются:
1) социокультурный (социальная готовность; социальные знания и социальный опыт, социальная культура) (95,8 % респондентов);
2) общекультурный (воспитанность; социально приемлемые ценностные ориентации) (95,8 % респондентов);
3) социально-адаптивный (социальная удовлетворенность; социальная пластичность) (87,5 % респондентов);
4) социально-динамический (нормативность социального развития; соответствие
Таким образом, влияние учебной и воспитательная деятельность в школа-интернат» на социализацию детей проявляется в формировании у детей: социальной активности; представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; навыков приобщения к системе культурных ценностей; трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии,
возраста и ведущей деятельности) (83,3% респондентов);
5) нормативно-поведенческий (социальность поведения; стиль, уклад, здоровый образ жизни) (83,3% респондентов);
6) личностно-аксиологический (самоопределение) (83,3% респондентов);
7) личностно-рефлексивный (сформиро-ванность социально значимых личностных качеств; самоконтроль) (79,1% респондентов).
Результатами учебной и воспитательной деятельности ориентированной на социализацию детей в школе-интернате, по мнению респондентов следует считать ряд показателей (рис. 3).
стремления к профессионализму, конкурентоспособности; экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью; эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное; активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, коммуникативных умений и навыков, гражданственности, патриотизма.
н X <и
X о с
о <и CP
33,30%
87,50%
100,00%
100,00% 62,50% 66,60%
L
Социальная адаптированность Учебная успеваемость Здоровье. ЗОЖ Социальная активность Повышенный уровень знаний, умений,
на
выков
Проявление детьми самостоятельности
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00% 120,00%
Рис. 3. Результаты учебной и воспитательной деятельности ориентированной на
социализацию детей
THE DEPENDENCE OF THE SOCIALIZATION OF CHILDREN IN BOARDING SCHOOL FROM EDUCATIONAL ACTIVITIES
E.N. Kasarkina, candidate of sociological sciences, associate professor S.A. Abrashkina, student Ogarev Mordovia state university (Russia, Saransk)
Abstract. The article analyzes the purpose of training and educational activities in the boarding school focused on the development of the individual pupil, is capable of actively entering into society, to make responsible decisions in a situation of choice. Characterized by the dependence of the socialization of children in boarding school from the educational activities in the aspect of social work, the results of a questionnaire survey of employees of SEIRM "Shane-Maydanskaya boarding school".
Keywords: boarding school, teaching activities, education, socialization, children, socio-pedagogical work.