Научная статья на тему 'Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста'

Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
805
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / РЕБЕНОК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОСПИТАНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / FAMILY / PARENTS / CHILD / PRIMARY SCHOOL AGE / EDUCATION / ANXIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попкова Мария Александровна

данная статья посвящена зависимости семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста. Рассмотрена роль семьи в формировании ребенка, раскрыты принципы семейного воспитания, охарактеризован младший школьный возраст, определено понятие тревожности. Проведено исследование и интерпретированы результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста»

Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего

школьного возраста. Попкова М.А.

Попкова Мария Александровна /Popkova Maria Aleksandrovna - кафедра социальной работы,

магистрант

Хакасский государственный университет имени Н.Ф.Катанова, Медико-психолого-социальный институт, г.Абакан

Аннотация: данная статья посвящена зависимости семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста. Рассмотрена роль семьи в формировании ребенка, раскрыты принципы семейного воспитания, охарактеризован младший школьный возраст, определено понятие тревожности. Проведено исследование и интерпретированы результаты.

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, младший школьный возраст, воспитание, тревожность. Key words: family, parents, child, primary school age, education, anxiety.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, ее воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка [1].

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики: гуманизм, демократизм, гражданственность, ретроспективность (воспитание на традициях народной педагогики), приоритетность общечеловеческих норм и ценностей.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.

В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.

Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он -ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

Известно, что смена социальных отношений представляют для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий жизни.

Тревожность - постоянное или ситуативное проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [2].

Целью экспериментального исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста в зависимости от типа семейного воспитания.

Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью были использованы Методика «Измерения уровня тревожности Тейлора».

Методика «Измерения уровня тревожности Тейлора» (адаптированная Немчиным Т.А.). В выборку вошли всего 40 человек. Это родители 20 человек и их дети 20 человек 1 класса. База проведения исследования: г. Абакан школа №25.

Полученные данные, свидетельствуют о том, что у этих детей высокой тревожности не наблюдается. Таким образом, дети, у которых выявлена низкая тревожность, требует повышенного внимания к своей деятельности и стимуляции у них родителями чувства ответственности. У таких детей может преобладать высокий уровень самооценки, часто они повышенно внушаемы и неустойчивы в своем поведении, им тяжело адекватно оценить ситуацию, они эмоционально поверхностны и т.д. Дети, у которых выявлен средний уровень тревожности, в непредсказуемой ситуации чаще реагируют адекватно, так как у них стабильное эмоциональное состояние. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной деятельностью.

Далее работа направлена на выявление знаний родителей о ребенке и изучение родительских отношений с детьми.

При работе с родителями был использован опросник Родительского отношения к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Уровень (кол.чел.)

Название шкалы Высокий Средний Низкий

Принятие - отвержение ребенка 0 19 1

Кооперация 7 13 0

Симбиоз 5 13 2

Авторитарная гиперсоциализация 6 10 4

Маленький неудачник 0 4 16

По первой шкале (принятие - отвержение ребенка) выявлено большинство людей со средним уровнем, что выражает собой среднее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

По второй шкале (кооперации) выявлено, большинство людей со средним уровнем, что выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны заинтересованности.

По третьей шкале (симбиоз) выявлено большинство людей со средним уровнем, что выражает стремление взрослых к единению с ребенком, но при этом существует некая дистанция между ними.

По четвертой шкале (авторитарная гиперсоциализация) выявлено большинство людей со средним уровнем, что говорит о контроле со стороны взрослых на ребенка.

По пятой шкале (маленький неудачник) выявлено большинство людей с низким уровнем, что показывает, как взрослые не достаточно внимательно относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Таким образом, можно сказать, что младшие школьники наибольшую тревожность испытывают в отношениях с взрослыми людьми и наименьшую со сверстниками. Поэтому взрослые должны адекватно оценивать свой подход к ребенку, так как от него зависит дальнейшая судьба человека.

В процессе проведенного исследования, было определенно, что гипотеза нашла свое подтверждение, так как, по полученным результатам видно, что воспитание по типу «Маленький неудачник» влечет за собой низкую самооценку у детей. А воспитание по типу «Симбиоз» - завышенную самооценку.

Литература

1. Земска М. Семья и личность. М.: Прогресс, 2006. 136 с.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений в 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит, 2003. 688c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.