МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК57
Т.Е.Алёшина
Кандидат биологических наук, доцент
Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского,
А.А.Наумова
Студентка 4 курса
Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского,
Т.А.Наумова
Студентка 4 курса
Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского ЗАВИСИМОСТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОТ СОБЛЮДЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ
Аннотация
На основании проведенного социологического опроса в 11-х классах доказано, как режим дня влияет на работоспособность учащихся. В результате проведенного анализа показано, что работоспособность учащихся зависит от правильного образа жизни и режима дня. Распорядок дня обеспечивает высокую работоспособность, благоприятно сказывается на деятельности организма. На основании сделанных выводов выявлено, что большинство учащихся 11-х классов соблюдают правильный режим дня.
Annotation
Based on the opinion poll in the 11 th grade it proved as day mode affects the performance of pupils. The analysis shows that the performance of students depends on the correct way of life and the daily routine. The daily schedule provides high performance, a favorable effect on the body's activities. Based on the findings revealed that the majority of pupils of 11 classes comply with the correct mode of the day.
Ключевые слова
Работоспособность, режим дня, успеваемость учащихся, социологический опрос.
Keywords
Efficiency, daily routine, student achievement, an opinion poll.
Здоровье - не все, Но все без здоровья - ничто.
(Сократ)
В нашей стране уделяется большое внимание правильному образу жизни и здоровью детей. Одним из факторов, влияющих на здоровье детей, является правильный режим дня и его соблюдение. Рациональный режим школьника - это такой распорядок жизни, который обеспечивает ему высокую работоспособность, способствует сохранению и укреплению его здоровья. Нужно отметить, что между здоровьем и режимом дня школьника существует тесная связь. Благодаря четкому режиму организм испытывает нормальную нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается. [1] Многие учащиеся поздно ложатся спать. Одни долго засиживаются за уроками, другие за компьютером или телевизором, и поэтому не соблюдают режим дня, а он оказывает большую роль на работоспособность. Так школьники, которые ложатся поздно спать, рано встают и в школе они чувствуют себя не собранными. Они не могут сосредоточиться на уроках, дремлют, не могут усвоить материал в нужном объеме, в результате у них наблюдается низкий уровень работоспособности, что отражается на их успеваемости.
Правильное чередование труда и отдыха оказывает большое влияние на работоспособность и успеваемость учащихся. Так школьники, находящиеся достаточное количество на свежем воздухе, имеют более высокую работоспособность, чем дети, которые мало бывают на свежем воздухе. Длительная
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
непрерывная работа утомляет, работоспособность падает, кратковременный отдых позволяет ее восстановить без потери рабочего настроя. Во время занятий не следует слушать радио, смотреть телевизор, одновременно с приготовлением уроков что-нибудь есть. Но во время перерыва полезно выполнить несколько домашних дел: постирать мелкие вещи, подмести пол и т. д. [3] Соблюдение режима дня приучает школьника к определенному порядку, а это имеет существенное значение для нервной системы и деятельности организма в целом. Утро обязательно надо начинать с зарядки. Зарядка является важным фактором сохранения и укрепления здоровья. Она способствует быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию, а это активизирует работу всех внутренних органов. Благодаря зарядке школьник привыкает точно рассчитывать свое время [2]. Все это приучает учащегося быть более организованным.
Цель работы: определить влияние режима дня на работоспособность и успеваемость старшеклассников.
Задачи:
- собрать материал о режиме дня подростков.
- провести опрос учащихся 11 классов.
- сделать анализ успеваемости учащихся 11 класса.
Строгое соблюдение режима дня повышает работоспособность школьника, предохраняет организм от переутомления, укрепляет здоровье и обеспечивает повышение успеваемости учащегося. Одним из важных показателей школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, но мозг сохраняет свою активность и продолжает перерабатывать информацию, полученную в течение дня. Сон должен быть полноценным и составлять не менее 8 - 9 часов. Систематическое недосыпание может привести к переутомлению организма.
Примерный распорядок дня для старшеклассников.
Режим дня
6.30 - подъем, умывание, зарядка.
7.30 - завтрак.
8.30 - 13.30 - занятия в школе.
14.00 - обед.
14.30 - 16.00 - отдых, прогулка.
16.00 - полдник.
16 .15 - 17.30 - выполнение домашнего задания.
17.30 - 19.00 - прогулка по свежему воздуху.
19.00 - 19.30 - ужин.
19.30 - 21.30 - отдых.
21.30 - 22.00 - подготовка ко сну.
22.00 - 6.30 - ночной сон.
В процессе работы мы выяснили, как учащиеся 11 классов выполняют режим дня. В результате -социологического опроса учеников 11 классов оказалось, что из 41 учащихся - 14 встают в семь часов утра, 13 обедают во время и 14 ложатся спать в соответствии с режимом дня, т.е. они выполняют распорядок дня. У них полноценный сон, они рационально используют дневное время и все успевают, у них высокая работоспособность. Они во время делают домашние задания, мало болеют, т.к. достаточное время прибывают на свежем воздухе.
Тем школьникам, которые не соблюдали режим дня, мы рекомендовали его пересмотреть т. к. у них работоспособность была ниже, они чаще болели и чувствовали себя более уставшими.
Через какое-то время мы заметили, что ученики, которые пересмотрели режим дня стали лучше учиться, меньше болеть, посещать кружки.
Вывод: соблюдение режима дня, правильный образ жизни, приводит к укреплению здоровья школьников, защищает от переутомления, повышает их работоспособность, прививает культуру к труду.
Список использованной литература: 1.Хрипкова А. Г. , Колесов Д. В. Гигиена и здоровье: Пособие для учащихся. М.: Просвещение. 1983. - 47 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
2.В. И. Воробьев «слагаемые здоровья » М. , Интел , 2002 3 .Л. А. Лещинский « Берегите здоровье» М. , ИНФРА- М , 2001
4.И. П. Березин, Ю. В. Дергачев « Школа здоровья » Издательство : М . : Московский рабочий с 221 1989 г.
5.Н. Б. Коростелев « От А до Я » - М. , Издательство « Физкультура и спорт » , 2002 .
© Алёшина Т.Е., Наумова А.А., Наумова Т.А., 2016
УДК. 573.2
Ю. Е. Синий
Преподаватель биологии Брянский государственный университет им. Академика И. Г. Петровского г. Брянск, Российская федерация
О ВЕРОЯТНОСТНЫХ ПРИНЦИПАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНОТИПА В ФЕНОТИПЕ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В МОЗГЕ
Аннотация
В статье обсуждаются механизмы морфогенеза, указывается на некорректность описания этих механизмов в терминах динамических процессов. Предлагается вероятностное описание принципов работы мозга, исключающее применение таких понятий, как «нейроны - распознаватели лиц», «нейроны новизны», «нейроны постоянства», «нейроны места», «зеркальные нейроны» и всяких других, так называемых, «бабушкиных нейронов».
Ключевые слова
Медиатор, синапс, рецептор, синаптическая мембрана, химическая передача, нервный импульс, солитон, фурье-анализ, голографический принцип.
На возможности и «способности» нейрона существуют разные точки зрения. Одну из них отстаивает доктор биологических наук Е.А.Либерман [4], известный по своим работам в области биоэнергетики. Он рассматривает нейрон как клеточный, или молекулярный компьютер, который для своей работы использует интронные участки ДНК, составляющие значительную часть генома. Интронные, или вставочные участки ДНК не кодируют белка, и Е.А.Либерман предлагает довольно сложную схему участия этих структур в организации памяти и вычислительных процессов в нейроне. Точку зрения Е.А.Либермана поддерживает доктор биологических наук Р.Н.Глебов [2, с.25], известный по своим работам в области нейрохимии и биохимии синапсов. Он считает, что «...медиатор - это внешний регуляторный сигнал. Сигнал сообщает клетке, что, когда и сколько она должна делать, но не может сообщить, как это сделать. Как - «знает» сама клетка, когда - определяется временем секреции, сколько - количеством секретированного медиатора. Получается, что в нейроне как бы (а может быть без всякого «как бы») имеется собственная ЭВМ, машина памяти всего того, что было, что есть и что будет.»
Иной точки зрения придерживается Френсис Крик, один из величайших ученых современности, как раз и разгадавший структуру этой самой ДНК. Он говорит, что «следовало бы избегать еще одной общей ошибки. Ее можно было бы назвать «ошибкой премудрого нейрона». Представим себе нейрон, который посылает сигнал на некоторое расстояние по своему аксону. Что этот сигнал сообщает воспринимающему синапсу? Сигнал, разумеется, закодирован частотой нервных импульсов. Но что означает его сообщение? Легко усвоить привычку считать, что оно содержит в себе больше, чем это есть в действительности». И далее: «часто сложные природные явления основаны на простых процессах, но эволюция обычно украшает их всякими видоизменениями и добавлениями в стиле барокко. Разглядеть скрытую под ними простоту ... часто