О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015
УДК 613.955:371.7
СоболеваЛ.Г.1, Шаршакова Т.М.2, Тарасенко А.А.1
ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА КУЛЬТУРУ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
'ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», 246001, Гомель, Республика Беларусь; Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 246000, Гомель, Республика Беларусь
Цель работы - обосновать медико-гигиеническую программу по формированию у школьников установки на культуру здоровья. В исследовании приняли участие 752 школьника СОШ №59 (мальчиков - 480, девочек -272; возраст 6-18 лет). Для сравнительного анализа показателей образа жизни учащихся нами были определены экспериментальные и контрольные группы. Эффективность воздействия предложенной программы осуществлялась в два этапа: сравнение измеряемых параметров в экспериментальной группе до и после воздействия; сравнение измеряемых параметров в контрольной группе учащихся (не участвовали в программе) и экспериментальной группе учащихся после воздействия. Достоверность выявленных различий доказывалась при помощи критерия углового преобразования Фишера. Полученные данные свидетельствуют о том, что участие школьников в разработанной нами медико-гигиенической программе повлекло за собой позитивные изменения в их образе жизни, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья. Наиболее эффективной и действенной разработанная программа оказалась относительно изменений, касающихся следующих показателей: время, затрачиваемое учащимися на выполнение домашнего задания; длительность пребывания на свежем воздухе; продолжительность ночного сна; режим питания; выполнение правил личной гигиены; употребление психоактивных веществ. На основе результатов сравнительного анализа изучаемых параметров в контрольной и экспериментальной группах можно сделать вывод о том, что выявленные изменения образа жизни учащихся 1-11-х классов были достигнуты в результате реализации разработанной нами программы.
Ключевые слова: гигиеническая программа; культура здоровья; образ жизни. Для цитирования: Гигиен и санитария, 2015; 94 (4): 61-64.
Soboleva L.G.1, Sharshakova T.M.2, Tarasenko A.A.1 FORMATION OF THE ATTITUDE TO HEALTH CULTURE IN SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF THE INTRODUCTION OF MEDICAL AND HYGIENIC PROGRAM INTO THE EDUCATIONAL PROCESS
'Gomel Regional Centre of Hygiene, Epidemiology and Public Health, Gomel, Republic of Belarus, 246001; 2Gomel State Medical University, Gomel, Republic of Belarus, 246000
Objective to substantiate the medical and hygienic program on the formation of the attitude to health culture in schoolchildren. Materials and method 752 schoolchildren from secondary school № 59 (480 boys, 272 girls at the age of 6-18 years) took part in the study. For comparative analysis of lifestyle indices of schoolchildren we have defined experimental and control groups. The efficiency of our proposed program was carried out in two stages: a comparison of the measured characteristics in the experimental group before and after the exposure, comparison of the measured characteristics in the control group of students (who did not participate in the program) and in the experimental group of students after the exposure. The accuracy of the revealed differences were proved by virtue of the Fisher's angular transformation criterion. The obtained data indicate that the participation of schoolchildren in the developed by us medical and hygienic program led to the positive changes in their lifestyle that will promote preservation and enhancement of their health. The most efficient and operative part of the developed program was about the changes concerning the following indices: the time spent by students for homework, duration of the stay in the fresh air, the duration of night sleep, diet regimen, implementation of the rules of personal hygiene, psychoactive substances using. Conclusion вased on the results of the comparative analysis of the studied characteristics in the control and experimental groups, we can make the conclusion that the identified lifestyle changes of schoolchildren of 1-11 classes were achieved as a result of the program which was developed by us.
Key words: hygienic program; health culture; lifestyle.
Citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(4): 61-64. (In Russ.)
Введение
Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья учащихся. Оно должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждая школьников к активным и сознательным действиям в следующих направлениях: улучшение собственного физического и психического здоровья; отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих; нетерпимое отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих; сознательное участие в формировании здоровьес-берегающей среды [1, 2].
Для корреспонденции: Соболева Людмила Григорьевна, [email protected]
For correspondence: Coboleva L., [email protected].
Существующие в настоящее время в Республике Беларусь программы гигиенического обучения и воспитания могут обеспечить только сообщение знаний, но не закрепление этих знаний и их реализацию в своем поведении. Кроме того, многие программы по вопросам здорового образа жизни разрабатываются без участия специалистов (валеологов, гигиенистов) и содержат спорные сведения по нетрадиционным методам оздоровления, неприемлемые для школьников. Все это подтверждает необходимость анализа и пересмотра существующих программ гигиенического обучения и воспитания как с точки зрения их содержания, так и предусматриваемых ими форм и методов обучения для разработки и дальнейшего внедрения комплексных модульных программ, способствующих формированию здорового образа жизни учащихся [3].
Цель - обосновать медико-гигиеническую программу по формированию у школьников установки на культуру здоровья.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 752 школьника СОШ №59 (мальчиков - 480, девочек - 272 в возрасте 6-18 лет). Для сравнительного анализа показателей образа жизни учащихся нами были определены экспериментальные (Э и Э+) и контрольные группы (К и К+).
Эффективность воздействия предложенной нами медико-генетической программы осуществлялась следующим образом: сравнение измеряемых параметров в экспериментальной группе до и после воздействия (Э и Э+); сравнение измеряемых параметров в контрольной группе учащихся (не участвовали в программе) и экспериментальной группе учащихся после воздействия (К+ и Э+). Достоверность выявленных различий доказывалась при помощи критерия углового преобразования Фишера.
Результаты и обсуждение
В соответствии с целью и задачами нашего исследования и с учетом данных, полученных на этапе эмпирического исследования, нами была разработана и внедрена в образовательный процесс средней общеобразовательной школы № 59 Гомеля медико-гигиеническая программа по формированию у школьников установки на культуру здоровья, в основе которой лежит дифференцированный подход.
Для сравнительного анализа показателей образа жизни учащихся экспериментальной и контрольной групп введены следующие условные обозначения:
1. Экспериментальная группа: Э - учащиеся экспериментальной группы на этапе первичной диагностики; Э+ - учащиеся экспериментальной группы на этапе повторной диагностики (контрольный срез после вмешательства).
2. Контрольная группа: К - учащиеся контрольной группы на этапе первичной диагностики; К+ - учащиеся контрольной группы на этапе повторной диагностики (контрольный срез при отсутствии вмешательства).
Достоверность выявленных различий доказывалась при помощи критерия углового преобразования Фишера. В качестве «эффекта» в данном случае выступают позитивные изменения в образе жизни, способствующие повышению здоровья школьников.
Далее приводятся данные сравнительного анализа измеряемых показателей (эффект от участия в программе) с учетом возраста учащихся: младшие школьники, учащиеся средних классов, учащиеся старших классов.
Сравнительный анализ данных, полученных при исследовании образа жизни младших школьников, показал значимые отличия в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ) по приведенным ниже показателям.
Время, затрачиваемое на выполнение домашнего задания. Согласно полученным данным, уменьшилось число школьников, у которых на подготовку домашнего задания уходит до двух (с 35,1 до 20,2%; ф*эмп = 2,537; ^<0,01) и более двух часов (21,9 до 8,8%; ф*эмп = 2,809; ^<0,01) при р<0,001. Сравнение ЭГ и КГ свидетельствует о том, что доля учащихся, у которых проявляется исследуемый эффект, в группе Э+ больше, чем в группе К+ (ф*эмп = 6,349, /,<0,01).
Длительность пребывания на свежем воздухе. При оценке данного показателя было выявлено, что число школьников, бывающих на свежем воздухе менее 3 ч, уменьшилось с 41,2 до 29,8% (ф*эмп = 1,804; р>0,01). При этом в КГ данный показатель имеет отрицательную динамику (ф*эмп = 1,955; р>0,01): число учащихся, бывающих на свежем воздухе более 3,5 ч, уменьшилось с 26,3% до 15,8%. Сравнение ЭГ и КГ свидетельствует о том, что доля учащихся, у которых проявляется исследуемый эффект, в группе Э+ больше, чем в группе К+ (ф* = 3,037; р<0,01).
Продолжительность ночного сна. Сравнение данных по показателю «время ночного сна» позволяет сделать следующие выводы: в ЭГ снизилось число учащихся, которые на ночной сон тратят менее 10 ч с 29,8 до 13,8% (ф*эмп = 2,828; р>0,01), и увеличилось число школьников, которые спят ночью 10-11 ч
(с 53,5 до 69,3%; (ф*эмп = 2,461; р>0,01). В КГ достоверных изменений не было выявлено. Сравнение ЭГ и КГ по выявленным признакам свидетельствует о том, что доля учащихся, у которых продолжительность ночного сна занимает больше времени, в группе Э+ больше, чем в группе К+ (ф*эмп = 3,286; р<0,01 и ф*эмп = 2,108; р<0,05 соответственно).
Режим дня. В группе учащихся, принявших участие в программе (Э+), были отмечены значимые изменения по всем признакам: с 53,5 до 71,1% увеличилось число детей, которые ложатся спать в одно и то же время (ф*эмп = 2,756; р<0,01); с 57,9 до 71,1% увеличилось число детей, которые после занятий в школе выделяют время для отдыха, а потом выполняют домашнее задание (ф*эмп = 2,091; р<0,05); с 56,1 до 69,3% увеличилось число детей, которые следят за количеством времени, проведенным перед телевизором и стараются не засиживаться более 2 ч (ф*эмп = 2,069; р<0,05); с 38,6 до 54,4% увеличилось число детей, которые играют на компьютере не более 1 ч в день (ф*эмп = 2,401; р<0,01). При сравнении ЭГ и КГ было выявлено, что доля учащихся, у которых проявляются описанные выше позитивные изменения, в группе Э+ больше, чем в группе К+ (р<0,01).
Режим питания. Правильно организованное (в количественном и качественном отношении) питание детей является обязательным условием для их нормального физического развития и играет важную роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Завтрак -наиболее важный из всех приемов пищи. Было выявлено, что в результате участия в программе в ЭГ увеличилось с 62,3 до 81,6% число детей, регулярно завтракающих каждое утро (ф*эмп = 3,292; р<0,01), и с 45,6 до 58,8% тех, кто принимают пищу в одно время (ф*эмп = 2,001; р<0,05). Более чем в два раза (с 14% до 6,1%) сократилось число детей, питающихся как придется (ф*эмп = 2,023; р<0,05).
Сравнительный анализ данных ЭГ и КГ показал, что учащихся, у которых были отмечены положительные изменения в режиме питания, в группе Э+ значимо больше, чем в группе К+ (р<0,01).
Организация свободного времени. При анализе данного показателя было выявлено, что в ЭГ значительно снизилось (с 33,3% до 17,5%) число учащихся, заполняющих свое свободное время просмотром телевизионных передач (ф*эмп = 2,771, р<0,01).
Организовывая свое свободное время, младшие школьники, принявшие участие в программе (Э+), достоверно чаще выбирали занятия спортом, встречи с друзьями и прогулки на свежем воздухе. Уменьшилось число школьников, проводящих свое свободное время перед телевизором или компьютером. В КГ наблюдалась противоположная тенденция.
При исследовании образа жизни учащихся 5-8-х классов выявились значимые отличия по приведенным ниже показателям.
Время выполнения домашнего задания. В ЭГ с 24,7 до 40,4% увеличилось число учащихся, выполняющих домашнее задание не более 2,5 ч (ф*эмп = 2,567; р<0,01). Школьников, тратящих на домашнее задание до 3 ч, оказалось значительно больше (ф*эмп = 2,824; р<0,01), а тех, кто укладывается в рекомендованные требования и справляется с домашним заданием не более чем за 2,5 ч - значительно меньше (ф* = 3,888;
7 4 т эмп 7 7
р<0,01).
Ночной сон. В ЭГ более чем в 2 раза снизилась доля учащихся, ночной сон которых длится менее 9 ч (с 37,7 до 14,9%; ф*эмп = 3,994; р<0,01), а число учащихся, на ночной сон которых уходит до 9-10 ч, увеличилось с 48,2 до 70,2% (ф*эмп = 3,413; р<0,01). Эти данные достоверно отличались от результатов анкетирования учащихся КГ, в которой по данному признаку не произошло значительных изменений.
Пребывание на свежем воздухе. В ЭГ с 53,1 по 21,1% снизилось число учащихся, пребывающих на свежем воздухе менее 2,5 ч (ф*эмп = 2,076; р<0,05) и увеличилось (с 29,8 до 43%) число детей, пребывающих на свежем воздухе от 2,5 до 3 ч (ф*эмп = ,.076; р<0,05). Полученные данные достоверно отличались от результатов анкетирования учащихся КГ (р<0,01).
Основные компоненты поддержания здоровья. Рассматривая данный параметр, можно утверждать, что в ЭГ намного больше школьников стали делать по утрам зарядку (с 32,5 до 54,4%; ф*эмп = 3,367; р<0,01) и посещать спортивные секции (с 41,2 до
52,6%; Ф*эмп = 1,729; р<0,05). Кроме того, в ЭГ больше, чем в КГ, доля учащихся, которые стараются поддерживать свое здоровье благодаря утренней зарядке, участию в спортивных соревнованиях, посещению спортивных секций, бассейна (р<0,01).
Режим дня. В группе учащихся, принявших участие в программе (Э+) были отмечены значимые изменения по следующим признакам: с 22,8 до 34,2% увеличилось число детей, которые ложатся спать в одно и то же время (Ф*эмп = 1,91; р<0,05); с 45,6 до 64% - тех, кто после занятий в школе выделяет время для отдыха, а потом берутся за домашнее задание (Ф*эмп = 2,809; р<0,05); с 30,7 до 41,2% - тех, кто спит не менее 7 ч в сутки (Ф*эмп = 1,653; р<0,05).
Режим питания. Благодаря участию в программе в ЭГ увеличилось с 48,2 до 64,9% число детей, которые завтракают каждое утро (Ф*эмп = 2,552; р<0,01), с 41,2 до 60,5% тех, кто ест не менее 3 раз в сутки (ф*э = 2,929; р<0,01), а также практически в 3 раза (с 5,3% до 14э9%о) возросла доля учащихся, принимавших пищу в одно и то же время (ф*эмп =2,476; р<0,01) В ЭГ уменьшилось в два раза (с 34,5 до 16,7%) число детей, которые питаются «как придется» (Ф*эмп = 3,119; р<0,05).Учащихся с положительными изменениями в режиме питания в группе Э+ оказалось значимо больше, чем в группе К+ (р<0,01).
Что касается продуктов, входящих в рацион питания школьников, то были получены следующие данные.
В ЭГ увеличилась доля учащихся, употреблявших молоко и молочные продукты каждый день (с 47,4 до 63,2%; Ф*эмп = 2,408; р<0,01), что значительно выше, чем в КГ (63,2 и 39,5% соответственно; Ф*эмп = 3,616; р<0,01). В КГ почти в 3 раза выросла доля школьников, не употреблявших молоко и молочные продукты (6,1 до 16,7%; Ф*эмп = 2,59; р<0,01), в то время как в ЭГ после участия в программе таковых не осталось.
В ЭГ выросла доля учащихся, в ежедневный рацион которых входят свежие фрукты (с 53,5 до 64,9%; Ф*эмп = 1,752; р>0,05), причем полученный показатель значимо выше, чем в КГ (Ф*эмп = 2,763; р>0,01).
В ЭГ увеличилось количество учащихся, употреблявших овощи в пищу каждый день (с 46,5 до 63,2%; Ф*эмп = 2,544; р>0,01), а не несколько раз в неделю (снизилось с 43,8 до 29,8%; Ф*эмп = 2,212; р>0,05). Наблюдаемые в ЭГ положительные изменения значимо выше, чем в КГ (ф* = 3,616; р>0,01 и
VI эмп —
Ф*эмп = 2,212; р>0,05 соответственно).
Сравнительный анализ данных ЭГ и КГ показал, что учащихся, которые ежедневно или несколько раз в неделю употребляют в пищу кондитерские изделия, в группе К+ значимо больше, чем в группе Э+ (ф* = 2,362; р>0,01 и ф* = 1,865; р>0,05
эмп эмп
соответственно).
В ЭГ увеличилось число детей, которые пьют газированные напитки несколько раз в неделю, но уменьшилось число детей, которые пьют их каждый день (с 22,8 до 8,8%; Ф*эмп = 2,975; р>0,01), т.е. употребление напитков сократилось от ежедневного до нескольких раз в неделю (с 50 до 61,4%; (Ф*эмп = 1,736; р>0,05). В КГ наблюдалась обратная тенденция: сократилось число лиц, пьющих газированные напитки несколько раз в неделю, но увеличилось число тех, кто пьет их ежедневно (ф*эмп = 3,586; р>0,01 и Ф*эмп = 2,008; р>0,05 соответственно).
Учащихся, кто ежедневно пьет соки, в ЭГ увеличилось (с 36 до 49,1%; ф* = 2,008; р>0,05), и их доля была больше, чем в КГ (Ф*эмп = 2,854Гр>0,01).
Правила личной гигиены. В ЭГ увеличилось число школьников, которые чистят зубы не реже 2 раз в день (с 59,6 до 78,9%; Ф*эмп = 3,194; р>0,01 ), что меньше, чем в КГ (ф*эмп = 3,458; р>0,01); ежедневно принимают душ (54,4 - 69,3%; ф*э = 2,325; р>0,01), что меньше, чем в КГ (Ф*эмп = 2,854; р>0,01)эмДоля тех, кто всегда моет руки перед едой и после посещения санузла, была больше в ЭГ (ф* = 2,144; р>0,05 и ф* = 3,005; р>0,01
эмп эмп
соответственно).
Проведение свободного времени. Число учащихся, заполняющих свое свободное время просмотром телевизионных передач (Ф*эмп = 1,993; р<0,05) в ЭГ значительно снизилось (с 38,6 до 26,3%), и с 47,4 до 33,3% увеличилось число детей, кто в свободное время совершает прогулки (ф*эмп = 1,993, р<0,05).
Вредные привычки: курение. В ЭГ число «иногда» курящих учащихся сократилось с 27 до 11 человек, что соответствует 23,7 и 9,6% (Ф*эмп = 2,922; р<0,01), и не осталось «постоянно» куря-
щих школьников (Ф*эмп = 3,533; р<0,01), а в КГ возросло с 25 до 30 (с 21,9 до 26,3%) число «иногда» курящих и с 2 до 6 (1,75 до 5,3%) - «постоянно» курящих школьников. Таким образом, доля «иногда» и «постоянно» курящих в КГ больше, чем в ЭГ (Ф* = 3,375; р<0,01 и ф* = 4,258; р<0,01 соответственно).
эмп эмп
На вопрос «Хотел бы ты бросить курить?» все курящие учащиеся ЭГ (11 человек) ответили утвердительно (100%), в то время как в КГ, наоборот, их число сократилось, хотя неуверенных в таком решении увеличилось с 15,8 до 26,3% (Ф*эмп =1,955; р<0,05).
При исследовании образа жизни учащихся старших классов отмечены значимые отличия по приведенным ниже показателям.
Ночной сон. В ЭГ практически в 2 раза снизилась доля учащихся, ночной сон которых длится менее 8 ч (с 46,6 до 28,4%; Ф*эмп = 3,26; р<0,01), а число учащихся, на ночной сон которых уходит 8-9 ч, увеличилось с 37,4 до 50,7% (Ф*эмп = 2,245; р<0,05). Данные достоверно отличались от результатов анкетирования учащихся КГ, в которой по данному признаку не произошло значительных положительных изменений в течение наблюдаемого периода (Ф*эмп = 3,966; р<0,01 и Ф*эмп =3,407; р<0,01 соответственно).
Пребывание на свежем воздухе. В ЭГ в два раза снизилось (с 33,1 до 14,9%) число учащихся, пребывающих на свежем воздухе менее 2 ч (Ф*эмп = 3,725; р<0,01), причем полученные данные достоверно отличались от результатов анкетирования учащихся КГ (ф*эмп =4,568; р<0,01). Также увеличилось с 49,1 до 65,8% число учащихся, пребывавших на свежем воздухе от 2 до 2,5 ч (ф*эмп = 2,245; р<0,05). Полученные данные достоверно отличались от результатов анкетирования учащихся контрольной группы (ф*эмп = 2,959; р<0,01).
Факторы, положительно влияющие на здоровье. В процессе участия в программе увеличилась доля учащихся, осведомленных по поводу факторов, положительно влияющих на здоровье человека. Практически все участники усвоили, что здоровью человека способствуют полноценный отдых (с 75 до 96,6%; (ф*эмп = 5,824; р<0,01), при этом доля таковых в КГ оказалась значительно меньше: (ф*эмп = 5,419; р<0,01). Увеличилось число детей, понимающих, что для сохранения и укрепления здоровья важное значение имеют качественное медицинское обслуживание (с 34,5 до 51,4%; ф* мп = 2,951; р<0,01) и взаимопонимание в семье (с 55,4 до 33,8%мпф*эмп = 3,768; р<0,01). Полученные в ЭГ данные достоверно отличались от данных КГ (Ф*эмп = 2,718; р<0,01 и Ф*эмп = 3,897; р<0,01 соответственно).
Все школьники ЭГ (100%) ответили, что для сохранения здоровья важны правильное питание и отказ от вредных привычек, а в КГ число таковых составило 67 и 47,3% соответственно. По мнению 99,3% учащихся ЭГ, важным фактором, способствующим сохранению здоровья, является достаточная физическая активность, а в КГ число таковых составило 47,3%.
Отношение к своему здоровью. Благодаря участию в программе, практически все учащиеся ЭГ (96,6%) стали считать, что к своему здоровью необходимо относиться заботливо и внимательно (ф*эмп = 5,824; р<0,01). Доля таковых в КГ значимо меньше (Ф*эмп= 6,615; р<0,01).
Режим питания. Благодаря участию в программе, в ЭГ увеличилось с 41,9 до 53,4% число детей, кто завтракает каждое утро (ф* = 1,987; р<0,05), что значимо отличалось от данных КГ (Ф*эмэпм"= 2,71; р<0,01). С 50,7 до 64,2% увеличилось число школьников, кто ест не менее 3 раз в сутки (Ф*эмп = 2,357; р<0,01), что значимо отличалось от данных КГ (ф*эмп = 2,942; р<0,01); с 12,8 до 21,6% возросла доля учащихся, кто принимает пищу регулярно в одно и то же время (Ф*эмп = 2,022; р<0,05), что отличалось от данных КГ (Ф*эмп = 3,776; р<0,01). В ЭГ уменьшилось с 31,8 до 17,6% число детей, которые питаются «как придется» (ф*эмп = 2,856; р<0,01), в отличие от данных КГ (Ф*эмп = 3,837; р<0,01).
Что касается продуктов, входящих в рацион питания школьников, то были получены следующие данные.
В ЭГ увеличилась доля учащихся, употреблявших молоко и молочные продукты каждый день (с 46,6 до 58,8%; Ф*эмп = 2,108; р<0,05), что значительно выше, чем в КГ (Ф*эмп = 3,166; р<0,01).
В ЭГ выросла доля учащихся, в ежедневный рацион которых входят свежие фрукты (с 54,7 до 68,9%; Ф*эмп = 2,52; р<0,01), причем полученный показатель значимо выше, чем в КГ (Ф*эмп = 2,865; р<0,01).
В ЭГ доля учащихся, употреблявших овощи ежедневно, больше, чем в КГ (ф*эмп = 2,108; р<0,05). В КГ в 2 раза увеличилось число учащихся, которые не употребляют овощи в пищу, а в ЭГ таковых не осталось.
Учащихся, употреблявших в пищу чипсы в КГ было значимо больше, чем в ЭГ (ф*эмп = 3,708; р<0,01).
В ЭГ доля школьников, которые не употребляют газированные напитки, выросла с 9,5 до 24,3% (ф*эмп = 3,475; р<0,01), что значимо отличается от данных КГ (ф*эмп = 4,327; р<0,01).
Учащихся, которые ежедневно употребляют газированные напитки, в КГ было значимо больше, чем в ЭГ (ф* = 3,08;
эмп
р<0,01).
В ЭГ не осталось учащихся, которые не употребляют соки, а в КГ число таковых выросло в 2 раза. В ЭГ доля учащихся, которые ежедневно пьют соки увеличилась с 35,1 до 55,4% (ф*эмп = 3,536; р<0,01), и их доля значимо больше, чем в КГ (ф*эмп = 2,477; р<0,01). Число пьющих соки только раз в месяц в ЭГ снизилось в 5 раз (ф* п = 4,095; р<0,01), и их доля оказалась значимо больше, чем в КГ"(ф*эмп = 3,277; р<0,01).
Проведение свободного времени. В ЭГ число учащихся, которые заполняют свое свободное время просмотром телевизионных передач (ф*эмп = 2,142; р<0,05) меньше, чем в КГ (25,7 и 37,2% соответственно), а также значимо больше школьников, которые в свободное время занимаются спортом (ф* = 2,237; р<0,05).
Курение. Число курящих учащихся в ЭГ сократилось с 41 до 31 человека, а в КГ - возросло с 45 до 55 человек. При ответе на вопрос «Хотели бы вы бросить курить?» учащиеся ЭГ единогласно ответили утвердительно (100%), а в КГ - только 34,5% школьников (от числа курящих) хотели бы бросить курить (ф*эмп =1,875; р<0,05), практически половина (47,3%) ответили отрицательно и 18,2% затруднились ответить.
Употребление энергетических напитков. В ЭГ снизилось число школьников, употребляющих энергетические напитки ежедневно, а также снизилась доля тех из них, кто их употребляют несколько раз в месяц (16,2 - 4,7%; ф*эмп = 3,364; р<0,01), причем полученные данные достоверно отличались от результатов анкетирования учащихся КГ (ф*эмп = 2,89; р<0,01). Возросло число детей, кто отказался от употребления энергетических напитков (53,4 - 69,6%; ф*эм = 2,882; р<0,01), и их доля существенно больше, чем в КГ (ф*эмп = 3,123; р<0,01).
Употребление пива. В ЭГ не осталось школьников, употребляющих пиво ежедневно, и снизилось число тех, кто его употреблял несколько раз в неделю (с 3,4 до 13,5%; ф*эмп = 3,277; р<0,01), частота употребления снизилась до нескольких раз в год. Сравнение данного показателя с показателем КГ позволяет говорить о наличии различий между ними: ф*эмп = 2,065; р<0,05.
Употребление вина. В ЭГ не осталось школьников, употребляющих вино ежедневно, а в КГ возросло в 2 раза. В ЭГ число школьников, переставших употреблять вино, увеличилось с 43,9 до 54,1% (ф* = 1,763; р<0,05) и оказалось существенно больше, чем в КГ э(ф*эмп = 2,581; р<0,01).
Употребление крепких алкогольных напитков. В ЭГ не осталось школьников, употребляющих крепкие алкогольные напитки несколько раз в неделю, а в КГ возросло в 5 раз. Также в ЭГ число школьников, переставших употреблять крепкие алкогольные напитки, увеличилось с 71,6 до 80,4% (ф*эмп = 1,772; р<0,05) и оказалось существенно больше, чем в КГ (ф*эмп = 2,65; р<0,01).
На вопрос анкеты «Заинтересованы ли вы в получении знаний о сохранении и укреплении здоровья?» подавляющее большинство старшеклассников ЭГ (96,6%) ответили утвердительно, поскольку осознали то, как много они еще не знают о себе и своем здоровье (ф*эмп = 6,856; р<0,01). В КГ доля учащихся, желающих получить такого рода знания, значимо меньше (ф*эмп = 8,207; р<0,01).
В результате реализации программы еще больше старшеклассников признали, что эффективными источниками информации о сохранении и укреплении здоровья являются преподаватели (с 20,3 до 35,1%; ф*эмп = 2,865; р<0,01), что отличается от данных КГ (ф*эмп = 3,166; р<0,01); родители (с 48 до 66,2%; ф*эмп = 3,183; р<0,01), что отличается от данных КГ (ф*эмп = 3,303; р<0,01). Также участники программы имели воз-
можность оценить в качестве источника информации о сохранении здоровья специалистов в этой области - медицинских работников, чего были лишены школьники КГ (ф*эмп = 1,643; p<0,05).
Заключение
Таким образом, результаты исследований показали, что участие школьников в разработанной нами медико-гигиенической программе повлекли за собой позитивные изменения в их образе жизни, что в свою очередь способствует сохранению и укреплению их психологического, соматического здоровья. Наиболее эффективной и действенной разработанная программа оказалась относительно следующих показателей: время, затрачиваемое учащимися на выполнение домашнего задания; длительность пребывания на свежем воздухе; продолжительность ночного сна; режим дня; режим питания; выполнение правил личной гигиены; проведение свободного времени, употребление психоактивных веществ.
Следует отметить изменения в режиме питания учащихся 5-8-х классов ЭГ: питание стало более регулярным, систематическим и более полноценным; увеличилась доля учащихся, в чей ежедневный рацион включены молоко и молочные продукты, фрукты, овощи, соки; уменьшилось число учащихся, употребляющих ежедневно кондитерские изделия, чипсы, газированные напитки. По данным сравнительного анализа в ЭГ увеличилось число детей, которые для поддержания своего здоровья не только ходят на уроки физкультуры, но и стали ежедневно делать утреннюю зарядку, участвовать в спортивных соревнованиях, посещать спортивные секции и бассейн.
Реализация программы у старших школьников способствовало формированию качественно иного, более осознанного отношения к своему здоровью, привело к изменению привычных форм поведения. Школьники ЭГ более осведомлены о факторах, определяющих здоровье человека, о способах его укрепления.
Благодаря участию в программе многие участники перестали курить, стали реже пить энергетические напитки, пиво и другие алкогольные напитки.
Важным итогом информационно-образовательной работы с учащимися стали изменение их отношения к своему здоровью и заинтересованность в поиске новой информации и способах его поддержания и укрепления. При этом учащиеся ЭГ готовы активно использовать помощь со стороны родителей, педагогов, медработников и других специалистов.
На основе результатов сравнительного анализа изученных параметров в ЭГ и КГ можно сделать вывод о том, что выявленные изменения образа жизни учащихся достигнуты в результате реализации разработанной нами программы.
Литер ату р а
1. Бирюкова Н.А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях. Гигиена и санитария. 2006; 1: 76-7.
2. Маркова А.И. Школы здоровья и здоровье школьников. Гигиена и санитария. 2013; 3: 60-6.
3. Здоровьеформирующее образование как фактор оптимальной жизнедеятельности молодого поколения: материалы Международной научно-практической конференции. 29-30 мая 2007. Казань; 2007.
References
1. Biryukova N.A. Healthsaving technologies in educational establishments. Gigiena i sanitariya. 2006; 1: 76-7. (in Russian)
2. Markova A.I. Schools of health and health of schoolchildren. Gigiena i sanitariya. 2013; 3: 60-6. (in Russian)
3. Healthformative Education as a Factor Optimum Life of the Young Generation: materials International scientific andpracti-cal conference [Zdorov'eformiruyushchee Obrazovanie kak Faktor Optimal'noy Zhiznedeyatel'nosti Molodogo Pokoleniya: ma-terialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy ronferentsii]. 29-30 May 2007. Kazan'; 2007. (in Russian)
Поступила 19.02.14 Received 19.02.14