Научная статья на тему 'Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся средних классов в зависимости от их образа жизни'

Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся средних классов в зависимости от их образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
420
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / SECONDARY SCHOOL STUDENTS / HEALTH / LIFE STYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мирская Наталия Борисовна

Проведено тестирование 405 учащихся средних классов Москвы, Калининграда и Мурманска. Выявлена взаимосвязь ухудшения показателей состояния здоровья школьников с образом их жизни. Представлены предложения по созданию единого стандарта обучения учащихся вопросам гигиены, воспитания и формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мирская Наталия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF HEALTH IN STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL DEPENDING ON THEIR MODE OF LIVING

405 students of secondary school in Moscow, Kaliningrad and Murmansk took part in the testing. The correlation between poor health in students and mode of their living was shown. It's recommended to create unified standard of students education in the field of hygiene, breeding and healthy life-style.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся средних классов в зависимости от их образа жизни»

2 0 08_ VSP_OSN_5.qxd 22.10.2008 14:45 Page 11 ^ Э—

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Н.Б. Мирская

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, Москва

Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся средних классов в зависимости от их образа жизни

ПРОВЕДЕНО ТЕСТИРОВАНИЕ 405 УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ МОСКВЫ, КАЛИНИНГРАДА И МУРМАНСКА. ВЫЯВЛЕНА ВЗАИМОСВЯЗЬ УХУДШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОБРАЗОМ ИХ ЖИЗНИ. ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО СТАНДАРТА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВОПРОСАМ ГИГИЕНЫ, ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УЧАЩИЕСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ, ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Негативные тенденции показателей здоровья населения России требуют поиска новых путей для скорейшего восстановления здоровья нации. Состояние здоровья подрастающего поколения в начале 3-го тысячелетия вызывает тревогу и озабоченность как медицинских работников, так и педагогов общеобразовательных учреждений.

Целью настоящей работы была оценка состояния здоровья детей школьного возраста в зависимости от их образа жизни.

Одним из важнейших вопросов педиатрии является раннее выявление отклонений в состоянии здоровья детей для эффективной организации лечебно-оздоровительных мероприятий. Такие отклонения выявляются главным образом при регулярных профилактических медицинских осмотрах.

Для повышения качества наблюдения за здоровьем детей и подростков в начале 90-х годов в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН была разработана программа скрининг-тестирования для массовых профилактических медицинских осмотров детей. Данная программа составлена в соответствии с задачами профилактики и раннего выявления наиболее часто встречающейся патологии. Принцип отбора тестов для такой программы регламентирован ВОЗ в 1975 г. Использование скрининг-тестов при массовых профилактических осмотрах обеспечивает предварительное выявление детей с наиболее вероятным отклонением искомого теста; окончательный диагноз устанавливается педиатром или врачами-специалистами в ходе дополнительных обследований.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, массовые профилактические осмотры детей на основе скрининг-тестов значительно повышают эффективность осмотров — частота выявления патологии возрастает в 3-8 раз [1, 2].

С целью повышения качества работы первичного звена здравоохранения в области профилактики и укрепления здоровья детей и подростков использовался региональный подход для отбора приоритетных направлений профи-

Контактная информация:

Мирская Наталия Борисовна, кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией формирования здоровья детей и молодежи НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Адрес: 119021, Москва,

Зубовский бульвар, д. 37/1, тел. (495) 246-22-83 Статья поступила 14.01.2008 г., принята к печати 04.08.2008 г.

N.B. Mirskaya

Research Institute of Public Health and Medical Administration, Moscow

Comparative analysis of health in students of secondary school depending on their mode of living

405 STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL IN MOSCOW, KALININGRAD AND MURMANSK TOOK PART IN THE TESTING. THE CORRELATION BETWEEN POOR HEALTH IN STUDENTS AND MODE OF THEIR LIVING WAS SHOWN. IT'S RECOMMENDED TO CREATE UNIFIED STANDARD OF STUDENTS EDUCATION IN THE FIELD OF HYGIENE, BREEDING AND HEALTHY LIFE-STYLE.

KEY WORDS: SECONDARY SCHOOL STUDENTS, HEALTH, LIFE STYLE.

к а

5 8

а х

я I

£ «

4 О. О X с о

05 О 16 й ■° 3і

(3 м

§ і О 3

о га

м

а

о

лактики заболеваний. Информация о состоянии здоровья школьников была получена путем тестирования 405 учащихся 7-9-х классов в Москве, Мурманске и Калининграде по единой скрининг-программе.

В работе использовалась анкета-опросник для выявления симптомов и жалоб, характерных для изменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной системах, а также типичных для заболеваний носоглотки и аллергических состояний [2]. При оценке результатов скрининг-опроса и жалоб использовались методические рекомендации по распределению детей и подростков по группам здоровья [1, 3]. Указанные методические подходы позволяют выявить у школьников астенические проявления (головная боль, слезливость, утомляемость и слабость после учебных занятий), проявления повышенной вегетативной лабильности (повышенная потливость, появление красных пятен при волнении, головокружение при перемене положения тела, обмороки, нарушения сна), жалобы на изменение со стороны сердечно-сосудистой системы (неприятные ощущения и боли в области сердца, учащенное сердцебиение, перебои в сердечном ритме, повышение артериального давления), желудочно-кишечного тракта — ЖКТ (боли в области живота до или после приема пищи, тошнота, рвота, отрыжка, изжога, нарушения стула), мочеполовой системы (боли в области поясницы и при мочеиспускании), проявления простуды (насморк, кашель, осиплость или потеря голоса) и аллергии (сыпь, отеки, затрудненное дыхание на аллерген — пищу, запахи, пыль, лекарства).

Сравнительный анализ распространенности исследуемых показателей проводили с использованием критерия Стьюдента.

Данные о распространенности и структуре жалоб учащихся средних классов представлены в табл. 1. Сравнительный анализ продемонстрировал отсутствие жалоб в Москве у 14% учащихся, в Мурманске — у 5%, в Калининграде — у 2%. Соответственно в Москве отмечалось наименьшее число жалоб на одного опрошенного (2,6), в Мурманске — 3,3 а в Калининграде — 3,4.

По характеру жалобы среди московских школьников распределились следующим образом. Наиболее часто выявлялись астенические проявления (72%), далее по мере убывания следовали проявления простуды (51%), нарушения со стороны ЖКТ (41%) и близкая к ним повышенная вегетативная лабильность (38%), проявления аллергии

(28%) и отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (27%). Симптомы патологии мочеполовой системы встречались реже всего (3%).

По сравнению со школьниками Москвы, в Мурманске у учащихся оказались выше распространенность жалоб на проявления простуды, нарушения со стороны ЖКТ и мочеполовой системы, повышенную вегетативную лабильность и отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, в Калининграде — по всем показателям, кроме проявлений аллергии. При сравнении с показателями школьников Мурманска жалобы на астенические проявления, повышенную вегетативную лабильность и отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы чаще встречались среди учащихся Калининграда, а на проявления аллергии — среди учащихся Москвы. В то же время (по сравнению со школьниками Калининграда) жалоб на нарушения со стороны ЖКТ, мочеполовой системы и простуду было больше среди учащихся Мурманска, на нарушения мочеполовой системы и проявления аллергии — среди учащихся Москвы.

Таким образом, наибольшая распространенность жалоб среди учащихся средних классов по городам распределилась следующим образом. В Мурманске чаще всего отмечались жалобы на простуду, нарушения со стороны ЖКТ и мочеполовой системы, в Калининграде — на астенические проявления, повышенную вегетативную лабильность и отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, в Москве — на аллергические реакции. Во всех представленных городах наиболее распространенными оказались астенические проявления, наименее — аллергические проявления и нарушения со стороны мочеполовой системы.

Анализ влияния образа жизни школьников на распространенность жалоб различного характера показал, что в Мурманске у школьников с различными нарушениями режима и качества питания (2-разовое питание, употребление горячей пищи 1 раз в день, редкое употребление мясной пищи, фруктов), а такие дети составили 77%, чаще встречались аллергические проявления (у 24%, а среди школьников без нарушений и нарушений питания — у 17%) и нарушения со стороны ЖКТ (соответственно у 58 и 42%).

В табл. 2 представлены данные о распространенности различных жалоб среди школьников Мурманска и Калининграда, занимавшихся дополнительно физической

12

Таблица 1. Распространенность и структура жалоб школьников средних классов Москвы, Мурманска и Калининграда

Жалобы Москва, п = 122 Мурманск, п = 152 Калининград, п = 131

абс. (%) доля, % абс. (%) доля, % абс. (%) доля, %

Астенические 88 (72) 27,8 110 (72) 22,3 109 (83)* 24,7

Повышенная вегетативная лабильность 46 (38) 14,5 66 (43) 13,4 86 (66)* 19,5

Сердечно-сосудистого характера 33 (27) 10,4 56 (37) 11,3 61 (47)* 13,8

Простудного характера 62 (51) 19,6 98 (65)* 19,8 82 (63) 18,6

Со стороны ЖКТ 50 (41) 15,8 91 (60)* 18,4 61 (47) 13,8

Со стороны мочеполовой системы 4 (3) 1,3 38 (25)* 7,7 9 (7) 2,0

Аллергические проявления 34 (28) 10,7 35 (23) 7,1 33 (33) 7,5

Не имели жалоб 17 (14) - 8 (5)* - 3 (2) -

Примечание:

* — достоверное отличие (р < 0,05) при сравнении с показателем в группе детей, проживающих в г. Москве.

е

Таблица 2. Распространенность жалоб у школьников средних классов Мурманска и Калининграда в зависимости от объема занятий физической культурой

Жалобы Дополнительно к школьной программе, абс. (%) В рамках школьной программы, абс. (%)

Мурманск Калининград Мурманск Калининград

Простудного характера 64 (56) 68 (60) 27 (73)* 23 (74)

Сердечно-сосудистого характера 42 (37) 51 (45) 15 (41) 18 (58)

Астенические 84 (74) 93 (82) 29 (78) 29 (94)

Повышенная вегетативная лабильность 61 (54) 76 (67) 21 (57) 24 (77)

На одного опрошенного 2,2 2,5 2,5 3,0

Примечание:

* — достоверное отличие (р < 0,05) при сравнении с показателем в группе детей, посещавших дополнительные занятия по физической культуре.

культурой (помимо школьной программы) и не имевших дополнительной спортивной нагрузки. Видно, что у первых жалобы встречались значительно реже.

Среди поведенческих факторов риска возникновения заболеваний у подростков начиная со среднего школьного возраста достаточно распространенными являются курение и употребление алкогольных напитков (табл. 3). Оказалось, что у курящих школьников Мурманска чаще возникают простудные проявления, симптомы повышенной вегетативной лабильности и нарушения со стороны ЖКТ и мочеполовой системы. Аналогичная направлен-

ность сдвигов установлена у школьников Москвы и Калининграда, но она была менее выраженной. У подростков, регулярно употреблявших алкоголь (1 раз в месяц и чаще), жалобы также отмечались чаще.

Сочетание факторов риска (курение и употребление алкоголя) установлено у 12,5% опрошенных. При этом у подростков учащались жалобы простудного характера, на нарушения со стороны ЖКТ, аллергические проявления, повышенную вегетативную лабильность (табл. 4). Рост частоты различных жалоб по сравнению со школьниками, у которых был один фактор риска, или они вовсе от-

Таблица 3. Распространенность жалоб (в %) среди школьников средних классов Мурманска с учетом поведенческих факторов риска

Жалобы Распространенность жалоб на 100 опрошенных

не курят, п = 100 курят, п = 51 не употребляют алкоголь, п = 112 употребляют алкоголь, п = 39

Простудного характера 36,0 68,6* 56,2 69,2

Сердечно-сосудистого характера 41,0 31,4 35,7 43,6

Астенические 76,0 72,5 75,9 71,8

Повышенная вегетативная лабильность 36,0 51,0 34,8 59,0*

Со стороны ЖКТ 51,0 58,8 49,1 64,1*

Аллергические проявления 24,0 19,6 19,6 28,2

Со стороны мочеполовой системы 18,0 33,3* 21,4 25,6

Примечание:

* — достоверное отличие (р < 0,05) при сравнении с показателем в группе детей без указанного поведенческого фактора.

Таблица 4. Распространенность жалоб среди опрошенных с учетом сочетанных поведенческих факторов риска (курение и употребление алкоголя)

Жалобы Без сочетанных факторов риска, п = 179 С сочетанными факторами риска, п = 37

Простудного характера, абс. (%) 100 (56) 28 (76)*

Со стороны ЖКТ, абс. (%) 80 (45) 22 (60)*

Аллергические проявления, абс. (%) 34 (19) 10 (27)

Повышенная вегетативная лабильность, абс. (%) 91 (51) 22 (60)

На одного опрошенного 1,7 2,2

Примечание:

* — достоверное отличие (р < 0,05) при сравнении с показателем в группе сравнения.

О

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 5

Таблица 5. Распространенность жалоб среди опрошенных с учетом психосоциальных факторов риска

Жалобы Хорошие отношения в семье, п = 108 Ухудшенные отношения в семье, п = 43

Астенические, абс. (%) 75 (69) 37 (86)*

Повышенная вегетативная лабильность, абс. (%) 38 (35) 23 (54)*

Сердечно-сосудистого характера, абс. (%) 39 (36) 18 (42)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со стороны ЖКТ, абс. (%) 54 (50) 24 (56)

На одного опрошенного 1,9 2,3

Примечание:

* — достоверное отличие (р < 0,05) при сравнении с показателем в группе сравнения.

к а

5 8

а х я х

£ «

4 О. О X с о

05 О

я й ■° 3

Я 14

§ і О 3

О Я

м

.

о

сутствовали, показывает, что (несмотря на небольшой стаж факторов риска у опрошенных) выявляется зависимость ухудшения их здоровья от образа жизни и наличия вредных привычек.

Одним из распространенных во всех регионах психосоциальных факторов риска, способствующих возникновению психоэмоционального стресса, является неблагоприятный психологический микроклимат в семье, что отметили от 20 до 40% (табл. 5). При ухудшении отношений в семье у детей учащаются жалобы на проявления астении, повышенную вегетативную лабильность, сердечно-сосудистые отклонения и нарушения со стороны ЖКТ.

Обобщая полученные данные, можно отметить определенную взаимосвязь ухудшения показателей состояния здоровья школьников по данным скрининг-теста с их образом жизни, наличием основных факторов риска — характером питания, уровнем физической активности, вредными привычками, психоэмоциональным стрессом. Все это подчеркивает актуальность формирования здорового образа жизни современных подростков.

Школа в данной ситуации должна стать основным звеном в системе воспитания и формирования гигиенических навыков и устойчивых стереотипов здорового образа жизни. Однако, как показали результаты исследований, изучение основ гигиенического обучения и воспитания и принципов здорового образа жизни до настоящего времени в школе не обеспечено ни организационно, ни материально [4]. Мало внимания уделяется подготовке педагогических кадров по вопросам здорового образа жизни. Опрос 1370 педагогов показал, что работу среди школьников по гигиеническому обучению и воспитанию в соответствии с рекомендациями практической службы медицинской профилактики проводят систематически только 28% из них, 57% — эпизодически, 15% вообще ее не проводят. Педагоги плохо представляют свою роль в осуществлении гигиенического воздействия на учащихся. Так, 22% преподавателей считают, что такую работу должны проводить медицинские работники, 34% перекладыва-

ют ее на родителей и общественные организации, а 44% признают необходимость совместного участия различных специалистов в работе по гигиеническому обучению и воспитанию [5].

Одним из оптимальных вариантов внедрения гигиенического обучения и воспитания явилось бы введение во всех классах специального предмета, посвященного основам формирования здорового образа жизни. В настоящее время в стандарте образования существует предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», который включает разделы по безопасности и защите человека в чрезвычайных ситуациях, основам подготовки к военной службе, основам медицинских знаний и охране здоровья. Однако медицинский раздел, вошедший в программу по «Основам безопасности жизнедеятельности», был принят в сокращенном варианте и включает не более 30% необходимого, по нашему мнению, объема медицинских и гигиенических знаний по формированию основ здорового образа жизни. Кроме того, в настоящее время преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных школах ведется только в старших классах (в средних классах этот предмет отменен).

Таким образом, анализ проведенных в 3 городах Российской Федерации исследований подтверждает ухудшение состояния здоровья учащихся под влиянием негативных факторов образа жизни. Для формирования устойчивых навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения, предупреждения негативных стереотипов взрослого поведения и ухудшения состояния здоровья необходимо создание единого стандарта образования школьников по гигиеническому обучению и воспитанию. Кроме того, необходимо внести изменения в содержание и методы пропаганды здорового образа жизни на разных уровнях (печатные и электронные средства массовой информации, литература, семья, организованные и неорганизованные детские коллективы) с обязательным обучением и повышением квалификации преподавателей общеобразовательных учреждений.

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. — М., 2006. — С. 412.

2. Методическое пособие «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы». — М., Промедэк, 1993. — С. 163.

3. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления (методические рекомендации). — М., 2006. — С. 47.

4. Полесский В.А., Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К. Программа «К здоровой России». ГНИИ профилактической медицины. — М., 1996. — С. 13-15.

5. Соломин В.П., Варшамов Ю.Л., Попова Л.А. Концептуальная модель и программа обучения «Роль учителя в профилактике заболеваний, сохранения и укрепления здоровья населения». РГПУ им. А.И. Герцена. — СПб., 1994. — С. 4-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.