Научная статья на тему 'Стратегия профилактики неврологической заболеваемости детей школьного возраста'

Стратегия профилактики неврологической заболеваемости детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1280
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ШКОЛЬНИКИ / PREVENTION / NERVOUS SYSTEM / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Камаев Игорь Александрович, Чекалова Светлана Александровна

Представлены данные нарастания доли детей, имеющих заболевания нервной системы, с 21,1% (1980 г.) до 38,2% учащихся (2008 г.) с достоверным увеличением уровня патологической пораженности по классу нервных болезней в 1,9 раза. С 1980 г. выявлено нарастание уровня патологической пораженности по соматической патологии у школьников на фоне заболеваний нервной системы в 1,6 раза. При этом доля детей с хроническими формами патологии нервной системы выросла в 4,2 раза, а с функциональными расстройствами снизилась на 4,9%. Школьники с хроническими заболеваниями неврогенного характера предъявляли достоверно большее число жалоб на нарушения самочувствия. Установлен относительный риск формирования отдельных нозологических форм при наличии отягощающих факторов перинатального периода, раннего детства и условий жизни, который находился в диапазоне от 1,23 до 3,42 для разных заболеваний. В основе стратегии нейропрофилактики лежит разработанная система оздоровительно-реабилитационных мероприятий, включающая психотерапию, нейрофармакофизиотерапию и соматотерапию, а также использование “Программы направленного формирования навыков здорового образа жизни школьников” и индивидуально-интегративной системы самооздоровления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Камаев Игорь Александрович, Чекалова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR PREVENTING NEUROLOGICAL DISEASES IN SCHOOL-AGE CHILDREN

The paper gives data on an increase in the proportion of children having nervous system diseases from 21.1 (1980) to 38.2% (2008) with the significant (1.9-fold) rise in the incidence of nerve diseases. Since 1980, there has been a 1.6-fold rise in the incidence of somatic diseases in schoolchildren with nervous system diseases. Moreover, the proportion of children with chronic nervous system diseases has increased by 4.2 times and that of children with functional disorders decreased by 4.9%. Schoolchildren with chronic neurogenic diseases made a significantly larger number of complaints about impaired health. There was a relative risk for individual nosological entities with the confounding factors of perinatality, infancy, and living conditions, which was in the range of 1.23 to 3.42 for different diseases. The basis for the strategy of neuroprevention is the developed system of health-improving and rehabilitation measures, which involves psychotherapy, neuropharmacological physiotherapy, and somatotherapy, as well as the use of “Programs for directionally molding a healthy lifestyle in schoolchildren and an individual integrated system of health self-improvement.

Текст научной работы на тему «Стратегия профилактики неврологической заболеваемости детей школьного возраста»

© И. А. КАМАЕВ, С. А. ЧЕКАЛОВА, 2012 УДК 614.2:616.8-053.5-084

И. А. Камаев, С. А. Чекалова

стратегия профилактики неврологической заболеваемости детей школьного возраста

ГБОУ ВПО Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития, 603005, Нижний Новгород, пл. Минина, 20а

Представлены данные нарастания доли детей, имеющих заболевания нервной системы, с 21,1% (1980 г.) до 38,2% учащихся (2008 г.) с достоверным увеличением уровня патологической пораженности по классу нервных болезней в 1,9 раза. С 1980 г. выявлено нарастание уровня патологической пораженности по соматической патологии у школьников на фоне заболеваний нервной системы в 1,6раза. При этом доля детей с хроническими формами патологии нервной системы выросла в 4,2 раза, а с функциональными расстройствами - снизилась на 4,9%. Школьники с хроническими заболеваниями неврогенного характера предъявляли достоверно большее число жалоб на нарушения самочувствия. Установлен относительный риск формирования отдельных нозологических форм при наличии отягощающих факторов перинатального периода, раннего детства и условий жизни, который находился в диапазоне от 1,23 до 3,42 для разных заболеваний. В основе стратегии нейропрофилактики лежит разработанная система оздоровительно-реабилитационных мероприятий, включающая психотерапию, нейрофармакофизиоте-рапию и соматотерапию, а также использование "Программы направленного формирования навыков здорового образа жизни школьников" и индивидуально-интегративной системы самооздоровления.

Ключевые слова: профилактика, нервная система, школьники

I. A. Kamayev, S. A. Chekalova

STRATEGY FOR PREVENTING NEUROLOGICAL DISEASES IN SCHOOL-AGE CHILDREN

Nizhny State Medical Academy, Ministry of Health and Social Development, 20a Minin St., Nizhny Novgorod 603005, Russia

The paper gives data on an increase in the proportion of children having nervous system diseases from 21.1 (1980) to 38.2% (2008) with the significant (1.9-fold) rise in the incidence of nerve diseases. Since 1980, there has been a 1.6-fold rise in the incidence of somatic diseases in schoolchildren with nervous system diseases. Moreover, the proportion of children with chronic nervous system diseases has increased by 4.2 times and that of children with functional disorders decreased by 4.9%. Schoolchildren with chronic neurogenic diseases made a significantly larger number of complaints about impaired health. There was a relative risk for individual nosological entities with the confounding factors ofperinatality, infancy, and living conditions, which was in the range of 1.23 to 3.42 for different diseases. The basis for the strategy of neuroprevention is the developed system of health-improving and rehabilitation measures, which involves psychotherapy, neuropharmacological physiotherapy, and somatotherapy, as well as the use of "Programs for directionally molding a healthy lifestyle in schoolchildren and an individual integrated system of health self-improvement.

Key words: prevention, nervous system, schoolchildren

Значительные изменения демографической ситуации за последние десятилетия привели к резкому ухудшению здоровья нации - основного критерия безопасности страны. Охрана здоровья детей и обеспечение их нормального развития - одно из ведущих приоритетных направлений государственной политики в области организации здравоохранения Российской Федерации. Постоянно усложняющаяся школьная программа, внедрение новых технологий обучения приводят к увеличению нагрузки на детский организм, что обусловливает нарастание морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний учащихся преимущественно в период получения систематического образования.

Заболевания нервной системы занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости. В свете современных воззрений многие хронические заболевания у детей неврогенно обусловлены, а поражения внутренних органов (сердца, почек, поджелу-

Для корреспонденции: Камаев Игорь Александрович, д-р мед. наук, проф., зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения, e-mail: iakamaev@bk.ru

дочной железы и т. д.) ведут к изменениям нервной системы.

На первом этапе исследования выполнялись изучение и оценка состояния здоровья школьников с заболеваниями нервной системы. проведена инте-гративная оценка состояния здоровья детей, страдающих этими заболеваниями. Анализ проводился не только в отношении наличия или отсутствия болезни, а с учетом комплексного подхода к оценке состояния здоровья. основополагающими являлись следующие общепринятые критерии: наличие или отсутствие на момент исследования хронических заболеваний, уровень функционального состояния основных систем организма, степень адаптивности организма к неблагоприятным воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

по данным углубленных медицинских осмотров (1980-2008), заболевания нервной системы регистрировались у 21,1, 22,2 и 38,2% детей. Необходимо отметить, что группа заболеваний, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, включала нозологические формы трех классов заболе-

ваний: класс 5 - психические расстройства и расстройства поведения, класс 6 - болезни нервной системы и класс 19 - травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин. Распространенность отдельных нозологических форм учащихся имела свои особенности, что было связано с обследованием детей, посещающих школу. Наиболее часто среди школьников регистрировалась вегетососудистая дис-тония с нарастанием в динамике в 1,4 раза.

С 1980 г. отмечено достоверное увеличение уровня патологической пораженности по классу нервных болезней в 1,9 раза (р < 0,0001), что свидетельствует о выраженном нарастании патологии нервной системы у школьников в динамике. Имелись гендерные особенности: прирост уровня патологической пора-женности у мальчиков составил 68,8%, у девочек -101,4% (р < 0,0001).

Анализ заболеваемости в динамике показал нарастание уровня патологической пораженности по соматической патологии у школьников на фоне заболеваний нервной системы (в 1,6 раза), что подтверждает негативные тенденции состояния здоровья детского населения за последние 30 лет. В среднем на одного ребенка приходилось 3,7 морфофункционального отклонения и 0,9 хронического заболевания. При наличии патологии нервной системы количество морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний возрастало соответственно до 4,4 и 1,7 на одного школьника.

С 1980 г. выявлено снижение доли детей с функциональными нарушениями нервной системы на 4,9%. Однако уровень патологической пораженности по соматической патологии у данной группы школьников вырос с 1,7 раза, что подтверждает взаимосвязь функциональных нарушений нервной системы и соматической патологии. Заболевания нервной системы у этой группы детей представлены в основном диссомнией, вегетососудистой дистонией (ВСД) легкой степени (в виде колебаний артериального давления, церебрастенического синдрома), энурезом, минимальной мозговой дисфункцией в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Доля школьников с хроническими нарушениями нервной системы с 1980 г. выросла в 4,2 раза. Эту группу детей, согласно приказу Минздрава РФ от 30.12.03 № 621 "О комплексной оценке состояния здоровья детей", составили дети с эпилепсией, детским церебральным параличом, доброкачественной внутричерепной гипертензией, мигренью, головной болью напряжения, острой нейропатией, гидроцефалией, синдромом вертебробазилярной недостаточности, тиками, логоневрозом, ВСД с выраженными цефалгиями и обморочными состояниями в период обострения. Уровень патологической пораженности по соматической патологии с 1980 г. у данной группы учащихся в динамике увеличился в 1,9 раза. Полученные данные позволяют рассматривать хроническое поражение нервной системы как фактор, способствующий ухудшению соматического здоровья учащихся.

Анализ заболеваемости учащихся (по данным осмотра 2005 г.) показал нарастание уровня патологической пораженности по классу нервных болезней

с первой ступени обучения (405,4%о) на 11,8% к окончанию обучения (р < 0,0001).

Анализ заболеваемости по данным трехлетней обращаемости выявил снижение уровня распространенности болезней нервной системы (80,3%) в 5,1 раза относительно аналогичных показателей по данным углубленных медицинских осмотров, что связано, в том числе, с низкой медицинской активностью населения. Более половины детей с заболеваниями нервной системы отнесены к группе эпизодически болеющих школьников. Однако отмечено нарастание доли часто болеющих детей при наличии хронического поражения нервной системы (16,5%), что обусловливает необходимость проведения оздоровительных мероприятий среди изучаемого контингента.

Выявлены резкие колебания уровня патологической пораженности по классу нервных болезней в различных районах города от 300,6 до 620,4% (р < 0,0001), касающиеся и функциональных, и хронических нарушений нервной системы, что определяет необходимость поиска возможных факторов риска нарушений неврогенного характера.

Анализ анкетирования учащихся и их родителей показал, что нарушения самочувствия имели 95,2% школьников. Число учащихся с различными жалобами нарастало к окончанию обучения с 94,6 до 96,5% (р = 0,005). Отмечена полисистемность имеющихся дисфункций: неврологические нарушения выявлены у 87% детей, сердечно-сосудистые - у 24,5%, желудочно-кишечные - у 57,7%, респираторные - у 59,9%, аллергические - у 33,7% школьников. При этом большинство учащихся имели 3-7 жалоб различного характера. В целом выявленные изменения подтверждают негативные тенденции ухудшения состояния здоровья на этапе школьного обучения. Многие исследователи отмечают значительное нарастание количества жалоб на нервную систему с возрастом, что подтверждают и полученные результаты: нарушения самочувствия не-врогенного характера выявлены у 84,5, 87,7 и 89,4% учащихся соответственно первой, второй и третьей ступеней обучения (р = 0,0002). Более 65% школьников отмечали более трех жалоб неврогенного характера, что определяет необходимость неврологического осмотра этого контингента учащихся.

Школьники с хроническими заболеваниями неврогенного характера предъявляли достоверно большее количество жалоб на нарушения самочувствия, что указывает на взаимосвязь заболеваний нервной системы с поражением других систем.

В оценке физического развития детей с заболеваниями нервной системы отмечено, что при хрониза-ции патологического процесса достоверно увеличивается процент детей с артериальной гипертензией, что в большей степени касается диастолического артериального давления. Наличие артериальной дис-кинезии наблюдается у 23,4% детей, что требует обязательного обследования этой группы учащихся у кардиоревматолога.

Важным элементом системы выявления заболеваний нервной системы и дальнейшего мониторинга является выявление факторов риска, что было произве-

дено на втором этапе работы. Достоверными факторами риска формирования заболеваний нервной системы являются неблагоприятное течение перинатального периода и условия жизни. Неблагоприятное течение беременности, наличие соматической патологии у родителей, нарушение режима дня и отдыха служат отягощающим фактором, способствующим хрониза-ции патологического процесса нервной системы. Подсчитан относительный риск формирования отдельных нозологических форм при наличии отягощающих факторов перинатального периода, раннего детства и условий жизни, который находился в диапазоне от 1,23 до 3,42 для разных заболеваний (диссомния, ВСД, доброкачественная внутричерепная гипертензия, энурез, синдром дефицита внимания и гиперактивности, логоневроз). Наиболее значимым при формировании заболеваний нервной системы является наличие соматических заболеваний у матери и несоблюдение ею режима дня во время беременности, наличие хронических заболеваний у отца. В оценке факторов риска возникновения ВСД у учащихся отмечено, что неблагоприятные факторы периода беременности и родов достоверно значимы для школьников первой ступени обучения. Для учащихся средних и старших классов основополагающими факторами риска являются неблагоприятные условия жизни, что более выражено у старшеклассников, обучающихся по инновационным программам.

При анализе санитарно-гигиенического обеспечения школьного учреждения практически во всех школах отмечена прямая зависимость нарастания уровня заболеваемости по классу нервных болезней от ухудшения санитарно-гигиенических условий. При этом в четырех школах максимум заболеваемости приходится на младшие классы, в шести - на старшие. При расчете относительного риска влияния факторов внутришкольной среды на здоровье учащихся установлено, что неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия общеобразовательного учреждения в 1,32-4,34 раза увеличивают риск появления неврологической патологии разных нозологических форм (диссомнии, ВСД, доброкачественная внутричерепная гипертензия, энурез, синдром дефицита внимания и гиперактивности, логоневроз).

Корреляционный анализ выявил статистически значимую обратную связь между уровнем санитарно-гигиенического благополучия школьного учреждения в целом (Л = 0,41), организацией учебно-воспитательного процесса (Л = 0,43), соответствующим возрасту физическим развитием (Л = 0,38) и наличием неврологических нарушений.

Наиболее часто среди заболеваний нервной системы учащихся регистрировались различные нейровеге-тативные расстройства, такие как ВСД. В связи с чем на третьем этапе исследования выполнена клинико-физиологическая характеристика нейровегетативных расстройств. Вегетативные нарушения среди школьников представлены в виде донозологических изменений (вегетативная лабильность) и непосредственно манифестной формы - вегетососудистой дистонии. Вегетативная лабильность выявлена у 9,2% школьников с превалированием у мальчиков (50,9%). ВСД диа-

гностирована у 21,1% учащихся с преобладанием у девочек (60,8%). Уровень вегетососудистой дистонии среди школьников составил 209,9% с нарастанием в зависимости от ступени обучения в 3,6 раза. Отмечено преобладание уровня заболеваемости у девочек (242,6%) в сравнении с мальчиками (175,3%). Выявлено превалирование проявлений вегетативной дисто-нии над вегетативной лабильностью на всех ступенях обучения. Отмечено нарастание заболеваемости ВСД при интенсификации учебного процесса в 1,7 раза, что позволяет определить инновационные программы обучения как фактор риска формирования данной нозологической формы в школьном возрасте.

Наиболее часто ВСД встречалась в возрасте 15-16 лет (34,1%), а клинически манифестировала среди учащихся младших классов в возрасте 8-9 лет (64%), в средней школе - в возрасте 13-14 лет (47,4%), среди старшеклассников - в возрасте 16 лет (50,7%), что необходимо учитывать при формировании групп риска в плане манифестации вегетативных нарушений.

Анализ самочувствия учащихся, имеющих ВСД, выявил достоверное нарастание количества жалоб на нервную систему к окончанию обучения на 7,4%; на сердечно-сосудистую в 2,1 раза; на мочеполовую систему в 6,7 раза.

При оценке физического развития школьников с ВСД отмечено увеличение доли высокорослых детей, школьников с ожирением, тахикардией и высоким систолическим артериальным давлением в младших классах; учащихся высокого роста, с ожирением, гипотрофией, высоким систолическим артериальным давлением, брадикардией и низким уровнем биологического развития в средних классах и лиц с низким систолическим артериальным давлением и брадикар-дией среди старшеклассников.

Уровень патологической пораженности у школьников с ветегососудистой дистонией составил 6564,9%, что в 1,3 раза выше, чем при отсутствии такового заболевания (р < 0,0001). Аналогичная тенденция сохранилась в отношении морфофунк-циональных отклонений (4333,3% против 3852,5%) и хронических заболеваний (2231,6% против 1044,9%). Более тяжелое течение ВСД характеризовалось большей нагруженностью соматическими диагнозами, что может расцениваться как фактор риска соматического неблагополучия: уровень патологической пораженности по соматической патологии у школьников с вегетативной дистонией легкой степени составил 6389,5%, средней степени тяжести - 6584,5%. Среди исследуемого контингента детей отмечено нарастание уровня патологической пора-женности по соматической патологии от первой ступени обучения к третьей на 1,8% (р < 0,0001). Среди старшеклассников, страдающих ВСД, выявлено превалирование уровня патологической пораженно-сти у учащихся лицея "Центр одаренных детей" (10 453,2%) в сравнении с подростками обычных классов (в 1,5 раза) и лицейских классов (в 1,7 раза), что определяет нарастание интенсивности обучения как фактора риска формирования соматического неблагополучия.

Для уточнения патофизиологических механизмов, особенностей неврологической семиотики и разработки системы интегративно-восстановительной терапии больных ВСД проведено интегративное клинико-нейрофизиологическое исследование (148 больных).

многие авторы высказывают мнение о функциональных нарушениях различных органов и систем, возникающих при ВСД. При клинико-нейрофизиологическом обследовании учащихся с вегетососудистой дистонией у 78,4% детей отмечены электрокардиографические изменения, у 77,8% детей - рентгенографические изменения в шейном отделе позвоночника. У большинства школьников вышеперечисленные изменения верифицированы узкими специалистами (кардиолог, ортопед), что требует включения данных методов обследования в необходимый инструментальный минимум диагностических мероприятий при постановке диагноза ВСД.

Патофизиологические изменения различной степени выраженности на электроэнцефалограмме имелись у 73,1% обследованных, что позволяет говорить о ведущей роли дисфункции корково-подкорковых взаимоотношений, ретикулолимбических структур центральной нервной системы в патогенезе и формировании клинических проявлений ВСД. Чаще выявлялись общемозговые изменения, которые можно трактовать как задержку созревания биоэлектрической активности головного мозга. Изменения сосудистого тонуса различного характера отмечены у всех обследуемых детей. Это позволяет рассматривать учащихся с ВСД как лиц не только с дисфункцией преимущественно лимбико-ретикулярного комплекса, но и с нарушением сосудистой реактивности головного мозга в целом.

При проведении компьютерной томографии головного мозга нередко отмечались негрубые структурные изменения. Эти нерезко выраженные органические изменения при отсутствии грубого неврологического дефицита имели резидуальный генез, что могло выступать фактором риска манифестации клинических проявлений ВСД.

При оценке функциональных резервов школьников выявлено превалирование удовлетворительных и неудовлетворительных показателей пробы мартине - Кушелевского, степ-теста и ортостатической пробы у детей с ВСД, что позволяет рассматривать наличие клинически значимых вегетативных нарушений как фактор, ухудшающий функциональные возможности организма и снижающий адаптацию к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, в большей степени реализующийся у старшеклассников.

В оценке психологического статуса среди старшеклассников, имеющих вегетососудистую дистонию, отмечено превалирование лиц с высокой личностной и ситуативной тревожностью (42,4 и 11,9% соответственно) в сравнении с подростками без данного заболевания (27,1 и 10,2% соответственно), что обусловливает необходимость психологического консультирования данной группы пациентов.

обращает на себя внимание достоверно больший процент старшеклассников с низкой социальной адаптированностью и вегетативной лабильностью

среди исследуемого контингента, что может быть рассмотрено, с одной стороны, как особенность изучаемой группы, а с другой - как одна из закономерностей развития дезадаптационных процессов, лежащих в основе формирования вегетативных нарушений у подростков.

Большое внимание в диагностике ВСД необходимо уделять оценке вегетативного статуса. При оценке исходного вегетативного тонуса по модифицированным таблицам А. М. Вейна выявлено, что среднее количество парасимпатических (9,2 ± 0,3; р = 0,0006) и симпатических (6,7 ± 0,3; р = 0,0002) симптомов было достоверно выше у школьников, имеющих ВСД в сравнении с учащимися, не имеющими данного заболевания (6,1 ± 0,4 и 4,4 ± 0,3), что подтверждает патогенетические особенности ВСД. Выявлены достоверно значимые признаки симпатической и парасимпатической направленности, диагностирование которых может помочь в постановке диагноза ВСД.

По результатам кардиоинтервалографии среди старшеклассников, страдающих ВСД, выявлено достоверное преобладание лиц с нормотонией и гиперсимпати-котонией. Однако вегетативная реактивность у 51,8% детей исследуемой группы гиперсимпатикотоническая, что является неблагоприятным фактором. Полученное распределение результатов клиноортостатической пробы, в котором практически у половины школьников, страдающих ВСД, определено нормальное вегетативное обеспечение деятельности, может быть рассмотрено как факт сохранности у большинства подростков исследуемой группы приспособительных механизмов и подтверждать тот факт, что ВСД - состояние переутомления на фоне физиологической перестройки и может быть обратимо под воздействием коррекционных мероприятий.

В целом проведенные сопоставления клиники и данных нейрофизиологического обследования свидетельствуют о наличии у изучаемого контингента больных дизрегуляторных нарушений деятельности нервной системы с заинтересованностью сегментарной и надсегментарной вегетативной системы в сочетании с полиорганной дисфункцией, определяющей снижение адаптивных резервов организма.

На основе методологии системно-интегративного подхода, клинико-социальных и нейрофизиологических исследований представлена концепция динамического сано- и патогенеза неврологических расстройств в детском возрасте и разработаны системы нейрореабилитации и нейропрофилактики. Теоретической основой предложенной концепции явились рефлекторная теория И. М. Сеченова - И. П. Павлова, учение о доминанте А. А. Ухтомского и теория функциональных систем П. К. Анохина - К. В. Судакова. Основы концепции составляют нейроонтогенез, ней-рореактивность и нейроадаптивность, полифактор-ность и динамизм, стадийность и фазность течения.

Нейроонтогенез определяет важное значение возрастного фактора в клинической картине неврологических нарушений и их манифестации. Реактивность нервной системы характеризует способность организма реагировать на различные изменения среды, что определяет полиморфизм клинических прояв-

Мониторинг состояния здоровья учащихся, страдающих ВСД

Результаты анкетного скрининг-тестирования

Выявление факторов риска перинатального периода, периода раннего детства, условий жизни

Оценка санитарно-гигиенического состояния общеобразовательного учреждения

Мониторинг физического развития

Осмотр педиатра

Наличие факторов риска ВСД

Группа риска

Программы

превентивной

реабилитации

■ Формирование культуры поддержания здорового образа жизни в семье

■ Улучшение состояния внутришкольной среды

- Внедрение здоровьесберегающих технологий

■ Мониторинг здоровья учащихся с выполнением регламента профилактических медицинских осмотров

Диагностирована ВСД

Группа наблюдения

Учащиеся с легкими формами ВСД, преимущественно моносиндромами Наблюдение педиатра в поликлинике, ШРЦ Тактика: соблюдение принципов ЗОЖ; учет факторов риска;

мониторинг здоровья

Группа нуждающихся в осмотре узкими специалистами (невролог, кардиолог и др.)

Среднетяжелые Среднетяжелые

формы заболевания, формы ВСД при

выраженное отсутствии эффекта

преобладание лечения амбулаторно,

неврологической тяжелые формы ВСД

или кардиальной (пароксизмальные

симптоматики варианты течения,

Тактика: сочетанные формы

осуществление с артериальной

мониторинга гипертензией,

состояния в синкопапьными

амбулаторных состояниями,

условиях с курсом выраженным

терапии цефалгическим

Место оказания синдромом, вертиго)

помощи: Место оказания

амбулаторно (дом, помощи:

реабилитационное специализированное

отделение отделение

поликлиники), (неврологическое,

школьный кардиологическое)

реабилитационный

центр

лений. нейроадаптивность характеризует приспособление организма к меняющимся условиям среды, что четко прослеживается при выполнении функциональных проб различного характера. множественность выявленных медико-социальных факторов риска возникновения неврологических расстройств и изменение их роли в различные возрастные периоды определили полифакторность и динамизм как важный элемент динамического пато- и саногенеза. вместе с тем для каждого патологического процесса характерны стадийность и фазность течения (состояние компенсации, субкомпенсации, развернутая клиническая картина и хроническое течение процесса), что необходимо учитывать при разработке интегративно-восстановительной терапии.

разработанная концепция и полученная информация о состоянии здоровья школьников с заболевания-

ми нервной системы явились основой для обоснования стратегии оптимизации здоровья указанного контингента в условиях современного школьного образования, что было выполнено на последнем этапе нашей работы. стратегия снижения неврологической заболеваемости основана на выделении трех групп учащихся: здоровые школьники, дети, имеющие факторы риска формирования неврологических нарушений, и учащиеся с заболеваниями нервной системы.

в первую очередь данная стратегия определяет мероприятия по предотвращению возникновения неврологических расстройств у учащихся с факторами риска. следующее звено представляют мероприятия предупреждения хронизации патологического процесса в нервной системе и обострений уже имеющихся нарушений. комплекс организационных и оздоровительных мероприятий, направленных на

российский педиатрический журнал

3' 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

устранение управляемых факторов риска, составляет третий компонент предлагаемой стратегии. В рамках проведения первичной и вторичной профилактики большое внимание уделяется использованию комплекса психолого-педагогических мероприятий, созданию "школ доброжелательного отношения к ребенку" и "укрепляющих здоровье школ". Это позволит включить санитарное просвещение на основе навыков в учебный план и во внеклассную работу и проводить различные оздоровительные мероприятия на базе школьного учреждения.

Основным методом выявления имеющихся неврологических нарушений является комплексный медицинский осмотр. В настоящее время медицинское обеспечение осуществляется согласно приказу Минз-дравсоцразвития РФ от 29.07.05 № 487, в котором регламентирован "Порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи". Однако на фоне значительного роста неврологической патологии невролог нередко не может удовлетворить имеющиеся потребности в необходимых консультациях, что требует расширения диагностических и лечебных возможностей врача-педиатра по ведению детей, имеющих неврологические расстройства. В связи с этим уточнены алгоритмы работы врача-педиатра и невролога по выявлению и распределению пациентов с различной неврологической симптоматикой, основанные на анализе факторов риска, использовании программ превентивной реабилитации, оказании медико-психологической помощи и дифференцированном распределении потоков детей в зависимости от особенностей нарушения здоровья.

В основе представленной стратегии нейропро-филактики среди школьников лежит разработанная система оздоровительно-реабилитационных мероприятий у детей с заболеваниями нервной системы, включающая психотерапию, нейрофармакофизио-терапию и соматотерапию с использованием "Программы направленного формирования навыков здорового образа жизни школьников" и индивидуально-интегративной системы самооздоровления.

Система интегративно-восстановительной терапии и профилактики, включающая в различных комбинациях медикаментозное (ноотропы, сосудистые и седа-тивные препараты, витамины) и немедикаментозное (психотерапия, физиолечение, массаж, фитотерапия) лечение, апробированная и внедренная на базе общеобразовательного учреждения, позволила получить медико-социальный эффект со снижением неврологической заболеваемости в учреждениях закрытого и открытого типа на 37,3 и 66,9% соответственно.

Предложен комплекс мероприятий в рамках проведения медицинского профилактического осмотра, позволяющий оптимизировать наблюдение за учащимися с нейровегетативными расстройствами (ВСД) как наиболее часто встречаемой школьной патологией.

1. На первом (доврачебном) этапе целесообразно получение информации о характеристике семьи и образовательном учреждении (учет медико-социальных факторов риска формирования ВСД, типа и уровня санитарно-гигиенического состояния образовательного учреждения). Анализируются результаты анкет-

ного теста для выявления жалоб, проводимого как скрининг-тестирование, для регистрации признаков, характерных для диагностики ВСД на данном этапе.

2. После проведения профилактического осмотра учащиеся могут быть отнесены к одной из четырех групп:

1-я группа - школьники, у которых определены те или иные факторы риска, а проявлений ВСД нет. Требуются превентивные мероприятия, желательно в условиях общеобразовательного учреждения, включающие: оптимизацию образа жизни (рационально организовать режим дня, скорректировать организацию основных форм учебного процесса, систему физического воспитания с целью обеспечения необходимого объема суточной двигательной активности и т. д.); улучшение состояния внутришкольной среды (соответствие условий школьной среды существующим гигиеническим нормативам); регулярную диспансеризацию учащихся с выполнением регламента профилактических медицинских осмотров (оценка физического развития, уровня биологического созревания, анкетирование для выявления нарушений самочувствия); формирование культуры и поддержание здорового образа жизни в семье;

2-я группа - учащиеся, у которых по результатам анкетирования выявлены нарушения самочувствия или определены крайние варианты биологического возраста и отклонения в физическом развитии. Необходим осмотр педиатра, который при отсутствии необходимости осмотра узкими специалистами назначает курс восстановительного лечения в амбулаторных условиях с соблюдением принципов здорового образа жизни. Обязательна последующая диспансеризация с оценкой эффективности проводимых мероприятий;

3-я группа - учащиеся, требующие консультации специалистов (невролога, кардиолога, гастроэнтеролога, ортопеда) из-за выраженности клинических проявлений, регистрируемых при профилактическом осмотре. Данная группа детей может проходить курс восстановительной терапии либо у специалиста, либо после консультирования с соответствующими рекомендациями должна быть направлена на диспансеризацию к педиатру. В дальнейшем эти школьники могут быть отнесены к определенной группе наблюдения в условиях поликлиники или школьного центра;

4-я группа - учащиеся, у которых манифестные проявления ВСД носят пароксизмальный характер или требуют дообследования и медикаментозной коррекции в стационаре (см. рисунок).

Таким образом, проведенное исследование раскрывает сложные механизмы патогенеза, клинического полиморфизма и патоморфоза неврологических расстройств и позволяет адекватно проводить раннюю (донозологическую) диагностику с разработкой систем интегративно-восстановительной терапии и профилактики среди детей школьного возраста.

Поступила 06.12.11

Сведения об авторах:

Чекалова Светлана Александровна, д-р мед. наук, доц. каф. педиатрии и неонатологии НижГМА, e-mail: chekalovasa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.