Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ'

ЗАВИСИМОСТЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ПРОИЗВОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОФИЛИ ЛАТЕРАЛЬНОСТИ / СИММЕТРИЯ-АСИММЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальченков Евгений Викторович, Шадрин Анатолий Николаевич, Косякин Владимир Николаевич

В данной научной статье проанализированы теоретические и практические аспекты зависимости произвольного контроля интеллектуальной деятельности от двигательной активности курсантов. В исследовании принимали участие 35 курсантов-мужчин Барнаульского юридического института МВД России 20-21 года. Авторская позиция в том, что согласно проведенному исследованию существует два типа факторов, влияющих на способность испытуемых к произвольной регуляции интеллектуальной деятельности. Эксперименты показали, что скоростные характеристики интеллектуальной деятельности и степень ускорения ее темпа выше у испытуемых с правосторонним типом ПЛО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальченков Евгений Викторович, Шадрин Анатолий Николаевич, Косякин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE OF ARBITRARY CONTROL OF INTELLECTUAL ACTIVITY ON MOTOR ACTIVITY OF CADETS

This scientific article analyzes the theoretical and practical aspects of the dependence of arbitrary control of intellectual activity on the physical activity of cadets. The study involved 35 male cadets of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 20-21 years old. The author’s position is that, according to the study, there are two types of factors that affect the ability of the subjects to voluntarily regulate intellectual activity. Experiments have shown that the speed characteristics of intellectual activity and the degree of acceleration of its pace are higher in subjects with a right-sided type of PLO.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-246-250 EDN: https://elibrary.ru/whycsj

2015-0066-2/23-693 MOSURED: 77/27-011-2023-02-892

Зависимость произвольного контроля интеллектуальной деятельности

от двигательной активности курсантов

Евгений Викторович Мальченков1, Анатолий Николаевич Шадрин2, Владимир Николаевич Косякин3

1 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, vladimir-kosyakin@mail.ru

Аннотация. В данной научной статье проанализированы теоретические и практические аспекты зависимости произвольного контроля интеллектуальной деятельности от двигательной активности курсантов. В исследовании принимали участие 35 курсантов-мужчин Барнаульского юридического института МВД России 20-21 года. Авторская позиция в том, что согласно проведенному исследованию существует два типа факторов, влияющих на способность испытуемых к произвольной регуляции интеллектуальной деятельности. Эксперименты показали, что скоростные характеристики интеллектуальной деятельности и степень ускорения ее темпа выше у испытуемых с правосторонним типом ПЛО.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, двигательная активность, межполушарная асимметрия, произвольный контроль, профили латеральности, симметрия-асимметрия

Для цитирования: Мальченков Е. В., Шадрин А. Н., Косякин В. Н. Зависимость произвольного контроля интеллектуальной деятельности от двигательной активности курсантов // Вестник экономической безопасности. 2023. № 2. С. 246-250. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-246-250. EDN: WHYCSJ.

Evgeny V. Malchenkov1, Anatoly N. Shadrin2, Vladimir N. Kosyakin3

1 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, vladimir-kosyakin@mail.ru

Abstract. This scientific article analyzes the theoretical and practical aspects of the dependence of arbitrary control of intellectual activity on the physical activity of cadets. The study involved 35 male cadets of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 20-21 years old. The author's position is that, according to the study, there are two types of factors that affect the ability of the subjects to voluntarily regulate intellectual activity. Experiments have shown that the speed characteristics of intellectual activity and the degree of acceleration of its pace are higher in subjects with a right-sided type of PLO.

Keywords: intellectual activity, motor activity, hemispheric asymmetry, voluntary control, laterality profiles, symmetry-asymmetry

For citation: Malchenkov E. V., Shadrin A. N., Kosyakin V. N. Dependence of arbitrary control of intellectual activity on motor activity of cadets. Bulletin of economic security. 2023;(2):246-50. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-246-250. EDN: WHYCSJ.

© Мальченков Е. В., Шадрин А. Н., Косякин В. Н., 2023

Original article

Dependence of arbitrary control of intellectual activity on motor activity of cadets

PEDAGOGICAL SCIENCE

Одна из актуальных задач, стоящих перед вузами, изучение факторов, обеспечивающих высокий уровень умственной работоспособности в процессе обучения. Как известно, физическая культура - эффективное средство повышения общей работоспособности и устранения неблагоприятного влияния нервно-эмоционального напряжения, характеризующих учебный процесс [1]. Однако для современной литературы характерен определенный дефицит строго выверенных научных данных относительно связи между уровнем двигательной активности (ДА) студентов и различными характеристиками их умственной деятельности [2]. Изучение этих закономерностей совершенно необходимо для разработки оптимальных режимов умственного труда и двигательной активности студентов.

В то же время при изучении двигательной функции все большее внимание сегодня начинает привлекать связь особенностей их протекания с межполушарной асимметрией мозга (т. е. профилем латеральной организации - ПЛО) моторных и сенсорных функций. Имеются данные о влиянии межполушарной асимметрии на развитие спортивных навыков и овладение ими [3]. При этом установлено, что у здоровых испытуемых наблюдается большое разнообразие латеральной организации функций - «профилей латеральности» [4].

На основании анализа философской закономерности единства и борьбы противоположностей, неразрывности и диалектического единства симметрии-асимметрии как парной категории познания окружающего мира и человека, определены и экспериментально доказаны ее прогностические возможности для оценки биологических основ здоровья, процессов развития и старения организма человека. Выявлены методологические основания применения гармонической пары «симметрия-асимметрия» для оценки физического состояния человека, определены прогностические возможности абстрактных и других видов симметрии для диагностирования состояния здоровья, уровня работоспособности и тренированности людей [5].

Одна из важнейших характеристик двигательных функций - их произвольная регуляция. В наших предыдущих работах показано, что существует четкая связь между способностью к произвольной регуляции моторных и интеллектуальных функций [6].

Произвольная регуляция высших психических функций исследуется в контексте как общей психологии, так и нейропсихологии, изучающей мозговую организацию психических функций.

Рядом авторов установлено, что произвольный контроль за психическими функциями в целом связан преимущественно с работой левого полушария мозга (у правшей), и особенно левой лобной доли [7; 9]. Разработка проблемы латеральных особенностей мозговой организации различных психических функций имеет большое значение для физиологии и психологии спорта. Поэтому в настоящее время актуально исследование связи между двигательной активностью и способно-

стью к произвольной регуляции высших психических функций у людей с различными ПЛО сенсорных и моторных функций.

Цель исследования. Проанализировать теоретические и практические аспекты зависимости произвольного контроля интеллектуальной деятельности от двигательной активности курсантов.

Задачи исследования.

1) изучение связи между уровнем ДА и способностью к произвольному контролю за интеллектуальной деятельностью;

2) изучение связи между ПЛО моторных и сенсорных функций и особенностями произвольной регуляции интеллектуальной деятельности.

Уровень ДА оценивался на основании опроса курсантов по специально разработанной анкете. Анализ ответов на вопросы давал информацию об объеме, интенсивности, содержании и распределении ДА в процессе учебной деятельности, в быту, а также в процессе обязательных и самостоятельных занятий физкультурой и спортом в довузовский период и в различные периоды учебного года в вузе. Количественный анализ анкетных данных курсантов и преподавателей позволил выявить суммарный показатель, характеризующий в баллах ДА каждого курсанта, и условно разделить испытуемых курсантов на две группы с относительно высоким и низким уровнем ДА. Кроме того, оценивался уровень развития основных физических качеств испытуемых, а именно: их физическая работоспособность, показатели силы, скорости и координации движений (по данным динамометрии, теппинга и тремометрии).

Для оценки ПЛО функций мозга использовались показатели, характеризующие моторную, двигательную и слухоречевую асимметрию.

Все испытуемые были разделены на четыре группы в зависимости от уровня ДА и профиля латеральной организации: 1-я группа - испытуемые с правосторонним ПЛО по всем выбранным показателям и высоким уровнем ДА; 2-я - испытуемые с правосторонним ПЛО по всем выбранным показателям и низким уровнем ДА; 3-я - испытуемые со смешанным ПЛО и высоким уровнем ДА; 4-я - испытуемые со смешанным ПЛО и низким уровнем ДА.

Интеллектуальная деятельность изучалась на модели серийных счетных операций с помощью модифицированного теста Бурдона.

В исследовании принимали участие 35 курсантов-мужчин Барнаульского юридического института МВД России 20-21 года. Исследование проводилось во второй половине дня (в 14-16 ч), после учебных занятий. В экспериментальные дни занятия по физическому воспитанию не проводились.

1. Для исследования зависимости между уровнем ДА и способностью к произвольной регуляции интеллектуальных функций был проведен сравнительный анализ показателей интеллектуальной деятельности в двух группах испытуемых с относительно высоким и

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 1

Динамика интеллектуальной деятельности у испытуемых с разным уровнем ДА и разным типом ПЛО

Регистрируемые показатели Общее время, с Количество ошибок за 30 с Среднее число операций за 30 с Число правильных ответов за 30 с ИУ за 30 с

№ серии группы I 2 1 2 1 2 1 2

I 11,7 7,60 0,54 1,14 33,27 48,52 32,73 47,38 14,65

II 10,58 7,68 1,05 1,53 34,70 46,85 33,65 45,32 11,67

III 11,77 8,96 0,49 0,52 32,08 41,54 31,59 41,02 9,43

IV 14,17 10,50 0,45 0,64 24,97 34,70 24,52 34,06 9,54

низким уровнем ДА без учета ПЛО. Показатели произвольной регуляции интеллектуальной деятельности у испытуемых с высоким уровнем ДА оказались выше, чем у испытуемых с низким уровнем ДА. Полученные данные подтверждают результаты ранее проведенного исследования [8].

2. Изучена связь между тремя группами показателей: уровнем ДА, особенностями произвольной регуляции интеллектуальной деятельности и ПЛО моторных и сенсорных функций.

Полученные результаты позволили выявить следующие различия в динамике интеллектуальной деятельности у разных групп испытуемых (см. таблицу 1).

Исходные значения скорости выполнения счетных операций в 1-й серии экспериментов («оптимальный» темп) мало различались у испытуемых 1, 2 и 3-й групп как по общему времени выполнения всего задания, так и по среднему числу операций за 30 с, тогда как у испытуемых 4-й группы наблюдалось наибольшее общее время выполнения всего задания и соответственно наименьшее среднее число операций за 30 с. Это свидетельствует о низкой скорости выполнения задания в «оптимальном» темпе у испытуемых 4-й группы.

При переходе к работе в «максимально быстром» темпе соотношение скоростных характеристик между группами меняется. Испытуемые 1-й и 2-й групп выполняют задание с высокой скоростью, причем у испытуемых 1-й группы отмечена тенденция к большему ускорению темпа интеллектуальной деятельности, чем у испытуемых 2-й группы. Сравнительный анализ интеллектуальной деятельности 3-й и 4-й групп в «максимально быстром» темпе показал, что скоростные характеристики интеллектуальной деятельности у испытуемых 4-й группы по сравнению с испытуемыми 3-й группы несколько ниже как по данным общего времени выполнения задания, так и по значениям среднего числа операций за 30 с. Однако степень изменения скоростных характеристик при переходе от «оптимального» к «максимально быстрому» режиму работы у этих групп практически одинакова.

Необходимо подчеркнуть, что прирост скорости выполнения интеллектуальной деятельности у испытуемых 3-й и 4-й групп, т. е. со смешанным типом ПЛО, был существенно ниже, чем у студентов с правосторонним типом асимметрии. Полученные данные свидетельствуют, что испытуемые с правосторонним типом ПЛО по всем выбранным показателям обнаруживают большую способность к произвольному ускорению темпа интеллектуальной деятельности, чем со смешанным типом ПЛО, причем в наибольшей степени эта способность проявляется у студентов с высоким уровнем ДА.

Важно отметить, что изменение показателя истинного ускорения - ИУ (прироста числа правильных ответов за каждые 30 с деятельности) оказалось связанным как с уровнем ДА испытуемых, так и с типом ПЛО (см. таблицу 1). Этот показатель, был выше у испытуемых с правосторонним типом ПЛО по сравнению с испытуемыми со смешанным его типом. Одновременно выявилась и другая зависимость, а именно: среди испытуемых с правосторонним типом ПЛО наилучшие показатели по произвольному ускорению интеллектуальной деятельности обнаружены у студентов с высоким уровнем ДА. В группах со смешанным типом ПЛО данная зависимость не проявлялась.

Таким образом, согласно проведенному исследованию, существует два типа факторов, влияющих на способность испытуемых к произвольной регуляции интеллектуальной деятельности. К первому относится уровень двигательной активности: более высокие значения этого показателя коррелируют с более высокими значениями показателей произвольной регуляции интеллектуальной деятельности. Второй тип факторов связан с профилем латеральной организации психических функций. Эксперименты показали, что скоростные характеристики интеллектуальной деятельности и степень ускорения ее темпа выше у испытуемых с правосторонним типом ПЛО.

Результаты работы могут представлять определенный интерес с точки зрения прикладных задач, и прежде всего задачи отбора людей для спортивной деятельно-

PEDAGOGICAL SCIENCE

сти, предъявляющей высокие требования к скоростным параметрам произвольной регуляции моторных и интеллектуальных функций.

1. Способность к произвольному контролю интеллектуальной деятельности связана с уровнем двигательной активности: у курсантов с высоким уровнем ДА произвольное ускорение выше, чем у курсантов с низким ее уровнем.

2. Способность к произвольному контролю связана с ПЛО: испытуемые с правосторонней асимметрией моторных, зрительных и слухоречевых функций обнаружили большую способность к ускорению интеллектуальных операций, чем испытуемые с другими типами ПЛО.

3. Максимальные значения произвольного контроля интеллектуальной деятельности наблюдаются при сочетании высокой ДА с правосторонним ПЛО.

Список источников

1. Князев С. А., Пацюк Ю. В. Комплексное исследование физической работоспособности девушек, не занимающихся спортом // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Ю. Т. Ревякина. Томск, 2021. С. 85-87.

2. Смокотнина И. М. Физкультурно-спортивная деятельность как эффективное средство повышения работоспособности студентов в учебном процессе // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор : А. Н. Вакурин. 2019. С. 54-57.

3. Тюкин В. Г. Специальная направленность в развитии двигательных способностей как эффективный путь воспитания надежности в действиях будущих специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 52.

4. Попова Н. В. Двигательная активность обучающихся в педагогическом колледже // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51-1. С. 82-85.

5. Чермит К. Д. Прогностические возможности дуализма «Симметрия-асимметрия» для оценки биологических основ здоровья, процессов развития и старения организма человека // В сборнике : Материалы Международной научной конференции «Бисосфера и человек». Материалы Международной научной конференции. 2019. С. 427-431.

6. Клименко А. А., Ильин В. В., Кабанов Р. А. Изучение латеральных предпочтений юных дзюдоистов, как одного из критериев оценки уровня асимметрии технической подготовленности // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-6. С. 85-88.

7. Князева Ю. А. Физическая подготовленность студентов Алтайского государственного аграрного университета // В сборнике : Актуальные вопросы физиче-

ской культуры и спорта. материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор : А. Н. Вакурин. 2019. С. 51-54.

8. Клименко А. А., Болтовский А. Ю., Захожий К. А. Самбо как вид студенческого спорта среди обучающихся в современных условиях // В сборнике : Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 94-98.

9. Ермолов П. С., Ермолов А. С., Хромов В. А. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути решения // В сборнике : Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы. материалы международной научно-практической конференции : Секция «Организация огневой и физической подготовки» по теме: Актуальные вопросы организации огневой и физической подготовки в органах внутренних дел. 2021. С. 20-24.

References

1. Knyazev S. A., Patsyuk Yu. V. A comprehensive study of the physical performance of girls who do not go in for sports // In the collection: TOPICAL ISSUES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT. Materials of the XXIII All-Russian scientific-practical conference with international participation, dedicated to the memory of Professor Yu. T. Revyakin. Tomsk, 2021. P. 85-87.

2. Smokotnina I. M. Physical culture and sports activities as an effective means of increasing the efficiency of students in the educational process // In the collection: Actual issues of physical culture and sports. materials of the XXI All-Russian scientific-practical conference with international participation. Managing editor : A. N. Vakurin. 2019. P. 54-57.

3. Tyukin V. G. Special orientation in the development of motor abilities as an effective way of educating reliability in the actions of future specialists // Modern problems of science and education. 2021. No. 6. P. 52.

4. Popova N. V. Motor activity of students in the pedagogical college // Trends in the development of science and education. 2019. No. 51-1. P. 82-85.

5. Chermit K. D. Prognostic possibilities of the «Symmetry-asymmetry» dualism for assessing the biological foundations of health, the processes of development and aging of the human body // In the collection: Materials of the International Scientific Conference «Bisosphere and Man». Materials of the International scientific conference. 2019. P. 427-431.

6. Klimenko A. A., Ilyin V. V., Kabanov R. A. The study of lateral preferences of young judokas as one of the criteria for assessing the level of asymmetry of technical readiness // Trends in the development of science and education. 2020. No. 63-6. P. 85-88.

7. Knyazeva Yu. A. Physical readiness of students of the Altai State Agrarian University // In the collection: Topical issues of physical culture and sports. materials of

the XXI All-Russian scientific-practical conference with international participation. Managing editor : A. N. Vakurin.

2019. P. 51-54.

8. Klimenko A. A., Boltovsky A. Yu., Zakhozhiy K. A. Sambo as a kind of student sport among students in modern conditions // In the collection: Topical issues of physical education of youth and student sports. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference.

2020. P. 94-98.

9. Ermolov P. S., Ermolov A. S., Khromov V. A. Physical training of employees of internal affairs bodies: problems and solutions // In the collection: Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: status, trends, prospects. Materials of the international scientific and practical conference : Section «Organization of fire and physical training» on the topic: Topical issues of organization of fire and physical training in the internal affairs bodies. 2021. P. 20-24.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Е. В. Мальченков - доцент кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук, доцент;

A. Н. Шадрин - доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент;

B. Н. Косякин - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

E. V. Malchenkov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

A. N. Shadrin - Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

V. N. Kosyakin - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.04.2023; одобрена после рецензирования 22.05.2023; принята к публикации 13.06.2023.

The article was submitted 21.04.2023; approved after reviewing 22.05.2023; accepted for publication 13.06.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.