Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ'

ВЛИЯНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межполушарная асимметрия / профили латеральности / симметрия – асимметрия / скоростно-силовые качества / interhemispheric asymmetry / laterality profiles / symmetry-asymmetry / speed-strength qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Андрей Александрович, Абмаев Антон Сергеевич, Пархоменко Андрей Анатольевич, Харахордин Сергей Егорович

Рассмотрено влияние межполушарной асимметрии на развитие скоростно-силовых качеств спортсменов. Установлено, что разработка проблемы латеральных особенностей мозговой организации различных психических функций имеет большое значение для физиологии и психологии спорта. Представлены результаты опытов, которые подтвердили эффективность подобранных упражнений, предназначенных для развития максимальной силы, скоростных и скоростно-силовых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Андрей Александрович, Абмаев Антон Сергеевич, Пархоменко Андрей Анатольевич, Харахордин Сергей Егорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY ON THE DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH QUALITIES OF ATHLETES

The influence of interhemispheric asymmetry on the development of speed-strength qualities of athletes is considered. It has been established that the development of the problem of lateral features of the brain organization of various mental functions is of great importance for the physiology and psychology of sports. The results of experiments are presented, which confirmed the effectiveness of selected exercises designed to develop maximum strength, speed and speed-strength qualities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ»

УДК 796.012 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-4-78-84

ВЛИЯНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ

А.А. Клименко, А.С. Абмаев, А.А. Пархоменко, С.Е. Харахордин

Рассмотрено влияние межполушарной асимметрии на развитие скоростно-силовых качеств спортсменов. Установлено, что разработка проблемы латеральных особенностей мозговой организации различных психических функций имеет большое значение для физиологии и психологии спорта. Представлены результаты опытов, которые подтвердили эффективность подобранных упражнений, предназначенных для развития максимальной силы, скоростных и скоростно-силовых качеств.

Ключевые слова: межполушарная асимметрия, профили латеральности, симметрия - асимметрия, скоростно-силовые качества.

THE INFL UENCE OF INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY ON THE DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH QUALITIES OF ATHLETES

Klimenko A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanmaslennikov4@ yandex.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Abmaev A.S., senior coach, abm1357@ma-il.ru, Russia, Krasnodar, Olympic Reserve Sports School No. 5 in wrestling, Parkhomenko A.A., teacher, pnv4577@ma-il.ru, Russia, Krasnodar, Secondary school No. 105,

Kharakhordin S.E., associate professor, na-talie-barnaul77@bk.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

The influence of interhemispheric asymmetry on the development of speed-strength qualities of athletes is considered. It has been established that the development of the problem of lateral features of the brain organization of various mental functions is of great importance for the physiology and psychology of sports. The results of experiments are presented, which confirmed the effectiveness of selected exercises designed to develop maximum strength, speed and speed-strength qualities.

Key words: interhemispheric asymmetry, late-rality profiles, symmetry-asymmetry, speed-strength qualities.

Клименко Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., tanmaslennikov4@yandex.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

Абмаев Антон Сергеевич, старший тренер, abm1357@,mail.т, Россия, Краснодар, Спортивная школа олимпийского резерва № 5 по борьбе,

Пархоменко Андрей Анатольевич, учитель, pnv4577@mail.ru, Россия, Краснодар, Средняя общеобразовательная школа № 105,

Харахордин Сергей Егорович, доц., natalie-barnaul77@bk.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет

На основании анализа философской закономерности единства и борьбы противоположностей, неразрывности и диалектического единства симметрии -асимметрии, как парной категории познания окружающего мира и человека, определены и экспериментально доказаны ее прогностические возможности для оценки биологических основ здоровья, процессов развития и старения организма человека. Выявлены методологические основания применения гармонической пары «симметрия - асимметрия» для оценки физического состояния человека, для изучения причинно-следствен-

ных связей устойчивости и изменчивости форм и функций в процессе развития человека в онтогенезе, предложены подходы оценки взаимодействия билатеральной симметрии - асимметрии

в процессе формирования мануальной латерализации, развития и оценки механизмов срочной и долговременной морфофункциональной адаптации организма, определены прогностические возможности абстрактных и других видов симметрии для диагностирования состояния здоровья, уровня работоспособности и тренированности людей [1].

В то же время при изучении двигательной функции все большее внимание сегодня начинает привлекать связь особенностей их протекания с межполушарной асимметрией мозга (то есть профилем латеральной организации - ПЛО) моторных и сенсорных функций. Имеются данные о влиянии межполушарной асимметрии на развитие спортивных навыков и овладение ими [2]. При этом установлено, что у здоровых испытуемых наблюдается большое разнообразие латеральной организации функций -«профилей латеральности» [3].

Рядом авторов установлено, что произвольный контроль за психи -ческими функциями в целом связан преимущественно с работой левого полушария мозга (у правшей), и особенно левой лобной доли [4]. Разра -ботка проблемы латеральных особенностей мозговой организации различных психических функций имеет большое значение для физиологии и пси -хологии спорта. Поэтому в настоящее время актуально исследование влия -ния межполушарной асимметрии на развитие скоростно-силовых качеств спортсменов.

В практике спорта для развития скоростно-силовых качеств применяют самые разнообразные упражнения. Результаты, как правило, оказываются неоднозначными. Это, на наш взгляд, прямо обусловлено эффек -тивностью используемых методик, зависящей от объективных причин. Однако и интерпретация получаемых результатов весьма важна. Между тем она очень разноречива: одни авторы рекомендуют, например, для раз -вития скоростной силы применять скоростные упражнения с малыми отя -гощениями, другие говорят о большей рациональности упражнений со средними отягощениями. Причем в одном случае эти отягощения опреде -ляются в процентах от массы тела спортсмена, в других - от его максимальной силы, неизвестно каким способом измеренной. В одних работах рекомендуется средний темп и скорость тренировочных упражнений, в других подчеркивается, что рост качества происходит только при предель -ных значениях скорости движения и сопротивления [5].

В этой связи особо следует отметить о попытках механического перенесения в практику развития физических качеств спортсменов закономерностей, полученных на «оторванных» от целостной системы нервно-мышечных препаратах или о тех случаях, когда устанавливаются лишь механические взаимосвязи отдельных качественных особенностей.

В материалах ряда авторов показано, что наибольшая механическая мощность работы мышц достигается в движениях с 1/4 максимальной силы при 1/3 максимальной скорости. В связи с этим в некоторых работах последовательно утверждается, что для развития более высокого уровня мощности движений в системе тренировки должны применяться именно такие упражнения [6].

Необходимо оговориться, что авторами не оспариваются выводы, сделанные учеными [7]. Однако вынуждены подчеркнуть, что, во-первых, всякая зависимость, установленная между какой-то парой качеств, имеет свою область действия, для нее не обязательна тождественность в обратной связи, и если можно экстраполировать ее на другие области, то с су -щественными осторожностями и оговорками. Во -вторых, указанная закономерность взаимосвязи силы и скорости в одном мощностном движении говорит лишь о том, что в такой зависимости могут находиться любые значения этих параметров, отсчитываемые от любого максимального уровня развития качества. Например, один спортсмен обладает показателем силы 200 кг, а другой только 100 кг, но при соответствующих угловых скоростях (например, 2 или 4 рад/с) мощности суставных движений оказы -ваются у них одинаковыми. Поэтому, следуя этому правилу, обоим спортсменам следовало бы давать развивающее упражнение с сопротивлением 100 кг, но для первого оно составляло бы половину силовых возможностей, а для второго - предел. Если же просчитать рекомендуемую мощность, слагаемую из 1/3 скорости и 1/4 усилий, то для первого она составит 35 ед., а для второго - 32,5 ед. (размерность явно нарушена).

Можно предположить, что при таких нагрузках кумулятивный эффект может возникнуть лишь в случае продолжительной и долговременной работы, значит они пригодны для развития определенных видов выносливости, но не для повышения уровня развития скоростно-силовых качеств. Между тем современный спорт требует, в первую очередь, именно скоростно-силовой подготовленности (даже в видах, связанных с проявлением выносливости).

На наш взгляд, вышесказанное достаточно полно характеризует состояние проблемы, ее актуальность и необходимость внесения ясности в спорные вопросы, а также изучения скрытых резервов методики совер -шенствования двигательных качеств. Это побудило авторов исследования раскрыть результаты опытов, в которых исходя из существующих в специальной литературе и практике, а также некоторых логических построений определялась эффективность тех или иных упражнений, предназначенных для развития максимальной силы, скоростной силы и быстроты движений

Цель исследования - проанализировать теоретические и практические аспекты влияние межполушарной асимметрии на развитие скоростно -силовых качеств спортсменов.

Задачи исследования:

1) теоретически раскрыть влияние межполушарной асимметрии на развитие скоростно-силовых качеств спортсменов;

2) изучить скрытые резервы методики совершенствования двига-тельных качеств.

Методика и организация исследования. В качестве модели было избрано разгибание плеча - одно из наиболее специфичных движений, осуществляемых многозвенной системой, участвующей во многих двигательных актах и даже составляющей их основу.

Содержание эксперимента заключалась в том, что шести группам испытуемых были предложены разные режимы тренировки с одинаковой (насколько это можно было осуществить) нагрузкой. Во всех упражнениях динамического характера (первые три режима) испытуемые выполняли по 3 подхода до возникновения чувства усталости, в каждом из которых раз -гибание плеча осуществлялось с максимально возможной скоростью. В четвертом (смешанном) режиме первую часть упражнения составляли 3 подхода с двумя 6-секундными изометрическими быстрыми напряжениями и вторую - 2 подхода на разгибательное движение с отягощением 10-20 % от максимальной силы разгибателей на каждый данный момент. Пятый режим предполагал выполнение с максимальной скоростью до усталости 5 подходов с двумя повторениями 6-секундных изометрических напряжений, шестой режим - 5 подходов с двумя 6-секундными изометрическими напряжениями (в отличие от пятого режима выполнявшимся «взрывом»). Измерения силы в соответствующих режимах проводились с использованием динамометра индикаторного типа системы В.М. Абала-кова и тензометрического устройства, а быстроты движения - электроки-нематометра собственной конструкции [8].

Результаты исследования и их обсуждение. Как видно из таблицы, результат влияния разных режимов тренировки на двигательные качества не одинаков (статистическое значение разностей на уровне 0,5-0,1 %).

Влияние режимов тренировки на прирост двигательных качеств у спортсменов, %

№ п/п Режимы тренировки Сила Быстрота

максимальная скоростная

M а m M а m M а m

1 Скоростной (10-20 % от макс. силы) 17,9 4,3 2,5 24,3 5,1 2,4 22,9 6,3 2,6

2 Скоростной (25-45 % от макс. силы) 20,2 2,4 1,2 28,6 1,6 0,8 18,8 5,2 2,3

3 Скоростной (50-75 % от макс. силы) 25,0 7,2 3,2 37,4 6,8 3,0 22,5 6,5 2,7

Окончание

№ п/п Режимы тренировки Сила Быстрота

максимальная скоростная

M а m M а m M а m

4 Смешанный 34,2 12,0 5,5 44,8 11,0 4,9 20,6 6,2 2,7

5 Изометрический 21,1 6,5 3,2 13,5 6,9 3,4 0,25 - -

6 Скоростной изометрический 33,3 7,8 3,5 43,2 13,2 5,0 17,0 4,5 2,0

С учетом влияния на максимальную мощность выделены три характерные особенности:

1) однородная статистическая эффективность (однородная) для малых, средних и относительно больших весовых режимов (50-75%);

2) высокая эффективность для смешанного режима и изометрической скорости;

3) отсутствие преимуществ изометрического режима по сравнению с максимальным развитием динамической скорости

При изучении влияния скорости на силу были выявлены следующие характеристики:

1) малые и средние режимы упражнений приводят к статистически идентичным качественным изменениям, хотя модуль больше в группе среднего веса;

2) силовые упражнения имеют явное преимущество от 50 до 75 % по сравнению с другими упражнениями.

Анализ влияния на скорость движения показал следующие:

1) все динамические скоростные режимы преобладают над другими;

2) изометрический тренировочный режим не привел к каким-либо изменениям качества скорости;

3) изометрический скоростной режим, очень эффективный в отдельных случаях, характеризовался слабыми результатами.

Заключение. Опыт показал, что характер тренировочных упражнений отражается в результатах развития двигательных свойств и его влияние имеет объективную основу: чем больше качественных изменений, тем объективнее адаптация упражнения к существующим структурным и фи -зиологическим особенностям.

В связи с основными выводами следует отметить два существен -ных, на наш взгляд, момента. Смешанный режим тренировки предполагает чередование мощных напряжений с предельно быстрыми слегка отяго -щенными движениями. Поэтому вполне понятны высокие результаты воз -действия таких упражнений на все исследованные качества.

Скоростно-изометрические упражнения также предполагают мощное воздействие на двигательную систему, которое также привело к хорошим результатам. Кроме того, эти упражнения обеспечили высокий прирост качеств - в 3-3,5 раза быстрее, чем другие режимы. В то же время эксперимент показал, что для обеспечения высокого уровня быстроты недостаточно лишь способности к мощному начальному (стартовому) уси -лию, важна и способность поддерживать его по всей амплитуде суставного движения. Вероятно, что такие нюансы следует учитывать при выборке методов и средств развития двигательных качеств вообще и скоростно -силовой подготовки в частности.

Список литературы

1. Попова Н.В., Смокотнина И.М. Физкультурно-спортивная деятельность как эффективное средство повышения работоспособности студентов в учебном процессе // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: сб. материалов XXI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. А.Н. Вакурин. Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. С. 54-57.

2. Тюкин В.Г. Попова Н.В. Специальная направленность в развитии двигательных способностей как эффективный путь воспитания надежно -сти в действиях будущих специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 52.

3. Тарасова О.А., Вегнер П.Г. Технологии формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья // Глобальный научный потенциал. 2021. № 11 (128). С. 149-151.

4. Прогностические возможности дуализма «Симметрия-асимметрия» для оценки биологических основ здоровья, процессов развития и старения организма человека / К.Д. Чермит [и др.] // Бисосфера и человек: сб. материалов Междунар. науч. конф. Майкоп: Изд-во ЭИТ, 2019. С. 427-431.

5. Клименко А.А., Ильин В.В., Кабанов Р.А. Изучение латеральных предпочтений юных дзюдоистов как одного из критериев оценки уровня асимметрии технической подготовленности // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-6. С. 85-88.

6. Тарасова О.А., Козлова Н.Н., Линдт Т.А. Проектная задача как инструмент формирования здоровьесберегающих образовательных компетенций у студентов педагогического университета // Глобальный научный потенциал. 2022. № 11 (140). С. 196-198.

7. О порядке комплектования (формирования) групп обучения (спортивной подготовки) / Н.В. Губарева [и др.] // Спортивное право в России и мире: актуальные вопросы: сб. материалов круглого стола с между-нар. участ. / отв. ред. А.А. Коренная. Барнаул: Изд-во АГУ, 2022. С. 99113.

8. Мониторинг психоэмоционального состояния студенческой мо -лодежи на занятиях физической культурой / Н.В. Губарева [и др.] // Современные вопросы биомедицины. 2022. Т. 6. № 2 (19). С. 1-10.

References

1. Popova N.V., Smokotnina I.M. Fizkul'turno-sportivnaya deyatel'nost' kak effek-tivnoe sredstvo povysheniya rabotosposobnosti studentov v uchebnom processe [Physical culture and sports activities as an effective means of increasing the efficiency of students in the educational process] // Actual issues of physical culture and sports: sat. materials XXI Vseros. scientific-practical. conf. with international participation / otv. ed. A.N. Vakurin. Tomsk: TSPU Press, 2019. P. 54-57.

2. Tyukin V.G. Popova N.V. Special'naya napravlennost' v razvitii dvigatel'nyh spo-sobnostej kak effektivnyj put' vospitaniya nadezhnosti v dejstviyah budushchih specialistov [Special orientation in the development of motor abilities as an effective way of educating reliability in the actions of future specialists] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2021. No. 6. P. 52.

3. Tarasova O.A., Vegner P.G. Tekhnologii formirovaniya gotovnosti budushchego uchitelya k sohraneniyu sobstvennogo zdorov'ya [Technologies for the formation of the future teacher's readiness to preserve their own health] // Global'nyj nauchnyj potencial [Global scientific potential]. 2021. No. 11 (128). P. 149-151.

4. Prognosticheskie vozmozhnosti dualizma «Simmetriya-asimmetriya» dlya ocenki biologicheskih osnov zdorov'ya, processov razvitiya i stareniya organizma cheloveka [Prognostic possibilities of dualism "Symmetry-asymmetry" for assessing the biological foundations of health, processes of development and aging of the human body] / K.D. Chermit [et al.] // Bisosphere and man: sat. materials of the International scientific conf. Maikop: EIT Publishing House, 2019. P. 427-431.

5. Klimenko A.A., Il'in V.V., Kabanov R.A. Izuchenie lateral'nyh predpochtenij yunyh dzyudoistov kak odnogo iz kriteriev ocenki urovnya asimmetrii tekhnicheskoj podgo-tovlennosti [The study of lateral preferences of young judokas as one of the criteria for assessing the level of asymmetry of technical readiness] // Tendencii razvitiya nauki i obrazo-vaniya [Trends in the development of science and education]. 2020. No. 63-6. P. 85-88.

6. Tarasova O.A., Kozlova N.N., Lindt T.A. Proektnaya zadacha kak instrument formirovaniya zdorov'esberegayushchih obrazovatel'nyh kompetencij u studentov pedagogi-cheskogo universiteta [Project task as a tool for the formation of health-saving educational competencies among students of the Pedagogical University] // Global'nyj nauchnyj potencial [Global scientific potential]. 2022. No. 11 (140). P. 196-198.

7. O poryadke komplektovaniya (formirovaniya) grupp obucheniya (sportivnoj pod-gotovki) [On the order of acquisition (formation) of training groups (sports training)] / N.V. Gubareva [et al.] // Sports law in Russia and the world: topical issues: sat. materials of the round table with international participation / resp. ed. A.A. Root. Barnaul: ASU Publishing House, 2022. P. 99-113.

8. Monitoring psihoemocional'nogo sostoyaniya studencheskoj molodezhi na zanya-tiyah fizicheskoj kul'turoj [Monitoring of the psycho-emotional state of student youth in physical education classes] / N.V. Gubareva [et al.] // Sovremennye voprosy biomediciny [Modern issues of biomedicine]. 2022. V. 6. No. 2 (19). P. 1-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.