8. Terzi, K.G. (2018), "Comparative analysis of the main actions of the bench press in sports equipment and without it on the example of a highly qualified female athlete", Bulletin of the Tula state university. Physical culture. Sport, No. 3, pp. 132-138.
9. Cherkesov, T.Yu., Gilyasova, M.Kh. and Bittirov, R.M. "Investigation of the possibilities of a computerized training complex for the economization of motional actions of weightlifters", International research journal, No. 4-3 (46), pp. 113-115.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.07.2022
УДК 796.412
УЧЕТ ФАКТОРА МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ИСПОЛНЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ ТЕЛА И ПРЕДМЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ
Юлия Александровна Архипова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург;
Леонид Александрович Онучин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург; Татьяна Викторовна Сизова, кандидат педагогических наук, Елена Валентиновна Радовицкая, кандидат педагогических наук, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается вопрос учета положительного и отрицательного влияния функциональной асимметрии при освоении двигательных действий без предмета и с предметами в художественной гимнастике. Обсуждается, что в двигательных действиях, требуюшдх симметричного проявления двигательных способностей, необходимо сглаживать эффект функциональной асимметрии. В сложнокоординационных элементах высокой «стоимости», требующих предельного проявления физических способностей, в авторских, «коронных» элементах, выраженная моторная и сенсорная асимметрия может способствовать проявлению индивидуальных возможностей гимнастки. Практическая значимость исследования заключается в рационализации выбора средств (элементов) в последовательности обучения и при постановке классификационной композиции в художественной гимнастике на основе индивидуальных способностей гимнастки, отражающих ее двигательные латеральные предпочтения.
Ключевые слова: функциональная асимметрия мозга, художественная гимнастика, элемент, Трудности тела, Трудности предмета.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p24-30
ACCOUNTING FOR THE FACTOR OF MOTOR ASYMMETRY IN TEACHING AND PERFORMING BODY AND APPARATUS DIFFICULTIES IN RHYTHMIC
GYMNASTICS
Yuliya Aleksandrovna Arkhipova, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg State University of Economics; Leonid Aleksandrovich Onuchin, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg State film and television institute; Tatiana Viktorovna Sizova, the candidate of pedagogical sciences, Elena Valentinovna Radovitskaya, the candidate of pedagogical sciences, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University,
St. Petersburg
Abstract
The article deals with the issue of taking into account the positive and negative effects of functional asymmetry in the development of motor actions without an object and with objects in rhythmic gymnas-
tics. It is discussed that in motor actions, requiring symmetrical manifestation of motor abilities, it is necessary to smooth out the effect of functional asymmetry. In complex coordination elements of high "cost", requiring the utmost manifestation of physical abilities, in the author's, "crown" elements, pronounced motor and sensory asymmetry can contribute to the manifestation of the gymnast's individual capabilities. The practical significance of the study lies in the rationalization of the choice of means (elements) in the sequence of training and in the formulation of a classification composition in rhythmic gymnastics based on the gymnast's individual abilities, reflecting her lateral motor preferences.
Keywords: functional asymmetry of the brain, rhythmic gymnastics, element, Difficulties of body, Difficulties of apparatus.
ВВЕДЕНИЕ
С 2022 года стали актуальны новые международные Правила соревнований по художественной гимнастике на текущий олимпийский цикл (rg4u.clan.su). Анонсированные недавно Всероссийской федерацией художественной гимнастики изменения в Правилах соревнований, действующих на территории России, еще более расширяют возможности для гимнасток и тренеров: техническая трудность композиций гимнасток поощряется, надбавки стимулируют увеличение сложности композиций, количество и сложность новых комбинированных трудностей (объединенное исполнение элементов одной или разных структурных групп). Также новым является требование количественного равенства в композиции трудностей тела на доминирующую и не доминирующую ноги в композициях без предмета. Переоценена стоимость многих элементов телом (равновесия, вращения, прыжки), элементов трудности предметом («мастерство», элементы класса «риск»). Пересмотрены некоторые критерии, при исполнении которых элементы «мастерства» и «риска» с предметом будут оцениваться выше (так, например, уточнен критерий исполнения элементов на полу, добавлен критерий «волна»). Изменение стоимости двигательных действий с предметом базируется на оценке умения гимнастки проявить степень владения предметом в его физической специфике.
Изменения Правил неизбежно вносят свои коррекции в процесс обучения, постановку соревновательных композиций, то есть ставят задачи актуализации тренировочного процесса в художественной гимнастике. Важно не допустить эскалации сложности, не подкрепленной умением гимнасток качественно (технически грамотно и эффективно), без вреда для здоровья, исполнять упражнения и элементы. Также важно, чтобы выполнение сложных элементов не влекло за собой потерю хореографической и эстетической ценности композиции.
Цель работы: исследовать вопрос о влиянии фактора функциональной моторной асимметрии при обучении и исполнении Трудностей тела и с предметами в художественной гимнастике.
Задачи исследования:
1. Изучить научные мнения о влиянии функциональной асимметрии мозга (ФАМ) в спорте и, в частности, в художественной гимнастике.
2. Проанализировать качественное содержание структурных групп элементов художественной гимнастики.
3. Выявить возможное влияние и необходимость учета (усиления, сглаживание) моторной асимметрии при обучении и исполнении Трудностей тела и предмета в художественной гимнастике.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В данном исследовании использовались следующие методы исследования:
- анализ специальной литературы по вопросам явления ФАМ и ее влияния на обучение и спортивный результат спортсмена;
- анализ действующих Правил соревнований с позиций уточнения качественного содержания таблиц Трудностей элементов телом;
- анализ видеоматериалов композиций ведущих гимнасток с целью уточнения качественного содержания композиций.
Феномен функциональной асимметрии объясняется как способность правого и левого полушарий мозга стратегически по-разному обрабатывать поступающую информацию, что значительно повышает функциональные возможности мозга в целом. Классический подход [5, 10] определяет три стороны функциональной асимметрии мозга: моторную, сенсорную и психическую. Моторная асимметрия проявляется в неравенстве участия правой и левой половин туловища, рук, ног в формировании целостной двигательной функции. Доказано, что руки не равны по проявлению физических качеств, точности, четкости выполнения сложнокоординационных упражнений, ноги также имеют неравенство по проявлениям силы, размерам стоп. Особое значение в поведении человека, организации сложной двигательной деятельности, имеет асимметрия зрения. Большая часть людей имеют правостороннюю асимметрию, то есть ведущим в деятельности является правый глаз, примерно треть людей - левостороннюю, и лишь малый процент обладает симметрией зрительной функции.
Учет фактора симметрии-асимметрии признается весьма важным в спорте. Функциональная асимметрия человека может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на спортивный результат. В первую очередь явление рассматривается в плоскости обсуждения проблем обучения [2, 15] и индивидуальной подготовки спортсменов [3, 5, 7]. Некоторые специалисты едины в мнении о том, что начальное обучение в спорте должно быть симметричным - для гармоничного развития и профилактики травматизма [8, 11, 15], а также в целях избегания раннего формирования двигательного навыка, что может явиться предпосылкой остановки роста спортивного результата [12]. Исследования подтверждают наличие мышечного дисбаланса у спортсменов при усилении асимметрии; нивелирование дисгармонии возможно при применении направленных коррекций тренировочного процесса [8, 15, 16].
Поиск путей более эффективного освоения элементов без предмета и с предметами в художественной гимнастике приводит к целесообразности учета явления функциональной асимметрии, в первую очередь через понимание того, в каких случаях (возможно) функциональная асимметрия в этом виде спорта имеет решающее значение для освоения элемента или класса движений, и, следовательно, требуется усиление ее влияния, а когда функциональная асимметрия не играет решающей роли при обучении элементам и их исполнении. В этом смысле специалисты в художественной гимнастике чаще всего сходятся во мнении, что высокий показатель асимметрии развития физических способностей не дает возможности спортсменкам выполнять высокоамплитудные соревновательные элементы высокой стоимости на должном уровне и включать их в свою программу, тем самым лишая ее зрелищности, разнообразия и высокой «технической» стоимости [14]. При этом отмечается, что работа над сглаживанием проявления функциональной асимметрии заключается в применении преимущественных нагрузок на «не ведущую» конечность. Доказывается, что спортсменки, обладающие меньшими показателями проявления асимметрии более результативны [6, 10, 13]. С учетом того, что в настоящее время гимнастка может включать в композицию так называемые комбинированные Трудности, данное утверждение усиливает свои позиции. Согласно Правилам соревнований, комбинированные трудности тела - это Трудности из разных структурных групп элементов (равновесия, вращения, прыжки) или из одной структурной группы, но разных форм. Так, например, изменение формы равновесия зачастую подразумевает смену «рабочей», доминирующей ноги в исполнении трудности, выполнение комбинации элементов типа «прыжок» + равновесие» также может быть связано со сменой доминирующей ноги. Выполнение большинства комбинированных трудностей оговаривает соединение элементов разных структурных групп без смены опорной ноги; это значит, что выполнение элемента связано с демонстрацией высоких амплитуд, силовых показателей для обеих ног. Выпол-
нение такого рода движений невозможно, например, без максимального развития гибкости в тазобедренных суставах как правой, так и левой ноги. Эти элементы в основном имеют высокую стоимость, что является стимулом к снижению асимметрии в развитии гибкости. Таким образом, симметричное развитие физических качеств гимнастки позволит ей успешнее овладеть комбинированными элементами и, следовательно, получить высокую оценку за трудность. А значит, в этих случаях наиболее целесообразным будет сглаживание эффекта функциональной моторной асимметрии (таблица 1).
Таблица 1 - Некоторые элементы, требующие усиления моторной асимметрии (на примере Трудностей тела)_
Структурная группа Пример элемента
Прыжки Со сменой ног
Равновесия Со сменой доминирующей ноги
Вращения Со сменой доминирующей ноги
Комбинированные элементы Равновесие + вращение, равновесие + равновесие, равновесие + прыжок, прыжок + равновесие
Также известно, что существуют Трудности, в которых асимметрия не оказывает отрицательного влияния на освоение элемента и спортивный результат гимнасток. Согласно исследованиям, это можно наблюдать в двигательных действиях вращательного характера (вращение «фуэте») [13, 14]. На наш взгляд, так однозначно говорить нельзя. При выполнении вращательных движений, сложных координаций с предметом, нужно рассматривать такие двигательные действия, во-первых, с позиций ведущих конечностей (ведущая/не ведущая рука, ведущая/ не ведущая нога). Во-вторых, важно понимание влияния сенсорной асимметрии: сторона предпочтения во вращательных движениях, наличие и сторона асимметрии зрительной функции. Также, говоря о необходимости сглаживания/усиления моторной асимметрии важно, на наш взгляд, анализировать содержание материала обучения (элементов) через призму координационной сложности движений и учет характера усложнений элементов.
Композиции подчеркивают сильные стороны гимнасток. Дефицит времени, необходимость освоить огромное количество элементов телом в сочетании с манипуляциями предметом, заставляет тренеров искать возможности использовать индивидуальные возможности гимнасток, ее сильные стороны. В этом случае доминирующая рука (нога) при освоении элементов повышенной сложности может иметь значение в смысле возможности наиболее полного выражения способностей гимнастки. В современной литературе описаны методики, доказывающие эффективность использования латеральных предпочтений спортсменов как проявлений их одаренности в той или иной спортивной специализации. Уточнение подготовки в соответствии с индивидуальным профилем асимметрии позволяет акцентировать внимание на сильных сторонах спортсмена. В этом случае важно определить так называемую ведущую конечность (конечности, сторону ОДА, сенсорные особенности) направленное воздействие на специальные функции которой позволяет индивидуализировать подготовку. Ведущую (доминирующую) конечность определяют по следующим признакам:
1) ее предпочтение при выполнении действия одной рукой или ногой;
2) более высокая эффективность по силе, точности и быстроте включения;
3) доминирование при совместной деятельности обеих конечностей.
Интересно, что в художественной гимнастике необходимо обращать внимание на
то, что доминирующей ногой, как правило, считается не толчковая нога, а нога, способная проявить большую, по сравнению с другой ногой, амплитуду. При этом, функциональная асимметрия ведущей руки и ноги могут не совпадать по «стороне» проявления. Специалисты отмечают, что во многих видах спорта функциональная асимметрия проявляется также в таких моментах, как выбор субъективно «удобной» стороны выполнения вращательных движений, стороны предпочтения при выполнении «коронных» приемов и
пр. [1, 5, 11].
Анализ композиций гимнасток российской гимнастической элиты (Кубок Сильнейших, Чемпионат России-2022, всего 42 композиции) с целью уточнения содержания относительно качественного и количественного состава упражнений (Трудности тела, Трудности предмета), позволил увидеть, что с разными предметами гимнастки демонстрируют одни и те же Трудности тела высокой стоимости: например, прыжки жете с поворотом, вращения «фуэте», равновесия и вращения. Практически во всех случаях элементы выполняются на доминирующую ногу, отличаются авторским профилем выполнения (многооборотность вращений, индивидуальная техника выполнения элементов, высочайшая координационная сложность и пр.). В этом смысле, если говорить о высокоамплитудных элементах, авторских («коронных») элементах, выраженность функциональной моторной асимметрии позволяет осваивать и исполнять элементы высокой амплитуды и повышенной координационной трудности. В асимметричных двигательных действиях, связанных с проявлением высоких показателей координации, на наш взгляд, сглаживание асимметрии может иметь отрицательное влияние на спортивный результат. То есть, по-видимому, при обучении и исполнении такого класса элементов, усиление моторной асимметрии только позволит проявить индивидуальность гимнастки. Исследования показывают, что зачастую в асимметричных видах спорта соотношение нагрузки на доминирующую часть ОДА достигает соотношения 70% к 30 %. Это объяснимо, особенно на этапах углубленной спортивной специализации и высшего спортивного мастерства.
На наш взгляд, к вопросу становления навыков выполнения вращений нужно относиться также с учетом явления функциональной асимметрии, поскольку вращательные движения, связанные с выполнением многооборотных вращений, вращений в высокоамплитудных позициях, связаны с проявлением индивидуального моторного профиля гимнастки (таблица 2).
Таблица 2 - Трудности тела и предмета, требующие усиления моторной асимметрии
Структурная группа (группа элементов) Характеристика элемента (группы элементов)
Трудности тела Высокая амплитуда; многооборотность вращений; авторские (именные) элементы
Элементы «мастерства» с предметами Сложные координации движений телом и предметом, связанные с выполнением в условиях усложнений (в сочетании или автономно): потеря зрительного контроля, ограничение равновесия, и пр.
Элементы «риска» с предметами Координации с вращательными движениями под броском предмета, связанные с выполнением в условиях усложнений (в сочетании или автономно): потеря зрительного контроля, ограничение равновесия, на полу, и пр.
ВЫВОДЫ
В реалиях существующих Правил соревнований по художественной гимнастике, поощряющих композиционную сложность, координационную трудность элементов, необходим грамотный подход в обучении элементам телом и с предметом, в том числе с учетом влияния факторов моторной асимметрии. При этом важно понимать, на обучение и исполнение каких элементов художественной гимнастики фактор функциональной асимметрии оказывает отрицательное влияние, а для каких - положительное. По-видимому, для большинства базовых двигательных действий, комбинированных элементов художественной гимнастики, необходимо симметричное развитие конечностей, показателей физических качеств для обеих сторон тела. Для высокоамплитудных, сложноко-ординационных, асимметричных элементов, где проявляется наиболее полно моторный профиль и индивидуальные способности гимнастки, наиболее логичным, по-видимому, будет, тренировать движения в выражении асимметрии на доминирующую (ведущую) конечность, а также с учетом проявлений сенсорной асимметрии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беликова Е.Л. Специфика латеральных предпочтений в спорте / Е.Л. Беликова // Семья и дети в современном мире / под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. - Санкт-Петербург :
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, - 2018. - С. 583-586.
2. Бердичевская Е.М. Функциональные асимметрии в спорте : курс лекций для магистров по направлению подготовки: 49. 04.01 «Физическая культура», профиль «Адаптация организма человека к физическим нагрузкам» / Е.М. Бердичевская, Е. С. Тришин. - Краснодар : Кубань, 2017. -120 с.
3. Блинов В.А. Тренировка юных футболистов с учетом функциональной межполушарной асимметрии / В.А. Блинов, А.А. Семенюков // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. - 2013. - Т. 1, № 1. - С. 238-245.
4. Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека: монография / Н.Н. Брагина, Т.А Доброхотова. - 2-е изд. - Москва : Медицина. 1981. - 201 с.
5. Васильев, Д. А. Координационные способности юных хоккеистов с разным типом функциональной асимметрии / Д.А. Васильев, И.В. Стрельникова, Т.И. Лактионова // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. - 2014. - №. 1. - С. 96-98.
6. Гладких Т.В. Обучение работе с предметом в художественной гимнастике с учетом моторной асимметрии / Т. В. Гладких // Культура физическая и здоровье современной молодежи : материалы IV Международной научно-практической конференции, Воронеж, 15 сентября 2021 года. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. - С. 275-279.
7. Грабиненко Е.В. Особенности функциональной асимметрии мозга и коэффициента ла-терализации спортсменов в зависимости от специализации / Е.В. Грабиненко, В.В. Журба // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 3 (6). - С. 22-34.
8. Григорьев, В.И. Асимметрии физического развития и специальная работоспособность спортсменов / В. И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.С. Степанов // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2009. - № 83. - С. 62-64.
9. Ильин Е.П. О функциональной асимметрии ног / Е. П. Ильин // Теория и практика физической культуры. - 1963. - № 1. - С. 22-25.
10. Рукавишникова М.Н. Роль моторной асимметрии в художественной гимнастике / М. Н. Рукавишникова, А. А. Зайцев // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании : сборник материалов XXXII всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых, профессорско-преподавательского состава, Ростов-на-Дону, 23 апреля 2021 года. - Ростов-на-Дону : Ростовский государственный экономический университет, 2021. -С. 87-92.
11. Тришин Е.С. Функциональные асимметрии в игровых командных видах спорта / Е. С. Тришин, А.С. Тришин, Е.М. Бердичевская // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XXV Международного научного конгресса : в 2 ч., Минск, 15-17 октября 2020 года. - Минск : Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2020. - С. 525-532.
12. Функциональная асимметрия как биологический феномен сопутствующий спортивному результату / С.С. Худик, А. И. Чикуров, А. Л. Войнич, С. В. Радаева // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 421. - С. 193-202.
13. Чивиль А.А. Значение симметричного развития физических качеств в художественной гимнастике / А.А. Чивиль // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 169-173.
14. Чивиль А.А. Эффективность применения средств и приемов коррекции двигательной асимметрии на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике / А.А. Чивиль, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 191194.
15. Швирид, А. И. Симметрия и асимметрия в спорте / А. И. Швирид // Физическая культура: проблемы обучения и воспитания : Сборник статей / Ответственный редактор И.Л. Бахтина. -Екатеринбург : [б. и.], 2018. - С. 51-55.
16. Шмидт В.В. Межполушарная асимметрия головного мозга и физическая подготовленность у юных гимнастов / В.В. Шмидт, Д.Р. Ислямов // Состояние, проблемы и пути совершенствования спортивной и оздоровительной тренировки : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 29 октября 2021 года. - Казань, 2021. - С. 352-353.
REFERENCES
1. Belikova, E. L. (2018), "Specificity of lateral preferences in sports", Family and children in the modern world, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, pp. 583-586.
2. Berdichevskaya, E.M. (2017), Functional asymmetries in sports: Lectures for masters in the field of study, Krasnodar, Kuban.
3. Blinov, V.A. (2013), "Training of young football players taking into account functional interhemispheric asymmetry", Questions of functional training in high performance sports, Vol. 1, No. 1, pp. 238-245.
4. Bragina, N.N. and Dobrokhotova T.A. (1981), Human functional asymmetries, monograph, Medicine, Moscow.
5. Vasiliev, D.A., Strelnikova, IV. and Laktionova, T.I. (2014), "Coordinating abilities of young hockey players with different types of functional asymmetry", Problems of functional training in high performance sports, No. 1, pp. 96-98.
6. Gladkikh, T.V. (2021), "Learning to work with the subject in rhythmic gymnastics, taking into account motor asymmetry", Physical Culture and Health of Modern Youth : Materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, pp. 275279.
7. Grabinenko E. V. and Zhurba, V.V. (2017), "Features of the functional asymmetry of the brain and the coefficient of lateralization of athletes depending on specialization", Human health, theory and methodology of physical culture and sports, No. 3(6), pp. 22-34.
8. Grigoriev, V.I. Davidenko, D.N. and Stepanov, V.S. (2009), "Asymmetries of physical development and special performance of athletes", Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, No. 83, pp. 6264.
9. Ilyin E. P. (1963), "On the functional asymmetry of the legs ", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 22-25.
10. Rukavishnikova, M.N. and Zaitsev, A.A. (2021), "The role of motor asymmetry in rhythmic gymnastics", Physical culture, sports and tourism in higher education: collection of materials of the XXXII All-Russian scientific and practical conference of students, undergraduates, graduate students, young scientists, faculty, Rostov State Economic University, Rostov-on-Don, pp. 87-92.
11. Trishin E.S., Trishin A.S., and Berdichevskaya, E.M. (2020), "Functional asymmetries in game team sports", Olympic sport and sport for all: Proceedings of the XXV International Scientific Congress: at 2 p., Minsk, October 15-17, 2020, Belarusian State University of Culture and Arts, Minsk, pp. 525-532.
12. Khudik, S.S., Chikurov, A. I., Voynich, A. L., Radaeva, S.V. (2017), "Functional asymmetry as a biological phenomenon accompanying sports results", Bulletin of Tomsk State University, No. 421, pp.193-202.
13. Chivil A.A. (2013), "The value of the symmetrical development of physical qualities in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (101), pp. 169-173.
14. Chivil A.A. and Stepanova, A.S.(2014), "The effectiveness of the use of means and techniques for correcting motor asymmetry at the stage of in-depth training in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (109), pp. 191-194.
15. Shvirid, A. I. (2018), "Symmetry and asymmetry in sports", Physical culture: problems of education and upbringing: Collection of articles, Yekaterinburg, рр. 51-55.
16. Schmidt, V.V. and Islyamov, D.R. (2021), "Interhemispheric asymmetry of the brain and physical fitness in young gymnasts", Status, problems and ways to improve sports and health training: materials of the I All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kazan, рр. 352-353.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.07.2022
УДК 378.14
ИНТЕГРАЦИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Наталья Валентиновна Багаутдинова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирской государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Элина Ради-ковна Диких, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, Омск