Научная статья на тему 'Оценка уровня латерального доминирования у студенток не спортивного вуза'

Оценка уровня латерального доминирования у студенток не спортивного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛАТЕРАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ / МОТОРНАЯ АСИММЕТРИЯ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / COORDINATION SKILLS / LATERAL DOMINANCE / MOTOR ASYMMETRY / ENCEPHALIC ASYMMETRY / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серикова Юлия Николаевна, Александрова Вероника Анатольевна

Цель. Оценить уровень латерального доминирования у студенток неспортивного вуза. Материалы и методы. Метод анализа и обобщения научно-методической литературы; педагогическое тестирование; методы математической статистики. Результаты. Двигательно-координационные способности являются сложным физическим качеством. Качество проявление координационных способностей характеризует деятельность центральной нервной системы, а именно уровень функционирования полушарий мозга. Одним из важнейших параметров оценки деятельности полушарий мозга является наличие или отсутствие латерального профиля организации. Латерализация проявляется в следствие возникновения функциональной асимметрии полушарий мозга. Выявлено два основных вида асимметрии: сенсорная и моторная. Сенсорная асимметрия (глаз, уха, вкуса, обоняния, осязания) формируется и закрепляется в течение всей жизни, моторная (двигательная) асимметрия (рук, ног, мышц лица) является неустойчивой и может корректироваться и меняться в результате адаптации к какой-либо деятельности. Одной из очевидных причин возникновения у занимающихся в физической культуре и спорте, как двигательной, так и сенсорной, является неравномерность распределения нагрузки на деятельность полушарий мозга. Данное обстоятельство связано с узкой направленностью тренировочного процесса в спортивной деятельности и в образовательном процессе по физической культуре. Заключение. В ходе педагогического тестирования студентов неспортивного вуза на определение наличия или отсутствия моторной асимметрии, было выявлено проявление функциональной двигательной асимметрии с правосторонним индивидуальным типом латерального профиля. Данное обстоятельство подчеркивает недостаточность воздействия на один из показателей координационных способностей на занятиях физической культурой со студентами, что усугубляет процессы функционирования полушарий мозга, что в свою очередь влечет за собой неполноценность развития психомоторных качеств, уровень проявления которых имеет прямую взаимосвязь с координационными способностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серикова Юлия Николаевна, Александрова Вероника Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of lateral dominance level among non-sports university students

Goal. To assess the level of lateral dominance among the female students of the unsportsmanlike university. Materials and methods. The method of analysis and generalization of the scientific and methodological literature; pedagogical testing; methods of mathematical statistics. Results. Motor coordination abilities are complex physical quality. The quality manifestation of coordination abilities characterizes the activity of the central nervous system, namely, the level of functioning of the cerebral hemispheres. One of the most important parameters for evaluating the activity of the cerebral hemispheres is the presence or absence of the lateral profile of the organization. Lateralization is manifested as a result of the occurrence of functional asymmetry of the cerebral hemispheres. Two main types of asymmetry were revealed: sensory and motor. Sensory asymmetry (eye, ear, taste, smell, touch) is formed and fixed throughout life, motor (motor) asymmetry (arms, legs, facial muscles) is unstable and can be corrected and changed as a result of adaptation to any activity. One of the obvious reasons for the occurrence in physical culture and sports, both motor and sensory, is the uneven distribution of the load on the activity of the cerebral hemispheres. This circumstance is related to the narrow focus of the training process in sports activities and in the educational process in physical education. Conclusion. During pedagogical testing of the students of the unsportsmanlike university to determine the presence or absence of motor asymmetry, the manifestation of functional motor asymmetry with a right-handed individual type of lateral profile was revealed. This circumstance emphasizes the lack of impact on one of the indicators of coordination abilities in physical education classes with students, which exacerbates the functioning of the cerebral hemispheres, which in turn entails the inferiority in the development of psychomotor qualities, the level of manifestation of which has direct relationship with the coordination abilities.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня латерального доминирования у студенток не спортивного вуза»

подготовительном периоде лыжниками-гонщиками 13—15 лет в ДЮСШ, ДЮСШОР, учреждениях дополнительного образования, в секциях общеобразовательных учреждений. При подготовке лыжников-гонщиков основными средствами развития скоростно-силовых качеств являлись специально подготовительные упражнения и передвижения на лыжах. Специально подготовительные упражнения способствовали совершенствованию элементов техники и повышению уровня развития специальных качеств юных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глинчикова, А. Е. Теоретико-методологический анализ скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных лыжников-гонщиков / А.Е. Глинчикова, А.А. Калмыков, Д.В. Семенихин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q19. - № 5 (171). - С. 75-79.

2. Корягина, Ю. В. Современные аспекты спортивной подготовки в биатлоне и лыжных гонках (по данным материалов Международного научного конгресса "Наука и лыжный спорт: от теории к практике") / Ю.В. Корягина, Н. С. Загурский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2Q15. - № 8 (126). - С. 8Q-87.

REFERENCES

1. Glinchikova, A.E., Kalmykov A.A. and Semenikhin, D.V. (2Q19), "Theoretical and methodological analysis of speed and strength training of highly qualified ski-racers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 75-79.

2. Koryagina, Yu.V. and Zagursky, N.S. (2Q15), "Modern aspects of sports training in biathlon and ski racing (according to the materials of the International Scientific Congress "Science and Skiing: From Theory to Practice")", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (126), pp. 8Q-87.

Контактная информация: sportsem12@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2020

УДК 796.011

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОК НЕ

СПОРТИВНОГО ВУЗА

Юлия Николаевна Серикова, старший преподаватель, Российский технологический университет - МИРЭА, Москва; Вероника Анатольевна Александрова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет

Аннотация

Цель. Оценить уровень латерального доминирования у студенток неспортивного вуза. Материалы и методы. Метод анализа и обобщения научно-методической литературы; педагогическое тестирование; методы математической статистики. Результаты. Двигательно-координационные способности являются сложным физическим качеством. Качество проявление координационных способностей характеризует деятельность центральной нервной системы, а именно уровень функционирования полушарий мозга. Одним из важнейших параметров оценки деятельности полушарий мозга является наличие или отсутствие латерального профиля организации. Латерализация проявляется в следствие возникновения функциональной асимметрии полушарий мозга. Выявлено два основных вида асимметрии: сенсорная и моторная. Сенсорная асимметрия (глаз, уха, вкуса, обоняния, осязания) формируется и закрепляется в течение всей жизни, моторная (двигательная) асимметрия (рук, ног, мышц лица) является неустойчивой и может корректироваться и меняться в результате адаптации к какой-либо деятельности. Одной из очевидных причин возникновения у занимающихся в физической культуре и спорте, как двигательной, так и сенсорной, является неравномерность распределения нагрузки на деятельность полушарий мозга. Данное обстоятельство связано с узкой направленностью тренировочного процесса в спортивной деятельности и в образовательном процессе по физической культуре. Заключение. В ходе педагогического тестирования студентов неспортивного вуза на определение наличия или отсутствия моторной асимметрии, было выявлено

проявление функциональной двигательной асимметрии с правосторонним индивидуальным типом латерального профиля. Данное обстоятельство подчеркивает недостаточность воздействия на один из показателей координационных способностей на занятиях физической культурой со студентами, что усугубляет процессы функционирования полушарий мозга, что в свою очередь влечет за собой неполноценность развития психомоторных качеств, уровень проявления которых имеет прямую взаимосвязь с координационными способностями.

Ключевые слова: координационные способности, латеральное доминирование, моторная асимметрия, межполушарная функциональная асимметрия мозга, физическое воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p348-353

EVALUATION OF LATERAL DOMINANCE LEVEL AMONG NON-SPORTS

UNIVERSITY STUDENTS Yulia Nikolaevna Serikova, the senior teacher, Russian Technological University - MIREA, Moscow; Veronika Anatolyevna Aleksandrova, the candidate of pedagogical sciences, senior

teacher, Moscow City University

Abstract

Goal. To assess the level of lateral dominance among the female students of the unsportsmanlike university. Materials and methods. The method of analysis and generalization of the scientific and methodological literature; pedagogical testing; methods of mathematical statistics. Results. Motor coordination abilities are complex physical quality. The quality manifestation of coordination abilities characterizes the activity of the central nervous system, namely, the level of functioning of the cerebral hemispheres. One of the most important parameters for evaluating the activity of the cerebral hemispheres is the presence or absence of the lateral profile of the organization. Lateralization is manifested as a result of the occurrence of functional asymmetry of the cerebral hemispheres. Two main types of asymmetry were revealed: sensory and motor. Sensory asymmetry (eye, ear, taste, smell, touch) is formed and fixed throughout life, motor (motor) asymmetry (arms, legs, facial muscles) is unstable and can be corrected and changed as a result of adaptation to any activity. One of the obvious reasons for the occurrence in physical culture and sports, both motor and sensory, is the uneven distribution of the load on the activity of the cerebral hemispheres. This circumstance is related to the narrow focus of the training process in sports activities and in the educational process in physical education. Conclusion. During pedagogical testing of the students of the unsportsmanlike university to determine the presence or absence of motor asymmetry, the manifestation of functional motor asymmetry with a right-handed individual type of lateral profile was revealed. This circumstance emphasizes the lack of impact on one of the indicators of coordination abilities in physical education classes with students, which exacerbates the functioning of the cerebral hemispheres, which in turn entails the inferiority in the development of psychomotor qualities, the level of manifestation of which has direct relationship with the coordination abilities.

Keywords: coordination skills, lateral dominance, motor asymmetry, encephalic asymmetry, Physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Координационные способности являются одним из основных двигательных качеств и представляют собой способность целесообразно координировать движения, умение быстро перестраивать уже имеющиеся освоенные двигательные действия, изменяя параметры или переключаясь согласно меняющимся условиям [7, 8]. Координационные способности являются совокупностью морфофункциональных свойств организма человека, в основе которых лежит обширный комплекс факторов. Проявление координационных способностей лимитировано особенностями деятельности центральной нервной системы, а именно: подвижностью и уравновешенностью процессов торможения и возбуждения, особенностями строения коры головного мозга, уровнем развития определенных сенсорных систем и нервно-мышечного аппарата, их индивидуальным проявлением и функционированием, результативностью деятельности психомоторных способностей и скоростью протекания психических процессов (память, внимание, ощущение, представление,

восприятие, мышление), типом высшей нервной деятельности (темперамент), характером, а также саморегуляцией психических состояний [10, 11]. Наряду с этим координационные способности в большей степени детерминированы наследственностью. Выделяют три основных группы факторов, обуславливающих проявление координационных способностей: соизмерение и регулирование пространственных, временных и динамических характеристик движений, поддержание позы и выполнение двигательного действия без лишней мышечной напряженности, обеспечение устойчивости позы в статических положениях, баланса во время перемещений [7, 8]. Высокий уровень проявления координационных способностей и, как следствие, успешность реализации поставленной двигательной задачи обуславливается совершенством механизмов функционирования центральной нервной системы.

Одним из параметров, определяющих высокую результативность физкультурно-спортивной деятельности, является наличие профиля латеральной организации мозга. Данное свойство отражает одну из важных сторон двигательных координационных способностей. Главной обуславливающей причиной появления у человека определенного латерального фенотипа (латерализация как процесс представляет собой связь различных функций и процессов с одной или другой стороной мозга) является функциональная асимметрия полушарий [1, 5, 6]. Межполушарной асимметрией мозга принято называть слож-ноорганизованное свойство мозга, которое отражает различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями [5]. Профиль латеральной организации возникает как сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Сенсорная асимметрия - асимметрия функционирования органов чувств, моторная асимметрия - асимметрия в функционировании рук, ног, мышц лица [4]. Ведущая рука отображает проявление доминирования полушарий мозга, исходя из этого, необходимо говорить о ведущем полушарии [4, 9].

Специалистами было установлено, что межполушарная организация мозга влияет на развитие физических способностей, отвечающих специфике целенаправленной спортивной деятельности. Исследования подтверждают, что у студентов на различных этапах обучения, занимающихся узконаправленно определенным видом спорта, отмечается проявление моторной асимметрии, выраженной в ведущей правой и левой рук (например, в борьбе), ноги (легкоатлетическом беге, футболе), а также проявление сенсорной асимметрии, выраженной в ведущем глазе в стрельбе и теннисе [5, 11]. Установлена определенная корреляция между типами профиля латеральной организации и особенностями спортивной деятельности. Проявление моторной и сенсорной асимметрии, специфичных для конкретного вида спорта, способствует достижения высоких спортивных результатов [5]. При этом, с ростом спортивного мастерства и углубленное занятие сенсорная и моторная асимметрии прогрессируют, влияя на проявление и распределение психических функций [12, 14]. Выраженное проявление асимметрии происходит не только на уровне мозговой деятельности и сопутствующих психических функций, которые распространяются на сенсорную сферу и моторную деятельность, но и непосредственно влияет на эмоционально-волевую сферу человека. Ее тип и степень выраженности определяют индивидуальные особенности поведения [12-15].

Однако, исходя из целей физического воспитания в вузе, для достижения гармоничности образовательного процесса, во время физкультурно-спортивной деятельности необходимо исключать неравномерное воздействие на межполушарную деятельность мозга, так как это способствует прогрессированию моторной и сенсорной асимметрии. В результате происходит снижение уровня двигательно-координационных способностей, которые имеют прямую взаимосвязь с психомоторными, а также определяющими качество профессиональной деятельности будущих специалистов.

Цель. Оценить уровень латерального доминирования у студенток неспортивного

вуза.

Методы исследования. метод анализа и обобщения научно-методической литературы; педагогическое тестирование; методы математической статистики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило в Российском технологическом университете, испытуемыми стали студентки первого курса 18-20 лет, основной группы здоровья, обучающиеся на направлениях «Аналитическая химия», «Прикладная информатика в химии», «Биотехнология». Количество испытуемых составило 40 человек.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

С целью оценки исходного уровня латерального доминирования и определения типа латерального профиля моторной асимметрии у студенток, нами было использовано тест-задание «Жонглирование» и тест-задание «Координационная связка».

Тест-задание «Жонглирование». Испытуемым предлагалось в течение 30 сек выполнить правой рукой броски в пол теннисного мяча, при отскоке перекладывая мяч из левой руки в правую, при этом левой поймать после отскока. Также выполнить за 30 сек ведущей левой рукой. Учитывалось количество правильно выполненных без потери мяча бросков, а также разница правостороннего и левостороннего вариантов.

Тест-задание «Координационная связка». Тест - комбинация состояла из базовых шагов классической аэробики. Тестирование проходило поточным (непрерывным) методом. Выбранное музыкальное сопровождение соответствует средней-высокой интенсивности. Каждые пять минут темп музыки увеличивается от 120 уд/мин до 135 уд/мин. Эксперты фиксировали безошибочное, самостоятельное выполнение испытуемым каждого этапа исследования по времени. Оценивались показатели выполнения: движений руками (правой, левой) от 1 до 5 баллов, движений ноги (с правой, с левой) от 1 до 5 баллов, усложнение комбинации (увеличение темпа, добавление вращений и поворотов с правой, левой сторон) от 1 до 5 баллов, а также сумма баллов по всем показателям [2,3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе педагогического тестирования получены следующие результаты:

• по тестовому заданию «Жонглирование» среднее значение количества правильно выполненных бросков правой рукой составило 32,5±0,34 раза; количество правильно выполненных бросков левой рукой составило 28,8±0,34 раза; среднее значение разницы между бросками правой и левой рук у испытуемых составило 4,7±0,41 раза (модуль числа).

По результатам тестирования было установлено, что преобладающим типом латеральной организации в группе испытуемых является правосторонний - 85%, левосторонний - 7%, а также выявлено 8% занимающихся с отсутствием моторной асимметрии рук.

• по тестовому заданию «Координационная связка» было выявлено: среднее значение по показателю «ноги» в группе испытуемых составило 2,58±0,93 балла из максимальных 5 баллов; наблюдались трудности в освоении базовых шагов поточным способом, а также в выполнении движений ногами в левую сторону: при выполнении перемещений и вращений влево. По показателю «руки» среднее значение составило 2,6±0,8 балла из максимальных 5 баллов; по данному показатели были выявлены ошибки при изменении задания в противоположную сторону, наиболее часто фиксируемый правосторонний тип; по показателю «ноги + руки» среднее значение составило 2,2±0,11 балла из максимальных 5 баллов. Было выявлено нарушение в согласованности рук и ног, возникли трудности во время перемещений и вращений, наиболее сложным для испытуемых стало выполнение комбинации влево с согласованным движением рук в левую или противоположную сторону. По итогу среднее значение общего балла по группе тестируемых составило 7,35±0,15 баллов из максимальных 15 баллов. Уровень развития способности к освоению и обучению новым двигательным действиям, перестраивание их при изменении параметров

движения с изменением ведущей стороны (начало комбинации с другой ноги, в противоположную сторону) с увеличением темпа оценивается как «ниже среднего». Выявлен правосторонний тип моторной асимметрии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

1. Педагогическое тестирование студенток 18-20 лет неспортивного вуза позволило выявить у 85% испытуемых правосторонний тип латерального моторного доминирования.

2. Полученные данные свидетельствует о недостаточном разнообразии применяемых в процессе физического воспитания средств и методов, способствующих равномерному воздействию на межполушарную деятельность мозга.

3. Поскольку физиологической нормой является одинаковое функционирование обоих полушарий мозга, на наш взгляд, необходимо внедрять в процесс физического воспитания такие формы и виды физической культуры, которые будут сопутствовать достижению гармоничности в межполушарной мозговой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаскалова, Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия, обучение и здоровье / Н.П. Абаскалова, Н.Н. Пыжьянова // Педагогический университетский вестник Алтая. - 2002. - № 1.

- С. 23-34.

2. Александрова, В.А. Использование классической (базовой) аэробики для оценки координационных способностей танцоров спортивных бальных танцев / В.А. Александрова // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 1. - С. 11.

3. Серикова, Ю.Н. Анализ уровня координационных способностей у студенток неспортивного вуза 18-20 лет / Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова // Сборник материалов межрегиональных итоговых научных конференций студентов «Студенческая наука» и «Молодые ученые ГЦОЛИФК» 15-17 марта 2017 г, 12-14 апреля 2017 г., Москва. - Москва, 2017. - С. 240-244.

4. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова.

- Москва : Медицина,1988. - 240 с.

5. Влияние профиля латеральной организации головного мозга на результативность в спортивной деятельности человека и методы его выявления / И.М. Мазикин, М.М. Лапкин, Н.А. Вощи-нина, В. Д. Прошляков // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова.

- 2016. - № 2. - С. 117-126.

6. Ефимова, И.В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности // Физиология человека. - 1996. - Т. 22, № 1. - С. 35-39.

7. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры : учебное пособие для студентов вузов / А.М. Максименко. - Москва : 4-й филиал Воениздата, 2001. - 319 с.

8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - Москва : Физкультура и спорт, 2008.- 544 с.

9. Матова, М.А. Функциональная асимметрия и симметрия пространственного восприятия у спортсменок разных специальностей // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 11. -С. 2-5.

10. Платонов, В.Н. Координация спортсмена и методика ее совершенствования : учеб.-метод. пособие / В.Н. Платонов, М.М. Булатова. - Киев : [б. и.], 2001. - 52 с.

11. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика : учебное пособие / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов. -Москва : Терра-Спорт, 2000. - 127 с.

12. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 496 с.

13. Фудин, Н.А. Особенности системной организации физиологических функций на отдельных этапах возрастающей физической нагрузки у лиц, занимающихся физической культурой и спортом / Н.А. Фудин, С.Я. Классина, С.Н. Пигарева // Спортивная медицина: наука и практика. - 2014. -№ 3. - С. 14-18.

14. Annet, M. The right shift theory of a genetic balanced polymorphism for cerebral dominance and cognitive processing / M. Annet // Current Phychol. Cognit. - 1995. - V. 14, № 5. - P. 427-480.

15. Bishop, D.V. Handedness and developmental disorders / D.V. Bishop. - London : Mac Keith press, 1990. - 208 p.

REFERENCES

1. Abaskalova, N.P. and Pyzhyanova, N.N. (2002), "Functional interhemispheric asymmetry, training and health", Pedagogical University Bulletin of Altai, No 1, pp. 23-34.

2. Aleksandrova, V.A. (2012), "The use of classical (basic) aerobics to assess the coordination abilities of dancers of sports ballroom dancing", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 11.

3. Serikova, Yu.N. and Aleksandrova, V.A. (2017), "Analysis of the level of coordination abilities of female students of an unsportsmanlike university 18-20 years old", materials of the scientific conference: interregional final scientific conferences of students "Student Science" and "Young Scientists of SCOLIPE" March 15-17, 2017, April 12-14, 2017, Moscow, pp. 240-244.

4. Bragina, N.N and Dobrohotova, T.A. (1988), The functional asymmetry of the human, Medicine, Moscow.

5. Mazikin, I.M., Lapkin, M.M., Voshinina, N.A., and Proshlyakov, V.D. (2016), "Influence of the brain lateral organization profile on effectiveness of sporting activity of a human and methods of its identification", I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald, pp. 117-126.

6. Efimova, I.V. (1996), "Hemispheric asymmetry of the brain and motor skills", Human physiology, No 22 (1), pp. 35-39.

7. Maksimenko, A.M. (2001), Bases of the theory and methods ofphysical culture: textbook for university students, 4-y filial Voenizdata, Moscow.

8. Matveev, L.P. (2008), The theory and methods of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

9. Matova, M.A. (1980) Functional asymmetry and symmetry of spatial perception in athletes of different specialties, Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 2-5.

10. Platonov, V.N. and Bulatova, M.M. (2002). Coordination of the athlete and methods for improving it, Kiev.

11. Sologub, E.B and Taymazov, V.A. (2000), Sports Genetics: tutorial, Terra-Sport, Moscow.

12. Homskaya, E.D. (2005), Neuropsychology, Peter, St. Petersburg.

13. Fudin, N.A., Klassina, S.Ya. and Pigareva, S.N. (2014), "Features of the system organization of physiological functions at various stages of increasing physical activity by persons engaged in physical culture and sports", Sports Medicine: Science and Practice, No.3, pp.14-18.

14. Annet, M. (1995), "The right shift theory of a genetic balanced polymorphism for cerebral dominance and cognitive processing", CurrentPhychol. Cognit., Vol. 14 No. 5, pp. 427-480.

15. Bishop, D. (1990), Handedness and developmental disorders, Mac Keith press, London.

Контактная информация: miss17.91@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2020

УДК 796.011.3

ПРОФЕССИОГРАММА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Ирина Вячеславовна Склярова, кандидат химических наук, доцент, Северо-западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова, Санкт-Петербург; Лилия Ирековна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Павлович

Иващенко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Аннотация

В статье рассматривается использование профессиографического метода в рамках профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов-медиков. В данной работе для определения задач профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) составлялась профес-сиограмма. Представлены результаты применения профессиографического метода для самоанализа предстоящей профессиональной деятельности студентов педиатрического факультета Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и лечебного факультета Северо-западного государственного медицинского университета им. Мечникова. Практическая значимость работы заключается в обеспечении более полного формирования у студентов медицинских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.