Научная статья на тему 'Зависимость преподавания прикладной этики от понимания ее проблемного поля'

Зависимость преподавания прикладной этики от понимания ее проблемного поля Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Эйнгорн Нонна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависимость преподавания прикладной этики от понимания ее проблемного поля»

Н.К. Эйнгорн Зависимость преподавания прикладной этики от понимания ее проблемного поля

В недавно созданном Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина на кафедре философии лицензировано новое направление «Прикладная этика». Завершается оформление модуля «Этика бизнеса» в рамках этого направления. С нового 2013-2014 учебного года планируется первый набор на эту специальность. Пока эта новая специальность заявлена на уровне бакалавриата. В дальнейшем планируется открытие магистратуры по направлению «Прикладная этика» с увеличенным числом спецификаций. Этот уровень образования и научных исследований по направлению «Прикладная этика» планируется на кафедре этики, эстетики, теории и истории культуры.

Такое распределение уровней образования по направлению «Прикладная этика» явилось результатом соглашения между кафедрой философии УГТУ-УПИ и кафедрой этики, эстетики, теории и истории культуры УРГУ, кафедр двух вузов, которые и объединились в Федеральный университет. Участниками этого соглашения приоритет был отдан, прежде всего, задачам качественного образования, а не борьбе за ставки, должности. Участники соглашения стремились действовать в соответствии с Миссией университета, так фундаментально исследованной и обоснованной Тюменским НИИ прикладной этики. Есть уверенность в том, что прикладная этика будет постепенно становиться этикой реальной жизни, реальных отношений во всех сферах социального и индивидуального бытия. Такая уверенность необходима в наше время, в социальных реалиях, которые не стимулируют ни нашу моральность, ни, тем более, нашу нравственность.

Существенно облегчит обучение новому направлению «Прикладная этика» то, что более десяти лет в университете преподаются учебные дисциплины прикладного содержания: «Этика деловых отношений», «Этика и культура управления», «Этика бизнеса», «Деловой этикет», «Этика арт-бизнеса», «Профессиональная этика» в различных ее конкретизациях (журналиста, психолога, госслужащего и т.д.). Но в этой положительной предпосылке есть значимый изъян. Эти конкретизации прикладной этики не основываются на преподавании нормативного курса этики как практической философии, как практической науки об искусстве жить достойно Человека.

Приметой нашего времени является утилитарно-прагматическая торопливость, нездоровая конкуренция. Как следствие - бесконечные «модернизации» в системе образования, ориентирующие его на вызовы времени, на конкретные социальные заказы. Образование все больше не столько служит культуре, благу личности и общества, сколько прислуживает очередным конъюнктурным экономическим и политическим потребностям и интересам. Образование все больше утрачивает статус базисной мировоззренческой системы потому, что все более ориентировано на исключительно практическую ценность и пригодность. Происходящая чрезмерная прагматизация и утилизация образования делают его фрагментарным, «лоскутным». О целостной картине мира, целостном мировоззрении и о четком уяснении человеком своего места в мире и меры своей ответственности не может быть и речи при все более торжествующей утилитарно-прагматической доминанте нашего отечественного образования. И поэтому мы все чаще сталкиваемся с почти воинствующим дистанцированием: «Я никому ничего не должен (не должна)». Не будет ли «Прикладная этика» лить воду на мельницу таких преобразований? Что необходимо предусмотреть, чтобы продвижение прикладного этического образования было бы во благо, а не во зло?

Ответы на эти вопросы возможны при условии правильного обоснования проблемного поля прикладной этики и уровней ее предмета. Этому уже посвящен ряд публикаций в изданиях Тюменского НИИ прикладной этики. Здесь предлагается еще один взгляд на проблему.

Современный уровень этической теории позволяет определить ее как практическую философию морали и нравственности. Реальная нетождественность морали и нравственности ориентирует прикладную этику на учет этого обстоятельства и концептуальную перестройку. Ведь имеющиеся разработки прикладной этики ориентированы исключительно на мораль, моральный выбор и моральную культуру преимущественно деловых, профессиональных отношений. Это двойное внутриэтическое сужение проблемного поля. А неделовые отношения: семейные, национальные, религиозные? Разве они менее нуждаются в том, чтобы быть объектом и предметом прикладной этики? А нравственная культура как духовная: сверхрациональная, сверхчувственная, сверхволевая, надындивидуальная и надсо-циальная? Нравственный выбор Человека? Все это не для прикладной этики? Слишком не утилитарно, не прагматично? А может быть в понимании самой утилитарности и прагматики необходимо что то существенно поменять? И если сущность прикладной этики в том, чтобы быть «фронести-кой морального выбора» (В.И.Бакштановский), то куда адресовать фронестику нравственного выбора? Ведь фроне-стика - это «умение уметь». Такое умение особенно ценно в ситуациях кардинальных социальных сдвигов, кризисных состояний мировоззрения, духовности, нравственности, культуры в целом.

Следующее уточнение проблемного поля прикладной этики обусловлено его внеэтическим сужением. При большом количестве конкретизаций: предпринимательская этика, политическая, юридическая, журналистская, экологическая, педагогическая, медицинская, воспитательная, корпоративная и так далее; при установке на суботраслевые и

междисциплинарные подходы значимый признак внеэтиче-ского сужения проблемного поля прикладной этики остается. Он состоит в том, что присутствующая в современной прикладной этике междисциплинарность представляет собой буфер, соединительное звено между теорией этики и теориями экономики, политики, права, педагогики, журналистики и так далее. Существующую междисциплинарность прикладной этики необходимо дополнить буфером с теориями психологии, культурологии, аксиологии, антропологии.

Актуальные и для развития прикладной этики проблемы обсуждались на проходившей в Минске 15-16 ноября 2012 года Международной конференции: «Императивы творчества и гармонии в проектировании человекомерных систем». В самом названии есть проблема для прикладной этики. Она, пока, социомерна. А в чем человекомерность прикладной этики? Ведь протагоровское «Мера всех вещей - человек...» должно быть истиной и главным императивом на все времена. Как развивать и сочетать идеи социомер-ности и человекомерности прикладной этики в теоретических исследованиях и в ее преподавании? В поиске ответов на эти вопросы необходим коллективный разум, коллективные усилия.

Пробная попытка применения в практике преподавания одной из учебных дисциплин прикладной этики вышеописанного проблемного поля представлена в следующей программе.

Программа дисциплины «Этика и культура предпринимательской деятельности» в составе модуля «Управление малым бизнесом»,

направление подготовки 080200 Менеджмент

I. ВВЕДЕНИЕ

Данная программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Курс является

этической и культурологической составляющей системы знаний и сочетает в себе теоретическое и практическое прикладное содержание.

1. Цель дисциплины

Освоение студентами знаний современной этики и культуры управления в контексте этики деловых отношений и деловой культуры XXI века.

2. Задачи дисциплины

изучение специфики этики, морали, нравственности как необходимой теоретико-методологической составляющей основы курса;

анализ специфики культуры в целом и деловой культуры в частности;

обоснование единства и своеобразия этики и культуры деловых отношений, этики и культуры предпринимательства, этики и культуры бизнеса;

постижение этики и культуры управления как специфического вида профессиональной этики;

раскрытие проблем этической праксиологии: этическая экспертиза и этическое консультирование;

формирование первичных навыков разработки этических кодексов организации, фирмы, управляющего, этических карт сотрудников;

достижение сопутствующего изучению данного курса эффекта моральной и нравственной культуры студентов.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования

Курс «Этика и культура управления» является неотъемлемой частью системы знаний, позволяющих формировать у студентов не только профессиональные знания, но и практическую профессиональную культуру. Этот учебный курс связан с такими дисциплинами социально-гуманитар-ного цикла, как «Антропология», «Аксиология», «Общетеоретическая этика», «Культурология», «Управление персоналом». Значимость курса - в его практической направлен-

ности, в реальном прикладном характере этических, этико-культурных знаний, которые способны трансформироваться в жизненно важные нормы и ценности.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

Результатом усвоения содержания курса должна стать

компетентность в области этической, моральной и нравственной составляющих современной деловой культуры; понимание того, что этико-культурные знания - не система абстрактных понятий и умозаключений, а практическое руководство к действию, побуждение ответственного отношения к профессиональной этике и культуре управления.

5. Методическая новизна курса

Методическая новизна заключается в преодолении этического скептицизма и нигилизма, иллюзии этической просвещенности посредством не констатации, а проблемати-зации изложения материала с постоянным вовлечением студентов в совместное размышление над неочевидностью очевидного, над сложностью простого, противоречивостью однозначно воспринимающегося с целью вызвать удивление, побуждающее желание познания.

Используется метод включения в лекционный процесс кратковременных дискуссий, дающих эффект реального участия студентов в активном постижении истины; метод позитивной провокации конструктивно-критического освоения информации, несущей в себе стимул креативности студентов.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Темы и разделы курса, их краткое содержание

Тема 1. Этика. Мораль. Нравственность

Этика - практическая философия. Этика - наука о добродетелях, ведущих к счастью (Аристотель). Этика - наука о должном, о всеобщем нравственном законе (И. Кант). Этика - наука об искусстве жить (Э. Фромм). Этика - наука о принципах истинной человечности (Я. А. Мильнер-Ири-

нин). Этика - наука о презумпции человеческого достоинства (Н. К. Эйнгорн).

Противоречие авторитарной и гуманистической этики. Жизнесохраняющий и жизнесовершенствующий потенциал этики.

Мораль - хранительница общности, специфический вид социальной регуляции. Функциональное своеобразие морали: моральная сознательность, добрая воля, бескорыстие. Проблема гармонии личного и общественного блага. Основное моральное отношение. Социальная и индивидуальная вариативность морали как следствие противоречия абсолютного и относительного. Социумная приоритетность и социумная ограниченность морали: «Человек для морали или мораль для человека?» Современный поиск аутентичной морали.

Нравственность - ценностное измерение человека. Проблема взаимодействия общественной морали и индивидуальной нравственности. Нравственность как «повиновение в свободе» (Гегель). Нравственность - универсальный духовно-практический способ освоения мира. Специфические признаки нравственности: универсализация, гармонизация, гуманизация и деонтизация бытия.

«Человеческий смысл» нравственности - человек как «ценностный центр всего», как «любовно утверждаемая действительность» (М. М. Бахтин). Нравственно-гуманистическая перспектива бытия.

Тема 2. Культура и жизнь общества и человека

Смыслы культуры. Cultura (лат.) - возделывание, обработка, воспитание. Культура - культ Света. Культура -второе рождение Чело-Века. Культура - путь к единству, спасение от разобщенности. Культура - концентрированная энергия прошлого опыта. Культура - активное творческое начало в человеке, устремленное к Гармоничному и Возвышенному. Культура - высокая энергия сохранения Жизни, ее развития и совершенствования. «Право на Культуру

равно праву на Жизнь» (Д.С. Лихачев. «Декларация прав Культуры»).

Реалии культуры. Культура. Псевдокультура. Антикультура. Материальная и духовная культура. Культура человеческих отношений в различных сферах социальной и индивидуальной жизни.

Универсальность морально-нравственной культуры деятельности и отношений. Система моральных требований как основа морально-регулятивной культуры. Система нравственных ценностей как основа духовно-нравственной культуры.

Насущная необходимость этизации всех видов культуры, их морально-нравственной доминантности.

Тема 3. Управление как специфический вид социокультурной профессиональной деятельности

Общество - сложноорганизованная система. Хаос и гармония - динамичная оппозиция функционирования сложных систем. Антихаосная природа и гармонизирующий потенциал управления. Социокультурная специфика управленческой деятельности. Планирование, регулирование и контролирование - конституциональные функции управления.

Управление и манипулирование: морально-нравственные критерии различия.

Иерархия и субординация - структурно-функциональ-ные основания управления. Субъект-субъектная специфика управления. Равенство-неравенство - объективная оппозиция статусов субъектов управления.

Специфика управления в различных сферах социальной жизни: в экономике, политике, праве, науке, религии и т.д. Дело, предпринимательство, бизнес в контексте управления.

Этика и культура деловых отношений. Деловая этика - совокупность принципов и норм автономно-совместной продуктивной деятельности. Принципы ведения дела. Надындивидуальная и надкорпоративная природа деловой

этики. Общезначимый статус ценностей деловой этики. Деловая этика - этика гражданственности и служения.

Этика и культура предпринимательства. Творческая природа предпринимательства. Непродуктивные виды предпринимательства: морально-нравственные последствия. Активность и ответственность - главные черты культурного предпринимательства. Социокультурное влияние предпринимательского образа жизни на все сферы общественных отношений.

Этика и культура бизнеса. Бизнес - инициативная хозяйственная деятельность. Инновационность, получение прибыли, накопление капитала - главные признаки бизнеса. Богатство и бедность, роскошь и нищета - объективные следствия накопления капитала. Этика перераспределения богатства: спонсорство, благотворительность, меценатство. Этика и культура конкуренции. Проблема риска: возможности этического мониторинга и морально-нравственной коррекции.

Тема 4. Профессиональная этика управления. Морально-нравственная культура управленческой деятельности.

Социодинамика культуры управления. Управленческая культура в современной России. Противоречия "рыночных" отношений - этический аспект: индивидуализм, утилитарность и прагматизм, лидерство, доминантность цели, апология средств.

Культура управления - культура власти. Проблема злоупотребления властью. Правда и ложь в управлении, проблема добродетельного обмана.

Повышение роли человеческого фактора - критерий культуры и эффективности управления. Концепция «человеческого капитала».

От этики добродетелей к институциональной этике и культуре управления. Современные преобразования в культуре управления. Развитие организаций через создание команд.

Культура управленческого общения и поведения. Управленческий корпоративный кодекс организации. Управленческий этикет. Этический кодекс профессиональной чести управляющего.

Тематика курсового проектирования

Этика - практическая философия, наука об искусстве жить достойно.

Мораль - хранительница общности, специфический вид социальной регуляции.

Нравственность - ценностное измерение человека, универсальный духовно-практический способ освоения мира.

Проблема взаимодействия общественной морали и индивидуальной нравственности.

Понятие и смыслы культуры.

Культура человеческих отношений в различных сферах социальной и индивидуальной жизни.

Культура. Псевдокультура. Антикультура.

Управление как специфический вид социокультурной профессиональной деятельности.

Дело, предпринимательство, бизнес в контексте управления.

Этика и культура деловых отношений. Этика и культура предпринимательства. Этика и культура бизнеса.

Профессиональная этика, профессиональная мораль, профессиональная культура управления.

Система моральных требований и структура профессиональной этики управления,

Культура управленческого общения и поведения. Управленческий этикет.

Достоинство и честь: проблемы профессиональной специфики.

Этический кодекс профессиональной чести управляющего.

Профессиональная ответственность - гарантия выполнения требований профессии. Проблема профессиональной клятвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.