Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ «ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА»'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ «ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцов Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ «ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА»»

А.А. Скворцов Проектирование самостоятельного стандарта МГУ имени М.В. Ломоносова по направлению подготовки магистров «Прикладная этика»

Публикуемый ниже фрагмент самостоятельного образовательного стандарта МГУ имени М.В. Ломоносова по направлению подготовки магистров «Прикладная этика» был разработан коллективом кафедры этики философского факультета МГУ. Его непосредственные авторы: профессора кафедры А.В. Разин, А.В. Прокофьев, доценты Т.И. По-роховская и А.А. Скворцов. Кроме того, одним из авторов стандарта является выпускница нашей кафедры, председатель подкомитета по деловой этике Торгово-промышленной палаты РФ Е.А. Красникова, оказавшая неоценимую консультационную помощь.

Сама идея создать оригинальный образовательный стандарт по прикладной этике возникла после принятия федерального закона об особом статусе Московского и Санкт-Петербургского университетов. Согласно этому закону, МГУ и СПбГУ получили право работать по самостоятельным стандартам, которые, как гласил закон, по своим требованиям должны быть «не ниже», чем ФГОС ВПО третьего поколения. Поэтому разработчики магистерского стандарта «Прикладная этика» были вынуждены отталкиваться от государственного стандарта, разработанного коллективом кафедры этики СПбГУ, но при этом от них требовалось внести нечто инновационное, что соответствовало бы условиям подготовки магистров в МГУ имени М.В. Ломоносова.

В целом, кафедру устраивал стандарт, созданный питерскими коллегами. Но, на наш взгляд, он является слишком широким и пытается в небольшой промежуток времени,

отпущенного на обучение в магистратуре, вложить колоссальное по объёму содержание. Мы же оказались в ситуации, когда магистратура по направлению «Прикладная этика» была отнесена в МГУ в разряд не исследовательских, а инновационно-прикладных, что предусматривало передачу половины кредитов на практику. Отсюда теоретическая подготовка может осуществляться в объёме не более чем 10 зачётных единиц в семестр, что соответствует всего 10 часам аудиторных занятий в неделю.

Аудиторная нагрузка в 10 недельных часов в течение всего трёх семестров (четвёртый отводится на подготовку выпускной квалификационной работы) подразумевает узкую специальную подготовку, которая может быть осуществлена, фактически, лишь по одному из направлений прикладной этики. Поэтому авторам пришлось выбирать, в какую область ориентировать стандарт. После недолгих раздумий мы решили сделать акцент на современную деловую этику, которая в наши дни чрезвычайно востребована в российском деловом сообществе. По крайней мере в последнее время на нашу кафедру поступает немало просьб о консультациях на эту тему.

В данной публикации демонстрируется наиболее оригинальная часть документа, которая в значительной степени отличается от действующего государственного стандарта: пункт 3 - «Требования к результатам освоения ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Прикладная этика», где изложены компетенции, и пункт 4 - «Требования к структуре ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Прикладная этика».

Остаётся сказать, что магистерский стандарт по направлению «Прикладная этика» в МГУ до сих пор не реализован. Сам стандарт был утверждён УМО МГУ, затем университет получил лицензию на подготовку магистров в этой области. Но возникли сложности организационно-управленческого характера, которые, будем надеяться, со временем удастся преодолеть. Поэтому в данной публикации не ука-

зываются параметры основной образовательной программы и дисциплины, входящие в учебный план.

***

3. Требования к результатам освоения ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Прикладная этика»

Обучение в МГУ имени М.В.Ломоносова направлено на подготовку работника высокой квалификации, который:

в полной мере обладает профессиональными и личностными качествами, обеспечивающими ему приоритетную востребованность и устойчивую конкурентоспособность на российском и международном рынке труда и широкие возможности самореализации, в том числе в новейших областях знаний, наиболее значимых сферах профессиональной деятельности и общественной жизни;

стремится к продолжению образования и самообразованию в течение всей жизни, способен максимально продуктивно использовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества и государства;

сознает ответственность за результаты своей профессиональной и научной деятельности перед страной и человечеством, обладает активной гражданской позицией, основанной на демократических убеждениях и гуманистических ценностях;

умеет обосновывать и отстаивать свою позицию, активно реализовывать собственные решения и идеи;

в своем поведении руководствуется нравственными и этическими нормами, основанными на толерантности, стремлении к сотрудничеству, укреплении взаимопонимания между представителями различных социальных групп, мировоззренческих позиций, национальных культур;

испытывает обоснованную гордость за свою принадлежность к одному из лучших учебных заведений, неизменно демонстрирует приверженность традициям и духовным

ценностям Московского университета, осознает себя достойным продолжателем его научных школ;

способен творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности, сознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией исполнения профессиональных обязанностей, ответственным отношением к делу, развитым чувством гражданского и профессионального долга;

умеет порождать новые идеи, расширять сферу собственной компетентности, вырабатывать оптимальные стратегии своей деятельности; готов решать проблемы в новых и нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях с учетом социальной и этической ответственности за принимаемые решения.

Выпускник МГУ имени М.В.Ломоносова, завершивший обучение по ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Прикладная этика», должен обладать следующими универсальными и профессиональными компетенциями.

Универсальные компетенции.

а) общенаучные:

способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (М-ОНК-1);

умение использовать в профессиональной деятельности знание современных достижений теоретической и нормативной этики, истории этических учений, а также анализировать основные понятия морального сознания, ведущие тенденции в истории нравственной культуры (М-ОНК-2);

знание особенностей и исторических тенденций развития различных способов нормативного регулирования поведения (морали, права, традиций, обычаев, ритуалов, этикета) и исторических тенденций изменения способов регламентации поведения (М-ОНК-3);

способность понимать своеобразие моральной практики как в традиционных формах нравственного регулирования, так и в современных формах прикладной этики (М-ОНК-4);

умение проводить сравнительный анализ основных культурно-исторических типов нравственности и показывать, как они представлены в современных общественных нравах (М-ОНК-5);

способность понимать социально-психологические закономерности функционирования коммуникации и владение навыками корректного общения в различных культурных средах (М-ОНК-6);

готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, руководствуясь идеей личной ответственности за цели, средства и результаты научной работы (М-ОНК-7);

знание основных концепций, критериев сопоставления и моделей культур в кросскультурных исследованиях и основных характеристик (особенностей сознания, ценностей, специфики взаимодействия нормативных способов регулирования поведения, мифологии, предрассудков и суеверий и т.д.) национальных культур и общения (М-ОНК-8).

б) инструментальные:

владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения1; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);

владение современными информационными и коммуникационными технологиями, включая эффективный поиск

1 Не ниже уровня В2 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками CEFR (по усмотрению разработчиков ОС МГУ могут быть установлены уровни С1 или С2 по шкале CEFR)

информации в Интернете, используя поисковые системы и базы данных, статистические методы анализа данных для отслеживания передовых научных достижений в области прикладной этики (М-ИК-2);

умение ориентироваться в проблемном поле, связанном с этическим осмыслением процессов массовой информатизации; пользоваться средствами массовой коммуникации, не выходя за рамки общепринятых моральных стандартов, владеть навыками корректного виртуального общения (М-ИК-3);

умение выявлять проблемы нравственного характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их разрешения и прогнозировать ожидаемые результаты (М-ИК-4);

способность использовать этические критерии выбора средств, позволяющих преодолевать или смягчать проблемы, связанные с «болевыми точками» общественной морали, применительно к конкретным ситуациям (М-ИК-5);

способность использовать профессиональные знания, умения и навыки при управлении коллективом (М-ИК-6);

владение культурой научного мышления; способность четкого устного и письменного изложения результатов интеллектуальной деятельности (М-ИК-7);

способность практиковать толерантное отношение к расовым, национальным, религиозным различиям людей (М-ИК-8).

в) системные:

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и

научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

умение анализировать деятельность институтов гражданского общества, способность применять на практике знания об основных правах и обязанностях человека и гражданина, этических основаниях их защиты и этической экспертизы конкретных случаев нарушения и восстановления этих прав (М-СК-4).

Профессиональные компетенции

способность осуществлять исследовательско-аналити-ческую деятельность по выявлению и описанию дилемм, проблем этического плана, зон этических рисков, возникающих в конкретных организациях, профессиях, областях корпоративной культуры, сообществах, отраслях (М-ПК-1),

способность внедрять в профессиональную практику стандарты этичного делового поведения, корпоративной социальной ответственности, доверия и личной честности, учитывать при этом требования закона и потребителей (М-ПК-2);

готовность оказывать консультационную и организационную помощь в решении этических проблем в корпорациях и социуме в рамках своих должностных полномочий и ответственности (М-ПК-3);

владение методиками определения типа организационной культуры, ее содержания и механизмов изменения; способность использовать знание дискуссионных вопросов из области корпоративной этики и умение обосновать свою точку зрения по данным проблемам (М-ПК-4);

владение различными способами обоснования моделей нравственно дозволенного поведения; умение пользоваться этическими методами (методами деонтологического и утилитаристского анализа) оценки решений в сфере социальных отношений (М-ПК-5);

умение использовать знания основных направлений,

парадигм и концепций этики бизнеса; знание главных тем морального дискурса в сфере экономических отношений и способов их репрезентации в общественной морали, религиозных учениях и социально-экономических учениях (М-ПК-6);

владение основными стратегиями воплощения моральных требований в жизни общества и конкретными методами реализации правомерных моральных претензий в условиях конкурентной среды; умение выявить ценностные основания моральной ответственности корпораций перед стейк-холдерами и внедрить на предприятии современные стандарты ответственного поведения в бизнесе (М-ПК-7);

умение обосновать действия, направленные на разрешение моральных конфликтов; владение технологиями управления конструктивными организационными конфликтами и способами предотвращения деструктивных конфликтов (М-ПК-8);

умение обосновать оптимальный стиль руководства для разных организаций и нравственные критерии управленческой и коммуникативной компетентности руководителя (М-ПК-9);

владение методиками разработки и составления нормативных и аналитических документов этического плана (кодексов, программ, стандартов, регламентов, руководств, рекомендаций, аналитических справок, отчетов, проектной документации и пр.) (М-ПК-10),

способность организовывать работу и активно участвовать в деятельности различных институтов этического регулирования (этических комитетах, комиссиях, службах уполномоченных по этике на предприятиях) (М-ПК-11);

умение разъяснять и пропагандировать этические стандарты делового, профессионального, корпоративного поведения (м-ПК-12);

умение разрабатывать, вести благотворительные, попечительские проекты, участвовать в их реализации (М-ПК-13);

готовность организовывать и проводить презентации и публичные дискуссии по прикладным вопросам этики (М-ПК-14);

умение использовать знания из области современной биоэтики, владеть ее понятийным аппаратом, уметь этически грамотно формулировать моральные дилеммы, порожденные прогрессом современной биомедицинской науки, а также применять полученные теоретические знания при анализе моральных проблемных ситуаций в современных медицинских практиках (М-ПК-15);

способность пользоваться знаниями о целях и механизмах институционализации морали в сфере государственной службы и законотворчества, а также о том, какую форму принимает этот процесс в различных странах; уметь использовать свои знания по отношению к конкретным этическим вопросам служебной и парламентской практики (М-ПК-16);

умение использовать основные критерии социальной этики (критерии общественного блага, справедливости, прав человека) для гуманитарной экспертизы и предложений по усовершенствованию политической деятельности, благотворительности и других общественно-значимых практик (М-ПК-17);

способность ориентироваться в проблемах этического контроля над методами осуществления технологий связей с общественностью и рекламной деятельности (М-ПК-18);

способность ориентироваться в этических проблемах образования, умение их анализировать в различных педагогических контекстах (М-ПК-19);

способность, опираясь на этическую аргументацию, касающуюся морального статуса отдельных живых существ, видов, популяций и экосистем, участвовать в общественном обсуждении тех практик, которые причиняют вред окружающей среде, в формировании программных документов экологических общественных организаций и организаций по защите прав животных, в этической экспертизе эко-

логического законодательства (М-ПК-20);

способность разрабатывать программы курсов, читать лекции и вести практические занятия по тематике различных направлений прикладной этики, а также осуществлять эффективный контроль знаний и навыков обучающихся, осуществлять руководство практикой и научно-исследовательской работой (М-ПК-21);

готовность применять современные методики проведения занятий по различным дисциплинам прикладной этики, а также разрабатывать инновационные образовательные технологии (М-ПК-22).

4. Требования к структуре ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Прикладная этика»

Основные образовательные программы ВПО, реализуемые в МГУ имени М.В.Ломоносова, имеют следующую структуру.

4.1. Базовая (обязательная) часть ООП

Названия дисциплин (модулей), входящих в базовую часть ООП, и их общая трудоемкость (в зачетных единицах) устанавливаются данным ОС МГУ.

4.2. Вариативная часть ООП

(формируется участниками образовательного процесса).

4.3. Практики и научно-исследовательская работа.

4.4. Итоговая аттестация

Итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

В основной образовательной программе должны быть предусмотрены дисциплины по выбору студентов в объеме не менее 10 зачетных единиц. Порядок формирования дисциплин по выбору и порядок выбора этих дисциплин обучающимися устанавливаются локальными нормативными актами МГУ имени М.В.Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.