Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОТ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОТ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОТ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

составляют женщины, то достаточно высоко оцениваются такие качества во взаимоотношениях с коллегами, как искренность (55,5%), доброжелательность (61,8%), тактичность (45,8%).

Благоприятный социально-психологический климат является важнейшим стимулом не только индивидуального творчества, но и коллективного.

Повышение эффективности деятельности коллективов санитарно-эпидемиологических учреждений специалисты связывают со следующими факторами: улучшением материально-технической базы учреждений (69,4%), повышением качества планирования (34,6%), регламентацией и ограничением количества совещаний (27,7%), улучшением службы информации (16,6%), жестким ограничением числа докумен-

V

УДК 370.711-057.875:

Современный специалист должен отличаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и хорошим здоровьем. В свете довременных представлений о здоровье человека %озрастает значение рационально организованного физического воспитания в вузе, которое становится важнейшим фактором обеспечения * высокого функционального состояния организма и оптимальной умственной работоспособности студентов [1, 3].

В соответствии с этим перед кафедрами физического воспитания вузов стоит актуальная задача по определению объема и содержания занятий физическими упражнениями, правильному подбору наиболее подходящих средств физического воспитания.

С этой целью проведено экспериментальное исследование с участием 110 студентов Целиноградского медицинского института, составивших две группы: опытную (60 человек) и контрольную (50 человек). Испытуемые были объединены по полу (студенты-мужчины I, II и III кур-Ц сов), возрасту (17—20 лет), физическому развитию и функциональным данным (все студен-

тов с грифом «срочно» (23,9%), соблюдением субординации при распределении заданий (22,9%), исключением перестраховки на средних уровнях управления, приводящей к необходимости сокращения времени выполнения задания (11,8%), выделением времени на поиск решений сложных задач (27,7%).

Таким образом, внедрение основ управления социальными процессами в учреждениях сан-эпидслужбы идет медленно, что во многом вызвано недостаточной осведомленностью работников в вопросах управления социальными процессами. Отсутствует динамическая социальная информация о социальной структуре и жизни коллективов учреждений санэпидслужбы, что предполагает более широкое проведение социологических исследований.

Поступила 10.12.37

ты отнесены к основной медицинской группе), физической подготовленности (соответствовали уровню III и IV ступени физкультурного комплекса ГТО). Отличительными признаками групп служили характер двигательного режима и объем занятий.

Структура занятий и особенности двигательного режима студентов опытной группы. В опытной группе опробован метод комплексных занятий, основу которых составили беговые легкоатлетические упражнения аэробного характера, элементы ритмической гимнастики, упражнения на тренажерах и спортивные игры.

Структура занятий была следующей: вводная часть (5 мин) с последующим равномерным бегом (10 мин), общеразвивающие упражнения и упражнения ритмической гимнастики (20 мин), специфическая часть занятия (40 мин), спортивные игры, преимущественно футбол, заключительная часть (15 мин).

Содержание специфической части занятия было направлено на развитие функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Выполнялось 20—25 движений на тренажере в те-

Гнгиенические основы здорового образа

жизни

370.73

В. И. Сергеев, Н. И. Ананьев

ЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОТ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целиноградский медицинский институт

Таблица I

Сравнительные показатели частоты сердечных сокращений у студентов при разных режимах двигательной деятельности М ±т

Этапы Группа обследованных Частота сердечных сокращений в 1 мин в покое | после нагрузки Превышение в % Оценка реакции пульса

I Опытная 74,97±1,64 115.24rfc2.02 53,3 Удовлетворительная

Контрольная 74,71 ±1.72 115,02+2,12 53,2 То же

н Опытная 68,08± 1,70 94,08± 1,94* 38,2 Хорошая

Контрольная 70,50=1=1,35 102,18± 1,96 45,7 Удовлетворительная

III Опытная 64,25+1,56* 84,50± 1,96* 31,2 Хорошая

Контрольная 69,40±1,35 100,02+2,08 42,8 Удовлетворительная

Примечание. Здесь и в табл. 2 звездочка — достоверные различия с контролем (р<0,05).

чение 30 с. Затем 20 с отводилось для выполнения упражнения в медленном темпе с небольшими перерывами для отдыха. Следующие 30 с темп вновь увеличивался, после чего все повторялось сначала в течение 4—5 мин. На следующем этапе занятия выполнялся 2—3-кратный бег со скоростью 3,4—4,4 м/с. Продолжительность пробежек составляла б—10 мин, интервалы отдыха — 1—2,5 мин. Физические нагрузки в основном выполнялись при частоте сердечных сокращений (ЧСС), составляющей 60—80 % от максимума (120—160 в минуту), 25—30 мин — при ЧСС 130 в минуту, 10—15 мин — при 140 в минуту, 6—8 мин — при 150 в минуту, 2— 3 мин — при 160 в минуту.

Кроме занятий по физическому воспитанию (продолжительность до 90 мин каждое), студенты самостоятельно выполняли комплексы утренней гигиенической гимнастики с добавлением различных форм двигательной активности по желанию (дозированная ходьба, дозированный бег, игры, плавание и др.). На ежедневное выполнение упражнений зарядки отводилось до 30—45 мин, а в воскресные дни — до 60— 90 мин. Затраты на физкультуру и спорт в общем бюджете недельлого времени составляли 8—10 ч.

В контрольной группе занятия проводились по общепринятой схеме (4 ч в неделю) с использованием традиционных методов.

Для получения динамической характеристики физической подготовленности и выявления эффективности различных программ занятий ис-

пользован комплекс контрольных испытании на быстроту, выносливость и силу. Показателем скорости служило время преодоления дистанции 100 м, выносливости — дистанции 1000 м; уровень силы фиксировался выполнением подтягиваний на высокой перекладине.

Измерение параметров физических качеств производилось трижды: в сентябре — октябре 1985 г. — исходный уровень, в мае 1986 и 1987 гг. — промежуточные и итоговые данные соответственно. А

Параллельно проводились медико-биологические исследования и врачебный контроль. Деятельность сердечно-сосудистой системы изучалась методом электрокардиографии и путем сопоставления данных о ЧСС в покое и после дозированной нагрузки (30 приседаний за 45 с). Состояние вентиляции легких и газообмена исследовалось методом спирографии. Показатели внешнего дыхания — минутный объем дыхания (МОД), коэффициент использования кислорода (КИог), жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — анализировались в состоянии покоя и после нагрузки по методике, описанной А. Г. Дембо [2].

Для оценки самочувствия студентов по субъективным признакам проведено анкетировав ние. Все материалы исследования обработаны' методами вариационной статистики.

Сравнительный анализ динамики физической £ подготовленности в группах показал, что степень и направленность выявленных изменений зависят от регламентации физических упражне-

Таблица 2

Динамика параметров внешнего дыхания у студентов при разных режимах двигательной активности М±т

Группа обследованных В покое После нагрузки

Этапы на 1-й мин на 6-й мин

МОД. л ККог. мл ЖЕЛ. л МОД. л МОД. л КИ0_, мл

I II III Опытная Контрольная Опытная Контрольная Опытная Контрольная 7,93±0,27 8,04±0,20 6,86±0,20* 7,58±0,19 6,42±0,28* 7,40±0,17 36,34±0,98 36,20±1,30 39,37± 1,10 37,92±0,95 38,25 ±0,90 38,25±0,90 4,38±0,08 4,31±0,07 4,40±0,07 4,36±0,08 4,40±0,08 4,40±0,08 26,20± 1,20 26,01 ±1,06 24,18± 1,06 24,43± 1,20 24,16± 1,20 24,16± 1,20 7,91±0,23 8,01 ±0,25 7,03±0,21* 7,82+0,25 7,60±0,19* 7,60±0,19 37,17± 1,15 37,08± 1,05 40,00±0,09* 37,02± 1,10 39,20±0,80* 39,20±0,80

ний, особенностей мышечной деятельности и режима двигательной активности.

В период двухгодичных наблюдений отмечено улучшение скоростных качеств в обеих группах. Однако наибольший прирост в каждом годичном цикле и суммарно за весь период эксперимента наблюдался у испытуемых опытной 1фуппы и в сравнении с показателями студентов контрольной группы составил превышение ч 0,65 с (р<0,001).

Аналогичная динамика выявлена в показателях, характеризующих выносливость. У студентов опытной группы она была выраженной и доминирующей на всех этапах обследования. Так, после первых измерений средние цифровые значения в этой группе были выше на 4,8 с (р<0,001), а в итоговом приросте превышение уже достигло 7,8 с (р<0,001).

Уровень и дииамикг силовых качеств у испытуемых обеих групп почти не различались и имели равноценные характеристики (/?>0,05).

Анализ спортивно-технической подготовленности и выполнения нормативов комплекса ГТО ^.показал, что лучших результатов добились студенты опытной группы. Среди них успешно сдавшие все нормы комплекса ГТО составили абсолютное большинство — 97,5%- 14,5% студентов из этого числа получили золотой значок. В контрольной группе показатели были значительно ниже (соответственно 72,5 и 1,5%). Испытуемые опытной группы показали также лучшие результаты в выполнении нормативных требований спортивной квалификации (II и III спортивные разряды) по легкой атлетике и лыжам (соответственно 22,6 и 10,8%; р<0,001).

Сравнительные показатели функциональных сдвигов у студентов по периодам обследования представлены в табл. 1, 2. На I этапе наблюдения в обеих группах достоверных различий в -изучаемых признаках не отмечено.

Анализ данных III этапа обследования показал, что в системах дыхания и кровообращения у студентов обеих групп в результате регуляр-* ных занятий физическими упражнениями происходят идентичные изменения, характеризующие повышение функционального уровня: уменьшаются ЧСС, величины МОД в покое и в восстановительном периоде после нагрузки, улучшаются показатели вентиляции и газообмена. Однако статистически достоверные изменения указанных признаков обнаружены только в опытной группе.

Показатели ЧСС и вентиляционной функции легких, выявленные в завершающей стадии эксперимента, продолжают держаться на оптимальных уровнях. Общая картина сдвигов, происходящих в организме студентов опытной группы, по направленности соответствует динамике I» на предыдущем этапе, но имеет особенности в величине изменения показателей. Здесь выявлена положительная тенденция к снижению МОД

(р<0,001) и повышению эффективности вентиляционной функции легких (р<С.0,05). Значительно улучшилась реакция пульса на физическую нагрузку (р<. 0,001). ЖЕЛ оставалась стабильной у всех испытуемых.

Таким образом, в результате систематического воздействия на огранизм физической нагрузки определенного характера и объема обнаруживаются большие функциональные возможности систем, обеспечивающих газообмен. Для испытуемых опытной группы характерно расширение диапазона сердечной реактивности, повышение эффективности вентиляции и газообмена и как следствие этого — снижение М.ОД и повышение КИ о2 •

Состояние здоровья студентов оценивалось также по данным анкетного опроса об их общем самочувствии после окончания занятий физическими упражнениями и в последующей учебной деятельности в течение рабочего дня. В анкету включены вопросы о степени усталости и признаках, в которых она проявляется.

Степень выраженности усталости после завершения занятий физическими упражнениями оценивалась в группах неравнозначно. Так, среди испытуемых опытной группы указания на резко выраженную (0,7%) и умеренную (34,3%) усталость встречались реже, чем в контрольной группе (соответственно 3,8 и 60 % опрошенных). Особенно отчетливо эти различия проявлялись в указаниях на резко выраженную усталость, которая в контрольной группе отмечалась в 5 раз чаще. Обнаруженные различия подтверждены по критерию х2 (/?<0,01).

В сравниваемых группах студентов чаще других отмечались такие признаки усталости к концу завершения всех учебных занятий, как снижение работоспособности и апатия. Однако в контрольной группе указания на все признаки проявления усталости (в том числе рассеянность, головную боль) встречались значительно чаще.

На основании полученных результатов можно сделать заключение, что систематически проводимые комплексные занятия физическими упражнениями по 8—10 ч в неделю с преимущественным использованием беговых, ритмических упражнений и тренажерной гимнастики оказывают благоприятное влияние на гармоническое развитие физической, спортивно-технической подготовленности и обеспечивают высокое функциональное состояние организма студентов в течение всего учебного года.

Предложенный комплекс упражнений может быть использован и в других вузах страны, что позволит студентам улучшить физические показатели, укрепить здоровье и приобщиться к здоровому образу жизни. Литература

1. Абрамов М. С., Жуков М. М. //Теор. и практ. физкультуры. — 1985. — № 2. — С. 32—34.

2. Дсмбо А. Г., Крепе Е. М. // Физиологические методы в 3. Рейзин В. М„ Ищеко А. С. // Физическая культура в клинической практике. — Л., 1966.— С. 78—122. жизни студента. — Минск, 1986.— С. 13—23.

Поступила 22.09.87

------------ |

Методы исследования

1

УДК 614.777:628.191:622.276

М. А. Галиев, С. И. Ключников

ВЫБОР ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЧЕСТВА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РАЙОНОВ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Уфимский НИИ гигиены и профзаболеваний; Нижневартовская городская санэпидстанция

В настоящее время нефтедобывающую промышленность вполне справедливо относят к тем отраслям производства, которые в наибольшей степени ответственны за загрязнение водных ресурсов.

Как показали исследования, проведенные нами на ряде месторождений страны, загрязнение поверхностных водоемов и подземных пресных вод возможно на любом из этапов бурения скважин, добычи, подготовки и транспортировки нефти. Основными источниками загрязнения природных вод на нефтепромыслах являются нефть и нефтепродукты, минерализованные пластовые и сточные нефтепромысловые воды, шламы, получаемые при бурении и нефтеподго-товке, а также различные химические реагенты (ингибиторы коррозии, парафино- и солеотло-жений, деэмульгаторы и диспергенты нефти и т. д.).

Сточные воды нефтепромыслов образуются в результате смешения различных вод, как пресных, так и высокоминерализованных, извлекаемых совместно с нефтью. Воды, входящие в сточные воды нефтепромыслов, различаются по своим физико-химическим свойствам и подразделяются на следующие типы: I — пластовые, извлекаемые совместно с нефтью; II — технические, расходуемые на различные нужды нефтепромысла в процессе обезвоживания и обессо-ливания нефти; III — атмосферные, периодически выпадающие на территории нефтепарка и нефтепромысла и отводимые вместе с другими водами; IV — бытовые, образующиеся в местах обслуживания работников нефтепарков (душевые, мойка полов в насосных станциях и т. д.).

После использования в установках подготовки нефти (где происходит отделение нефти от пластовой воды) образующиеся сточные воды становятся одним из основных загрязнителей поверхностных водоемов и подземных пресных

вод. Это обусловливается тем, что для нефтепромысловых сточных вод характерны повы-^ шенная минерализация, высокое содержание вЛ них нефти и нефтепродуктов, механических при' месей и химических реагентов, используемых в технологических процессах.

Качество сточных вод различных нефтяных месторождений имеет чрезвычайно разнообразный характер, изменяется в широких пределах и зависит от геологических свойств месторождения, времени его разработки, технической оснащенности и т. д.

Минерализация пластовых вод колеблется от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч граммов в I м3,- а важнейшими ионами, определяющими высокую минерализацию воды, являются Ыа, Са, Mg, С1, Э04 и НС03. Содержание нефти и нефтепродуктов в сточных водах также колеблется в широких пределах — от несколь^ ких десятков до нескольких сотен тысяч миллиграммов в 1 л. Механические примеси (в основном обломки кварца, зерна карбонатов и доло- • митов, частицы глины и т. д.) обычно содержатся в количестве 50—250 мг/л.

Бурение скважин связано с разрушением горных пород и образованием шлама, который удаляется из скважин промывочной жидкостью. Шлам, промывочные жидкости, химические реагенты, применяемые для обработки промывочных жидкостей, выбуренная порода, буровые сточные воды, а также утяжелители — основные загрязнители водных ресурсов в процессе бурения скважин. Химический состав и физико-химические свойства буровых сточных вод и шлама разнообразны и различаются как на разных буровых, так и в процессе бурения одной и той же скважины. Эти воды загрязнены нефтью, + смазочными маслами, химическими реагентами, солями и т. д. Непостоянство состава буровых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.