Научная статья на тему 'Зависимость между уровнем успеваемости и числом жалоб на состояние сердечнососудистой системы у студентов вузов'

Зависимость между уровнем успеваемости и числом жалоб на состояние сердечнососудистой системы у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
273
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФОРМЛЕНИЕ / СТАТЬЯ / ПРАВИЛА / SCREENING TEST / STATE OF CARDIOVASCULAR SYSTERN / EDUCATIONAL ADVANCES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рочев Валерий Павлович, Тюлькина Лесаи Фаридовна, Югова Мария Олеговна

Исследована зависимость между уровнем успеваемости и числом жалоб на состояние сердечнососудистой системы у студентов вузов с использованием скрининг-теста. Показано, что с первого по четвертый курс наибольшее повышение числа жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы выявляется у студентов с высоким уровнем успеваемости (на +102% по сравнению со студентами первого курса). У студентов с низким уровнем успеваемости, наоборот, отмечается снижение числа жалоб (на -28.17%). Результаты тестирования позволяют проводить отбор лиц для консультации и реабилитации у терапевта и кардиолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between the educational progress and cardiovascular system state among the students of higher institution

Interconnection between the educational level and state of cardiovascular systern was analyzed arnong the students of higher institution. The analysis was carried out with sirnple, available, efficient and safe screening test. It was found that within the educational process among the first-to-fourth year students the highest rate of cardiovascular systern state was observed arnong the students with high progress in studies: 410.10 to 830.32 (by +102% as cornpared with the first-year students), with rnoderate progress 520.09 to 590.14 (by +13.46%). By contrast, students with low educational advances showed the decline in cornplaints' number frorn 71 to 51 (by -28.17%). Results of investigation allow selecting individuals to provide consultation and rehabilitation with a physician and cardiologist.

Текст научной работы на тему «Зависимость между уровнем успеваемости и числом жалоб на состояние сердечнососудистой системы у студентов вузов»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 БИОЛОГИЯ Вып. 1

УДК 616.036

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ И ЧИСЛОМ ЖАЛОБ НА СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В. П. Рочев, Л. Ф. Тюлькина, М. О. Югова

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; biodean@psu.ru; (342)2396449

Исследована зависимость между уровнем успеваемости и числом жалоб на состояние сердечнососудистой системы у студентов вузов с использованием скрининг-теста. Показано, что с первого по четвертый курс наибольшее повышение числа жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы выявляется у студентов с высоким уровнем успеваемости (на +102% по сравнению со студентами первого курса). У студентов с низким уровнем успеваемости, наоборот, отмечается снижение числа жалоб (на -28.17%). Результаты тестирования позволяют проводить отбор лиц для консультации и реабилитации у терапевта и кардиолога.

Ключевые слова: оформление; статья; правила.

Введение

Данные литературы убедительно указывают на то, что уровень успеваемости студентов и школьников часто зависит от их состояния здоровья [Руководство..., 1991; Рочев и др., 2004]. Однако в последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья подростков, юношей и девушек [Рочев и др., 2004]. Выявлено, что больше всего студентов (36%) имеют низкий уровень соматического здоровья, 27% относятся к уровню ниже среднего и 30% - к среднему уровню. Практически отсутствуют студенты, имеющие высокий уровень здоровья (всего 3 человека из числа обследованных лиц). В представленной выборке безопасный уровень здоровья имеют 7% студентов, причем доля студентов в вузе среди юношей и девушек одинакова [Егорычев и др., 2003].

Эти данные полностью соответствуют результатам других авторов, в которых установлено, что высокий уровень здоровья определяется у 1.8% студентов, средний - 7.7%; низкий - 21.5%; очень низкий - 69.0% [Коваленко, 2002].

Актуальность этой темы связана также с тем, что лидирующее положение среди причин смерти населения занимают болезни системы кровообращения [3]. В Российской Федерации структура смертности не отличается от мировой: наиболее значимой причиной смерти также являются болезни системы кровообращения [Байдина, 2012; Демографический., 2010; Оганов, Масленников, 2009]. В Перми в структуре заболеваемости взрос-

лых болезни системы кровообращения имеют наибольший удельный вес (18.6%). В трудоспособном возрасте (от 25 до 64 лет) 38% смертей обусловлены болезнями системы кровообращения, при этом вклад этих заболеваний в общую смертность мужчин (36%) и женщин (41%) практически одинаков [Байдина, 2012; Оганов, Масленников, 2009].

Общепризнанные факторы риска болезней системы кровообращения: артериальная гипертензия (35.5%), гиперхолестеринемия (23.0%), курение (17.1%), недостаточное потребление овощей и фруктов (12.9%), избыточная масса тела (12.5%), избыточное потребление алкоголя (11.9%), гиподинамия (9.0%), а также запрещенные вещества [Байдина, 2012; Оганов, Масленников, 2009].

Для оценки состояния здоровья студентов широкое распространение получили медицинские методы [Рочев и др., 2004; Тареев, Сумароков, Мухин, 1993]. Однако эти методы часто являются трудоемкими и дорогостоящими, что ограничивает их применение в системе образования и здравоохранения.

В общеобразовательных и медицинских учреждениях для оценки состояния здоровья учащихся широкое распространение получили опросные методы, в том числе скрининг-тесты в виде простых вопросов, сгруппированных в виде основных жалоб, отмечаемых тестируемыми при наличии отклонений со стороны центральной нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной системы, при заболеваниях носоглотки и аллергических состояниях [Ананьева, 1986; Руководство.,

© Рочев В. П., Тюлькина Л. Ф., Югова М. О., 2013

1991]. И как справедливо отмечают авторы, целенаправленный отбор таких детей при массовых осмотрах в школе имеет особое значение, так как нередко различная патология выявляется недостаточно полно, что в свою очередь приводит к запоздалому назначению лечения и снижению его эффективности [Ананьева, 1986; Руководство., 1991]. Однако тесты не получили широкого распространения для оценки состояния здоровья студентов вузов.

В связи с этим актуальными являются апробация и внедрение скрининг-тестов, являющихся простыми, доступными, достаточно точными, экономичными и безопасными, для оценки состояния здоровья студентов вузов.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.

Целью работы явилось исследование взаимозависимости между уровнем успеваемости и числом жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы у студентов вузов.

Материал и методы исследования

В исследованиях принимали участие 72 студента

первого курса юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского института (ПГНИУ), из них 19 юношей и 53 девушки в возрасте от 17 до 19 лет; 39 студентов четвертого курса химического факультета: 9 юношей и 30 девушек в возрасте от 20 до 22 лет.

Для оценки состояния здоровья студентов был использован скрининг-тест (анкета) в виде простых вопросов, сгруппированных в виде основных жалоб, регистрируемых студентами в виде положительных или отрицательных ответов, по состоянию центральной нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной системы, при заболеваниях носоглотки и аллергических состояниях [Ананьева, 1986; Руководство., 1991]. Вопросы второго раздела этой модифицированной нами анкеты были использованы для определения состояния сердечно-сосудистой системы у студентов вуза.

Студенты были ознакомлены с содержанием анкеты (ее фрагмент, относящийся к области сердечно-сосудистых заболеваний, приведен в табл. 1) и максимально точно отвечали на вопросы.

Таблица 1

Раздел анкеты для оценки состояния сердечно-сосудистой системы

Раздел/ № Вопрос Ответ: «да» Ответ: «нет»

2.8 Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение и перебои

2.9 Регулярное повышение артериального давления (АД) до 130 мм рт. ст. и выше в состоянии покоя

Дата заполнения анкеты_______

Подпись заполнявшего анкету

Оценка анкетного теста

Вопросы 8-9 второго раздела позволяют выявить отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. При положительном ответе на 1 или 2 вопроса второго раздела необходимо обследование у терапевта и по показаниям - консультация у кардиолога.

Оценка уровня успеваемости

Для оценки уровня успеваемости студентов использовали общепризнанную 5-балльную систему. Студенты были разделены на три группы: к первой (I) группе были отнесены испытуемые с высоким уровнем успеваемости - с 4.6 до 5.0 баллов; ко второй (II) группе со средним уровнем успеваемости -с 4.0 до 4.5 баллов; к третьей (III) группе с низким уровнем успеваемости - 3.9 и менее.

При статистической обработке результатов исследования вычисляли среднюю арифметическую (М) на 100 обследуемых, среднюю ошибку (±т), коэффициент достоверности по Стьюденту (Р) и коэф-

фициент ранговой корреляции (г).

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования связи между уровнем успеваемости и числом жалоб на функции сердечно-сосудистой системы у студентов первого курса юридического факультета приведены в табл. 2.

Средний уровень успеваемости у 72 студентов составил 4.35±0.004 балла, индивидуальные ее показатели колебались от 3.3 до 5.0 баллов. По уровню успеваемости студенты были распределены на три группы.

К первой группе (табл. 2) отнесены 27 испытуемых, которые имеют высокий уровень успеваемости, составляющий 4.93±0.02 балла. Индивидуальные показатели успеваемости равняются от 4.6 до

5.0 баллов.

Во вторую группу был включен 31 студент со средним уровнем успеваемости, равным 4.18±0.02 баллам. Индивидуальные показатели колеблются от

4.0 до 4.5 баллов.

К третьей группе были отнесены 14 испытуемых с низкими показателями успеваемости (3.62±0.02 балла), индивидуальный уровень их успеваемости равняется от 3.3 до 3.8 баллам. При статистической

обработке результатов исследований установлена достоверная разница между уровнем успеваемости студентов первой и второй, между первой и третьей, между второй и третьей группами испытуемых (Р < 0.05).

Таблица 2

Зависимость между уровнем успеваемости и числом жалоб на функции сердечно-сосудистой системы у студентов первого курса юридического факультета

№ группы по уровню успеваемости Уровень успеваемости (М±т) Число студен- тов Среднее число жалоб на функции сердечно-сосудистой системы

боли в области сердца повышенное АД сумма жалоб

М±т в % к ср. величине М±т в % к ср. величине М±т в % к ср. величине

I 4.93±0.02 27 30±0.05 77 11±0.05 85 41±0.10 79

II 4.18±0.02* 31 42±0.04* 108 10±0.04 77 52±0.09* 100

III 3.62±0.02* 14 50±0.08* 128 21±0.08* 162 71±0.16* 137

Примечания: 1) *Р < 0.05 по сравнению с показателями студентов юридического факультета первой группы успеваемости; 2) среднее число жалоб (М) в каждой группе подсчитано на 100 студентов.

Средняя сумма жалоб на боли в области сердца студентов юридического факультета первого курса составляет 39±0.02 (100%). Наименьшее число жалоб предъявляют студенты первой группы, имеющие высокий уровень успеваемости: 30±0.05 (77% к средней величине жалоб), а у студентов второй и третьей группы число жалоб выше и равняется соответственно 42±0.04 (+108%) и 50±0.08 (+128%).

Разница между количеством жалоб на боли в области сердца различных групп студентов носит статистически достоверный характер (Р < 0.05). Установлена обратная корреляционная связь между суммой жалоб студентов первого курса и величиной успеваемости испытуемых (г = - 1.00 ± 00. Р < 0.05).

Средняя сумма жалоб на повышенное артериальное давление у студентов равняется 13±0.02 (100%). Число жалоб существенно ниже у студентов первой и второй группы по уровню успеваемости, и равняется соответственно 11±0.05 (85% к средней величине) и 10±0.04 (77%), а у студентов третьей группы число жалоб на повышенное артериальное давление выше, и этот показатель составляет 21±0.08 (162%). Разница между количеством жалоб

Таблица 3

Зависимость между уровнем успеваемости состоянием и сердечно-сосудистой системы у студентов

четвертого курса химического факультета

на повышенное артериальное давление у студентов первой и третьей, второй и третьей группы имеет статистически достоверный характер (Р < 0.05).

Вычислено, что средняя сумма жалоб на боли в области сердца и повышенное артериальное давление равняется 52±0.05 (100%). Наименьшую сумму жалоб предъявляют студенты первой группы, имеющие высокий уровень успеваемости: 41±0.10 (79%), а у студентов второй и третьей группы сумма жалоб выше и равняется соответственно 52±0.09 (100% к средней величине) и 71±0.16 (+137%). Разница между суммой жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы различных групп студентов носит статистически достоверный характер (Р < 0.05). При этом определяется обратная корреляционная связь между суммой жалоб студентов первого курса юридического факультета и уровнем успеваемости испытуемых (г = - 1.00 ± 00. Р < 0.05).

Результаты исследований связи между уровнем успеваемости и числом жалоб на функции сердечно-сосудистой системы у студентов четвертого курса химического факультета приведены в табл. 3.

№ группы по уровню успеваемости Уровень успеваемо- сти (М±т) Число сту- ден- тов Среднее число жалоб на функции сердечно-сосудистой системы

боли в области сердца повышенное АД сумма жалоб

М±т в % к ср. величине М±т в % к ср. величине М±т в % к ср. величине

I 4.83±0.03 6 50±0.16 114 33±0.16 220 83±0.32 141

II 4.18±0.03* 17 47±0.07* 107 12±0.07* 80 59±0.14* 100

III 3.53±0.04* 16 38±0.07* 86 13±0.07* 87 51±0.07* 86

Примечания: 1) *Р < 0.05 по сравнению с показателями студентов химического факультета первой группы успеваемости; 2) среднее число жалоб (М) в каждой группе подсчитано на 100 студентов.

Средний уровень успеваемости у 39 студентов составил 4.30±0.06 балла, индивидуальные ее показатели колебались от 3.3 до 5.0 баллов. По уровню успеваемости студенты распределены на три

группы.

К первой группе (табл. 3) отнесены 6 испытуемых, которые имеют высокий уровень успеваемости, составляющий 4.83±0.03 балла. Индивидуаль-

ные показатели успеваемости составляют от 4.8 до

5.0 баллов.

Во вторую группу были включены 17 студентов, имеющих средний уровень успеваемости: 4.18±0.02 балла. Индивидуальные показатели колеблются от

4.0 до 4.5 баллов.

К третьей группе были отнесены 16 испытуемых с низкой величиной успеваемости (3.62±0.02 балла), индивидуальный уровень их успеваемости равняется от 3.3 до 3.8 баллам. При статистической обработке результатов исследований установлена высоко достоверная разница между уровнем успеваемости первой и второй, между первой и третьей, между второй и третьей группами испытуемых (Р < 0.05).

Средняя сумма жалоб на боли в области сердца у студентов составляет 44±0.04 (100%). Наибольшее число жалоб предъявляют испытуемые первой группы: 50±0.16 (114% к средней величине), а у студентов второй и третьей группы число жалоб ниже и равняется соответственно 47±0.07 (+107%) и

38±0.07 (86%). Разница между количеством жалоб на боли в области сердца различных групп студентов носит статистически достоверный характер (Р < 0.05). При этом установлена прямая корреляционная связь между суммой жалоб студентов на боли в области сердца и величиной успеваемости студентов (г = + 1.00 ± 00. Р < 0.05).

Среднее число жалоб студентов химического факультета на повышенное артериальное давление

равняется 15±0.04. При этом наибольшее число жалоб предъявляют испытуемые первой группы по уровню успеваемости: 33±0.16 (+220% к средней величине), а у студентов второй и третьей группы число жалоб ниже и равняется соответственно 12±0.07 (80% к средней величине) и 13±0.07 (87%). Разница между количеством жалоб на повышенное артериальное давление между студентами первой и второй, первой и третьей группы носит статистически достоверный характер (Р < 0.05).

Средняя сумма жалоб у студентов химического факультета на боли в области сердца и повышенное артериальное давление равняется 59±0.07 (100%). Наибольшую сумму жалоб предъявляют студенты первой группы, имеющие высокий уровень успеваемости: 83±0.32 (+141%), а у студентов второй и третьей группы сумма жалоб ниже и равняется соответственно 59±0.14 (100% к средней величине) и 51±0.07 (86%). Разница между суммой жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы различных групп студентов носит статистически достоверный характер (Р < 0.05). При этом определяется прямая корреляционная зависимость между суммой жалоб студентов и уровнем успеваемости испытуемых (г = + 1.00 ± 00. Р < 0.05).

Сравнительная оценка уровня успеваемости и суммы жалоб, отражающие состояние сердечно-сосудистой системы студентов юридического и химического и факультета проведена в табл. 4.

Таблица 4

Сравнительная оценка уровня успеваемости и состояния сердечно-сосудистой системы

студентов различных курсов

Показатели студентов различных факультетов

№ группы по уровню успеваемости пе рвого курса юридического четвертого курса химического

число студен- тов уровень успеваемости (М±т) сумма жалоб на функции сер-дечно-сосуди-стой системы (М±т) число студен- тов уровень успеваемо- сти (М±т) сумма жалоб на функции сер-дечно-сосуди-стой системы (М±т) в % к сумме жалоб студентов 1-го курса

I 27 4.93±0.02 41±0.10 6 4.83±0.03 83±0.32** + 102

II 31 4.18±0.02* 52±0.09* 17 4.18±0.03* 59±0.14** + 13

III 14 3.62±0.02* 71±0.16* 26 3.53±0.04* 51±0.07** 71

Примечания: 1) *Р < 0.05 по сравнению с показателями студентов первой группы успеваемости; 2) **Р < 0.05 по сравнению с показателями студентов первого курса юридического факультета; 3) среднее число жалоб в каждой группе подсчитано на 100 студентов.

Из табл. 2 видно, что средняя величина жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы у студентов первого курса юридического факультета составляет 52±0.05 (100%). На четвертом курсе у испытуемых химического факультета суммарное число жалоб (табл. 3) достигает 59±0.07 (на +13%), и это повышение носит статистически достоверный характер (Р < 0.05). Наибольший уровень повышения средней величины жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы (табл. 4) выявляется у студентов с высоким уровнем успеваемости: с 41±0.10 до 83±0.32 (на +102% к сумме жалоб лиц первого кур-

са); у студентов со средней величиной успеваемости уровень повышения жалоб носит менее существенный характер: соответственно с 52±0.09 до 59±0.14 (на +13%), а у испытуемых с низкой величиной успеваемости сумма жалоб снижается с 71±0.16 до 51±0.07 (71%). Изменение частоты жалоб студентов всех групп имеет статистически достоверный характер (Р < 0.05). При этом отмечается обратная корреляционная связь между суммой жалоб у студентов первого курса и уровнем повышения этих жалоб у испытуемых четвертого курса (г = - 1.00 ± 00. Р <

0.05).

По результатам исследований можно провести кардиолога (табл. 5). отбор студентов для консультации у терапевта и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Процент студентов, которым были рекомендованы консультации у терапевта и кардиолога

№ группы по уровню успе- Студенты первого курса юридического факультета Студенты четвертого курса химического факультета

ваемости рекомендованы не рекомендованы рекомендованы не рекомендованы

консультации консультации консультации консультации

I 41 59 50 50

II 45 55 21 79

III 47 53 44 56

І-Ш 46 54 46 54

Как видно из табл. 5, процент студентов первого курса юридического факультета, которым показана консультация у терапевта и кардиолога, составляет 46%. Из первой группы студентов с высоким уровнем успеваемости 41% требуется консультация этих специалистов, а студентам второй и третьей групп по уровню успеваемости - соответственно 45% и 47% студентам. На четвертом курсе среднее число испытуемых, которым следует проконсультироваться у терапевта и кардиолога не повышается, и его показатель равняется 46%. Но при этом число студентов с высоким уровнем успеваемости, нуждающихся в консультации специалистов, увеличивается до 50% (на +24% по сравнению со студентами первого курса), и, наоборот, среди студентов второй и третьей группы по уровню успеваемости определяется тенденция к снижению числа лиц, которым показана консультация, соответственно с 45 до 21% (на -24%) и с 47 до 44% (на -3%). Изменение числа студентов различных групп, которым показана консультация, к четвертому курсу носит статистически достоверный характер (Р < 0.05).

Выводы

1. Проведена апробация простого, доступного, экономичного и безопасного экспресс-метода для оценки состояния сердечно-сосудистой системы у студентов вуза.

2. Выявлено, что среднее число жалоб у студентов первого курса на состояние сердечно-сосудистой системы составляет 52% от общего числа студентов. При этом у студентов с высоким уровнем успеваемости определяется наименьшее число жалоб (41%). По мере снижения уровня успеваемости наблюдается повышение числа жалоб у испытуемых.

3. Установлено, что на четвертом курсе наибольшее повышение числа жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы выявляется у студентов первой группы с высоким уровнем успеваемости: с 41 до 83% (на +102% по сравнению со студентами первого курса), а со средним уровнем - с 52 до 59% (на +13%). И наоборот, у студентов с

низким уровнем успеваемости отмечается снижение числа жалоб с 71 до 51% (на -28%).

4. Показана возможность отбора студентов для консультации у терапевта и кардиолога: из 100 испытуемых первого и четвертого курса нуждаются в консультации у терапевта и кардиолога 46% студентов.

Таким образом, установлено, что использование простого, доступного, экономичного и безопасного экспресс-метода позволяет оценить состояние сердечно-сосудистой системы у студентов различных курсов, контролировать и прогнозировать его изменение под влиянием учебного процесса в вузах и других факторов окружающей среды, исследовать взаимосвязь между уровнем успеваемости и состоянием сердечно-сосудистой системы здоровья у испытуемых, проводить отбор лиц для консультации и лечения у терапевта и кардиолога, внедрять принцип индивидуального подхода, направленного на сохранение и улучшение состояния здоровья у студентов вузов.

Библиографический список

Ананьева Н.А. Организация диспансеризации школьников на основе программы скрининг-тестов // Мед. сестра. 1986. № 2. С. 41-44. Байдина А.С. Оценка влияния ароматических углеводородов производственной среды на сердечно-сосудистую систему рабочих промышленных предприятий // Материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. «Актуальные

проблемы и инновационные технологии в гигиене». Пермь, 2012. С. 155-157. Демографический ежегодник России - 2010: стат.

сб. М., 2010. 525 с.

Егорычев О.А. и др. Здоровье студентов с позиции профессионализма // Теория и практика физической культуры. 2003. № 2. С. 53-56.

Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб.: Ак-цидент, 1997. 92 с.

Коваленко В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов // Физическая

культура и спорт в Российской Федерации (студ. спорт). М.: Полиграф-сервис, 2002. С. 43-66.

Оганов Р.Г., Масленников Г.Я. Эпидемию сердечно-сосудистых заболеваний можно остановить усилением профилактики // Профилакт. медицина. 2009. Т. 12, № 6. С. 3-7.

Рочев В.П. и др. Руководство по охране здоровья учащихся. Пермь, 2004. 176 с.

Руководство для среднего медицинского персонала школ / Н.А. Ананьева, Е.Л. Вишневская, З.И. Сазанюк, Т.Н. Сорокина, Г.А. Шаршаткина, Ю.А. Ямпольская. М.: Медицина, 1991. 208 с.

Тареев Е.М., Сумароков А.В., Мухин Н.А. Внутренние болезни. В 2 т. // М.: Медицина, 1993. Т. 1. 640 с.

Поступила в редакцию 29.01.2013

Correlation between the educational progress and cardiovascular system state among the students of higher institution

V. P. Rochev, doctor of medicine, professor L. F. Tyulkina, student M. O. Yugova, student

Perm State University. 15, Bukirev str., Perm, Russia, 614990; biodean@psu.ru; (342)2396449

Interconnection between the educational level and state of cardiovascular system was analyzed among the students of higher institution. The analysis was carried out with simple, available, efficient and safe screening test. It was found that within the educational process among the first-to-fourth year students the highest rate of complaints of cardiovascular system state was observed among the students with high progress in studies: 410.10 to 830.32 (by +102% as compared with the first-year students), with moderate progress - 520.09 to 590.14 (by +13.46%). By contrast, students with low educational advances showed the decline in complaints’ number from 71 to 51 (by -28.17%). Results of investigation allow selecting individuals to provide consultation and rehabilitation with a physician and cardiologist.

Key words: screening test; state of cardiovascular system; educational advances of students.

Рочев Валерий Павлович, доктор медицинских наук, профессор Тюлькина Лесаи Фаридовна, студентка Югова Мария Олеговна, студентка

ФГБОУВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.