Научная статья на тему 'Экспресс-способы оценки состояния здоровья у студентов вуза'

Экспресс-способы оценки состояния здоровья у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
926
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕСС-СПОСОБЫ ОЦЕНКИ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / EXPRESS-METHODS OF EVALUATION / HEALTH / STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рочев В. П.

Изучена зависимость между титрами антител слюны и суммой жалоб на состояние здоровья у студентов вуза. Установлено, что наиболее здоровыми являются студенты, имеющие средние величины титров антител в слюне: от 16 до 64 в реакции пассивной гемагглютинации. По мере повышения титра антител в слюне наблюдается ухудшение состояния здоровья у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рочев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Express-methods of evaluation of health of University students

The dependence between the titers of antibodies saliva and the amount of complaints to the health of University students. It is established that the most healthy are available for students with average values titers of antibodies in saliva: from 16 to 64 in the reaction of passive haemagglutination. As you increase the titer of antibodies in saliva, a deterioration of the health status of students.

Текст научной работы на тему «Экспресс-способы оценки состояния здоровья у студентов вуза»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 БИОЛОГИЯ Вып. 3

УДК 616.036

ЭКСПРЕСС-СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В. П. Рочев

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; biodean@psu.ru; +7-9082720847

Изучена зависимость между титрами антител слюны и суммой жалоб на состояние здоровья у студентов вуза. Установлено, что наиболее здоровыми являются студенты, имеющие средние величины титров антител в слюне: от 16 до 64 в реакции пассивной гемагглютинации. По мере повышения титра антител в слюне наблюдается ухудшение состояния здоровья у студентов.

Ключевые слова: экспресс-способы оценки; состояние здоровья; студенты вуза.

Введение

В настоящее время актуальными являются разработка и внедрение новых способов оценки состояния здоровья у студентов вузов. Эта актуальность связана с тем, что в последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья подростков, юношей и девушек. Установлено, что высокий уровень здоровья определяется только у 1.8% студентов высшего учебного заведения, средний - у 7.7%; низкий - у 21.5%; очень низкий - у 69.0% [Коваленко, 2002].

Для оценки состояния здоровья студентов применяется большое число методов и показателей [Тареев, Сумароков, Мухин, 1993]. Однако они часто трудоемки, недостаточно точны, при исследовании требуют дорогостоящей аппаратуры и реактивов.

Из литературы известно, что в патогенезе, который отражает механизмы возникновения и развития различных заболеваний, большую роль играет изменение величины неспецифической резистентности организма [Сиротинин, 1966; Адо, Ишимова, 1973]. Синонимами этого термина являются неспецифическая защита, сопротивляемость, гомеостаз, устойчивость организма и др.

Величина неспецифической резистентности организма отражает, по нашему мнению, устойчивость (сопротивляемость) организма к факторам и явлениям окружающей среды, в том числе к умственной перегрузке у студентов вузов, дефициту физической активности и питания, микробам, токсическим веществам и др. Большую роль в механизме возникновения и развития различных заболеваний играет изменение уровня реактивности (реакции, приспособляемости) организма. Реактивность

© Рочев В. П., 2013

- это способность организма как целого отвечать изменениям жизнедеятельности на воздействие окружающей среды [Адо, Ишимова, 1973]. Оценка величины неспецифической резистентности и уровня реактивности организма человека на различные факторы внешней среды проводится с использованием различных методов и показателей, в том числе основанных на исследовании активности и количества отдельных клеточных или гуморальных факторов иммунитета крови [Шляхов, Андриеш, 1985; Долгих, 2007].

Однако большинство этих методов отличается сложностью и трудоемкостью, проведение исследований требует дорогостоящих, дефицитных реактивов, а также сложной аппаратуры. Забор крови представляет определенную опасность как для обследуемого, так и для медицинского персонала в связи с широким распространением среди населения ВИЧ и других инфекций. Указанные недостатки ограничивают применение известных методов как для оценки величины неспецифической резистентности организма, так и уровня его реактивности на различные факторы внешней среды.

Имеются исследования, указывающие на возможность определения состояния здоровья людей и диагностики различных болезней, величины неспецифической резистентности организма по определению активности и количества факторов иммунитета слюны [Оценка ..., 1998; Принципы ..., 2000]. Однако эти методики не получили широкого применения в системе образования и в медицине для оценки состояния здоровья у студентов вузов.

В результате исследований нами был разработан, апробирован и внедрен новый оригинальный метод для определения индивидуальной величины неспецифической резистентности (устойчивости,

сопротивляемости) организма, состояния здоровья и реактивности (приспособляемости, реакции) организма человека к различным факторам внешней среды. Эта методика была с успехом использована для контроля и прогнозирования эффективности комплексной педагогической, психологической, медицинской и социальной работы, которая направлена на сохранение и улучшение здоровья людей [Оценка ..., 1998; Принципы ..., 2000].

В общеобразовательных и медицинских учреждениях для оценки состояния здоровья учащихся широкое распространение получили методы, в том числе, скрининг-тесты в виде простых вопросов, сгруппированных в виде основных жалоб, наблюдающихся у испытуемых при наличии отклонений со стороны центральной нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной систем, при заболеваниях носоглотки и аллергической патологии [Ананьева, 1986; Руководство ..., 1991]. И как справедливо отмечают авторы, целенаправленный отбор таких детей при массовых осмотрах в школе имеет особое значение, так как нередко различная патология выявляется недостаточно полно, что, в свою очередь, приводит к запоздалому назначению лечения и снижению его эффективности [Ананьева, 1986; Руководство ..., 1991]. Однако тесты не получили широкого распространения для оценки состояния здоровья у студентов вузов.

Вышеизложенные положения свидетельствуют

об актуальности темы работы.

Цель исследования - изучение взаимосвязи гуморальных факторов иммунитета в слюне и числе жалоб, отражающих функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем у студентов вуза.

Материал и методы

В исследованиях принимали участие 36 студентов, из них 11 юношей и 25 девушек в возрасте от 20 до 22 лет IV курса химического факультета Пермского государственного научного исследовательского университета.

Экспресс-способ для оценки здоровья у студентов. В результате исследований для оценки состояния здоровья у студентов нами был разработан новый экспресс-способ, основанный на определении гуморальных факторов иммунитета в слюне, позволяющих оценить состояние здоровья здоровых и больных людей. Принцип метода основан на том, что величину неспецифической резистентности организма у студентов оценивали по величине титров антител в слюне к шигеллам Зонне с использованием коммерческого антигенного эритро-цитарного диагностикума [Оценка ..., 1998; Принципы ..., 2000]. Способ отличается простотой исполнения, высокой точностью и 100%-ной безопасностью для обследуемого, так как для забора слюны не требуется специальных условий.

Для исследования величины неспецифической резистентности организма в пробирки брали путем сплевывания 0.6-1.0 мл смешанной слюны, которую дозатором в количестве 0.5 мл переносили в лунки первого ряда планшета для макроварианта постановки реакции пассивной гемагглютинации (РПГА). В лунки первого ряда и последующих рядов приливали по 0.5 мл физиологического раствора натрия хлорида. Слюну каждой пробы раститро-вывали по горизонтали так, что в первой лунке ее разведение было 2-кратное, во второй - 4-кратное и так далее до 10-12 рядов лунок макроварианта планшета. В последующем в каждую лунку добавляли по 0.20-0,25 мл 1% взвеси эритроцитов диа-гностикума. Для этой цели 1.0 мл сухого антигенного эритроцитарного диагностикума разводили в 10 мл физиологического раствора. Одновременно проводили контрольные исследования с физиологическим раствором и иммунной сывороткой, приложенной к эритроцитарному диагностикуму.

Учет реакции проводили по 4-крестной системе:

4+ - все эритроциты были агглютинированы и равномерно покрывали дно лунок;

3+ - агглютинированы почти все эритроциты, на фоне их имелось заметное кольцо из осевших неагглютинированных эритроцитов;

2+ - одновременно с равномерным агглютина-том на дне лунок имелся осадок из неагглютиниро-ванных в виде маленького колечка;

1+ - большинство эритроцитов были не агглютинированы и осели в виде маленького колечка в центре лунки;

0+ - все эритроциты не были агглютинированными и оседали в виде колечка в центре лунки.

Абсолютной величиной титров антител считали последнее разведение слюны, в которой реакции пассивной гемагглютинации оценивали в 3 или 4 креста.

В результате исследований установлено, что методы отличаются простотой исполнения, высокой точностью и 100%-ной безопасностью для обследуемых лиц. Для забора слюны не требуются специальные условия.

Анкетный тест для оценки здоровья у студентов. Для оценки состояния здоровья у студентов был использован скрининг-тест в виде простых вопросов, сгруппированных в виде основных жалоб, наблюдающихся у студентов при наличии отклонений со стороны центральной нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем, при заболеваниях носоглотки и аллергической патологии. Данная анкета широко используется в общеобразовательных учреждениях [Ананьева, 1986; Руководство ..., 1991]. Эта анкета нами была использована для определения состояния здоровья по числу жалоб на функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем у

студентов. Студенты были ознакомлены с содер- жанием анкеты и максимально точно отвечали на

вопросы (табл. 1).

Таблица 1

Анкета для оценки состояния здоровья студентов

Фамилия__________ Имя_______________

_______________________Возраст_________Факультет_________Курс________Группа______________________________

Раздел/ № Вопрос Ответ: «да» Ответ: «нет»

1.1 Головные боли (беспричинные, при волнении, после физической нагрузки и учебы в университете)

1.2 Слезливость

1.3 Слабость, утомляемость после занятий в университете

1.4 Нарушения сна: долгое засыпание, чуткий сон, снохождение, трудное пробуждение по утрам

1.5 Повышенная потливость, появление красных пятен при волнении

1.6 Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела

1.7 Обмороки

2.8 Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение и перебои

2.9 Регулярное повышение артериального давления (АД) до 130 мм.рт.ст. и выше в состоянии покоя

3.10 Насморк три раза в год и чаще

3.11 Кашель три раза в год и чаще в год и чаще

3.12 Потеря голоса три раза в год и чаще

4.13 Боли в животе

4.14 Боли в животе после приема пищи

4.15 Боли в животе до еды

4.16 Тошнота, отрыжка и изжога

4.17 Нарушения стула (запоры, поносы)

4.18 Переболели ли дизентерией?

4.19 Переболели ли болезнью Боткина (гепатитом, желтухой)?

5.20 Боли в пояснице

5.21 Боли при мочеиспускании

6.22 Реакция на продукты питания, запахи, цветы, пыль, лекарства в форме сыпи, отеков, затрудненного дыхания и лихорадки

6.23 Реакция на прививки в форме сыпи, отеков, затрудненного дыхания, лихорадки

6.24 Проявления экссудативного диатеза в форме покраснения кожи, шелушения и экземы

Дата заполнения анкеты________

Подпись, заполнявшего анкету

Оценка анкетного теста. Вопросы 1-7: при положительном ответе на вопросы 1, 2, 3, 5 раздельно или в сочетании (например: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 5 и т. д.) - необходима консультация у терапевта; при положительном ответе на вопросы 4, 6, 7 раз-

Обобщение

дельно или в сочетании (например, 1 и 4; 4 и 6; 3 и

7 и т. д.) - обязательна консультация у невролога, при положительном ответе на 3 и более вопросов данного раздела (в любом сочетании) - обязательна консультация у невролога (табл. 2).

Таблица 2

результатов

Система организма, орган или патология

Центральная нервная система 1 2 3 4 5 6 7

Сердечно-сосудистая система 8 9

Состояние носоглотки 10 11 12

Пищеварительная система 13 14 15 16 17 18 19

Мочевыделительная система и состояние позвоночника 20 21

Аллергия 22 23 24

№ вопросов, отражающих патологию систем и органов

Заключение

Вопросы 8-9: при положительном ответе на 1 та, по показаниям - консультация у кардиолога. или 2 вопроса необходимо обследование у терапев-

Результаты и их обсуждение

Данные о взаимосвязи титра антител в слюне и числа жалоб на состояние центральной нервной системы приведены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, среднее число этих жалоб у испытуемых на состояние центральной нервной системы составляет 283±0.24, индивидуальные величины жалоб колеблются от 0 до 6.

Таблица 3

Зависимость между титром антител и числом жалоб на состояние центральной нервной системы

Группа студентов по величине титра антител в слюне Число студентов Титр антител слюны (М±т) Сумма жалоб на состояние центральной нервной системы

число (М±т) в % к средней величине

3** 8 24±1.98 16-32 225±0.50 0-4 80

4 8 208±15.98* 128-256 263±0.25* 2-4 93

5 5.1 9 811±57.46* 512-1024 267±0.45* 0-4 94

5.2 11 2234±205.62* 2048-4096 327±0.48* 1-6 115

3-5 36 933±160.37 16-4096 283±0.24 0-6 100

Примечания: 1) испытуемых с очень низким титром (2 и менее) и низким (4-8) не выявлено; 2) *Р<0.05 по сравнению с показателями студентов третьей группы; 3) в числителе отражен средний показатель (М) и средняя ошибка (±т), в знаменателе - индивидуальные показатели; 4) среднее число жалоб в каждой группе подсчитано на 100 студентов.

При статистической обработке результатов исследования вычисляли среднюю арифметическую (М) на 100 обследуемых, среднюю ошибку (±т), коэффициент достоверности по Стьюденту (Р) и коэффициент ранговой корреляции (г).

Меньше всего жалоб наблюдается у студентов со средней величиной титров антител в слюне, и их величина равняется 225±0.50 (80% к средней величине). По мере повышения содержания антител в слюне повышается число жалоб у испытуемых на состояние центральной нервной системы, и наибольшее их количество определяется у лиц, отнесенных к пятой группе (5.2. подгруппа), и ве-

личина этого симптома равняется 327±0.48 (115%). При этом выявлена прямая корреляционная связь между содержанием антител в слюне и числом жалоб на состояние центральной нервной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системы (г=+ 0.80±0.208, Р<0.05). ___

Взаимосвязь титра антител в слюне и числа жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы видна из табл. 4.

Таблица 4

Зависимость между титром антител в слюне и числом жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы

Группа студентов по величине титра антител в слюне Число студентов Титр антител слюны (М±т) Сумма жалоб на состояние центральной нервной системы

число (М±т) в % к средней величине

3** 8 24±1.98 16-32 38±0.12* 0-1 55

4 8 208±15.98* 128-256 88±0.25* 0-2 128

5 5.1 9 263±0.25* 2-4 78±0.22* 0-2 113

5.2 11 811±57.46* 512-1024 73±0.21* 0-2 106

3-5 36 933±160.37 16-4096 69±0.08 0-2 100

Примечания: 1) испытуемых с очень низким титром (2 и менее) и низким (4-8) не выявлено; 2) *Р<0.05 по сравнению с показателями студентов третьей группы; 3) в числителе отражен средний показатель (М) и средняя ошибка (±т), в знаменателе - индивидуальные показатели; 4) среднее число жалоб в каждой группе подсчитано на 100 студентов.

Как видно из табл. 4, среднее число этих жалоб у испытуемых на состояние сердечно-сосудистой системы составляет 69±0.08 (100%), индивидуальные величины жалоб колеблются от 0 до 2.

Меньше всего жалоб наблюдается у студентов со средней величиной титров антител в слюне, и

их величина равняется 38±0.12 (55% к средней величине жалоб). По мере повышения содержания антител в слюне увеличивается число жалоб у испытуемых на состояние сердечно-сосудистой системы, и с соответственно у студентов четвертой группы с высокими титрами антител их величина

равняется 88±0.25 (+128%), у пятой группы: 5.1 и 5.2 - 78±0.22 (113%) и 73±0.21 (106%). Разница между числом жалоб на состояние сердечно-сосудистой системы у студентов третьей группы и других групп имеет статистически достоверный характер (Р < 0.05).

Таким образом, оптимальным для состояния здоровья студентов является средняя величина титра антител в слюне, равняющая от 16 до 64. По мере повышения гуморальных факторов иммунитета в слюне вероятность повышения жалоб на состояние здоровья у испытуемых повышается.

Выводы

Апробированы и использованы для определения состояния здоровья, в том числе центральной нервной и сердечно-сосудистой и других систем две методики: экспресс-способ и анкетный тест, отличающиеся простотой исполнения, точностью, экономичностью и безопасностью для обследуемых.

Выявлено, что наименьшее число жалоб на состояние здоровья у испытуемых со средней величиной титров антител. По мере повышения титров антител в слюне увеличивается число жалоб на состояние здоровья у студентов.

Полученные результаты исследований позволяют рекомендовать экспресс-способ и анкетный тест для определения состояния здоровья и отбора студентов вуза, которым показана медицинская, психологическая и педагогическая реабилитация.

Библиографический список

Адо А.Д., Ишимова Л.М. Патологическая физиология. М.: Медицина, 1973. 563 с.

Ананьева Н.А. Организация диспансеризации школьников на основе программы скрининг-тестов // Медицинская сестра. 1986. № 2. С. 41-44.

Долгих В. Т. Основы иммунопатологии. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 320 с.

Коваленко В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М.: Полиграф-сервис, 2002. С. 43-66.

Оценка неспецифической защиты организма по определению гуморальных факторов в слюне (методические рекомендации) / В.А. Черешнев [и др.]. Пермь, 1998. 20 с.

Принципы оценки естественной резистентности организма в норме и при патологии / Л. А. Мозговая [и др.]. Пермь: Перм. гос. мед. академия, 2000. 14 с.

Руководство для среднего медицинского персонала школ / Н.А. Ананьева [и др.]. М.: Медицина, 1991. 208 с.

Сиротинин Н.Н. Реактивность и резистентность организма // Многотомное руководство по патологической физиологии. М.: Медицина, 1966. Т. 1. С. 346-373.

Тареев Е.М., Сумароков А.В., Мухин Н.А. Внутренние болезни М.: Медицина, 1993. Т. 1. 640 с.

Шляхов Э.Н., Андриеш Л.П. Иммунология. Кишинев, 1985. 280 с.

Поступила в редакцию 17.09.2013

Express-methods of evaluation of health of University students V. P. Rochev, doctor of medicine, professor

Perm State University. 15, Bukirev str., Perm, Russia, 614990; biodean@psu.ru; +7-9082720847

The dependence between the titers of antibodies saliva and the amount of complaints to the health of University students. It is established that the most healthy are available for students with average values titers of antibodies in saliva: from 16 to 64 in the reaction of passive haemagglutination. As you increase the titer of antibodies in saliva, a deterioration of the health status of students.

Key words: express-methods of evaluation; health; students of the University.

Рочев Валерий Павлович, доктор медицинских наук, профессор

ФГБОУВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.