Научная статья на тему 'Зависимость интеллектуального развития слабослышащих школьников от условий воспитания'

Зависимость интеллектуального развития слабослышащих школьников от условий воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сурдопедагогика / слабослышащий / слабослышащий ребенок / нарушения слуха / интеллектуальное развитие / диагностика интеллектуального развития / младший школьный возраст / подростковый возраст / тест векслера

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щурова Ю. Е.

Работа посвящена изучению динамики интеллектуального развития от младшего школьного к подростковому возрасту слабослышащих детей, воспитывающихся в семье и интернате. Основной инструмент экспериментального исследования тест Векслера для детей и обучающая диагностическая методика Ю. В. Карпова, Н. Ф. Талызиной. Автором выявлены и подробно анализируются последствия негативного влияния длительного пребывания ребенка в учреяедении интернатного типа на его интеллектуальное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is dedicated to the research of the dull hearing junior and senior schoolchildren"s intellectual development dynamics defined by upbringing in a family or in a boarding school. The main instrument of the investigation is WISC and the training diagnostic method of U. V. Karpov and N. F. Talyzina. The author reveals and analyses in details the consequences of the negative influence of the children"s long stay in boarding schools on their intellectual development.

Текст научной работы на тему «Зависимость интеллектуального развития слабослышащих школьников от условий воспитания»

Ю. Е. Щурова

ЗАВИСИМОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ

Работа представлена кафедрой общей и возрастной психологии Орловского государственного университета.

Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Т. Г. Богданова

Работа посвящена изучению динамики интеллектуального развития от младшего школьного к подростковому возрасту слабослышащих детей, воспитывающихся в семье и интернате. Основной инструмент экспериментального исследования - тест Векслера для детей и обучающая диагностическая методика Ю. В. Карпова, Н. Ф. Талызиной. Автором выявлены и подробно анализируются последствия негативного влияния длительного пребывания ребенка в учреждении интернатного типа на его интеллектуальное развитие.

The work is dedicated to the research of the dull hearing junior and senior schoolchildren’s intellectual development dynamics defined by upbringing in a family or in a boarding school. The main instrument of

the investigation is WISC and the training diagnostic method of U. V. Karpov and N. F. Talyzina. The author reveals and analyses in details the consequences of the negative influence of the children’s long stay in boarding schools on their intellectual development.

По данным отечественной и зарубежной статистики, число людей с нарушениями слуха увеличивается. Проведенные в различных странах исследования показали, что 4-6% от населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение1. Становится больше и число лиц со сниженным слухом в возрастной группе после 5-10 лет. В силу отдаленности и значимости социальных и личностных последствий изучение интеллекта в детском возрасте в период усиленного его развития в процессе обучения особенно важно и волнует не только психологов, работающих с данной категорией детей, но и педагогов, родителей.

Обзор современной научной литературы показывает, что до сих пор не существует единой точки зрения на решение этой проблемы, что затрудняет теоретическую и практическую работу в данном направлении.

Ситуация осложняется тем, что на интеллектуальное развитие ребенка влияет такой фактор, как обучение его в учреждении интернатного типа. Родители, узнав о нарушении слуха у ребенка, помещают его в специальное детское учреждение в срав -нительно раннем возрасте и перестают принимать достаточное участие в его обучении и воспитании. Зачастую это делается из-за неумения справляться с задачами обучения. Кроме того, специальные учреждения имеются лишь в крупных городах, что вынуждает родителей расставаться с детьми на длительный срок.

Складывающееся противоречие между востребованностью знаний о развитии интеллекта слабослышащих детей и подрост -ков, воспитывающихся в различных условиях, и их недостаточностью в современной психологии предопределяет теоретическую актуальность данной проблемы. Значимость прикладных аспектов исследования

предопределяется противоречием между необходимостью опираться на знание об особенностях интеллекта слабослышащих детей при разработке стратегий обучения и воспитания и отсутствием необходимых сведений.

В ходе экспериментального исследования нами использовалась батарея психодиагностических методик. Основной инструмент - тест Векслера ^^С) для детей, включающий вербальные и невербальные субтесты2 и обучающая диагностическая методика Ю. В. Карпова, Н. Ф.Талызиной3. Полученные в ходе исследований данные подвергались статистической обработке на основе методов корреляционного анализа и определения достоверности различий по критерию Стьюдента.

Исследование проводилось на выборке из 90 слабослышащих детей и подростков в возрасте 9-10 и 14-15 лет, обучающихся во II отделении школы-интерната для слабослышащих детей г. Орла и II отделении школы интерната № 22 для слабослышащих и позднооглохших детей г. Москвы. Из них 57 человек круглосуточно пребывали в интернате, 33 человека после занятий уходи -ли домой.

По результатам анализа полученных в ходе исследования данных были сделаны следующие выводы.

Для младших школьников, воспитывающихся в семье, характерен достоверно более высокий, чем для детей, воспитывающихся в интернате, объем и уровень относительно простых знаний, в связи с тем что они имеют больше возможностей для его спонтанного приобретения.

В подростковом возрасте различия, выявленные между детьми, воспитывающимися в семье и в интернате, увеличиваются. Подростки, воспитывающиеся в семье, значительно превосходят своих сверстников, воспитывающихся в интернате, по объему

24 1

и уровню имеющихся у них знаний, у них лучше развиты навыки счета и оперирования числовым материалом, характерен более высокий уровень развития не только номинативной, но и регулирующей функции речи. Объем оперативной памяти в группе подростков, воспитывающихся в семье, значительно выше, что связано, вероятно, с более развитой способностью к произвольной активации и концентрации внимания. У них лучше, чем у подростков, воспитывающихся в интернате, развиты способности, включенные в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах, сами зрительные образы более дифференцированы.

Слабослышащие младшие школьники, воспитывающиеся в интернате, по тесту Векслера не достигают среднего уровня интеллектуального развития, что составляет 85,50 оценочной единицы. Показатель их вербального интеллекта составляет 76,46, невербального - 98,46 оценочной единицы. Слабослышащие младшие школьники, воспитывающиеся дома, характеризуются более высоким показателем интеллектуального развития, достигающим среднего уровня - 92,77 оценочной единицы. Показатель их вербального интеллекта - 86,58 оценочной единицы, невербального - 102,19.

В подростковом возрасте различия между группами школьников, воспитывающихся дома и в интернате, по вербальному интеллектуальному и общему интеллектуальному показателю увеличиваются.

Уровень понимания и воспроизведения сложных словесных инструкций у детей, воспитывающихся родителями, в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту достигает более вы -сокого значения, чем у детей, обучающихся в интернате, они достигают более высокого уровня саморегуляции мыслительных действий.

При обследовании с помощью методики Ю. В. Карпова, Н. Ф. Талызиной, слабослышащих школьников 9-10 лет, воспи-

тывающихся в семье, было выявлено, что 45% испытуемых находятся на стадии наглядно-образного мышления, 35% - на стадии словесно-логического и 20% - наглядно-действенного. Среди слабослышащих школьников, воспитывающихся в интернате, 62% находятся на стадии наглядно-образного мышления, 19% - на стадии словесно-логического, 19% - наглядно-действенного. Таким образом, большинство слабослышащих детей обеих групп находятся на стадии наглядно-образного мышления. Но в группе школьников, воспитывающихся дома, гораздо большее количество испытуемых, чем в группе школьников, воспитывающихся в интернате, уже перешло на стадию словесно-логического мышления, что соответствует возрастной норме для детей с сохранным слухом.

Среди слабослышащих школьников 1415 лет, воспитывающихся в семье, 67% находятся на стадии словесно-логического мышления, 33% - на стадии наглядно-образного и никто на стадии наглядно-действенного. 43% слабослышащих школьников, воспитывающихся в интернате, находятся на стадии словесно-логического мышления, 40% учащихся - на стадии наглядно-образного и 12% - наглядно-действенного. Следовательно, большинство слабослышащих подростков, воспитывающихся дома, перешли на стадию словесно-логического мышления, а большая часть школьников, воспитывающихся в интернате, еще находится на стадии наглядно-образного.

По результатам корреляционного ана-лиза у школьников, воспитывающихся в интернате, вербальные и невербальные ком -поненты интеллекта в большей степени связаны друг с другом, чем у детей, воспитывающихся в семье, что, вероятно, является следствием некоторой социальной и сенсорной депривации, возникающей при длительном пребывании в учреждении интернатного типа и отражающейся на его когнитивном развитии.

При переходе от младшего школьного к подростковому возрасту происходит бо-

лее быстрое развитие когнитивных структур у школьников, воспитывающихся в семье, чем у школьников, воспитывающихся в интернате, так как у последних продолжаются процессы дифференциации между всеми рассматриваемыми интеллектуальными показателями и отдельно между вербальными и невербальными субтестами. У подростков, воспитывающихся дома, процессы дифференциации между вербальными и невербальными составляющими интеллекта завершены.

В обеих группах слабослышащих школьников показатель успеваемости связан как с вербальными, так и с невербальными компонентами интеллекта. В группе младших школьников, воспитывающихся в семье, и подростков, воспитывающихся в интернате, выявлена зависимость успеваемости не только от номинативной функции речи, но и от регулирующей. Следовательно, взаимосвязь показателя успеваемости и регулирующей функции речи, характерная уже для младших школьников, воспитывающихся в семье, у детей, воспитывающихся в интернате, проявляется только к подростковому возрасту, что свидетельствует о некоторой задержке в развитии у них данной речевой функции, а также о том, что воспитание ребенка в семье способствует полному всестороннему развитию речи и всех ее функций.

Таким образом, для слабослышащих младших школьников, воспитывающихся в интернате, характерны более низкие пока-

затели школьной успеваемости, невербального, общего и вербального интеллекта, чем для детей, воспитывающихся дома. Слабослышащие дети, воспитывающиеся в семье, существенно опережают своих сверстников, воспитывающихся в интернате, по уровню общей осведомленности. Большинство слабослышащих детей обеих рассматриваемых групп находятся на стадии наглядно-образного мышления, но у детей, воспитывающихся в семье, быстрее осуществляется переход стадию словесно-логи-ческого. В дальнейшем при условии постоянного пребывания ребенка в интернате выявленные тенденции и особенности развития усиливаются, что может отрицательно отразиться на процессах социализации школьников. Длительное пребывание ребенка в специальном детском учреждении негативно влияет на его интеллектуальное развитие и сказывается на уровне развития речи, особенно ее регулирующей функции.

Полученные в исследовании данные могут быть использованы в работе педагогов и методистов школ для слабослышащих детей в целях оптимизации процесса обучения. Апробированные в исследовании методики могут применяться специальными психологами в школах для детей с нарушениями слуха, для диагностики их интеллектуального развития, выявления взаимосвязей в развитии мышления и речи и построения коррекционных программ при работе со слабослышащими младшими школьниками и подростками.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2 Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант): Методическое руководство. СПб., ГП «ИМАТОН», 2001.

3 Карпов Ю. В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 52-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.