Научная статья на тему 'Завершилась работа ІІ Конгресса РОПРЯЛ'

Завершилась работа ІІ Конгресса РОПРЯЛ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Завершилась работа ІІ Конгресса РОПРЯЛ»

РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ...

ЗАВЕРШИЛАСЬ РАБОТА П КОНГРЕССА РОПРЯЛ

26—28 октября в Санкт-Петербургском государственном университете прошел П Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) «Русский язык и культура в пространстве Русского мира».

Конгресс проводился при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Русский язык 2006—2010 гг.»

В Конгрессе приняли участие около 300 ведущих ученых и профессоров из 27 университетов Российской Федерации, Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина, а также зарубежные коллеги из Болгарии, Польши, Эстонии, Таджикистана.

Научные заседания на Конгрессе проходили по семи направлениям, обозначившим наиболее актуальные вопросы современной российской словесности.

Направление 1. «Государственная политика в области укрепления позиций русского языка в Российской федерации и за рубежом». Председатели: Л.А. Вербицкая, президент РОПРЯЛ, Е.Е. Юрков, вице-президент РОПРЯЛ.

Докладчики проф. Ю.Е. Прохоров (ректор Института русского языка им. А.С. Пушкина), проф. В.Н. Белоусов (МГЛУ), проф. Л.Г. Бабенко (Уральский государственный университет), доц. Е.Е. Юрков (директор Института русского языка и культуры филологического факультета СПбГУ) в своих выступлениях представили анализ современного состояния русской речи и функционирования русского языка в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, а также обозначили пути и средства влияния на позитивные тенденции в освоении русского языка молодыми соотечественниками и гражданами зарубежных стран.

Направление 2. «Лингвокультурные доминанты русского мира». Председатели: проф. Ю.Е. Прохоров, проф. В.М. Шаклеин, проф. В.Г. Костомаров, проф. Е.Е. Зиновьева.

Доклады в рамках данного направления были сфокусированы на лингвокультурологическом аспекте широкого спектра языковых явлений — от словообразовательных процессов до ментально-культурных составляющих целого текста.

Проблематика докладов и их содержание не только подтвердили неослабевающее активное внимание исследователей к национально-специфичным феноменам российского лингвокультурного пространства, но и показали высокий статус данного направления в современной научной парадигме.

Направление 3. «Русский язык в разных сферах общения». Председатель: проф. К.А. Рогова (СПбГУ).

Ведущие доклады были посвящены одной теме: русская разговорная речь, ее отношение к литературному языку, функциональным стилям, связям с другими устными формами национального языка. В результате обсуждения было принято решение посить провести семинар/симпозиум на тему «Современная разговорная речь».

Направление 4. «Русский язык и культура русской речи». Председатель: проф. В.В. Химик (СПбГУ)

Предметом выступлений в рамках данного направления были вопросы речевой коммуникации в лингводидактическом преломлении. Особенности русской интонации, новообразования в лексике, речевое поведение в интернет-коммуникации, процессы вхождения речевых приемов в языковую практику рассматривались докладчиками под углом зрения формирования коммуникативной и риторической компетенции учащихся. Выступающие указывали на важность в этой деятельности учебных дисциплин, направленных на обучение русскому языку и культуре речи, стилистике деловой речи, русскому речевому этикету студентов разных специальностей, в том числе и студентов технических вузов.

Направление 5. «Лингвистические основы описания русского языка в учебных целях». Председатели: проф. В.А. Степаненко, доц. Т.И. Попова.

В докладах данного направления были рассмотрены теоретические основы обучения грамматике в преподавании РКИ, были рассмотрены различные модели обучения и единицы обучения. Особое внимание было уделено функциональному описанию языка, базирующемуся на лингвистическом опыте овладения иностранными языками учащимися и сопоставительном подходе при моделировании условий выбора той или иной грамматической формы (проф. В.Ю. Копров). В докладе проф. К.А. Роговой было подчеркнуто, что единицей обучения должно быть не предложение, а сложное синтаксическое целое как «ритмическая единица мозга», связанная с темой и стоящей за ней ситуацией. Доц. И.В. Одинцова обратила внимание на когнитивный аспект обучения РКИ, предложив в качестве основы обучения фреймовй подход.

Направление 6. «Методика преподавания русского языка: родного, неродного, иностранного». Председатели: проф. Н.А. Любимова, проф. А.Н. Щукин.

Доклады, сделанные в рамках данного направления, обнаружили, с одной стороны, следование традициям и достижениям российской методической науки, с другой стороны, показали разнообразие творческих профессиональных подходов к формированию различных видов компетенции учащихся при овладении ими русским языком. Докладчики представили используемые в обучении модели и технологии, современные средства обучения, рассказали о новых учебниках и учебных пособиях, программах и учебных материалах, которые убедительно подтверждают активность новых методических поисков в профессиональной среде преподавателей русского языка.

Направление 7. «Русская литература: проблемы изучения и преподавания». Председатели: проф. Т.Г. Браже, проф. В.П. Абрамов, проф. А.Н. Долгенко.

Участники Конгресса представили результаты научных исследований, посвященных особенностям поэтики писателей в широком диапазоне стилей и направлений. Содержание докладов подчеркнуло непреходящее значение русской классической и современной литературы как уникального феномена Русского мира. Значительное внимание в ходе заседаний уделялось проблемам изучения восприятия текстов художественной литературы и поиску адекватных подходов и приемов их интерпретации, направленной на выявление смысла. Методический вектор докладов был направлен на проблемы отбора художественных текстов, построения заданий с учетом лингвокультурного потенциала произведений, обучения чтению и восприятию образной, эстетической составляющей литературного текста.

В рамках Конгресса было проведено два круглых стола.

Круглый стол «Современные технологии как средство оптимизации обучения языку». Ведущие: проф. Э.Г. Азимов (ГИРЯ им. А.С. Пушкина), проф. Л.В. Московкин (СПбГУ).

Участники круглого стола обсудили проблемы современного состояния и перспектив использования компьютерных технологий в лингводидактическом тестировании, применения технологий электронного обучения в процессе формирования коммуникативных компетенций иностранных учащихся, новых технологий обучения РКИ в условиях дистанционного обучения. Продуктивность дискуссии, актуальность обсуждаемых вопросов убедила всех присутствующих в целесообразности проведения нового научного собрания по данной проблематике.

Круглый стол «Ценности и традиции Русского мира в практике преподавания русского языка и литературы». Ведущие: Л.А. Вербицкая, президент РОПРЯЛ, президент СПбГУ, председатель Попечительского совета Фонда «Русский мир»; Е.Е. Юрков, вице-президент РОПРЯЛ, член Попечительского совета Фонда «Русский мир», директор Института русского языка и культуры филологического факультета СПбГУ.

Выступавшие на заседании представили доминанты русской концептосферы в аспекте лингводидактического описания, подчеркнули значимость диалога культур в преподавании РКИ и возможные формы развития такого диалога, продемонстрировали содержание и специфику отражения историко-культурной и социокультурной информации в учебной литературе и словарях, а также заострили внимание на значимости формирования лингвокультурной компетенции как российских, так и иностранных учащихся.

И.М. Вознесенская,

ст. научный сотрудник

Института русского языка и культуры СПбГУ,

Т.И. Попова,

зам. директора серетариата РОПРЯЛ

по научной работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.